Завтра многие мусульмане мира будут отмечать окончание месяца Рамадана, праздник разговения, Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам). Ид аль-Фитр – это один из двух самых значимых дней в исламском календаре. Он празднуется в первый день месяца шавваль, десятого месяца мусульманского лунного календаря. В этот день мусульмане выражают радость и благодарят Всевышнего за то, что Он дал им возможность исполнить свою обязанность – держать пост и совершить другие праведные дела в течение месяца Рамадан.
Достоинства поклонения в ночь перед праздником
Сообщается, что наш Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Сердце того, кто будет бодрствовать в ночь, предшествующую двум дням Ид (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха), не умрет в день, когда сердце каждого погибнет» (Ибн Маджа).
Это можно понимать, что сердце такого человека не попадет под влияние зла и разложения, а также означает, что он не погибнет в Судный день.
День Ид аль-Фитр
Известно, что наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Ночь на праздник называется Лайлатуль-Джаиза (Ночь вознаграждения). На утро праздника Аллах посылает ангелов во все концы земли, где они собираются на дорогах, взывая голосами, которые слышат все, кроме людей и джиннов: «О умма Мухаммада (мир ему и благословение), выходите из своих домов навстречу своему Господу, который есть благой и милостивый, кто дает множество даров и прощает грехи».
Когда люди собираются на место совершения праздничного намаза, Аллах говорит ангелам: «Какая награда полагается работнику, исполнившему свою службу?» Ангелы отвечают: «О Господь и Владыка, это только справедливо, если он (этот работник) получит вознаграждение за свою службу».
Тогда Аллах говорит ангелам: «Я призываю вас в свидетели, мои ангелы, что за то, что они (люди) постились в течение месяца Рамадан и выстаивали молитвы ночью, Я предоставляю им в качестве награды Свое довольство и дарую Свое прощение. О, Мои рабы, Я клянусь Своим величием, о чем бы вы не попросили бы Меня в этот день для будущей жизни, Я дам вам, и о чем бы вы не попросили в мирских делах, Я дарую вам. Клянусь Своим величием, что пока вы будете подчиняться Моим велениям, Я буду покрывать ваши ошибки. Клянусь Моим величием, что Я не упомяну вас среди грешников и неверующих. Идите сейчас отсюда прощенными. Вы порадовали Меня, и Я доволен вами» (ат-Таргиб)
Ангелы, видя такую большую награду, дарованную умме Мухаммада (мир ему и благословение) в день Ида очень рады и счастливы».
Суннаты праздничного дня
• Рано встать.
• Совершить полное омовение перед тем, как пойти на праздничный намаз
• Почистить зубы с использованием мисвака,
• Одеть чистую или новую одежду,
• Использовать благовония,
• Съесть что-нибудь сладкое (к примеру, финики) перед тем, как пойти к месту совершения праздничной молитвы.
• Отдать закят аль-фитр перед совершением праздничной молитвы,
• Пойти к месту совершения праздничной молитвы пораньше.
• Совершить праздничную молитву с джамаатом, за исключением случаев, когда не позволяет погода (сильный дождь, снег и др).
• Использовать разные дороги на пути к совершению праздничной молитвы и возвращаясь обратно домой.
• Произносить следующий такбир на пути к месту проведения Ид-намаза: «Аллаху-Акбар, Аллаху-Акбар. Ла иляха илляЛЛах. Аллаху Акбар, Аллаху-Акбар, ва лиЛЛяхиль-хамд». (Аллах велик, Аллах велик. Нет Бога, кроме Аллаха. Аллах величайший, Аллах величайший. И вся хвала Всевышнему Аллаху)
Молитва Ид состоит из двух ракаатов с дополнительными шестью такбирами — три дополнительных такбира совершают в начале первого ракаата (после чтения дуа «сана»), а ещё три — перед руку (поясным поклоном) во втором ракаате.
(Советы посещения праздничной молитвы касаются мужчин, женщинам посещать мечети в этот день нежелательно, им следует прочитать праздничную молитву дома, в кругу семьи).
Советы – как лучше провести день праздника
• Не забывайте о довольстве Аллаха и придерживайтесь шариата во время праздника и после него.
• Оденьте красивую и чистую одежду (не обязательно новую), но избегайте излишней и показной роскоши.
• Избегайте переедания и других действий во время праздника, которые не имеют никакой пользы.
• Посетите бедных, нуждающихся, сирот, больных и престарелых.
• Поддерживайте и укрепляйте родственные узы, особенно в этот день — Посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал: «Всякому, кто хочет, чтобы его ризк (средства к существованию) увеличивался и его жизнь продолжалась долго, следует относиться к родственникам по доброму».
• Не забудьте угнетенных, бедных и нуждающихся мусульман во всех частях мира в ваших дуа и благих делах.
По материалам сайта Jamiatul Ulama
تقبل الله منا و منكم
В случае если айт намаз приходится на пятницу в ханафитском и маликитском мазхабе является обязательным совершить джума после праздничного намаза. В шафиитском мазхабе это так же обязательно, кроме как для людей, которые живут не в самом городе, а рядом с ним — в поселках и деревнях за границами города — им можно не возвращаться в город для джума и прочитать дома зухр.
У ханбалитов, согласно одному из мнений, тем людям, которые совершили праздничный намаз, можно пропустить жума прочитав дома зухр, кроме имама, он обязан прийти и провести пятничный намаз, если соберется достаточное количество людей. Поэтому мусульманам следующим ханафитской школе не позволяется пропускать джума намаз в день праздника.
بسم الله الرحمن الرحيم إذا وافق يومُ العيد يومَ جمعة لا تسقط صلاة الجمعة بصلاة العيد، لأن صلاة العيد سنة مؤكدة، بينما صلاة الجمعة فريضة محتمة، والسنة لا تُسقط الفريضة ولا تجزئ عنها، وذلك لقول الله عز وجل:(يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ)الجمعة/9. وقد حدث في عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم أن وافق يومُ العيد يومَ الجمعة، فكان هدي النبي صلى الله عليه وسلم فيه أنه صلى الصلاتين، وخطب الخطبتين، ولم يترك الجمعة ولا العيد، وذلك أمر مشهور معروف في كتب السنة والحديث. وهو ما ذهب إليه جماهير فقهاء المسلمين من الحنفية والمالكية والشافعية ورواية عند الحنابلة. وإنما رخص رسول الله صلى الله عليه وسلم في ترك الجمعة ذلك اليوم لأهل العوالي الذين بعدت منازلهم عن المسجد النبوي، ويشق عليهم الذهاب والإياب مرتين للصلاتين، فرخص لهم أن يصلوا الظهر في أحيائهم، وذلك في قوله صلى الله عليه وسلم: (قَدْ اجْتَمَعَ فِي يَوْمِكُمْ هَذَا عِيدَانِ؛ فَمَنْ شَاءَ أَجْزَأَهُ مِنْ الْجُمُعَةِ، وَإِنَّا مُجَمِّعُونَ) رواه أبو داود. وقد حمل جمهور العلماء من الحنفية والمالكية والشافعية هذا الحديث على أنه واردٌ في حق من أتى لصلاة العيد من خارج المدينة المنورة؛ ممن لا تجب عليهم الجمعة ابتداءً؛ كونهم قاطنين خارج المدن والعمران، فهؤلاء إن انتظروا حتى يصلوا الجمعة كان في ذلك مشقة عليهم، وكذلك لو رجعوا إلى أهلهم ثم جاؤوا لصلاة الجمعة؛ فرخص لهم حينئذ في ترك الجمعة. ولذلك كله فالاحتياط للدين يقضي بالمحافظة على الصلاتين في ذلك اليوم، وأما ما ذهب إليه بعض فقهاء الحنابلة: أنَّ مَن صلى العيد لا يطالب بصلاة الجمعة مطلقًا، وإنما يصلي الظهر: فهو على خلاف الأحوط والأبرأ للذمة. وأما القول بسقوط صلاة الظهر فهذا لم يقل به أي مذهب من مذاهب أهل السنة، وهو مخالف للنصوص الموجبة للصلوات الخمس في اليوم والليلة، فلا يجوز العمل به، ولا تقليده، ولا الإفتاء به، ولا عبرة بما ورد في بعض الروايات من أحاديث تنسب إلى بعض الصحابة، ظاهرها إسقاط الظهر إذا اجتمع العيدان؛ فهذه الآثار لا تثبت سندًا، وليس في متونها دلالة على هذا القول الغريب، ولو ثبتت فهي معارضة بالأدلة القطعية المصحوبة بإجماع المسلمين على وجوب الخمس صلوات في اليوم والليلة فتقدم عليه في نظر أهل العلم. فلا فسحة للجدل والخلاف الذي يُفرِّق صفوف المسلمين وهم يستقبلون أيام العيد السعيد، بل الواجب العمل بالمحكمات، وترك المتشابهات، والتسليم بما استقرت عليه مذاهب المسلمين المتنوعة ؛ والله تعالى أعلم.منقول Если праздничная молитва выпадает на пятницу, то это не снимает обязанность совершения пятничной молитвы согласно ханафитскому, маликитскому, шафиитскому мазхабам, а также одной из передач в ханбалитском мазхабе, потому как праздничная молитва — это сунна, а пятничная молитва — это фард, а фард не снимается сунной. Что касается хадиса о том, что Пророк (мир ему и благословение) отпустил посетивших праздничную молитву, не обязав их совершать пятничную, то согласно большинству учёных это было потому, что они были жителями мединских окрестностей, на которых не было обязанности совершения молитвы. Согласно же ханбалитскому мазхабу, если праздничная молитва выпадает на пятницу, то совершать пятничную молитву не нужно.