Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Пост в Рамадан, а затем [в течение] шести дней в Шаввале подобен непрерывному посту» («Сахих» Муслима).

Это связано с тем, что за такие дела положена как минимум десятикратная награда. И поэтому пост в Рамадан подобен посту в течение трехсот дней по награде, а шесть дней в Шаввале подобны шестидесяти дням по награде. И это разъяснил сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в другом хадисе: «Пост в Рамадан подобен посту в течение десяти месяцев, а пост в течение шести дней в Шаввале подобен посту длиной в два месяца. И это подобно посту в течение всего года» («Сунан» Насаи).

Почему же такая огромная награда полагается за пост в эти дни Шавваля? Причина в том, что основа религии Ислам – это подчинение. А смысл нашей религии – получение духовного и душевного покоя через подчинение повелениям Всевышнего Аллаха. И пост длиной в шесть дней после продолжительного поста длиной в 29-30 дней по 16-18 часов в день – это проявление твоего подчинения и довольства Аллахом. И это проверка нашей решимости и силы веры. И это критерий различения тех, кто близок к Аллаху, и тех, кто еще ближе. Только те, кто погружен в любовь к Аллаху, могут пройти это испытание.

Связь между шестью днями поста в Шаввале и постом в Рамадан подобна связи между обязательными намазами и желательными: они дополняют и завершают другие. Дополнительные намазы устраняют изъяны и недостатки в обязательных молитвах. Таким же образом шесть дней поста в Шаввале устраняют недочеты и изъяны в наших постах в месяц Рамадан.

В Шариате многие дела установлены именно для устранения различных изъянов обязательного поклонения. Во время умры необходимо совершить два ракаата намаза после тавафа. После совершения са`ю также желательно совершить два ракаата. Множество хадисов побуждает нас давать дополнительную милостыню. Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) повелевал торговцам давать милостыню в часы закрытия их торговли. Еще Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) совершал истигфар, если приходилось отменять встречу. И все эти действия выстраивают мост между полноценным и совершенным делом и незаконченным делом, полным изъянов.

Большинство ученых считает пост в течение шести дней в месяц Шавваль желательным: имам Абу Ханифа, имам Шафии и имам Ахмад (аль-Мугни, 4/438).

Однако имам Малик считал иначе. Он полагал, что простым людям нежелательно поститься в эти дни, потому что они могут начать считать, что это часть обязательного поста в месяц Рамадан (Мавахиб аль-Джалиль, 3/329).

Шафиитские ученые рекомендуют поститься в этот месяц все шесть дней подряд. Они вынесли это решение из хадиса, передаваемого ат-Табарани, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поститься шесть дней подряд после Ид аль-Фитр подобно посту в течение всего года».

Что касается ханафитских ученых и ханбалитских, то они оставили выбор за человеком: если он хочет, то может поститься подряд шесть дней; если же нет, то может делать это в произвольном порядке. Ханафитские и хабалитские ученые отнесли вышеупомянутый хадис ат-Табарани к числу слабых хадисов. И, в свою очередь, они приводят хадис из «Сахих» Муслима, где эти дни не конкретизируются. А значит, это могут быть любые шесть дней из Шавваля (Мугни аль-Мухтадж, 1/654; Радд аль-Мухтар, 3/422; аль-Мугни, 4/438).

Лучше всего будет, безусловно, поститься эти шесть дней подряд, чтобы соответствовать всем существующим мнениям.

Если кто-то будет восполнять пропущенные посты (када), то есть надежда, что Всевышний Аллах также дарует ему награду и за шесть дней Шавваля. Но лучше будет отдельно восполнить пропущенные посты и отдельно держать желательный пост в течение шести дней месяца Шавваль (Мугни аль-Мухтадж).

darulfiqh.com