Ханафитский мазхаб
1) Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари. Великий ученый по хадису, самый старший ученик Имама Абу Ханифы и также ученик Имама Малика. Первый, кто получил титул «кади аль-куда» (главный судья) в Исламе. Умер в 182 г.х.
2) Мухаммад ибн Абдуллах ибнуль-Мутанна. Потомок Анаса ибн Малика, известнейшего сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он был кади (Шариатский судья) в г. Басра, также был учителем по хадису у таких Имамов как Бухари, Ахмад ибн Ханбал, Яхья ибн Маин и др. Умер в 215 г.х.
3) Ахмад ибн Мухаммад, Абу Джафар ат-Тахави. Он был имамом в хадисе и Исламском праве (фикх), автор сборников хадисов «Мушкиль Асар», «Шарх маани аль-Асар» и др. Некоторые ученые считали, что он достиг уровня муджтахида. Умер в 321 г.х.
4) Абу Бакр, Ахмад ибн Али, ар-Рази, аль-Джассас. Он был имамом в Исламском праве (фикх) и хадисе, автор тафсира «Ахкам уль-Куран» и других книг. Умер в 370 г.х.
5) Джамалуддин, Абдуллах ибн Юсуф, аз-Зайлай. Он был имамом в хадисе и Исламском праве (фикх), автор «Насбур Райа». Умер в 762 г.х.
6) Махмуд ибн Ахмад, аль-Бадр, аль-Айни. Он автор «Умдатуль Кари», известного многотомного комментария на Сахих Бухари и некоторых других книг. Умер в 855г.х.
7) Мухаммад ибн Абдульвахид, Камалуддин, «Ибн Хумам». Он был известен как эксперт в каждой шариатской науке. Некоторые даже утверждали, что он соответствовал уровню муджтахида. Он автор «Фатхуль Кадир». Умер в 861 г.х.
8) Касим ибн Кутлубга. Он был великим хадисоведом и правоведом (факихом), автор «Муньятуль Альмаи» и других книг. Умер в 879 г.х.
9) Мухаммад Тахир аль-Фаттани, аль-Куджрати. Шейх Захид аль-Каусари именовал его «маликуль мухаддисин» (повелитель мухаддисов). Он автор «Маджму Бихаруль Анвар». Умер в 987 г.х.
10) Али ибнус-Султан Мухаммад аль-Кари,аль-Харави, аль-Макки более известный как Мулла Али аль-Кари. Он автор таких книг как «Миркатуль Мафатих» — известного комментария на хадисы, «Мишкатуль Масабих» и других. Умер в 1014 г.х.
11) Абдул-Хай, Абуль-Хасанат, аль-Лякнави. Он автор нескольких книг комментариев к хадисам и по Исламскому праву (фикх). Как передал Имам Каусари, среди учёных своего времени, он был наиболее сведущий в науке, занимающейся хадисами шариатских постановлений (ахадису лиль ахкам). Умер в 1304 г.х.
Шафиитский мазхаб
1) Абдуллах ибн Мухаммад, Абу Бакр, Ибн Аби Шейба. Он был учителем имамов Бухари, Муслима, Абу Давуда и Ибн Маджа, автор сборника хадисов «Мусаннаф». Умер в 235 г.х.
2) Абу Бакр, Ахмад ибнуль-Хусейн, аль-Байхаки. Он был авторитетом в области хадисоведения, автор многотомных работ по этой науке, таких как Сунан аль-Байхаки и других. Умер в 458 г.х.
3) Хусейн ибн Мас`уд, Абу Мухаммад, аль-Багави. Он автор книг по хадису «Шарх ас-Сунна», «Масабих» и толкованию Корана (тафсир) «Маалимут Танзиль». Умер в 512 г.х.
4) Али Ибнуль-Хусейн, Абуль Касим, Ибн Асакир. Он считался большим ученым в науке хадиса, автор многих трудов по хадисоведению и передатчикам хадиса. Умер в 571 г.х.
5) Абдул Азим ибн Абдул Кавий, аль-Мунзири. Он был авторитетом в области хадисоведения, автор книги «Ат-Таргиб ват-Тархиб». Умер в 656 г.х.
6) Мухийддин Абу Закарийя, Яхья ибнуль-Шараф, ан-Навави. Он был великим ученым в области хадисоведения и Исламского права (фикх), автор самого известного комментария на Сахих имама Муслима, также многих других книг. Умер в 676 г.х.
7) Исмаил ибн Умар, Имадудин, Ибн Касир. Он признанный авторитет в области толкования Корана (тафсир) и хадисоведения. Автор «Аль-Байтуль Хатит» и известнейшего тафсира «Тафсир Ибн Касир» и других трудов. Умер в 774 г.х.
8) Абдур Рахим ибнуль-Хусейн, Абуль Фадль, Зайнуддин, аль-Ираки. Великий ученый по Исламскому праву (фикх) и хадисоведению, автор «Тахриджу Ахадисуль Ихья», умер в 806 г.х.
9) Али ибн Абу Бакр, Абуль Хасан, Нуридин, аль-Хайсами. Большой ученый в области хадисоведения, автор «Маджмау Заваид». Умер в 807 г.х.
10) Ахмад ибн Али, Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Он большой авторитет в области хадисоведения, автор самого известного комментария на Сахих имама Бухари «Фатхуль Бари». Умер в 852 г.х.
11) Мухаммад ибн Абдур Рахман, Шамсуддин ас-Сахави. Большой ученый в области хадисоведения, автор многих книг по этой науке. Умер в 902 г.х.
12) Абдур Рахман ибн Абу Бакр, Джалалуддин ас-Суюти. Большой ученый в области хадисоведения, автор многих книг по этой науке. Умер в 911 г.х.
Маликитский мазхаб
1) Мухаммад ибн Абдус Салам, ибн Мухнун, Абу Абдуллах, Аль-Кайравани. Ученый самого высокого уровня в области хадисоведения и Исламского права (фикх), автор многих книг. Умер в 256 г.х.
2) Исмаил ибн Ишак, Абу Ишак, аль-Кади, аль-Джахдами. Современник Имама Бухари, эксперт в хадисоведении, Исламском праве (фикх), науке о чтении Корана (ильмуль кираат). Умер в 282 г.х.
3) Аслам ибн Абдул Азиз ибн Хишам. Верховный судья в Андалусии, хафиз хадисов, эксперт в Исламском праве (фикх). Умер в 319 г.х.
4) Али ибн Мухаммад, Абуль-Хасан, аль-Кабиси. Эксперт в области хадисоведения и Исламского права (фикх). Умер в 403 г.х.
5) Юсуф ибн Абдуллах, ибн Абдиль Барр, аль-Куртуби. Он эксперт в области хадисоведения и истории, автор книги «Ат-Тамхид» — обширного комментария на сборник «Муватта» Имама Малика, также он написал несколько важных книг по хадисоведению. Умер 463 г.х.
6) Ахмад ибн Абдиль Малик, Абуль Аббас, Ибн Абу Джамра. Умер в 532г.х.
7) Мухаммад ибн Абдуллах, аль-Ишбили, Ибн Араби. Великий ученый по Исламскому праву (фикх) и хадисоведению. Некоторые ученые считали его муджтахидом. Он автор комментария на Сунан имама Тирмизи «Аридатуль Ахвази». Умер в 543 г.х.
8) Ийад ибн Муса, аль-Яхсаби, аль-Кади аль-Андалуси. Он эксперт в области хадисоведения и других наук, автор комментария на Сахих имама Муслима. Умер в 544г.х.
9) Мухаммад ибн Мухаммад, ибн Арафа, аль-Варгами, ат-Тунуси. Авторитет практически в каждой из шариатских наук, включая Исламское право (фикх) и хадисоведение. Умер в 803 г.х.
10) Сулейман ибн Халаф аль-Баджи. Великий ученый по Исламскому праву (фикх) и хадисоведению, автор «Ат-Талилу ват-Тарджих лиман Рава анхуль Бухариййю фи-Сахих». Умер в 474 г.х.
Ханбалитский мазхаб
1) Ахмад ибн Джа`фар, Абу Бакр, аль-Катии, Муснидуль Вакт. Он был учителем у многих хадисоведов, таких как Даракутни и других. Он один из передатчиков сборника Муснад Имама Ахмада через его сына Абдуллаха. Умер 368 г.х.
2) Абдур Рахман ибн Али, Абуль Фарадж, Ибн Джавзи. Авторитет практически в каждой из шариатских наук, включая Исламское право (фикх) и хадисоведение, автор многих книг. Умер в 597 г.х.
3) Абдуль Гани ибн Абдул Вахид, Абу Мухаммад, Такиюддин аль-Макдиси. Великий ученый по хадисам. Умер в 600 г.х.
4) Мухаммад ибн Такиюддин, Иззуддин, Абу Фатх. Он эксперт в области хадисоведения и других наук. Его отец Такиюддин также был хафизом хадисов. Умер в 613 г.х.
5) Абдуллах ибн Мухаммад Ибн Куддама, Муваффикуддин. Большой ученый в области Исламского права (фикх), хадисоведения, толкования Корана (тафсир), науки о наследовании и расчёту доли наследников (фараид), основ Исламского права (усуль) и других наук. Автор «Мугни», умер в 620 г.х.
6) Мухаммад ибн Абдул Гани, Абу Бакр, Ибн Нукта, Муинуддин. Он был хафизом и большим ученым в области хадисоведения, автор «Ат-Такдйид фи Марифатуль Кутуби валь Масанид». Умер в 629 г.х.
7) Мухаммад ибн Абдул Вахид ибн Ахмад, ад-Дийа, аль-Макдиси. Один из самых сильных ученых в области хадисоведения своего времени, автор нескольких книг в этой науки и других. Умер в 643 г.х.
8) Ахмад ибн Абдул Халим, Абу Аббас, Ибн Таймийя. хафиз хадисов. Умер в 728 г.х.
9) Мухаммад ибн Ахмад, Ибн Абдуль Хади, аль-Макдиси. Он эксперт в области хадисов и других наук. Умер в 744 г.х.
10) Абдур Рахман ибн Ахмад, Ибн Раджаб. Известный комментатор Сунана имама Тирмизи и Сахиха имама Бухари, большой ученый в области Исламского права (фикх) и хадисоведения. Умер в 795 г.х.
11) Мухамамад ибн Ахмад, Абуль Аун, ас-Саффараини. Он автор «Ад-Даруль Маснуат филь Ахадисуль Мавдуат» и других книг. Эксперт в области Исламского права (фикх) и хадисоведения. Умер в 1188 г.х.
Мауляна Сафраз пишет[1]: «О, читатель! У этого океана (знаний) ты не найдешь берегов. Посмотри биографии хадисоведов, правоведов, историков, толкователей, специалистов в области грамматики и других, и проанализируй. И ты поймешь, что как минимум 98 процентов этих ученых были мукаллидами (т.е. следовали определенному мазхабу)»[2].
13. Существовал ли таклид среди сподвижников?
Да, этот принцип был распространен во времена сподвижников. Посмотри на следующие слова:
1. Икрима передает, что жители Медины во время хаджа попросили Ибн Аббаса об ответе на один вопрос. Когда он им ответил, они сказали: «Мы не возьмем твое мнение и останемся при мнении Зайда (ибн Сабита)».[3]
2. Однажды Умар увидел Тальху, который нарядился в цветной ихрам (одеяние в хадже).
… Он сказал: «Вы-группа являетесь имамами, за которыми следуют люди. Если какой-либо невежда увидит такую одежду на тебе, то он станет распространять, что Тальха носит окрашенную одежду в ихраме[4]»[5].
3. Передается, что некоторые очень знающие сподвижники оставляли свое мнение и брали решение тех, кого считали более знающими и достойными. Например, Ибн Мас`уд отдавал предпочтение мнению Умара перед своим, Абу Муса Ашари брал мнение Али, Зайд ибн Сабит – Убаййя ибн Каба…[6], несмотря на то, что они сами обладали великим знанием.
4. Имам Тавус передает[7]: «Я встречал 70 сподвижников, которые обращались к Ибн Аббасу, когда сами расходились во мнениях по какому-либо вопросу».
5. Поразмысли также над ответом, который Урва дал Ибн Аббасу, на вопрос, который упомянут в пункте 19. «Они (Абу Бакр и Умар) были более знающие о книге Аллаха и Сунне Пророка, чем ты и я».
14. Принцип того, что только особым людям было доверено выносить решения напрямую из источников шариата, существовал ли он и во времена сподвижников?
Да, конечно. Этот положение было еще при сподвижниках, о чем свидетельствуют следующие слова.
Ибн Кайим говорит[8]: «Насколько я знаю, количество тех, кто выдавал фетвы среди сподвижников было около 130. Среди них были как мужчины и женщины. Семеро из них выделялись особым пониманием (Шариата)».
Ибн Аббас говорил, что Умар проводил проповедь в местности Джабия и сказал: «О, люди! Те из вас, кто хочет понимать Коран, пусть спрашивают Убаййя ибн Каба. Те, кто хочет знать о наследовании и о расчёте доли наследников (фараид), должен спрашивать Зайди ибн Сабита. Те, кто хочет знать вопросы Исламского права (фикх), пусть обращается к Муазу ибн Джабалю. Те же, кого интересуют вопросы имущества, пусть приходят ко мне, Аллах сделал меня хранителем и распределителем имущества»[9].
15. Есть ли в наше время ученые, достигшие уровня муджтахида ?
Следующие слова признанного исламского историка Абдуррахмана ибн Мухаммада аль-Магриби (ум. 808 г.х.) прояснят данный вопрос. Он пишет: «… Таклид ограничился на этих четырех имамах во всех городах (мусульманского мира) и последователи других имамов исчезли. Таким образом, когда термины различных (шариатских) наук стали широко распространенными, и ученые стали встречать огромные трудности в достижении степени иджтихада, и возникла опасность, что этот уровень могут приписать кому-то недостойному его или тому, чье мнение или религия не достойны доверия, тогда ученые закрыли двери для (дальнейших) расхождений. В связи с этим они направляли людей на совершения таклида одному из этих четырех имамов и также предостерегали людей от смены мазхабов, если в этом была насмешка или издевательство (над приказами Аллаха). Любой, кто утверждал, что (достиг уровня) иджтихада в эту эпоху отвергался и за ним не следовали. Весь мусульманский мир сошелся на следовании этим четырем имамам».[10]
В 10 веке хиджры Имам Суюти (ум.911 г.х.) говорил, что достиг уровня иджтихада. Имам Шихаб Ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974г.х.) передает: «Когда Джалалуддин (Ас-Суюти) стал притязать на иджтихад, выступили против него его современники, бросили вызов и составили для него вопрос, в котором были положения, относительно которых есть по два мнения среди ученых мазхаба. Они желали от него, чтоб, если он достиг в иджтихаде хотя бы низший уровень, а это «иджтихад фетвы», то, пусть поведёт суждение о наиболее предпочтительном из таких мнений, опираясь при этом на довод, согласно правилам муджтахидов. Он же принёс извинения, ввиду того, что был занят и дела удерживали его посмотреть на это».
Имам Рамли (ум. 957г.х.) говорил: «Человек, который имеет представление об абсолютном иджтихаде почувствует стыд перед Аллахом, если припишет (этот уровень) кому-либо из этой эпохи. Например, Ибну Салях (ум. 643г.х.) и его ученики говорили, что он (уровень иджтихада) исчез 300 лет назад. А сам Ибну Салях умер 300 лет назад, следовательно, такого уровня не существует уже около 600 лет».
Мауляна Ашраф Али Танви написал касательно этого: «Противники таклида возражают такими словами: «Получали ли ханафиты (или другие мукаллиды) откровение (вахью), что иджтихада больше не существует?». Хотя (они не понимают что) это божественное решение, что существование каждой потребности происходит тогда, когда в ней есть нужда. Дождь обычно льет в те месяцы, когда есть в нем нужда в этой местности. Ветер дует, когда он нужен. У животных есть толстая шерсть, в регионах, где низкие температуры, и такие примеры бесчисленны. Таким же образом, когда была нужда в сохранении хадисов, Всевышний создал людей с феноменальной памятью. Людей с такой памятью сейчас не найдешь. Даже противники мазхабов, которые утверждают о следовании хадисам, не способны предъявить хотя бы одного (из их числа), кто заучил хотя бы сборники достоверных хадисов Бухари и Муслима с их иснадами, подобному как сделали это сами великие авторы этих благословенных сборников.
Подобным же образом, когда была нужда зафиксировать шариатские положения, Аллах даровал многим людям большой талант и способности в Исламском праве (фикх) и иджтихаде. И сейчас Шариат записан, его законы и основы выявлены и нужды в этом более нет. Да, в той мере, насколько это необходимо, способность к иджтихаду еще существует, благодаря чему на современные вопросы находят ответы, но основой ему являются принципы, заложенные имамами-муджтахидами».[11]
Продолжение следует, иншаАллах…
[1] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.120
[2] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр.240
[3] Сахих аль-Бухари № 1671/1672
[4] Причина, по которой Умар запретил ему надевать эту одежду, является то, что люди, как правило, использовали шафран для изменения цвета (окрашивания) своей одежды, при этом шафран обладает приятным запахом. Использование одежды и предметов, имеющих приятный запах, во время облачения в ихрам — запрещено. Одежда, которую носил Тальха, была окрашена с использованием вещества (глины), не имеющего аромата.
[5] «Муватта» имам Малик
[6] См. в книге «Фаваид фи Улюмиль Фикх», стр. 31
[7] См. в книге «Фаваид фи Улюмиль Фикх», стр. 11
[8] См. в книге «И`лямуль Мувакки`иль» 18/1
[9] Табарани «Авсат»
[10] См. в книге «Аль-Калямуль Муфид», стр. 174
[11] См. в книге «Ашрафуль Джаваб», стр. 106
Автор: Шейх Абу Усама Аюб ибн Мавляна Мухаммад
Книга: Who are The Blind Followers?
а какая связь между статьей и картинкой Медины мечети пророка с.а.с?السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух. Во-первых, все перечисленные в статье ученые совершали намаз в Мечети Пророка (ﷺ). Во-вторых, если вы будете в именно в этой Мечети, то заметите, что мусульмане так же придерживаются мазхабов, как это и было всегда на протяжении более тысячи лет. Следуя мазхабу, мы следуем сунне Пророка (ﷺ) на основе которой построены 4 мазхаба ахлюсунна валь джамаъа. В третьих, просто красивое фото, возбуждающее в сердце верующего человека желание побывать там.
Ма ша-Аллах!
акутуально в спорах на эту тему ну и вообще для себя знать полезно
Да железно.
Если эти великие ученые следовали мазхабу то что о нас говорить.
Сказал великий мухаддис и факих, имам, хафиз Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) в своей книге «Тадриб ар-рави» которая является шархом на книгу «ат-Такриб ва ат-тайсир» имама ан-Навави:
وفي الكامل لابن عدي من جهة النفيلي ، قال : سمعت هشيما يقول : من لم يحفظ الحديث فليس هو من أصحاب الحديث . والحق أن الحافظ أخص ، وقال التاج السبكي في كتابه معيد النعم : من الناس فرقة ادعت الحديث فكان قصارى أمرها النظر في مشارق الأنوار للصاغاني . فإن ترفعت [ ارتقت ] إلى مصابيح البغوي ، وظنت أنها بهذا القدر تصل إلى درجة المحدثين ، وما ذلك إلا بجهلها بالحديث ، فلو حفظ من ذكرناه هذين الكتابين عن ظهر قلب وضم إليهما من المتون مثليهما لم يكن محدثا ، ولا يصير بذلك محدثا حتى يلج الجمل في سم الخياط ، فإن رامت بلوغ الغاية في الحديث على زعمها اشتغلت بجامع الأصول لابن الأثير ، فإن ضمت إليه » علوم الحديث » لابن الصلاح أو مختصره المسمى » بالتقريب والتيسير للنووي » ونحو ذلك ، وحينئذ ينادى من انتهى إلى هذا المقام : بمحدث المحدثين وبخاري العصر ، وما ناسب هذه الألفاظ الكاذبة ، فإن من ذكرناه لا يعد محدثا بهذا القدر
وإنما المحدث من عرف الأسانيد والعلل ، وأسماء الرجال والعالي والنازل ، وحفظ مع ذلك جملة مستكثرة من المتون ، وسمع الكتب الستة ، ومسند أحمد بن حنبل ، وسنن البيهقي ، ومعجم الطبراني ، وضم إلى هذا القدر ألف جزء من الأجزاء الحديثية . هذا أقل درجاته ، فإذا سمع ما ذكرناه وكتب الطباق ودار على الشيوخ وتكلم في العلل والوفيات والمسانيد كان في أول درجات المحدثين ، ثم يزيد الله من يشاء ما يشاء .
وقال في موضع آخر منه : ومن أهل العلم طائفة طلبت الحديث وجعلت دأبها السماع على المشايخ ومعرفة العالي من المسموع والنازل . وهؤلاء هم المحدثون على الحقيقة ، إلا أن كثيرا منهم يجهد نفسه في تهجي الأسماء والمتون وكثرة السماع من غير فهم لما يقرؤه ، ولا تتعلق فكرته بأكثر من أني حصلت جزء ابن عرفة عن سبعين شيخا ، وجزء الأنصاري عن كذا كذا شيخا . [ وجزء ابن الفيل ] وجزء البطاقة ، ونسخة أبي مسهر ، وأنحاء ذلك ، وإنما كان السلف يستمعون فيقرءون فيرحلون فيفسرون ، ويحفظون فيعملون. اهـ . تدريب الراوي في شرح تقريب النواوي
В книге «аль-Камиль» у Ибн Удда передается от ан-Нафили, что он сказал: «Я слышал Хашима, как он говорил: «Кто не знает наизусть хадисы, тот не из обладателей хадиса (ученых хадиса). И истина в том, что (степень) хафиз является особой».
Таджуддин ас-Субки (683-756 х/1284-1355 м) сказал в своей книге «Му’иду ан-на’им»: «Среди людей есть группа которая претендует на знания в науке хадиса, но они в крайнем случае просмотрели книгу ас-Сан’ани «Машарик аль-анвар», а в лучшем случае они поднялись до книги аль-Багъави «Массабих». И они подумали, что с таким количеством знаний они достигли уровня мухаддисов, но это является наоборот их невежеством в хадисоведении. Если они выучат наизусть эти две книги и еще вдобавок несколько подобных книг они не будут мухаддисами. Таким способом никто не может стать мухаддисом, даже если верблюд может пройти через ушко иглы.
А когда они хотят достичь какой-то цели в хадисоведении, как они говорят, то они занимаются книгой аль-Асира «Джамиу аль-усуль», а если еще и вдобавок читают «Улум аль-хадис» Ибн ас-Салаха или же мухтассар этой книги, который называется «ат-Такриб ва ат-тайсир», автор ан-Навави, или им подобные книги, то того, кто достиг такого уровня они называют мухаддисом мухаддисов или же аль-Бухари современности или другими подобными ложными именами. Но тот, кто достиг такого «уровня» с таким количеством знаний не считается мухаддисом.
Мухадисом же считается тот человек, который знает иснады (цепи передатчиков) и причины, а также имена передатчиков, кто выше и кто ниже, а также он должен знать наизусть большое количество матнов хадиса и слушать от учителя все шесть сборников хадиса («Кутуб ас-ситта» — «Сахих» аль-Бухари, «Сахих» Муслим, «Сунаны» ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджах), «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, «Сунан» аль-Байхаки», «Му’джам» ат-Табарани» и еще вдобавок к этому он должен знать тысячу джузов (частей) из «Аль-Аджза уль-хадисиййя». Вот это и есть самый нижний уровень мухаддисов. А когда он выслушает (изучит у учителя) все, что мы перечислили выше и напишет антитезы (сравнения) и обойдет всех шейхов и выскажется о причинах, о том кто, когда умер и об иснадах, он и будет на начальном уровне мухаддисов. А дальше Аллах поднимает кого желает и как пожелает.
Он (Ас-Субки) также в другом месте этой книги сказал: «Среди ученых есть группа, которые ищут хадисы, и их основное занятие это слушать хадисы от разных шейхов и различать из услышанного, что выше и что ниже. На самом деле они и есть мухаддисы, но многие из них прилагают большие усилия к правильному произношению имен передатчиков и матнов и к многократному слушанию хадисов от разных шейхов без понимания того, что сами читают и они не думают ни о чем кроме того, что они прошли Джуз Ибн Арафата у семидесяти шейхов и Джуз Аль-Ансари у столько-то шейха и Джуз Ибн аль-Фииль и Джуз аль-битака и нусха Абу Масхара и т.п.
А саляфы же сперва слушали, потом читали, потом уходили, потом разъясняли, потом запоминали (выучивали наизусть), а затем учили и других.
[Джалалуддин ас-Суюти, «Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави», стр. 13-14. Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1417/1992]
Когда имам Ахмада спросили о смысле этого хадиса, он сказал: “Если они не знатоки хадисов, то я не знаю, кто они!” аль-Хаким в «Ма’рифа ‘улюм аль-хадис» 4. Имам аль-Бухари, приведя хадис: «Не перестанет группа людей из моей общины сражаться за истину вплоть до Судного дня!», сказал: “Они – обладающие знанием!” См. “Фатхуль-Бари” 13/205.
Имам аль-Бухари сказал: “И повелел пророк (мир ему и благословение Аллаха)следовать аль-джама’а, а это – обладающие знанием!” См. “Сахих аль-Бухари” 1/648.
Иснад – это цепь передатчиков. В первые годы Ислама не было нужды спрашивать об иснаде, поскольку все сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) были праведными, и следовали прямому пути. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Все мусульмане единогласны в том, что все сподвижники являются надежными и праведными, и никто не противоречил этому кроме отклонившихся приверженцев нововведений!” См. “аль-Исаба” 1/10.
А это достоверно?
Да достоверно.
Имам Абуль Фатх Аш Шахристани (479-548 х/1086-1153 м) говорит о необходимости наличия муджтахидов:
الاجتهاد مِن فروض الكفايات ، لا مِن فروض الأعْيان ، إذا اشتغَل بتحصيله واحدٌ سقَط الفرضُ عن الجميع ، وإن قصَّر فيه أهلُ عصرٍ : عصَوا بترْكه ، وأشرفوا على خَطَرٍ عظيمٍ فإن الأحكامَ الشرعيةَ الاجتهاديةَ ، إذا كانتْ مترتِّبةً على الاجتهاد ، ترتُّبَ المسبَّبِ على السبَبِ : ولم يُوجدْ السبَبُ كانت الأحكامُ عاطلةً ، والآراءُ كلها فائلةً ، فلا بد إذن مِن مجتهدٍ
«Иджтихад это деяние, которое относится к категории коллективных, а не индивидуальных обязанностей. В случае если один человек достиг этой степени, с других снимается ответственность за выполнение этой обязанности.
Если же люди одного поколения будут пренебрегать этим делом, то по причине оставления этого фардза они понесут бремя грехов и будут находиться в большой опасности.
При отсутствии иджтихада, все шариатские хукмы будут недействительны, а мнения — ненадёжными. Подобно тому, как результат проявляется по причине следствия, Шариатские положения также извлекаются вследствие проявления иджтихада. Следовательно, наличие муджтахида является необходимостью».
Источник: Абуль Фатх Аш Шахристани: Аль Миляль ван Нихаль: 215
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1413/1992
Шафиитский ученый Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) говорит в своей книге «Равдатут Талибин»:
ومنها : ما يتعلَّق بمصالحِ المَعايِش وانتظامِ أمورِ الناس ، كدفْعِ الضرَرِ عن المسلمين ، وإزالةِ فاقتِهم ، كستْرِ العَورة ، وإطعامِ الجائعين ، وإغاثةِ المستغِيثين في النائبات ، فكلُّ ذلك فرض كفايةٍ في حق أصحابِ الثرْوة والقُدْرة إذا لمْ تَفِ الصدقاتُ الواجبةُ بسدِّ حاجاتهم ، ولم يكن في بيت المال ما يُصرَف إليها
«Есть вещи из бытовых маслахатов и регулирования людских дел, которые являются фардзуль-кифая.
Например, избавлять мусульман от всякого вреда, давать одежды не имеющим одежд, с помощью которых они смогут закрыть свой аврат, накормить голодных, помогать людям, которые просят помощи в решении своих проблем.
Если закяты и деньги от байтуль-мала/госбюджет не будут хватать для этих дел, то для всех состоятельных людей это будет фарздзуль-кифая».
Источник: Мухйиддин Ан Навави: Равдатут Талибин: 7/474
Саудийя: Дару Алямиль Кутуб: 1423/2003
Оказывать помощь голодающим, бездомным, больным и другим нуждающимся лицам
Это является иной коллективной обязанностью, которая не осуществляется Исламской Уммой надлежащим образом. В этой сфере происходят столь много упущений, что каждый день по причине голода погибает около 25 тысяч человек. Однако, мы также будем нести ответственность за гибель каждого мусульманина, умершего по причине подобных явлений!
В то время, как в мире происходят подобные события, мы, мусульмане, стараемся приблизиться к Аллаху посредством украшения мечетей. Но, тем не менее, оставив совершение подобных более важных обязательств/фардзов, украшение мечетей приведёт нас к довольству не Аллаха, а шайтана.
Шафиитский ученый Мухйиддин Ан Навави (631-676 х/1233-1277 м) говорит в своей книге «Равдатут Талибин»:
ومنها : ما يتعلَّق بمصالحِ المَعايِش وانتظامِ أمورِ الناس ، كدفْعِ الضرَرِ عن المسلمين ، وإزالةِ فاقتِهم ، كستْرِ العَورة ، وإطعامِ الجائعين ، وإغاثةِ المستغِيثين في النائبات ، فكلُّ ذلك فرض كفايةٍ في حق أصحابِ الثرْوة والقُدْرة إذا لمْ تَفِ الصدقاتُ الواجبةُ بسدِّ حاجاتهم ، ولم يكن في بيت المال ما يُصرَف إليها
«Есть вещи из бытовых маслахатов и регулирования людских дел, которые являются фардзуль-кифая.
Например, избавлять мусульман от всякого вреда, давать одежды не имеющим одежд, с помощью которых они смогут закрыть свой аврат, накормить голодных, помогать людям, которые просят помощи в решении своих проблем.
Если закяты и деньги от байтуль-мала/госбюджет не будут хватать для этих дел, то для всех состоятельных людей это будет фарздзуль-кифая».
Источник: Мухйиддин Ан Навави: Равдатут Талибин: 7/474
Саудийя: Дару Алямиль Кутуб: 1423/2003
Прекрасная статья! баракаллах
Понятно что это еще и далеко не полный список.
Мысли о столкновениях идеологий…
В противодействии той или иной идеологии важно не перейти к тактике «сочинения легенд об оппоненте». Особенно, если представители данной идеологии являются многовековой и укоренившейся сектой, течением, школой и т.д. Причём, зачастую это сочинение бывает непреднамеренным, а по причине непонимания и невежества. Можно, конечно, запугать людей легендами об оппоненте, но, как только, миф будет развенчан, получится сильный противоположный эффект. И даже если этот противоположный эффект не будет массовым, он охватит именно более ценную часть общества, ту, которая стремится узнать истину. Дополнительным ударом будет, если при этом ещё и обнаружится некомпетентность «повествователя легенд» (однако, надо добавить, что тактика «сочинения легенд» бывает очень эффективна на том этапе, когда «сочинитель легенд» владеет СМИ, а у оппонента нету своей массовой площадки для разъяснения позиции)…
Давно в одной статье, написанной в опровержении определённому течению, прочитал, что представители данной секты разрешают продавать и покупать свободного несовершеннолетнего мусульманина. Естественно, это было удивительно, как можно считать такое дозволенным, и каким человеком надо для этого быть. И это было настолько удивительно для меня, что я усомнился в достоверности данной информации, хотя и доверял авторам. Впоследствии, спустя годы, я все же выяснил для себя позицию того течения. На самом деле, вопрос был совершено обычным и заключался всего лишь в действительности или недействительности сделки купли-продажи. Если, например, несовершеннолетний зайдёт в магазин и купит там что-либо, «действительна ли купля-продажа несовершеннолетнего», т.е., купля-продажа, осуществлённая несовершеннолетним. И если в первый раз я не верил в то, что кто-то может считать подобное дозволенным, то в этот раз я не мог до конца понять, как могли авторы опровержения допустить такую ошибку. Надо осознавать, что промах такого рода может подорвать доверие людей и навредить не только автору, но и всему общему призыву. И будь в то время у опровергаемого течения площадка для разъяснений, то от подобной ошибки пришлось бы несладко…
В призме распространения шиитских книг.
Если в ближайшее время на сцене появятся действительно идейные и образованные в своём заблуждении шииты, то проповедей о том, что «эти люди заключают временные браки», может не хватить. Другое дело если и шиизм будет представлен на уровне «сочинителей легенд» (которые рассказывают от том, как сунниты верят в то, что Всевышний спускается в день Арафата на землю, обходит Арафат и встречается с паломниками и т.д.), то опасаться будет нечего (из тех, кто упоминал о ложности подобных хадисах, шейх Такию ддин ибн Теймия).
Кстати, «обход» — это подходящий пример тактики «сочинения» в обоюдную сторону. Как-то столкнулся с мыслю о том, что, «шииты настолько заблудшие, что верят в хадис о том, что Аллах обходит паломников в день Арафата». И такие высказывания в какой-то мере и есть тактика сочинения легенд…
Я не искал, но допустим, что такой хадис есть в шиитских книгах, и они считают его достоверным со стороны иснада. Но мы должны понимать, что, несмотря на то, что в отдельные периоды истории среди них были и мушаббиха, все же ученые-шииты в вопросах Имён и Атрибутов близки к мугьтазиля (некоторые учёные упомянули, что после потери влияния мугьтазиля в своё время слились с шиизмом). Исходя из этого, у них будет немало вариантов по отношению к подобным хадисам. Один из вариантов — это та1уиль, другой вариант — это отвержение хадиса ахьад, идущего в разрез с ясными основами танзиха. Или даже возьмут и скажут: «Смысл известен, но как неизвестно»… Поэтому факт наличия того или иного хадиса сам по себе ни о чем не говорит. И видимо, говорящий те слова о шиитах не знал, что у нас самих в некоторых сборниках упоминается длинный хадис, в котором есть фраза: «и стал твой Господь обходить землю». И как мы сказали, факт наличия не является проблемой, так как учёные в определённых целях приводят и слабые, и вымышленные хадисы (присутствие данной фразы является слабой, и при этом большинство сборников упомянуло данный хадис без указанной фразы). И тем более, видимо, он не знал, что среди наших суннитских учёных нашлись и те, кто высказался в соотвествии с этой фразой…