Смысл дня Ашура [сегодня 3 ноября]

Не могли бы вы рассказать о дне Ашура – о посте в этот день, о щедрости и прочее?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение ) призвал верующих держать пост в день Ашура.

Следующий хадис объясняет смысл поста в день Ашура:

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَدِمَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ المَدِينَةَ فَرَأَى اليَهُودَ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ، فَقَالَ: مَا هَذَا؟، قَالُوا: هَذَا يَوْمٌ صَالِحٌ هَذَا يَوْمٌ نَجَّى اللَّهُ بَنِي إِسْرَائِيلَ مِنْ عَدُوِّهِمْ، فَصَامَهُ مُوسَى، قَالَ: فَأَنَا أَحَقُّ بِمُوسَى مِنْكُمْ، فَصَامَهُ، وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ

Передается от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что, когда Пророк (мир ему и благословение) пришел в Медину, он увидел евреев, постившихся в день Ашура. Он спросил их о смысле этого поста. Они ответили: «Это хороший день, день, когда Аллах спас Бани Исраиль от своих врагов. Так, Муса (мир ему ) постился в этот день». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «У нас больше прав на (следование) пророку Мусе (мир ему), чем у вас». Так, Пророк постился в этот день и приказал (мусульманам) поститься (в этот день). (Бухари, 2004)

В начале Ислама пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Но позже, когда пост в Рамадан был сделан обязательным, пост в день Ашура стал желательным постом. Рассмотрим следующий хадис:

أَنَّ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا، قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَأْمُرُ بِصِيَامِهِ قَبْلَ أَنْ يُفْرَضَ رَمَضَانُ، فَلَمَّا فُرِضَ رَمَضَانُ، كَانَ مَنْ شَاءَ صَامَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَمَنْ شَاءَ أَفْطَرَ

Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщает, что курайшиты постились в день Ашура в доисламское время и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также соблюдал это. Когда он переселился в Медину, он сам соблюдал этот пост и повелел (другим) соблюдать его. Но когда пост во время месяца Рамадан был сделан обязательным, он сказал: «Тот, кто хочет соблюдать этот пост, могут делать это, а те, кто хочет, могут оставить его». (Муслим,1125)

Из вышеупомянутого хадиса ясно, что пост в день Ашура является Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и средством достижения большой награды.

Об этом говорится в другом хадисе:

وَأَفْضَلُ الصِّيَامِ بَعْدَ شَهْرِ رَمَضَانَ، صِيَامُ شَهْرِ اللهِ

«Лучший пост после поста в Рамадан есть пост в месяце Мухаррам». [1]

При соблюдении поста в день Ашура, целесообразно также поститься за день до него или на следующий день после дня Ашура, чтобы избежать подражания иудеям. См. следующий хадис: [2]

عَبْدَ اللهِ بْنَ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا، يَقُولُ: حِينَ صَامَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ إِنَّهُ يَوْمٌ تُعَظِّمُهُ الْيَهُودُ وَالنَّصَارَى فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: فَإِذَا كَانَ الْعَامُ الْمُقْبِلُ إِنْ شَاءَ اللهُ صُمْنَا الْيَوْمَ التَّاسِعَ قَالَ: فَلَمْ يَأْتِ الْعَامُ الْمُقْبِلُ، حَتَّى تُوُفِّيَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) постился в день Ашура и повелел в этот день соблюдать пост, они (его сподвижники) сказали ему: «Посланник Аллаха, это день, который почитается иудеями и христианами». В связи с этим Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: « В будущем году, иншаАллах, мы будем соблюдать пост и на 9-ый день (месяца)». Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) умер до наступления следующего года. (Муслим,1134)

Некоторые сообщения также предписывают быть в день Ашура более щедрым по отношению к своей семье, по сравнению с обычными днями. Рассмотрим следующий хадис:

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ وَسَّعَ عَلَى عِيَالِهِ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَسَّعَ اللَّهُ عَلَيْهِ فِي سَائِرِ سَنَتِهِ

«Тому, кто щедро тратит на тех, кто находится на его иждивении в день Ашура, Всевышний Аллах расширит ему пропитание (ризк) в остальную часть года». (Шуабуль Иман, 244) [3]

А Аллах знает лучше.

Исмаил Давуджи, студент Даруль-Ифтаа,
Лусака, Замбия
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

www.daruliftaa.net
www.annisa-today.ru
_____________________________________________________________________________

[1]عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، يَرْفَعُهُ، قَالَ: سُئِلَ: أَيُّ الصَّلَاةِ أَفْضَلُ بَعْدَ الْمَكْتُوبَةِ؟ وَأَيُّ الصِّيَامِ أَفْضَلُ بَعْدَ شَهْرِ رَمَضَانَ؟ فَقَالَ: «أَفْضَلُ الصَّلَاةِ، بَعْدَ الصَّلَاةِ الْمَكْتُوبَةِ، الصَّلَاةُ فِي جَوْفِ اللَّيْلِ، وَأَفْضَلُ الصِّيَامِ بَعْدَ شَهْرِ رَمَضَانَ، صِيَامُ شَهْرِ اللهِ الْمُحَرَّم ِ(مسلم-1163)

Исламские месяцы, с.13 Идарутуль Маариф

[2] ويستحب أن يصوم يوم عاشوراء بصوم يوم قبله أو يوم بعده ليكون مخالفا لأهل الكتاب ونحوه في البدائع، (الرد المحتار ج2 ص357 سعيد)

والكلام جميعا، لأن «النبي — صلى الله عليه وسلم — نهى عن ذلك» ولأنه تشبه بالمجوس، وكره بعضهم صوم يوم عاشوراء وحده لمكان التشبه باليهود، ?6?