Автор: Шейх Абд аль-Малик ас-Саади
Вопрос: Каковы положения Шариата о протирании ладонями лица после чтения суры «аль-Фатиха» или же после мольбы? Мы читали фетву, что это нововведение, так как это не приведено в хадисе, и прочитали фетву аль-Альбани, что это нововведение, а что касается хадиса «…А когда завершите, то протирайте ими (т.е. ладонями) лица», то он слабый, несмотря на то, что он от Ибн Аббаса, поскольку передатчик хадиса Абдуллах ибн Исхак аль-Курази – сомнительный. Мы слышали высказывание Иззу ибн Абд ас-Саляма: «Так протирает только невежда». Я надеюсь на разрешение этой проблемы, которая стала причиной споров среди молодежи нашего региона.
Ответ: Протирание лица руками не является нововведением, напротив – это сунна, и об этом приведены хадисы с различными иснадами. Например, Абу Дауд привел от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Просите у Аллаха, свят Он и велик, своими ладонями, и не просите внешней стороной кисти, а когда завершите, то протирайте ими ваши лица»».
Ибн Маджа привел: «Когда обращаешься с мольбой к Аллаху, то моли ладонями, а не внешней стороной кисти, а когда закончишь, то протри ими свое лицо».
Приведено ат-Тирмизи от Ибн Умара: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину ваш Господь Живой, Щедрый, Он стесняется, чтобы раб поднял свои руки и вернул их пустыми без блага. И когда один из вас поднимает руки, то пусть скажет: «О, Живой, Вечно Сущий, нет божества, кроме Тебя. О Милостивый из милостивейших» три раза, и когда закончит, то пусть выльет это благо на лицо. В риваяте, приведенном ат-Тирмизи от Ибн Умара, сказано: «Когда протянет руки в молитве, то пусть не возвращает их, пока не протрет ими свое лицо»».
Все вышеприведенные хадисы не без слабости, однако слабость иснада не обязательно приводит к слабости текста хадиса, поскольку текст хадиса усиливается при многочисленности иснадов. Даже если каждый отдельно взятый иснад слаб, однако они в совокупности делают слабый хадис хорошим(Хасан ли гайр); кроме того этому хадису имеется свидетельство, как мы уже упомянули ранее.
Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани сказал о риваяте, приведенного ат-Тирмизи от ибн Умара: «Его привел ат-Тирмизи и он имеет свидетельства, в том числе приведенный Абу Даудом хадис от ибн Аббаса и другие, они в совокупности говорят, что это хороший хадис». (Субуль ас-Салям, т. 4, стр. 19)
Что касается слов аль-Альбани, что это нововведение, то как это часто бывает с его высказываниями, это неверно, поскольку нововведение — это новшество о котором ничего не приведено хадисов, аятов, нет иджмы или кияса, и не подпадающее ни под один из принципов Ислама. Поскольку нельзя называть нововведением новшество подпадающее под один из принципов Ислама.
Не говоря уже о том, что относительно протирания ладонями лица приведены хадисы, и даже признавая их слабыми, нельзя называть протирание ладонями лица нововведением, поскольку совершать дополнительные благие поступки, опираясь на слабый хадис дозволено, хотя и нельзя однозначно связывать это с пророком, как это уже было разъяснено.
Кроме того, как ты уже узнал, в соответствии с достоверными правилами хадисоведов это — хороший хадис, а не слабый.
Я говорю моему вопрошающему брату, что аль-Альбани является специалистом только в хадисах и не является факихом, а фатву должны давать факихи, а роль мухаддиса только в анализе хадиса и он оставляет решение вопроса факихам, которые знают выносится ли решение на основе хадиса или нет.
1. Посланник Аллаха рекомендовал сахабам во время исполнения дуа: «Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое дуа, протрите свое лицо вашими ладонями». (Абу Дауд, хадис 1487, передан Абдуллой бин Аббасом)
2. В число действий, совершаемых Пророком , входило протирание лица рукам после дуа. Об этом говорил саидуна Умар бин Хаттаб (радиаллаху анху): «Посланник Аллаха никогда не опускал свои руки, когда бы он ни поднял их в дуа, не протерев перед этим свое лицо обеими своими руками». (Тирмизи, хадис 3386)
Для усиления аргументации данного материала приведем слова великого ученого ислама, жившего в 7 веке по хиджре, Имама Навави, да смилуется над ним Аллах, который в книге «Ат-тахкык» написал:
و يندب رفع يدين في كل دعاء خارج الصلاة ثم مسح وجهه بهما
«Желательно поднимать руки в каждом дуа вне молитвы и затем протирать ими лицо».
Имам Ибн аль-Джаузи в «аль-‘Иляль» сказал: “Ахмад ибн Ханбаль не знал, что бы кто-либо протирал лицо после мольбы, кроме Хасана аль-Басри”.
في الأذكار النووية باب رفع اليدين في الدعاء ثم مسح الوجه بهماروينا في كتاب الترمذي, عن عمر بن الخطاب رضي الله تعالى عنه قال: كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطهما حتى يمسح بهما وجهه.
وفي سنن الترمذي 3446 — حدثنا أبو موسى محمد بن المثنى وإبراهيم بن يعقوب وغير واحد قالوا أخبرنا حماد بن عيسى الجهني عن حنظلة بن أبي سفيان الجمحي عن سالم بن عبد الله عن أبيه عن عمر بن الخطاب قال «كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطهما حتى يمسح بهما وجهه «. قال محمد بن المثنى في حديثه لم يردهما حتى يمسح بهما وجهه «. هذا حديث غريب لا نعرفه إلا من حديث حماد بن عيسى وقد تفرد به وهو قليل الحديث وقد حدث عنه الناس, وحنظلة ابن أبي سفيان الجمحي ثقة وثقه يحيى بن سعيد القطان. و في تحفة الاحوذي: قال الحافظ في بلوغ المرام: وله شواهد منها حديث ابن عباس عند أبي داود ومجموعها يقتضي أنه حديث حسن انتهى
وله شواهد منها حديث ابن عباس عند أبي داود ومجموعها يقتضي أنه حديث حسن
Правда ли, что хадисы об обтирании лица после дуа слабые?
http://al-isnad.kz/fikh/pravda-li-chto-hadisy-ob-obtiranii-litsa-posle-dua-slabye.html
О протирании лица после молитвы у Шафиитов
http://al-isnad.kz/fikh/o-protiranii-litsa-posle-molitvy-u-shafiitov.html
Доказательства из сунны на дозволенность протирания лица после дуа.
Источник: http://al-isnad.kz/fikh/dokazatelstva-iz-sunny-na-dozvolennost-protiraniya-litsa-posle-dua.html
© http://al-isnad.kz/
Имам ан-Навави в книге «аль-Азкар»(641 стр. №1190 в разделе ) приводит два хадиса о обтирании рук по лицу,один хадис от Имама ат-Тирмизи(3386),один от Абу Дауд(1485). Мы знаем,эта книга адресована на желательные действия в ибадате и вне ибадате. И он написал раздел .
А что касается хадиса,переданным ат-Тирмизи,то он сам пишет следующее по поводу степени этого хадиса:<>
Конец цитаты из «Сунан ат-Тирмизи»(773 стр. №3386,раздел 11, муъджам/по алфавиту 45-й. «Китаб ад-Даават»).
Если вы знакомы с наукой ,то в ней говорится,что хадис аль-гариб бывает трех видов:
1.сахих аль-гариб/достоверный-странный. Например,если отделился со своей версией(ривая) доверенный передатчик(в матне,или в иснаде)
2.хасан аль-гариб/хороший/странный. Таких у ат-Тирмизи валом,это когда отделяется тот,вокруг доверенности которого разошлись ученые.
3.даиф иль-гариб/слабый странный. Слабым счиется тот хадис,когда отделится слабый передатчик,и большинство ученые хадис аль-гариб называют тот хадис, в матне или в цепочке которого отделился слабый,или неизвестный передатчик.
Абу Ханафи сказал:Тот кто ищет хадис аль-гариб-тот лжет.
См. «Шарх аль-Алфийя лиль Иракий»(345 стр.) автор аль-Хафиз ас-Сахави(ученик Ибн Хаджара Аскалани).
И в добавок эти слова Ибн Хаджара Аскалани: <>. «Субуль ас-Салям»( 4/ 19 стр.)
Это и подтверждает о том,что обтирание рук по лицу-это достоверная Сунна.
Хвала Аллаху.