Среди дней недели особое место у мусульман занимает Пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному.
Среди дней недели особое место у мусульман занимает Пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.
Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха , и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).
Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера».
Пятничная молитва обязательна:
1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).
Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.
2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.
3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.
4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.
5. Для совершеннолетних и дееспособных.
6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.
7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.
8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.
Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).
Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.
Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной
1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.
2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.
3. Совершается во время полуденной молитвы.
4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой.
5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.
6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.
7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.
Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.
Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».
Желательные действия пятничного дня
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.
Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».
Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.
Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).
Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.
Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.
Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.
Нежелательные действия пятничного дня
1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.
Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.
Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».
2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.
3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.
4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.
5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот сказал нечто не подобающее и тот, кто поступил так, тому нет пятницы».
Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.
В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.
Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!
Алим Нурдинов madrasah2. ru
Пятничный намаз (джума).Хукм по Ханафи мазхабу
Автор: Имам аш-Шурунбуляли аль Ханафи (1585-1659).
Книга: Нур аль-Идах (стр.100-103)
Примечание: Имам аш-Шурунбуляли,из книги «Мараки аль-Фалях»
Джума-намаз фад-айн для того, кто соответствует следующим условиям (1):
1. Мужчина.
2. Свободный.
3. Нахождение в населенном пункте (миср), в котором естьмечеть или место где совершается джума-намаз.(2)
4. Здоровье позволяющее выйти на джума, совершить его и так далее.
5. Безопасность от притеснителей.
6. Здоровые глаза.
7. Здоровые ноги.
Джума-намаз действителен при соблюдении следующих условий:
1. Населенный пункт в котором проводится джума-намаз или его окрестности. (3)
2. Султан (Халиф) или его заместитель. (4)
3. Время Зухр.
4. Хутба, с намерением произнести именно пятничную хутбу.
5. Присутствие на хутбе хотя бы одного человека. (5)
6. Возможность совершить джума-намаз для всех в данном месте. (6)
7. Коллектив молящихся минимум из трех мужчин за вычетом имама, пусть даже они были рабами, или путниками, или больными. (7)
8. Условием так же является то, чтобы минимум трое человек совершили за имамом первое саджда, и если совершили, а после вышли из намаза, то имам завершает джума-намаз в одиночку и намаз засчитывается как совершённый, но если они вышли из намаза прежде чем совершить за ним саджда, то намаз не действителен.
Так же не действителен джума-намаз. если за имамом стоят двое мужчин, женщина и ребенок. Рабу или больному разрешено быть имамом в джума-намазе.
Миср — каждый населенный пункт в котором есть муфтий,глава города, судья претворяющий законы и систему наказаний,здания общая площадь покрытия которых достигла уровня зданий долины «Мина».
Дозволено, чтобы джума-намаз в период хаджа совершал в долине Мина Халиф или валий Мекки.
Макрух, если хутба была проведена без прославления «тасбих» и восхваления «тахмид». (8)
Сунны хутбы, которые на имаме:
1. Состояние вуду.
2. Полностью закрытый аврат.
3. Сидение на минбаре перед хутбой.
4. Второй азан перед ним, а так же икамат.
5. Встать на минбаре с мечом на левом боку в той местности, которая была открыта войной и без меча, если местность была открыта миром.
6. Обращаться к людям направив лицо в их сторону.
7. Начать с восхваления Аллаха (произнести «Хвала Аллаху, Господу миров»), после чего иными словами восхвалить Его.
8. Произнести слова свидетельства веры.
9. Благословение на Пророка (с.а.с.).
10. Краткое ознакомление с тем, о чем будет речь в хутбе.
11. Зикр.
13. Чтение аята из Корана.
14. Совершить две хутбы. (9)
15. Сидение между этими двумя хутбами.
16. Произнести восхваление Аллаха, после прославление Его, после благословение на Пророка (с.а.с.) в начале второй хутбы.
17. Молитва за мусульман и мусульманок с просьбой к Аллаху о прощении для них.
18. Произнести хутбу так чтобы ее услышали все люди,если есть возможность.
19. Сделать хутбы короткими. (10)
Макрух сильно удлинять что-нибудь из сунны или оставить что-то из нее.
Является ваджибом спешить на джума-намаз и прекращать торговлю при первом азане. Если вышел имам (11), то должны прекратиться все разговоры и завершиться намазы пока имам не проведет джума-намаз. Макрух для присутствующего на хутбе есть и пить, играться, далее не возвращется «салам», не говорится чихнувшему «да помилует тебя Аллах», не приветствует хатиб людей, если уже встал на минбар.
Макрух выйти из мисра тому на ком обязанность совершить джума-намаз, если прозвучал азан к нему. Тот же, на ком не лежит фардом джума-намаз заменяет его зухр-намазом.
Макрух совершать зухр-намаз вместо джума-намаза тому, у кого узр, как если это больной или мусафир, а так же заключенному. Если же успел лишь к последнему ташаххуду или саджда забывчивости, т. е. до таслима которым завершают намаз, то успел на джума намаз, но завершаешь его сам.
Примечание:
1. Т.е. если что-то из этих условий не выдержано, то джума-намаз не фард айн для этого человека, хотя и дозволяется. Например: женщинам, рабам, путнику,больному.
2. Конечно же, если человек не выступил в путь. Т.е., например человек живет в селе, в котором нет мечети и вообще не совершается джума-намаз, то пока он в своем селе, ему джума-намаз не фард, но если он приехал в соседнее село где джума-намаз проводится, то он ему становится фардом и так ему фард джума-намаз в любом селе или городе где он проводится, кроме как, если он не вышел в путь с намерением путника, т. е. с намерением выйти от своего села (города) на расстояние большее чем 85 км.
3. Окрестности имеются ввиду от того, что раньше было принятым в праздничные дни или по другим общественным мероприятиям выходить за пределы города всем народом и вместе на открытой местности совершать намаз.
4. Т.к. из реальности видно что Халиф (Султан, Амир уль-мумуннин) не может в один день быть имамом во всех мечетях Халифата, то значит уполномочивает
иных людей на это, и, как правило, этим человеком является его валий (губернатор), главный судья в регионе, начальник безопасности, но так как на сегодняшний день нет Халифа, то джума-намаз совершается без него, так как является фардом его выполнение.
5. Этим человеком может быть путник, или раб, или больной, но не женщина или ребенок.
6. Т. е. это не должна быть мечеть, в которой бывают только определенные лица и только: мечеть на территории тюрьмы или дворца и т. д., т. е. в таких местах, куда не может войти любой желающий, мимо проходящий.
7. Это мнение Абу Ханифы и Мухаммада, на которое дается фетва в данной книге.Но есть так же мнение Абу Юсуфа, который говорит что минимум это два человека за вычетом имама, так как втроем они уже составляют джамаат (коллектив).
8. И это мнение Абу Ханифы. Но Мухаммад и Абу Юсуф сказали, что обязательно должны быть прославления Аллааха достаточно длинными чтобы это можно было назвать хутбой, и наименьшей может быть та которая по времени не короче времени ташаххуда: восхваление Аллах, благословение на Пророка (с.а.с.),молитва за мусульман без длинных пауз между этим, а как доказательство приводится аят «джума:9». Что же касается мнения Абу Ханифы, то тут доказательством является действие Османа ибн Аффана, который встав на хутбу лишь восхвалил Аллаха (альхамдулиЛлях), после чего сошел с минбара и начал намаз, и никто из присутствующих не выразил протеста на это.
9. Между ними как разделение служит сидение на минбаре. Это известная практика в мечетях.
10. Но сегодня хутбы удлиняют ввиду неграмотности людей в Исламе с целью обучить их религии.
11. Т.е. вышел из своей комнаты и направился в сторону минбара.
«Согласно мнению большинства ученых в день джума, время отведенное для аср намаза есть время в котором принимаются (особенно) дуа.»
Радд аль-Мухтар (Хашият ибн Абидин)