فَصْلُ فِى تَمَامِ أَحْكَمُ الوُضُوء
Раздел, посвященный перечислению ахкамов малого омовения

 

1. Омовение внешней части густой бороды. Если борода густая, омывать кожу под ней не нужно1.

 

2. Омовение кожи лица под редкой бородой2.

 

3. Является фардом омыть внешнюю часть губ, которая видна, когда человек закрыл рот. Внутреннюю часть омывать не фард, так как это уже не лицо, а рот.

 

4. Не требуется для вуду3 проникновение воды в глаза, так как это вредит здоровью.

 

5. Если у человека плотно сжатые пальцы, необходимо довести воду до области между пальцами.

 

6. Если у человека длинные ногти, закрывающие подушечку пальца, он обязан состричь ногти, чтобы вода доходила до пальцев.

 

7. Человек обязан удалить всё, что мешает проникновению воды на кожу, например, выделения из глаз, тесто, воск и т. п. Исключение делается для грязи под ногтями — она не делает вуду недействительным, даже если мешает проникновению воды, при этом не имеет значения, у кого под ногтями грязь — у деревенского жителя или у городского.

 

8. Выделения, которые остаются от блох или мух, не влияют на действительность омовения4.

 

9. Если человек работает маляром, он может совершать вуду поверх краски на руках.

 

10. Если человек носит перстень, который плотно прилегает к пальцу, его обязательно нужно двигать во время совершения вуду (согласно хадису)5.

 

11. Если у человека на руках порезы и он положил на них лекарство так, что оно не выходит за границы раны, дозволено мыть руку поверх лекарства, не смывая его. Если лекарство вышло за пределы раны, нужно смыть лекарство со здоровой кожи, если это не повлечет за собой боль и страдание. Если попадание воды на порезы причиняет боль, дозволено сделать на них масх. А если страдание причиняет даже масх, дозволено даже не делать масх.

 

12. Если человек совершил масх на волосы, а потом состриг их, на нем не лежит обязанность переделать масх или гасль6.

بَيَانُ سُنَنِ الوُضُوء
Разъяснение суннатов малого омовения

 

 

Сунна (السُنَّة) в языковом значении — путь (طَرِيقَة), даже если этот путь подразумевает греховное поведение, в шариатском значении — религиозный образ жизни.

 

Сунна муаккада (السُنَّة المُؤَكَدَة) — то, что Посланник Аллаха делал постоянно, но несколько раз оставлял, чтобы показать, что это не обязательно. За постоянное оставление сунны муаккада без уважительной причины, например, полоскания рта или носа в малом омовении, человек заслуживает порицания в этой жизни, но наказания в будущей жизни ему за это не полагается. За постоянное оставления сунны муаккада человек теряет право на шафаат (الشَفَاعَة) Посланника Аллаха (согласно хадису), это означает, что такой человек с большой вероятностью войдет в Огонь, так как лишен права на шафаат, но право на шафаат быть выведенным из Огня у него остается.

 

Сунна гейр муаккада (السُنَّة غير المؤكدة) или мустахабб — за ее оставление человек не заслуживает порицания в этой жизни и наказания в следующей, но за ее исполнение с искренним ниятом по воле Всевышнего Аллаха ему полагается награда.

 

 

Суннаты малого омовения:
Омовение кистей рук до запястий.
Произнесение басмалы во время омовения кистей рук (بِاسْمِ اللهِ العَظِيم الحَمْدُ للهِ عَلَى دِينِ الإسْلَم). Если человек забыл произнести тасмию в начале, этот суннат не будет ему засчитан, но произнести ее всё равно следует.
Сивак (السِوَاك). Сивак — это и сам предмет, которым очищают, и процесс очищения7. В ханафитском мазхабе сивак — это суннат вуду, который совершается во время полоскания рта трижды. Также является мустахаббом использовать сивак для устранения неприятного запаха изо рта, при пробуждении ото сна, когда заходишь в дом, собираешься участвовать в собрании, читать Коран или хадисы. Если у человека нет палочки от дерева арак в качестве сивака или нет зубов, он может протереть рот пальцем, и это будет засчитано ему как сунна. Для женщины сивак заменяет жевательная резинка.
Полоскание рта (الَمضْمَضَه). В языковом значении мадмада — приведение чего-либо в движение (التَحْرِيك), а в Шариате — заполнение рта водой. Если человек один раз зачерпнул воду и трижды прополоскал этой водой рот, сунна троекратного совершения мадмада ему будет засчитана, но сунну многократного зачерпывания воды он упускает.
Полоскание носа (الاِسْتِنْشَاق). В языке истиншак — это втягивание воды носом, в Шариате — это доведение воды до мягкой части носа (الَمارِن). Если человек зачерпнул воду один раз и прополоскал ей нос трижды, сунна троекратного полоскания носа ему засчитана не будет.
Усердие в полоскании рта и носа8. Постящемуся не следует усердствовать в полоскании.
Расчесывание густой бороды. Расчесывать бороду следует мокрыми пальцами снизу вверх.
Протирание между пальцами рук и ног. Если человек подставит ногу под кран с водой, это заменяет протирание между пальцами.
Троекратное омовение частей тела.
Протирание всей головы (а не четверти) один раз.
Протирание ушей. При этом можно протирать уши той же водой, которую взял для протирания головы.
Протирание органов тела при омовении (الدَلْك).
Непрерывность совершения вуду (الوِلَاء). Омывать органы тела без перерывов — так, чтобы предыдущий орган не успевал высохнуть. При этом в расчет берется умеренный климат, нормальная температура тела и не ветреная погода.
Ният (النِىة). Сунной является выражать ният перед истинджа (الِاسْتِنْجَاء). Ният следует выражать на устранение хадаса (того, что нарушает вуду), либо в форме «намереваюсь совершить вуду», либо в общем на совершение молитвы в том смысле, что для молитвы необходимо вуду.
Соблюдение порядка совершения омовения (التَرْتِيب).
Начинать с правой стороны9.
Начинать омовение рук и ног с кончиков пальцев.
Начинать протирание головы от лба.
Протирание шеи внешней стороной пальцев10.

 

Есть мнение, что последние 4 пункта — это не сунна муаккада, а мустахабб.

1.Это самое верное мнение в мазхабе. Было мнение, что 1) достаточно омыть треть бороды, 2) достаточно омыть четверть бороды, 3) нужно протереть бороду (масх) — но от всех этих мнений шейхи отказались.
2.Часть бороды, которая выходит за пределы лица, в фард омовения не входит, но омывать ее — сунна.
3.И гусля.
4.Так как они очень малы.
5.Женщина обязана шевелить серьги в ушах (во время гусля) и кольца, при этом не ставится условием, чтобы была уверенность 100%, что вода попала во внутрь отверстий для серег, но должна быть уверенность больше 50%. Проталкивать мокрую иглу в дырки в ушах — не фард.
6.Tо же касается стрижки ногтей или усов), хотя это желательно.
7.В данном случае имеется в виду второе значение.
8.То есть полоскание горла и доведение воды глубоко в нос до твердой его части.
9.Согласно хадису, который приводит Ибн Маджа: «Если вы совершаете вуду, то начинайте его совершать с правой стороны».
10.Протирать горло — бид’а.

 

Автор: Шейх Мухийддин Абдуль-Хамид
Книга: Сабиль аль-Фалях, шарх Нур аль-идах
Комментарий: Махди Шамсуддин