ezuOzuyVe24

Вопрос:

Мой друг часто спрашивает своих однокурсников: «Ты мусульманин или ханафит (шафиит)?» Как реагировать на такой вопрос – пожалуйста, дайте совет.

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

В данном контексте слово «или» используется между двумя словами одного и того же рода. Можно спросить кого-то, будет ли он рис или хлеб, поскольку оба они являются пищей, однако нельзя спросить кого-то, будет ли он есть хлеб или бумагу. Точно так же, если ваш друг спросит кого живет ли он в Дурбане или Южной Африке, вопрос будет абсурдным. Только тот, кто не знает о том, что Дурбан является не страной, а городом в Южной Африке, может задать такой вопрос.

Вопрос вашего друга означает, что можно быть либо мусульманином, либо ханафитом (или шафиитом). Таким образом, если кто говорит, что он ханафит, то упаси Аллах, он не мусульманин! Это то же самое, что спросить, живете ли вы в Дурбане или Южной Африке, и если вы живете в Дурбане, то вы не житель ЮАР.

Такие вопросы проистекают от непонимания того, что имам Абу Ханифа (рахимахуллах) не создал свою собственную религию. Он лишь с помощью обширных знаний и опыта, которыми наградил его Аллах, вывел законы шариата из Корана и хадисов. Его знания были засвидетельствованы такими учеными как Абдулла ибн Мубарак, который был одним из величайших мухаддисов своего времени. Сахих Бухари наполнен хадисами его передачи.

Точно так же другие имамы мазхабов, как имамы Малик, Шафии и Ахмад (да помилует их Аллах) просто систематизировали и передали законы шариата в свете своего опыта и познаний в Коране и хадисах. Таким образом, те, кто называют себя ханафитами (шафиитами, маликитами, ханбалитами) следуют за пониманием религии, которое донесли до нас эти великие ученые.

В нашу эпоху существует дополнительная потребность потребность идентифицировать себя как ханафит, шафиит, маликит или ханбалит. Необходимо подчеркнуть, что человек не является тем, кто не имея знания и опыт, чтобы вывести законы религии из источников, утверждает, что следует Корану и хадису непосредственно. Он похож на человека, который едва поступив в среднюю школу, уже считает себя большим ученым в какой-то науке!

Та же группа, которая говорит вам, что не стоит следовать пониманию Корана и Сунны согласно четырем имамам-саляфам (Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад), однако, будет настаивать, чтобы вы следовали пониманию религии, сделанному их учеными. Это в любом случае таклид. Теперь давайте посмотрим, что говорят большие ученые о возможности следовать непосредственно Корану и хадису для тех, кто не имеет достаточных знаний для этого.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал:

«Тот, кто утверждает, что следовать за авторитетным мнением (совершать таклид) неправильно и этому нет места в религиозных вопросах, является фасиком (явным грешником) в соответствии со словами Аллаха и Его Посланника ﷺ. И поистине, такой человек [своими претензиями] разрушает знания и Сунну …»

[Табакат аль-Ханабиля известного ученого-ханбалита Ибн Аби Яа’ля аль-Фара]

Ибн Аби Зайд аль-Малики сообщает, что большой ученый-знаток фикха из саляфов Суфьян ибн Уейна говорил:

«Хадис – это источник заблуждения для всех, кроме факихов (ученых)»

Ибн Аби Зайд аль-Малики так комментирует эти слова: «Он (Суфьян ибн Уйена) имеет в виду, что простой человек (не алим) будет брать лишь внешний смысл хадиса, хотя может быть другой хадис, который разъясняет первый, или какое-то другое доказательство, которое скрыто от него, или этот хадис оставлен учеными, и они не практикуют его. Всё это могут знать лишь те, чьё знание сравнимо с океаном» (Джами, стр. 150)..

Помощник имама Малика Абд ибн Вахб, который был ученым-мухаддисом, и по свидетельству знавших его, передал более 120 000 хадисов, говорил:

«Хадис может ввести в заблуждение всех, кроме алимов (ученых). Каждый, кто запоминает и передает хадисы, если он не имеет имама (учителя) в фикхе, впадет в заблуждение, и если бы Аллах не спас нас посредством имама Малика и аль-Лейса ибн Саада (также большого факиха — прим. переводчика), мы были бы заблудшими».

Яхья ибн Сулейман передавал от Ибн Вахба, что тот слышал как имам Малик говорил:

«Многие хадисы были причиной заблуждения».

Под словами «Многие из этих хадисов являются источником заблуждения» имам Малик имеет в виду, что их приводили в неправильном смысле и не в нужном месте, потому что Сунна содержит мудрость, и мудрость заключается в том, чтобы поместить каждую вещь в правильный контекст.

Ибн Вахб также сказал:

«Я брал знания у трехсот шестидесяти ученых (знающих хадисы), но без Малика и аль-Лейса я бы сбился».

По другой версии он сказал:

«Если бы не Малик ибн Анас и аль-Лейс ибн Саад, я бы погиб. До встречи с ними я думал, что все [достоверно] переданное от Пророка (мир ему и благословение) необходимо применять на практике»

Другая версия его слов гласит:

«Я собрал много хадисов, и они привели меня в замешательство. Я советовался с Маликом и аль-Лейсом, и они говорили мне: «возьми это и оставь то».

Иными словами, есть хадисы, которые, даже несмотря на то, что они достоверны, не практикуются. Например, хадис может не практиковать, потому что он отмененный, но этого знания нет ни у кого, кроме факиха. Именно поэтому фикх мы получаем не напрямую через хадис, а у факиха, который знает все хадисы по каждой теме и знает, какой хадис отменён, а какому можно следовать.

Имам ар-Рамахурмузи (ум. 320) пишет в «Аль-Мухаддис аль-Фасыль»: «Муфтий не обязан давать фетву согласно всем хадисам, которые он передаёт. Также он не обязан прекратить передавать хадисы, по которым он не дает фетву. Этому следуют практически все факихи. Так, имам Малик передавал много того, что сам не практиковал» (стр. 322).

Итак, мухаддисы, которые передавали хадисы, могли передавать отмененные риваяты, которые были достоверными в плане иснада. Так, в «Сахихе» имама Бухари есть хадис о временном браке. Хотя это и отменено Шариатом, мухаддисы продолжали передавать эти риваяты, однако следовать им категорически нельзя.

Из всего вышеприведенного ясно, что саляфы считали обязательным следовать факихам и их пониманию Сунны, а не пытаться понять хадисы самостоятельно. Если мухаддисы тех лет сами не могли понимать хадисы без помощи факихов, то как мы в наши дни, не зная даже толком арабского языка, сможем это сделать? Подобные призывы «оставить следование за учеными и следовать лишь Корану и Сунне» подобны безумию и могут исходить лишь от невежд.

А Аллах знает лучше.

Источник Jamiatul Ulama