Автор: Шейх Мухийддин Абдуль-Хамид
Книга: Сабиль аль-Фалях, шарх Нур аль-идах
Комментарий: Махди Шамсуддин

Разъяснение условий действительности таяммума (продолжение)

 

2. Причина, которая служит человеку оправданием для того, чтобы прибегнуть к таяммуму.

 

Дозволено совершить таяммум в следующих случаях:
человек находится на расстоянии одного шариатского миля (1748 метров) от места, где есть вода, даже если человек находится в пределах населенного пункта;
у человека есть уверенность более 50%, что он заболеет, его болезнь усугубится или замедлится его выздоровление, если он совершит омовение (вуду или гусль) водой;
у человека нет возможности согреть воду, и он имеет уверенность более 50%, что заболеет или умрет, если совершит омовение холодной водой1;
человек находится близко к воде, но боится, что его убьют, ограбят или нанесут ему какой-то другой вред люди или животные, находящиеся на пути к воде или рядом с ней; то же касается женщины, которая боится нечестивца, должника, который боится заточения в тюрьму, путника, которого в путешествии заточили в тюрьму и у которого нет возможности совершить там омовение, — все эти люди не обязаны восполнять намаз, который они совершили с таяммумом, несмотря на то, что вода находилась поблизости;
человек боится, что, если использует имеющуюся воду для омовения, его самого, его товарища или его животное2 одолеет сильная жажда;
у человека не останется воды для приготовления теста, если он использует ее для омовения, при этом дозволено сделать таяммум только если вода нужна для теста (а не, например, для соуса), то есть для приготовления необходимой пищи;
у человека нет возможности достать воду из колодца (например, ведра или веревки);
человек боится пропустить похоронный или праздничный намаз, если будет делать вуду3;

 

 

Если человек боится пропустить пятничный намаз или любой обязательный намаз, он не имеет права совершить таяммум, так как у этих намазов есть альтернатива — обязательный намаз можно восполнить, а вместо пятничного намаза совершить намаз зухр.

 

3. Таяммум должен совершаться с помощью удара по тому, что относится к земле и обладает способностью очищать.

 

К очищающим вещам относится только то, на чем никогда не было наджасы. Например, если на земле была наджаса, но затем следы наджасы высохли и исчезли, этой землей нельзя совершать таяммум. К вещам, которыми можно делать таяммум, относятся:
земля4;
камень;
песок;
мышьяк;
известь;
сера;
бирюза;
сердолик;
соль, которую добывают в горах.

 

 

Не дозволено совершать таяммум тем, что сгорает или плавится, к таким вещам относятся:
дерево;
серебро;
золото;
медь;
железо.

 

4. Необходимо полностью протереть лицо и обе руки до локтей включительно.

 

Если человек носит перстень, его необходимо сдвинуть во время протирания. Необходимо протереть все волосы на лице и область между пальцами. Мужчина обязан протереть белую полосу между бородой и ухом.

 

5. Протирание должно быть выполнено всей ладонью или большей ее частью.

 

Таким образом, если человек протрет всё, что необходимо, двумя пальцами, его таяммум не будет действителен5.

 

6. Таяммум необходимо совершить с помощью двух ударов ладонями о землю и т. п., даже если удары совершаются по одному и тому же месту.

 

Если на человека попала пыль и он протер лицо и руки, выразив ният на совершение таяммума, его таяммум действителен, так как имамы Исбиджаби и Ибн аль-Хумам указали на то, что два удара по земле не являются рукном таяммума6.

 

7. Во время совершения таяммума не должно быть состояний, нарушающих действительность вуду: хайда, нифаса и хадаса.

 

8. Необходимо удалить с тела всё, что мешает совершать протирание (масх), например, воск или жир.

 

Причина (сабаб) совершения таяммума — это желание совершить действие, которое нельзя совершать без омовения.

 

Условий обязательности таяммума восемь — они такие же, как в вуду.

 

Таяммум имеет два рукна: протирание лица и рук до локтей включительно.
1.Tаяммум в данном случае дозволено совершить, даже находясь в населенном пункте.
2.Даже если это собака.

3.При этом если у человека во время праздничного намаза нарушилось омовение и он понимает, что не успеет дойти до места совершения омовения и обновить его до окончания праздничного намаза, он имеет право сделать таяммум и продолжить совершение праздничного намаза.

4.По мнению имама Абу Юсуфа, совершать таяммум дозволено только землей и песком.
5.B отличие от протирания головы в вуду.
6.Подобно зачерпыванию воды в вуду.

 

Источник