1.Ассаляму алейкум! Незадолго до беременности моя сестра переболела корью. Наша тетя, врач по профессии, сказала, что в связи с перенесенной болезнью велика вероятность рождения малыша с врожденным уродством, и, посоветовала прервать беременность. Как относится Ислам к преждевременному прерыванию беременности (аборту) по медицинским показаниям? А.Ж.

2. Ассаляму алейкум! В каких случаях в Исламе разрешено прерывать беременность, если разрешено вообще? А.М.

Валейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух!

В Шариате эмбрион, имеющий выраженные признаки жизни, называют«жанин». Право на жизнь «жанину», зародившемуся в чреве, дает Всевышний. Поэтому, никто, и родители в том числе не имеют права лишать его права на жизнь.

Согласно правилам шариата, человек, ставший причиной гибели плода –«жанина», обязан выплатить «гурра» — своеобразный выкуп. Размер выплатыгурра равен 50 золотым динарам (примерно 212,5 грамм золотапримерно 1500 грамм серебра).

То есть, прерывать беременность после того, как плод примет очертания человеческого тела, а в плоть его, по воле Всевышнего, вдохнут жизнь, запрещено и является «харамом».

1. Относительно абортов до указанного срока, когда плод еще не является«жанин» — имеющим дух, ученые Ханафитского мазхаба высказали два мнения:

Первая группа ранних ученых считали, что прерывать беременность до того, как плод обретает дух и очертания человеческого тела – можно. Описанные признаки эмбрион обретает за срок, равный примерно 120 дням.

2. Большинство же ученых мазхаба Малики, считают, что делать прерывание беременности нельзя, независимо от того, сколько недель или дней эмбриону и на каком этапе он развития. Пусть ему нет и сорока дней от зачатия, и в его плоть еще не вдохнули жизнь. С момента своего зачатия эмбрион, по их мнению уже «жанин», то есть имеющий дух и плоть. Совершивший без веских причин аборт человек или же способствовавший этому, обязаны выплатить «гурру».

3.Группа ученых мазхаба Шафиги считают, что до сорока дней у эмбриона нет души. Поэтому, до сорока дней прерывать беременность можно. Представители же другой группы ученых этого мазхаба убеждены, что с момента оплодотворения женской яйцеклетки мужским семенем, эмбрион готов принять дух. И, мешать превращению эмбриона в плод, а затем в ребенка – грех, следовательно, делать аборт даже на этом маленьком сроке запрещено. [4].

То есть по расчетам древних ученых Ханафитского мазхаба, в плод входит душа по истечении 120 дней, а согласно мазхабу Шафиги, это происходит за сорок дней.

С медицинской точки зрения:

Современной медициной установлено, что за первый месяц (примерно 18 дней) эмбрион вырастает на 1 мм. За это время очертания плода не похожи на человеческое тело, и напоминают вытянутую запятую. Несмотря на то, что внутренних органов у эмбриона нет, уже функционирует сердце. Исходя из этого, некоторые современные религиоведы считают, что лишать права на жизнь живой организм, имеющее сердце, нельзя.

В наше время в медицинских учреждениях по желанию женщины беременность прерывают на сроке до 12 недель. На сроках же от 12 до 28 недель беременность прерывают лишь по рекомендации и под наблюдением квалифицированных специалистов — врачей.

Заключение:

Основываясь на фетвах древних ученых разных мазхабов, изложенных исходя из хадисов и аятов Священного Корана, современные ученые делают следующие выводы:

Если с момента зачатия прошло 120 (сто двадцать) дней, прерывать беременность является харамом. При совместном решении супругов разрешено делать аборт до достижения эмбриона 40 дней. Прерывать беременность в сроке между 40 и 120 днями (со дня зачатия), разрешено лишь в следующих двух случаях:Если дальнейшее вынашивание и рождение ребенка несет опасность жизни и здоровью матери, и это подтверждено квалифицированными врачами.

Вышесказанное заключение основано на постановлений от 29 сентября 1984 года, изданное Собранием фетв Кувейта. Однако, стоит отметить, что ряд современных религиоведов, ученых-теологов категорически против абортов.

Вывод:

Мнения всех ученых объединяет одно – прерывать беременность после того, как эмбрион обрел дух, является харамом. При этом искусственное вмешательство в течение беременности разрешено при угрожающей опасности жизни и здоровью матери, а также при авторитетном мнении врачей о врожденном уродстве и неполноценности плода.

Кроме того, основываясь на мнении ученых, выступающих против абортов вообще, хотим отметить, что за исключением редких случаев, описанных выше, прерывание беременности является нежелательным и неправильным.

Использованная литература:
1) Бахрур Раик, Китабун Никах. Бабу никахир ракик;
2) Ибн Габидин Аль-Һадияту Алаия – 205 стр.
3) Мажаллату мажмаъил Фикһил Ислами.
4) Основано на указе, от 29 сентября 1984 года, изданное Собранием фетв Кувейта.
5) Собрание фетв Кудус Ислами http://www.fatawah.com/Questions/11968.aspx
6) Доктор Хусайни Сулейман Жад, Уасика
7) Профессор, Доктор Али Карадаги, «аль-Кадая ат-Тыббия».
8) http://euro-medicina.ru/

Абдусамат Касым

Источник: Islam.kz