Вопрос: Хотелось бы узнать – в каком случае ханафиту можно использовать мнение другого мазхаба? К примеру, человек поранил руку, и у него сильно течет кровь. Согласно ханафитскому мазхабу, это нарушает омовение. Но время намаза оканчивается. Можно ли в таком случае взять мнение шафиитского мазхаба, где выход крови не нарушает омовение? Другой пример: согласно шафиитскому мазхабу женщина может совершить хадж без махрама или мужа, с группой надежных и благочестивых женщин. В нашей стране многие женщины берут это мнение и совершают хадж без махрама. Допускается ли такое?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
В принципе, простому человеку обязательно (ваджиб) выбрать для себя определенный мазхаб и следовать его предписаниям. Такого мнения придерживались ученые прошлого и настоящего времени, по причине того, что в противном случае (если человеку разрешить брать мнения разных имамов), он будет следовать своим страстям.
В общем, правило таково, что только в случае крайней необходимости, когда придерживаться мнения своего мазхаба крайне трудно, можно воспользоваться мнением другого имама, но лишь после консультации с компетентным ученым, который хорошо разбирается в науках фикха и хадиса. Такое, к примеру, разрешается в случае расторжения брака — ханафитские ученые в определенных моментах следуют решениям маликитского мазхаба из-за потребностей времени. Это будет зависеть от целого ряда условий, с которыми ученые должны хорошо ознакомиться.
Аналогичным образом в вопросах торговли: ученые выносят решения, основанные на мнении других мазхабов для удовлетворения потребностей нашей уммы.
Такое решение основано на том, что в вопросах муамалята (брака, развода, коммерции), ученым разрешается принимать мнения других мазхабов. Однако это можно делать в ограниченных случаях надежным ученым, после консультации с другими специалистами.
Что же касается вопросов ибадата (поклонения Аллаху, как вопросы тахарата, намаза, поста, хаджа и т.д.), то тут условия более жесткие, точка зрения другого мазхаба не может быть принята без крайней необходимости, особенно, если есть альтернатива.
(Это отрывок из работы Усуль Ифтаа муфтия Мухаммада Таки Усмани).
В обоих примерах, что вы привели выше, нет никаких причин для принятия мнения другого мазхаба. В первом примере, когда у человека есть рана, которая постоянно кровоточит, а время для молитвы истекает, такой человек будет считаться ма’зур (освобожденным от стандартных правил тахарата). Он может совершать вуду и молиться, несмотря на кровотечение. Правило для такого случая основано на хадисе о сподвижнице Асме’ (да будет доволен ей Аллах), у которой было постоянное кровотечение, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел ей молиться, несмотря на непрекращающееся кровотечение. Следовательно, нет необходимости принять мнение другого мазхаба в этой ситуации.
Во втором примере, который вы привели, также нет необходимости принимать мнение шафиитского мазхаба: женщина, которая не может совершить хадж из-за отсутствия мужа или махрама, не попадает в грех, если не совершает хадж, даже если она имеет средства. Она должна либо ждать, пока не выйдет замуж (или у нее не появится махрам), или она должна сделать завещание в пользу кого-то, кто может выполнить хадж от ее имени. Следовательно, ей не будет дозволено брать мнение шафиитского мазхаба в этом вопросе.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Источник