Вопрос: Я прочитал вашу фетву о мавлиде и был немного удивлен. Там были приведены слова Ибн Хаджара Аскалани, Ибн Касира о тех, кто внедрил мавлид. Но ведь эти ученые сами одобрили мавлид. И, кроме них, проведение мавлида одобрили множество ученых.
Имам Суюти даже написал отдельную книгу про мавлид как ответ имаму Факихани («Хусну максид фи амалиль-мавлид»). И там он подтвердил, что имам Аскалани также одобрил мавлид.
Считаете ли вы мнение о том, что мавлид – это нововведение, единственно правильным? Ведь известно, что между учеными в этом вопросе были разногласия. Большинство ученых даже высказалось о его дозволенности. Неужели вы считаете, что те ученые, которые одобрили мавлид, являются нововведенцами?
Под словом «мавлид» я имел в виду то мероприятие, которое не проводится только 12 раби-уль-авваля, и в котором нет харама как присутствие женщин и т. п.
Я извиняюсь: может, мое сообщение выглядит резко, но этот вопрос меня сильно интересует. (Дагестан)
————————————
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Фетва на askimam.org была подготовлена с учетом обычаев, присущих нашей стране (ЮАР), а также таким странам, как Великобритания, США, Индостану, определенным странам Среднего Востока, где во время проведения мавлидов имеют место совместное пребывание мужчин и женщин, оставление намаза, пение и танцы, порочная вера в то, что там присутствует пророк (салляллаху алейхи уа саллям).
Но, поскольку вы обратили наше внимание на некоторые моменты и сообщили, что в определенных регионах мавлид проводится правильным образом, мы заново рассмотрим фетву и объясним, какие виды мавлида запрещены. Мы благодарны вам за ваше сообщение.
Вкратце, наши взгляды на мавлид заключаются в следующем:
а) Если мавлид считается необходимым и рассматривается как часть религии, проведение его не будет дозволено, и он будет отнесен к бидгатам, даже если в нем нет всего того, что делает действие недозволенным.
б) Если проведение мавлида включает музыку, недозволенное пение и танцы, совместное пребывание мужчин и женщин, или люди верят в то, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) почтит своим присутствием мавлид, или же намаз и другие религиозные обязанности не будут исполняться из-за проведения мавлида, то его проведение дозволенным не будет.
в) Если же мавлид проводится с правильной верой в то, что он не является необходимым, и что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не вездесущ и не присутствует на мавлиде, и проведение мавлида не влечет пороки – такие, как пренебрежение намазом и другими обязанностями, совместное пребывание мужчин и женщин, музыка, танцы и т. д., то мавлид будет дозволен.
Но лучшим способом выражения радости по случаю рождения пророка (салляллаху алейхи уа саллям) является произнесение в большом количестве салавата в его адрес и приверженность Сунне. Нет ничего более угодного пророку (салляллаху алейхи уа саллям), чем приверженность его Сунне.
Кроме того, следует отметить, что дата рождения пророка (салляллаху алейхи уа саллям) точно неизвестна. Мнения историков по данному вопросу существенно отличаются друг от друга. Поэтому фиксировать конкретную дату и с уверенностью заявлять, что пророк (салляллаху алейхи уа саллям) родился именно в этот конкретный день, неблагоразумно.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)’
Источник: askimam.ru