Место Сунны среди Источников

Каким бы важным ни было значение Сунны, но среди Источников она занимает следующее место после Благородного Корана. Если в Коране есть открытое сообщение о каком-либо вопросе, то в обращении к Сунне необходимость отпадает.[1] Об этом говорится и в хадисе от Муаза. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его, как он будет действовать в случае возникновения сложной ситуации, тот ответил, что обратится к Корану. И когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у него, что он будет делать, когда не найдет ответа в Коране, он сказал, что обратится к Сунне.[2]

Об этом же говорится и в сообщении от аш-Шатиби в «аль-Мувафакаат». В письме хазрата Умара к Кады Шурайху, халиф пишет: «Если ты найдешь решение вопроса в Книге Аллаха, то ни у кого больше ничего не спрашивай. Если же не найдешь открытого разъяснения в Книге Аллаха, то следуй Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)».

Подобных сообщений очень много. Все они говорят о том, что в случае, когда в айате Корана заложен скрытый смысл, то для выяснения обстоятельств надо обращаться к Сунне. Безусловно, это дело муджтахидов.

Виды Предписаний, указанные Сунной

При сопоставлении предписаний Сунны с предписаниями Корана, ученые сталкиваются с четырьмя видами сообщений.

Первый вид предписаний, — когда предписание Сунны целиком совпадает с предписанием Корана. В подобных случаях оказывается, что по одному и тому же вопросу есть сразу два ответа. Айат Корана является Источником, а Сунна – подтверждением.

Второй вид предписаний, — когда предписание, данного айата Корана, требует раскрытия его Сунной. Эти айаты, смысл которых затруднен для понимания, или в них заложено несколько смысловых значений, называются «мюджмаль» или «мюшкиль».

Например, к айатам «мюджмаль» относится 43-й айат суры «Бакара»: «Исполняйте молитву и выплачивайте закяат». Как видно, здесь не говорится ни о количестве ракаатов, ни о времени исполнения  молитвы, ни о нисабе, с которого выплачивается закяат, ни об имуществе, с которого оно выплачивается и т.п. Все эти уточнения мы можем найти только в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

К айатам «мюшкиль» относят айат 187 той же суры, где говорится о времени сахура, и о белой и черной нити.

Третий вид. К этому виду предписаний Сунны относят хадисы, которые, по мнению некоторых ученых, отменяют (нэсих) какое-либо предписание Корана. Для примера они приводят айат 180 суры «Бакара» в котором в переводе смысла говорится: «Пpeдпиcaнo вaм, кoгдa пpeдcтaнeт к кoмy-нибyдь из вac cмepть, ecли oн ocтaвляeт дoбpo, зaвeщaниe для poдитeлeй и близкиx пo oбычaю, кaк oбязaтeльcтвo для вepyющиx» (2: 180). Ученые считают, что этот айат отменен высказыванием Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который приводят Бухари и Абу Давуд, где в переводе смысла говорится: «Для наследников завещания нет».[3]

Четвертый вид предписаний, — когда Сунна предписывает мусульманам действия, о которых в Коране ничего не сказано. К ним относятся хадисы: о  выделении шестой части наследства бабушке покойного; о выплате  дийата (платы за кровь) за неумышленное убийство родственниками, или пособниками убийцы (Акилэ); о необходимости присутствия свидетелей при заключении брака (никяаха) и им подобные сообщения.

Если у кого-либо, после ознакомления с вышеизложенной информацией,  возникает вопрос: «А как же быть с выражением «В Коране Аллах разъяснил все?», то можно ответить следующим образом. Да, Коран является Источником для разъяснения всего сущего, и то положение, что некоторые предписания заложены не в Коране, а в Сунне, — нет никаких противоречий. В Коране  дается разъяснение Основных Предписаний, трактовка общих положений, а детальное раскрытие многих предписаний дается именно в Сунне. Одним из Основных Предписаний Аллаха (Велик ОН и Славен), является Приказ следовать Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Достаточно вспомнить айат: «И что дал вам пророк, — то берите, а что запретил – того остерегайтесь».

В одном из сообщений говорится, что между Абдуллахом б. Мас’удом (да будет доволен им Аллах) и одной из женщин произошел разговор на подобную тему.  Некая женщина пришла к Абдуллаху б. Мас’уду и сказала: «Слышала я, что проклинаешь ты людей, делающих некоторые вещи. Будто бы ты говоришь, что  Аллах проклял людей, которые изменяют свой вид, данный им Аллахом, — делают татуировки себе и другим, удаляют волосы с бровей себе и другим, женщин, которые уплотняют пространство между зубами? А ведь я ничего подобного не вычитала между двумя корками Книги Аллаха?». Абдуллах б. Мас’уд сказал ей на это: «Если бы ты читала более внимательно, то нашла бы». Женщина: «Так в каком же таком месте я бы могла это найти?». Сподвижник ей в ответ: «А в словах Аллаха, где сказано: «И что дал вам пророк, — то берите, а что запретил – того остерегайтесь».

Вследствие этого, любое предписание достоверной Сунны, так или иначе, исходит из Священного Корана, даже если оно или частично, или полностью не представлено в Книге Аллаха, хвала Ему Всевышнему. Подтверждением тому является и вышеуказанный айат, и 3-4 айаты суры «Нэджм», в переводе смысла которого сказано: «И говорит он не по пристрастию. Это — только откровение, которое ниспосылается». (53: 3-4).

(Из книги Абу Асада аль-Ханафи: «Люди Сунны и Согласия — Кто Они»)
[1] Естественно, что здесь речь идет о муджтахидах, которые могут различать открытые (Мухкам) сообщения в айатах Корана от скрытых (Муташабих), требующих разъяснения Сунной.

[2] Хадис приведен у Тирмизи.

[3] См. ниже главу «Нэсих»