Правила использования хадисов разряда «Ахад» учеными Суннитами:
Известно, что при толковании религиозного права с использованием сообщений различной степени достоверности, Муджтахиды использовали различные методы. Естественно, что это послужило образованию так же и различных религиозно-правовых школ (мазхабов).
Ниже будут рассмотрены методы Муджтахидов 4-х сохранившихся до нашего времени мазхабов Ахл-и-с-Сунна ва-ль-Джама’а (Людей Сунны и Согласия).
Но вначале ознакомимся с некоторыми методами использования хадисов «Ахад» сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Метод Сахабов
После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Сподвижники весьма осторожно относились к использованию его высказываний. Для установления достоверности хадисов применяли различные методы, в основе которых лежало тщательное исследование обстоятельств высказываний и изучение личности, передавшего это высказывание.
Некоторые из них использовали лишь те хадисы, которые были переданы не менее чем двумя передатчиками (рави). Например, так действовали хазрат Абу Бакр и хазрат Умар б. Хаттаб(да будет доволен ими Аллах).
В сообщении Ибн-и Шихаба от Кабиса б. Зубайра говорится о случае, когда к праведному халифу Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) пришла некая женщина, и, объяснив, что она является бабушкой умершего ныне покойного, попросила выделить для нее долю наследства. На это хазрат Абу Бакр сказал ей, что он в Книге Аллаха ничего об этом не нашел. К тому, же продолжил он, я не помню ничего об этом и в высказываниях Пророка (мир ему и благословение Аллаха). После чего халиф обратился за советом к присутствовавшим при этом сахаба. Тут встал Аль-Мугира б. Шу’бэ (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я слышал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что бабушке покойного положена доля, размером в шестую часть наследства». Абу Бакр спросил у него: «А свидетели у тебя есть»? Свидетелем этого высказывания назвался Мухаммад б. Маслама (да будет доволен им Аллах).После чего Абу Бакр отдал распоряжение выделить бабушке шестую часть наследства.
В другом сообщении, переданном Бухари, говорится, что однажды хазрат Умар б. Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пригласил к себе домой через своего человека Абу Мусу аль-Ашари. Тот пришел к его дверям и трижды попросил разрешения войти внутрь. Не услышав разрешения, он ушел. Увидев такое положение, Хазрат Умар послал ему вдогонку человека. Когда Абу Муса вернулся, он спросил его: «Почему ты ушел»? Тот ответил, что он трижды приветствовал в сторону дверей, но никто ему не ответил. А слышал он от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что: «Если кто-либо из вас трижды попросит разрешения войти, но не получит ответа, то пусть возвращается назад». Тогда хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) потребовал привести к нему свидетеля этого высказывания. Обескураженный таким оборотом дела, Абу Муса отправился к Ансарам. Они, увидев Абу Мусу в таком состоянии, и выяснив, что с ним случилось, сказали: «Пусть самый младший сопроводит его». С ним пошел Абу Саид аль-Худри и объявил хазрату Умару, что он был свидетелем этого высказывания».
Выслушав свидетеля хазрат Умар повернулся к Абу Мусе со словами: «Пойми ты, я вовсе не хочу тебя в чем-либо обвинить. Ты должен понимать, что передавал не просто чьи-то слова, а высказывание самого Посланника (мир ему и благословение Аллаха)».
Другие сахабы требовали от передатчиков хадисов, чтобы они поклялись в достоверности сообщения». Например, так действовал хазрат-и Али б. Аби Талиб (да будет доволен им Аллах).
Некоторые сахаба не действовали по высказанному кем-либо хадису, так как знали, что хадис впоследствии был отменен. Например, так было с хадисом, который передал Абдуллах б. Мас’уд (да будет доволен им Аллах). В хадисе, который передавал этот сахаба, говорилось, что при совершении Рукуу (в молитве), руки надо зажать между бедрами (татбик). Он и сам совершал Рукуу именно таким образом. Но потом другой сахаба сообщил, что этот хадис был впоследствии отменен. Этим сподвижником был Са’д б. Аби Ваккас. Он передал, что да, ранее Пророк (мир ему и благословение Аллаха) действовал именно так. Но затем он стал класть ладони рук на колени и велел всем делать так же. Ввиду этого, Абдуллах б. Мас’уд перестал следовать хадису, который передал сам, так как знал, что тот был отменен, и при совершении поясного поклона (Рукуу), обхватывал колени пальцами рук.
Метод Ханафитов:
Авторы книг по основам Фикха пишут о том, что ученые мазхаба Ханафи считают необходимым придерживаться трех условий при использовании сообщений «Ахад»:
1. Первое условие. Передатчик хадиса (Свидетель; Рави) должен соответствовать своей практикой переданному сообщению и не давать противоречащие ему фетвы. Если же Рависовершает подобное, то принимаются во внимание лишь его действия и фетвы, а не переданный им хадис.
Объясняется это тем, что ученые полагают, что если бы Рави не имел сведений о замене предыдущего сообщения другим повелением Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он не стал бы вступать в противоречие с хадисом. Это было бы совершенно нелогично. Поэтому, в подобных случаях они предлагают следовать действиям и фетвам Передатчика (Рави).
Например, Ханафиты не действовали в соответствии с хадисом, полученным от Абу Хурайры, в котором говорилось: «Если чью-либо посуду оближет собака, то пусть он выльет содержимое, и вымоет (очистит) семь раз, один из которых — с использованием чистой земли».
Объясняется это сообщением от Дарэкутни, в котором говорится, что сам Абу Хурайра чистил свою посуду лишь троекратно и фетву давал именно в соответствии с этими действиями. Ввиду этого, Ханафиты приняли его фетву как доказательство отмены предыдущего сообщения, и действовали по этой фетве.
Второй пример. К этому же разряду относится и хадис от нашей матери Айшы (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Если женщина выйдет замуж без разрешения своего опекуна (вали), то ее замужество недействительно». Ханафиты не действовали по этому хадису, так как считали, что этот хадис был впоследствии отменен. Причиной тому было то, что сама Айша, да будет доволен ею Аллах, действовала в противоречии с этим хадисом, выдав замуж дочь своего брата Абду-р-Рахмана (да будет доволен им Аллах), когда тот находился в это время в Сирии. И, несмотря на то, что вернувшийся брат был немало расстроен совершенным без его ведома Никяахом, нет никаких сообщений о расторжении этого договора.
2. Второе условие. Хадис Ахад не должен сообщать о действиях очень распространенных, отвечающих потребностям большого количества мусульман. Такое положение в книгах по Основам Фикха называют «Умуму-ль-Бэлява». Такой хадис муджтахиды мазхаба Ханафи принимают настороженно, так как подобное сообщение должно было бы передаваться большим количеством Рави, а не оставаться в разряде «Ахад». А раз сообщение было передано лишь одним передатчиком, то достоверность его вызывает сомнение. Если бы сообщение было достоверным, считают они, то хадис оказался бы в разряде «Таватюр».
Ввиду подобных соображений, ученые мазхаба Ханафи не приняли к исполнению хадис от Абдуллаха б. Умара, в котором говорится о действии Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в молитве: «Перед совершением поясного поклона (Рукуу) и при возвращении в положение стоя (Кыйам), он вскидывал руки вверх». Ученые-ханафиты считали, что если бы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда вскидывал руки в молитве, то эти его действия должны были бы совершать все сахаба, так как они все бы об этом знали. В таком случае и сообщений было бы об этом очень много, и действия эти исполняли бы все без исключения.
Второй пример: По этим же соображениям ханафитами не был принят к исполнению хадис, переданный Тирмизи, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха)перед чтением в молитве «Фатихи», произносил «Бисмиллях…» вслух. Если бы Пророк делал это постоянно, то передатчиков хадиса было бы великое множество.
3. Третье условие. Если передатчик не достиг уровня иджтихада по фикху, то переданный им хадис не должен противоречить условиям Кыяса (сопоставлению аналогий) и основам Шариата. К примеру, если передатчик является одним из 4-х праведных халифов, или известным знатоком фикха и рави (к примеру, таким как Абдуллах б. Аббас или Абдуллах б. Мас’уд), тогда этот хадис принимается к исполнению. Если же хадис передается такими передатчиками, как хазрат Анас б. Малик или хазрат Билял, известных тем, что являются лишь передатчиками, но не муджтахидами в вопросах права, то хадис не может быть использован безоговорочно. Этих условий придерживаются очень многие муджтахиды. Объясняют они это тем, что при передаче хадиса, передатчики, не являющиеся специалистами по фикху, не обладающие достаточной степенью иджтихада, могут разъяснять действия Пророка (мир ему и благословение Аллаха) неверно, или же (при передаче слов) невольно добавлять свои мысли, взгляды.
Поэтому, при использовании хадисов «Ахад», переданных сподвижниками, не являющимися муджтахидами самого высокого ряда, ученые-ханафиты отдают предпочтение сопоставлению аналогий и общим принципам религиозного права. (IHIE, 75-77).
Метод Маликитов:
При использовании хадисов «Ахад» Имам Малик б. Анас (да будет милостив к нему Аллах) придерживался лишь одного условия: Хадис не должен противоречить обычаям мединцев (Амалю ахли-ль-Мадина). Если же полученное сообщение не соответствовало религиозной практике мединцев, то Имам не использовал такие хадисы. К примеру, он не использовал хадис, гласящий: «Пока покупатель и продавец не расстались друг с другом, каждый из них обладает правом отказа от заключенного ими соглашения (Мухаййар)», мотивируя тем, что подобное высказывание не соответствует обычаям мединцев.
Еще пример: Имам Малик б. Анас не действовал по хадису: «Когда кто-либо хочет выйти из молитвы (намаза), пусть отдаст приветствие: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-Лах» вначале на правую сторону, а затем на левую сторону», так как сообщение противоречило обычаям мединцев, которые отдавали приветствие лишь на правую сторону.
Предпочтение Имамом Маликом б. Анасам обычаев жителей Медины хадисам, переданным одним Сахаба, объясняется тем, что Имам считал, что их обычаи связаны с религиозной практикой Пророка Аллаха (мир ему и благословение). Действия Имама объясняются тем, что свидетельство большего количества передатчиков является более ценным, чем свидетельство одного человека.
Многие муджтахиды были не согласны с его решением и вступали с ним в полемику. Оппоненты указывали на то, что обычаи жителей других областей часто не соответствуют Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А раз так, то и жители Медины не застрахованы от ошибок. Среди оппонентов Имама Малика б. Энеса был Лэйс б. Са’д, который написал ему по этому поводу письмо. Эта тема была также рассмотрена и в книге «Аль-Умм» Имама Мухаммада б. Идриса аш-Шафии, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля. (IHIE, 79-80).
Метод Шафиитов:
Имам аш-Шафии придерживался метода, который не противоречил ни иджтихаду Имама Абу Ханифа, ни иджтихаду Имама Малика б. Энеса (да будет милостив к ним Аллах). Его основным условием использования хадиса «Ахад» было непременная неразрывность и достоверность цепи передатчиков.
К примеру, Имам аш-Шафии не стал давать фетву по хадису, полученному от рави через Айшу (да будет доволен ею Аллах), в котором говорилось:
«Хафсе принесли поесть. В это время мы обе соблюдали пост. Приняв эту пищу, мы нарушили пост. После этого к нам зашел Пророк Аллаха. Мы рассказали, что нас угостили едой, и, не удержавшись, нарушили свой пост. На это, Пророк Аллаха сказал нам: «Вреда от этого нет. Просто перенесите соблюдение этого поста на другой день».
Этот хадис из разряда «Мюрсель», то есть в цепи передатчиков существует разрыв. Это сообщение исходит от Зухри, которое он передает от Айши (да будет доволен ею Аллах).Однако, он не слышал это сообщение непосредственно от нее, а слышал от Урвы б. Зубайра. Ввиду этого, Имам аш-Шафии не стал использовать этот хадис, а вынес решение в соответствии с другими сообщениями. А именно: «Если мусульманин вознамерится держать дополнительный пост, а затем его нарушит, то нет необходимости соблюдения этого поста в другой день». (IHIE, 80).
Метод Ханбалитов:
Метод использования хадисов «Ахад» Имамом Ахмадом б. Ханбалом (да будет милостив к нему Аллах), схож с методом Имама аш-Шафии. С той лишь разницей, что он не ставил непременного условия неразрывности цепи передатчиков (Иттисал). Поэтому, Имам использовал хадисы «Мурсель» так же, как и Имамы Абу Ханифа и Малик б. Анас. То есть, предпочитал использование подобных хадисов сопоставлению аналогий (Кыйас).
***
Как видно из нашего обзора методов использования сообщений «Ахад», самое их широкое применение присутствует у Ханбалитов. Маликиты и Шафииты используют подобные сообщения шире, чем Ханафиты. А самое строгое отношение к хадисам, переданным лишь одним Сахаба, мы видим в мазхабе Ханафи.
Следует заметить, что правоведы указанных религиозно-правовых школ отдавали должное Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), одинаково считая ее вторым Источником, после Благородного Корана. Их расхождения в использовании некоторых видов сообщений, представляли собой лишь их осторожное и бережное отношение к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Все Муджтахиды соблюдали предосторожность в соответствии со своим пониманием важности вопроса.
Некоторые из них очень щепетильно относились к установившимся правилам по извлечению знаний из Источников, и старались не пользоваться сообщениями, противоречащими этим условиям. И это были Ханафиты.
Предосторожность других Муджтахидов заключалась в том, чтобы как можно шире использовать все достоверные сообщения от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это относится ко всем ученым первых трех поколений.
(Из книги «Люди Сунны и Согласия — Кто Они» Абу Асада аль-Ханафи
Оченьхорошо что разъяснили этот вопрос