Примерно в 570 году на свет появился ребенок, которого назвали Мухаммадом. Он родился в семье, принадлежавшей роду Курайш, который занимал господствующее положение в Мекке, одном из ключевых городов района Хиджаз, расположенного в северо-западной части Аравии. Этому человеку, в соответствии с божественным предопределением, суждено было стать Пророком одной из величайших религий мира – Ислама. 

Ранее город Мекка был известен лишь как место, на котором расположена древнейшая святыня – Кааба. Однако, после того как более развитый юг Аравии пришел в упадок, Мекка, в шестом веке, становится одним из важнейших торговых центров, поддерживающим прочные связи с такими великими державами того времени, как Империя Сасанидов, Византия и Эфиопия. В результате этого, доминирующее положение в городе стали занимать торговые кланы, среди которых выделялись представители рода Курайш. 

Отец Мухаммада, Абдуллах ибн Абдуль-Мутталиб, скончался до того, как родился его сын. Его мать, Амина, умерла, когда мальчику исполнилось шесть лет. Сироту приютил его дед, глава рода Хашим. После смерти деда, заботу о Мухаммаде взял на себя его дядя Абу Талиб. В соответствии с традициями того времени, Мухаммад провел год или два в семье араба-кочевника в пустыне. Этот древний обычай, практиковавшийся вплоть до недавнего времени известнейшими семьями Мекки, Медины, Тайфа и других городов Хиджаза, имел большое значение для Мухаммада. Он не только научился стойко переносить тяготы жизни в пустыне, но и по-настоящему оценил красоту и богатство родного языка, занимавшего особое место в жизни Арабов, у которых культура речи и искусство владения языком считались бесценными дарами. Также за то время, что он провел в семье бедуина, Мухаммад научился терпеливости, постиг азы неприхотливой жизни кочевников, с которыми ему пришлось делить кров и пищу, живя вдали от остального мира. Все это, в итоге, помогло ему не только понять их образ жизни, но и по достоинству оценить его. 

Примерно в 590 году, Мухаммад, которому тогда было двадцать лет, стал работать доверенным лицом вдовы по имени Хадиджа, которая занималась торговлей, а в частности отправляла караваны на север. Позже они поженились, и у них родились два сына и четыре дочери. Оба их сына умерли в детстве. 

В возрасте сорока лет, Мухаммад начал временами уединяться в одной из пещер на горе Хира, которая находилась за пределами Мекки. Именно на этой горе произошло первое в истории Ислама знаменательное событие. Однажды, когда Мухаммад находился в пещере Хира, он услышал голос, принадлежащий Ангелу Джибрилу (Гавриилу), который приказал ему: 

“Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови”. (Коран 96:1-2) 

Три раза Мухаммад говорил, что не умеет читать, но каждый раз Джибриль повторял приказ. Наконец, Мухаммад произнес эти слова, известные сейчас как первые пять аятов 96-й суры Священного Корана, в которых сообщается, что Бог является Создателем всего сущего и источником всех знаний. 

Вначале, Мухаммад не рассказывал о случившемся никому кроме своей жены и ближайшего окружения. Но когда начали нисходить откровения, в которых содержалось повеление сообщить об истине Единобожия всем людям, он начал проповедовать более широкому кругу: сначала беднякам и рабам, а позже и мекканской знати. Все откровения, ниспосланные Мухаммаду во время его пророческой миссии, были собраны в Коран, Который представляет собой Священную Книгу мусульман. 

Не все приняли то божественное послание, которое передал Мухаммад. Даже среди его соплеменников нашлись люди, отвергнувшие его учение. Многие торговцы также активно препятствовали его призыву. Однако такое противодействие со стороны недоброжелателей лишь усилило стремление Мухаммада довести до конца свою миссию, и позволило ему со всей отчетливостью осознать то, насколько разительно отличается Ислам от язычества. Единобожие в Исламе является той основой, на которой зиждутся остальные аспекты исламского вероучения. Аяты Корана свидетельствуют о единстве Бога, предупреждают тех, кто отказался уверовать в Него, о грядущем наказании и благовествуют о божественной милости и прощении для тех, кто подчинился Его повелениям. Они возвещают о Судном Дне, когда дела каждого человека будут взвешены на весах, и верующие будут вознаграждены, а неверующие наказаны. Коран резко осуждает и отвергает многобожие и возвещает об ответственности каждого человека за свои деяния. Таким образом, аяты этой Священной Книги стали своего рода вызовом язычникам Мекки. 

Хиджра 

Прошло более десяти лет с того момента как Мухаммад начал проповедовать открыто. Противодействие со стороны многобожников к этому времени достигло такого уровня, что, боясь за жизни своих последователей, Пророк решил отправить их в Эфиопию. Правитель этой христианской страны согласился взять переселенцев под свою защиту, и память об этом великодушном поступке до сих пор хранится в сердцах благодарных мусульман. А в Мекке преследование верующих усиливалось. Последователи Мухаммада подвергались издевательствам, оскорблениям и даже физическому насилию. Наконец, настал момент, когда Пророк решил отправить семьдесят человек из числа своих сподвижников в город Йасриб (вскоре переименованный в город Медина), что ознаменовало собой новую стадию в распространении Ислама. Позднее, в 622 году, Мухаммад вместе со своим ближайшим другом и сподвижником Абу Бакром Ас-Сыддык, также переселяется в Медину. Не зная о его отъезде, несколько недоброжелателей из числа мекканских язычников совершают нападение на его дом, но обнаруживают лишь его племянника Али. Взъяренные заговорщики назначают большой выкуп за голову Мухаммада и пускаются за ним в погоню. Наступает момент, когда преследователи практически настигают Пророка и его спутника, но те укрываются в пещере. По воле Аллаха, язычники их не замечают и возвращаются в Мекку, а Мухаммад и Абу Бакр продолжают свое путешествие. Приблизившись к Медине, они обнаруживают большое скопление радостно-возбужденных людей, состоящих из местных жителей и мекканских переселенцев, вышедших к ним на встречу. Таково краткое описание Хиджры, переселения Пророка из Мекки в Медину, которая является не только началом отсчета новой эры, эры Ислама, но и началом нового образа жизни. 

С того момента, основным организационным принципом исламского общества становится, наряду с кровным родством, мусульманское братство. Люди, переселившиеся из Мекки в Медину, называются «мухаджирами», переселенцами, а жители Медины «ансарами», т.е. оказавшими помощь. 

Мухаммад был хорошо знаком с ситуацией в Медине. Ранее, до Хиджры, некоторые из ее жителей приезжали в Мекку, для совершения обрядов паломничества. Там, услышав проповеди Пророка, часть мединских паломников приняла Ислам. Они же предложили Мухаммаду переселиться в их город. После Хиджры, благородные качества характера Мухаммада оказали настолько сильное влияние на местных жителей, что перед лицом надвигающейся опасности, даже враждующие между собой племена временно забыли о прошлых обидах и распрях и сплотили свои ряды. А опасность эта проявилась в том, что 15 марта, 624 года, мекканские язычники предприняли военный поход против Мухаммада и его последователей. 

Первое сражение, в котором мусульмане добились сокрушительной победы, состоялось недалеко от местечка Бадр к юго-западу от Медины, где в наши дни расположен небольшой городок. Это сражение имело очень большое значение для Ислама. Во-первых, количество воинов со стороны язычников превышало число мусульман в три раза. Во-вторых, дисциплина в рядах мусульман, шокировала мекканцев и убедила их, возможно впервые за всю историю их конфронтации, что те, кого они недавно изгнали из Мекки, стали представлять собой грозную силу. В-третьих, одно из союзнических племен, которое вероломно покинуло ряды мусульманской армии во время сражения, было изгнано из Медины месяц спустя после победы. Таким образом, это стало суровым предупреждением для тех союзников, которые втайне затевали недоброе по отношению к мусульманам. 

Через год после своего поражения мекканские язычники вновь выступили против мусульман, собрав войско в три тысячи человек. Битва состоялось у горы Ухуд, на окраинах Медины. Несмотря на то, что сражение вначале складывалось в пользу мусульман, язычники смогли изменить его ход и добились победы. В этой битве Пророк получил несколько ранений. Так как победа мекканских многобожников была неполной, они, спустя два года, собрали десятитысячную армию и вновь напали на мусульман. Но, однако, на этот раз результаты сражения оказались совершенно противоположными. В тяжелейшей битве, которая вошла в историю под названием «сражение у рва» или «сражение союзнических племен», мусульмане добились выдающейся победы, использую новую технику ведения боя. На краю Медины, со стороны предполагавшегося штурма, мусульмане вырыли большой ров, который стал труднопреодолимым препятствием на пути кавалерии язычников. Таким образом, войска противника оказались незащищенными перед лучниками мусульман, расположившихся на земляных валах. После безуспешной осады, мекканцы вынуждены были отступить. С тех пор Медина полностью и навсегда стала мусульманским городом. 

Освобождение Мекки от власти многобожников 

В Медине был принят основной закон мусульман, объединивший различные племена, последовавшие за Мухаммадом. Это явилось ясным свидетельством того, что политическое сознание мусульман достигло очень высокого уровня. Они стали олицетворять собой общество нового типа, отличное от всех остальных. Основной закон также определил статус немусульманского населения. Евреи, к примеру, были частью образовавшегося общества, и их стали относить к так называемым зиммиям, то есть людям, находящимся под защитой мусульман, при условии соблюдения ими исламских законов. Это стало своего рода прецедентом, использовавшимся мусульманами в отношении представителей других религий позднее, во времена бурного распространения Ислама на территориях соседних стран. Христианам и Евреям, после уплаты ими определенного налога, разрешалось исповедовать свою религию при соблюдении определенных условий, и они становились членами общества. Но это не относилось к язычникам, проживание которых на территории исламского государства считалось недопустимым. 

Ибн Исхак, один из ранних биографов Пророка писал, что приблизительно в это время, Мухаммад отправляет послания правителям Персии, Византии, Абиссинии и Египта, призывая их принять Ислам. Это событие как нельзя лучше описывает дух непоколебимой уверенности, царивший в мусульманском обществе, несмотря на то, что оно не обладало большой военной мощью. Эта уверенность не была безосновательной или авантюрной. Мухаммад смог договориться о выгодном для мусульман союзе с несколькими племенами, и уже к 628 году он и около пятнадцати тысяч его сподвижников смогли подойти к Мекке. Это событие стало знаменательным в истории Ислама. Всего лишь несколько лет назад, Мухаммад вынужден был покинуть Мекку, чтобы создать мусульманское государство в Медине. Теперь же, даже его враги видели в нем выдающегося лидера, который способен повести за собой целые народы. Год спустя, в 629 году он вернулся в Мекку во главе большого войска и освободил ее от власти многобожников без ненужного кровопролития, проявляя при этом удивительную терпимость, что стало эталоном поведения мусульманских войск на территории поверженного ими врага. Пророк также уничтожил всех идолов, которые были установлены вокруг Каабы, и навсегда положил конец всем языческим обрядам на территории освобожденной Мекки. В это время принимают Ислам и присягают Мухаммаду на верность такие выдающиеся личности, как Амр ибн аль-Ас, будущий покоритель Египта, и Халид ибн Валид, который войдет в историю Ислама под именем «Меч Аллаха». Их приход в лоно Ислама стал важным событием, так как совсем недавно они были злейшими врагами Пророка и мусульман. 

Необходимо отметить, что возращение Мухаммада в Мекку стало кульминацией его призыва. В 632 году, спустя всего лишь три года после вышеописанных событий, он заболевает и 8 июня того же года, в присутствии своей жены Аишы, Посланник Аллаха умирает. 

Смерть Пророка стала невосполнимой потерей для мусульманской общины. Его последователи, воспринимали этого человека, ведущего простой образ жизни, не только как любимого друга, доброго товарища или выдающегося правителя, и не только как почитаемого всеми вождя, сумевшего построить великое государство, сплотив горсточку враждующих между собой племен. Но он был для них еще и личностью, воплотившей в себе все аспекты своего учения, основой которого стал ниспосланный ему Богом Священный Коран. Эта Священная Книга, которая на протяжении многих веков направляет мысли и поступки мусульман, является источником их вероучения, кодексом их поведения, возвестила всему миру о наступлении новой эры в истории человечества. Его смерть, каким бы она ударом не оказалась для мусульманского общества, не изменила основной сути его миссии – донести Коран до всех людей. Одними из величайших слов, когда либо произнесенных после смерти Пророка, стали слова его ближайшего сподвижника Абу Бакра: «О те, кто поклонялся Мухаммаду! Знайте же, что Мухаммад умер. О те, кто поклоняется Богу! Знайте же, что Бог жив и не умирает!» 

Правление Абу Бакра и Омара 

После смерти Пророка мусульманская община столкнулась с проблемой выбора правителя. Кто же достоин, чтобы стать преемником Мухаммада? Предстояло выбрать из четырех человек, и первым из них был Абу Бакр Ас-Сыддык — спутник Пророка во время его переселения из Мекки в Медину, человек, которого Мухаммад назначил имамом для совершения коллективных молитв во время своей последней болезни. Затем шли Омар ибн Аль-Хаттаб, выдающийся сподвижник Пророка, Усман ибн Аффан, один из первых мусульман и Али ибн Аби Толиб, племянник Мухаммада и его зять. Их богобоязненность и способность управлять исламским государством не подвергалась сомнению. Во время совета, на котором предстояло выбрать правителя, к Абу Бакру подошел Омар, и, сжав его руку, заявил о признании его преемником Пророка. До наступления темноты, совет пришел к единодушному мнению, и Абу Бакр был избран халифом. Религиозно-историческое значение слова «халиф», в отличие от лингвистического значения «преемник», имеет более конкретный смысл: человек, осуществляющий правление на основе Корана и достоверной сунны Посланника Аллаха. Несмотря на то, что правление Абу Бакра было краткосрочным, оно имело очень большое значение. Будучи выдающимся правителем, он вел очень скромный образ жизни, строго исполнял свои религиозные обязанности, был доступен для людей и проявлял искреннюю доброжелательность по отношению к своим подданным. Однако, когда дело касалось защиты религиозных устоев молодого исламского государства, он был неумолимо тверд. Эта черта его характера отчетливо проявилась во время смуты, вызванной смертью Пророка, когда некоторые племена, которые формально приняли Ислам, отказались признать исламское правление. Абу Бакр твердой рукою усмирил их, что стало одним из важнейших событий в исламской истории. Позже, он сумел сплотить все племена на аравийском полуострове и направил всю их мощь против могущественных империй, расположенных на Востоке: Сасанидов в Персии и Византийцев в Сирии, Палестине и Египте. Во время его краткосрочного правления, исламское государство заявило о себе во всеуслышание. 

Второй халиф, Омар, назначенный Абу Бакром, продолжил дело своего предшественника. Начиная с его правления, халифов стали называть амируль-му’минин, т.е. правителями правоверных. Он расширил границы исламского государства, в состав которого вошли такие страны как Сирия, Египет, Ирак и Персия. Его правление ознаменовалось рядом блистательных побед, которые навсегда вошли в историю мирового военного искусства. В течении четырех лет после смерти Пророка, мусульмане распространили свое господство вплоть до Сирии, и в знаменитом сражении у реки Ярмук, которое произошло во время песчаной бури, они сокрушили ряды византийской армии, чей правитель Гераклий, незадолго до этого отверг призыв Пророка Мухаммада. А тем временем, мир с удивлением взирал на то, как мусульмане организовывают правление на новых территориях, на то, с какой невиданной доселе терпимостью и справедливостью они обходятся с местными жителями. К примеру, в Дамаске, командующий мусульманскими войсками Халид ибн Валид подписал следующий договор с жителями этого города: 

«В случае если мусульманские войска войдут в Дамаск, Халид ибн Валид гарантирует жителям города безопасность и сохранность их имущества. Храмы останутся нетронутыми. Город не будет подвергнут разрушению. Мусульманским войскам будет запрещено расквартировываться в домах местных жителей. Мы заключаем настоящий договор, считая его заветом между нами и Всевышним Аллахом, и гарантируем жителям Дамаска защиту от имени Пророка Аллаха, мусульманских правителей и всех правоверных. До тех пор, пока жители города будут выплачивать подушный налог, мусульмане гарантируют им хорошее обхождение». 

Такого рода терпимость по отношению к поверженному врагу является типичной чертой Ислама. Год спустя после битвы у реки Ярмук, Омар, находясь в своем биваке недалеко от аль-Джабии на Голанских высотах, получает послание о том, что Византийцы готовы сдать Иерусалим. Он решает самолично принять капитуляцию. Согласно одному из свидетельств, Омар въехал в город в одиночестве, надев скромную одежду, чем вызвал изумление у местных жителей, которые привыкли к пышным шествиям Византийцев и Персов. Еще большее удивление и восхищение жителей Иерусалима вызвало то, как он великодушно развеял их страхи и заключил с ними следующий договор: «Стремясь снискать довольство Всевышнего Аллаха мы заключаем с вами следующий договор… Ваши храмы мы оставляем нетронутыми, и запрещаем мусульманам посягать на их неприкосновенность или наносить им какой-либо ущерб…» 

Такая политика оказалась действенной. В Сирии, например, многие христиане, вовлеченные в теологические споры с византийскими властями, и вследствии этого подвергшиеся гонениям, с радостью встречали приход Ислама, так как видели в этой религии спасение от тирании. А в Египте, который Амр ибн аль-Ас отвоевал у Византийцев после смелого марша по полуострову Синай, христиане-копты не только приветствовали мусульманские войска, но и оказывали им всемерную поддержку. 

Ситуация во всей Византийский Империи развивалась по этому же сценарию. Конфликт между Византийцами и Ортодоксами Греции, Монофизитами Сирии, Коптами и Несторианцами способствовал поражению Византийцев, которые воспринимались всеми этими группами не иначе как захватчики, тогда как веротерпимость Ислама по отношению к Христианам и Иудеям естественным образом устраняла саму основу для появления какого либо противостояния между местными жителями и мусульманами. 

Такого рода политику Омар распространил и на административные дела. Несмотря на то, что правителями новых провинций были назначены мусульмане, он попытался, там где это было возможно, сохранить административный аппарат оставшийся после Византийцев и Персов. Фактически, в течение пятидесяти лет, греческий язык оставался официальным языком судопроизводства на территории Сирии, Египта и Палестины, а Пахлеви, язык Сасанидов, продолжал использоваться в Месопатамии и Персии. 

Омар, который был халифом мусульман на протяжении десяти лет, закончил свое правление блистательной победой над Персидской Империей. Основная военная конфронтация мусульман с государством Сасанидов началась в 636 году битвой при аль-Кадисии, недалеко от Ктесифона в Ираке, в ходе которой мусульманская кавалерия смогла справиться со слонами противника, использовавшимися в качестве примитивных танков. И наконец, в битве при Нихаванде, которая закончилась сокрушительной победой мусульман, Омар, по воле Аллаха, определил дальнейшую участь Персии: с того момента она становится одной из важнейших провинций Исламского государства. 

История раннего Ислама свидетельствует о том, что во времена правления Омара успехи молодого мусульманского государства достигли своего апогея. Омар прославился своей справедливостью и строгим соблюдением религиозных норм. Он также был выдающимся правителем и государственным деятелем, добившись огромных успехов в сфере исламского социального обеспечения и налогообложения и внеся большой вклад в обустройство финансовой и административной системы молодого государства. 

www.islamreligion.com/ru