2152430
В первые годы хиджры обучение Корану в основном происходило в мечетях. В Медине, кроме мечети Пророка (ﷺ), обучение проходило ещё в девяти мечетях. Также известен дом Махрама ибн Навфаля, в котором изучался кыраат, и именно поэтому дом был назван «даруль-курра».

После смерти Посланника Аллаха (ﷺ) резко возросло количество желающих выучить Коран. Однажды, когда Абу Муса аль-Аш’ари (р.а.) был валием Басры, он написал халифу Умару (р.а.) письмо, в котором сообщил, что в Басре стало много хафизов. В ответ Умар (р.а.) повелел назначить им денежное пособие. Когда же Абу Муса (р.а.) написал через год, что хафизов стало ещё больше, на это халиф (р.а.) сказал следующее: «Оставь их! Я переживаю, что люди, будучи заняты заучиванием Корана, станут уделять меньше времени изучению его законов». Тем самым халиф (р.а.) выказал опасение относительно выдачи пособия для хафизов.

В риваяте от Муслима говорится: когда Абу Муса аль-Аш’ари (р.а.) собирал хафизов Басры, чтобы сделать им наставления, их количество достигало трёхсот человек.

Ибн Халикан, опираясь на книгу Абу Фараджа Ибнуль-Джавзи «Аль-Алькаб», говорил, что у жены Харуна ар-Рашида Зубейды было около трёхсот рабынь-хафизов. Эта информация показывает, насколько высокое место было отведено заучиванию Корана даже среди женщин.

Бакилляни, отвечая на предположения некоторых групп шиитов о том, что Коран якобы был изменён, говорил:

«После того, как во многих местах земного шара огромное количество людей выучило весь Коран наизусть, невозможно даже просто предположить, будто Коран мог быть изменён».

Ибрахим ибн Муса аш-Шатыби говорил примерно то же самое.

В последующие века заучивание Корана происходило в мечетях и в специальных медресе. Учителей по кыраату уважительно называли «шейхуль-курра», а эту обязанность – «машихатуль-кыраат», «машихатуль-икра», «рисалятуль-икра».

Камиль хазрат Самигуллин
Источник: islam-today.ru