В Исламе все действия передаются из поколения в поколение посредством таватура[1] и имеют доводы в свою пользу из Корана и хадисов. В одном из хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано, что мусульманская община не объединится вокруг заблуждения[2]. Чтение Корана над могилами покойных подтверждается Священным Кораном и хадисами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сура «Ясин» является сердцем Корана. Каждый, кто любит Всевышнего Аллаха и вечную жизнь и прочитает ее, непременно получит от Аллаха прощение грехов. Читайте её над вашими усопшими»[3].
Ат-Табари и аш-Шавкани отмечают, что под словом «мавтакум» в указанном хадисе подразумеваются именно умершие, а не те, кто находится при смерти[4].
Имам ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет:
قَالَ النَّوَوِيُّ ما نصه: «ورُوِّينَا فيِ سُنَنِ البَيْهَقِيِّ بِإِسْنَادٍ حَسَنٍ أَنّ ابْنَ عُمَرَ اسْتَحَبَّ أَنْ يُقْرَأَ عَلىَ القَبِر بَعْدَ الدَّفْنِ أَوَّلُ سُورَةِ البَقَرَةِ وَخَاتِمَتُهَا» الأَذْكَار (ص 173).
«Передано в книге «Сунан» аль-Байхаки с хорошим иснадом, что Ибн Умар посчитал желательным после похорон чтение над могилой, начала суры «аль-Бакара» и её конец»[5].
Аз-За’фарани сказал:
وقال الحسن بن الصباح الزعفراني سألت الشافعي عن القراءة عند القبر فقال لا بأس بها
«Я спросил у имама Шафии, да смилуется над ним Аллах, про чтение Корана возле могилы. Он ответил: «В таком чтении нет ничего предосудительного»»[6].
Имам ан-Навави в «Аль-Маджму’» говорит:
الثامنة : يستحب أن يمكث على القبر بعد الدفن ساعة يدعو للميت ويستغفر له نص عليه الشافعي واتفق عليه الأصحاب ، قالوا : ويستحب أن يقرأ عنده شيء من القرآن وإن ختموا القرآن كان أفضل ،
«После завершения похорон рекомендуется задержаться на могиле некоторое время, и делать дуа для покойного, и просить для него прощения. На это указал аш-Шафии, и с этим согласились его асхабы (ученики)»[7].
В книге «Сады праведных» он пишет:
قَالَ الشَّافِعِيُّ رَحِمَهُ اللهُ : وَيُسْتَحَبُّ أنْ يُقْرَأ عِنْدَهُ شَيْءٌ مِنَ القُرآنِ ، وَإنْ خَتَمُوا القُرآنَ عِنْدَهُ كَانَ حَسَنَاً.
«Аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Одобряется чтение чего-либо из Корана на могилах, а еще лучше, если прочтут весь Коран»[8].
Некоторые ссылаются на хадис, переданный от Абу Хурайры, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Когда умирает человек, все его деяния прекращаются, кроме трех…» Они приводят этот хадис в качестве доказательства того, что чтение Корана возле могилы недопустимо. Те, кто так говорит, плохо знают арабский язык и неправильно толкуют хадис. Ведь Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не говорит, что человек прекращает получать пользу; он сказал, что прекращаются дела умершего!
Можно привести пример, подтверждающий то, что со смертью прекращаются лишь деяния человека, в то время как другие люди продолжают приносить покойному пользу. Если больной прикован к постели, сам он уже ничего делать не может. Однако другие люди могут приносить ему пользу!
В известном хадисе говорится:
«Однажды Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах. Посланник Аллаха сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет, [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал и сплетничал». После этого Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) попросил, чтобы ему принесли пальмовую ветвь без листьев. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О Посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут»[9].
Шейхуль Ислам, имам ан-Навави пишет: Смысл этого сводится к следующему:
قال النووي ما نصه : «واستَحَبَّ العُلَمَاءُ قِرَاءَةَ القُرْءَانِ عِنْدَ القَبرِ لِهَذَا الحَدِيثِ ، لأَنَّهُ إِذَا كَانَ يُرْجَى التَّخْفِيفُ بِتَسْبِيحِ الجَرِيدِ فَتِلاَوَةُ القُرْءَانِ أَوْلى» شرح صحيح مسلم ص (3 / 202)
«Ученые-богословы одобрили и посчитали желательным, чтение Корана возле могилы. В пользу этого они приводят хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) расщепил на две части ветку финиковой пальмы и укрепил эти половинки на двух могилах. Он сказал, что есть надежда на то, что, пока эти веточки сырые и зеленые и прославляют Всевышнего Аллаха, могильные муки этих усопших облегчатся. Если польза от славословия финиковых веточек дошла до покойных, то чтение Корана возле могилы тем более будет полезно. Это будет лучше и достойнее[10].
Имам аль-Хаттаби, опираясь на упомянутый хадис, сказал:
«Данный хадис указывает на желательность (мустахаб) чтения величественного Корана на могилах. Если от тасбиха дерева ожидается облегчение для умершего, то ожидание и испрашивание у Всевышнего облегчения для покойного через чтение Корана (над могилой) более благодатно и вероятно»[11].
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» и имам Шамсуддин ар-Рамли в «Нихаят аль-мухтадж» и в других достоверных источниках шафиитского мазхаба пишут об этом. Другие богословско-правовые школы Ислама также считают, что чтение Корана над могилами приносит покойным пользу, и подтверждают решение шафиитского мазхаба. Однако мы должны понимать, что тут имеется в виду такое чтение, при котором строго следуют правилам произношения каждой буквы (махрадж). В противном случае нельзя ни читать Коран, ни брать плату за его чтение. Ведь по Шариату нельзя сдавать в аренду неисправную машину или нанимать мертвую женщину в качестве кормилицы для ребенка!
Что касается положения мазхаба имама Абу Ханифы по этому вопросу, желающие могут обратиться к книге аль-Маргинани «Хадият»[12], а также к книге «Хашият» известного ученого-богослова ханафитского мазхаба Ибн Абидина.
О решении мазхаба имама Малика можно прочесть в книге ибн Рушда «Навазиль» и Ибн аль-Хаджа «Аль-Мадхаль».
Шариатское заключение по мазхабу имама Ахмада можно найти в книге «Аль-Мугни» Ибн Куддамы и в книге «Ар-Рух» ибн Кайима. Хотя псевдосалафиты и называют последнего своим имамом, они не обращают внимания на его слова по данному вопросу.
Ибн Кайим аль-Джавзия сказал:
ذكر عن جماعة من السلف أنهم أوصوا أن يقرأ عند قبورهم وقت الدفن، قال عبد الحق الإشبيلي: يروى أن عبد الله بن عمر أمر أن يقرأ عند قبره سورة البقرة، وكان الإمام أحمد ينكر ذلك أولاً حيث لم يبلغه فيه أثر ثم رجع عن ذلك.
«Передается от многих саляфов, что они завещали читать Коран во время погребения. Абдуль-Хакк передает, что Абдуллах ибн Умар завещал читать суру «Аль-Бакара» у его могилы. Известно, что в начале имам Ахмад отрицал это, но когда до него дошел этот риваят, то он также стал высказываться в пользу такого мнения».
Также он пишет:
قال الخلال: وأخبرني الحسن بن أحمد الوراق، حدثنا علي بن موسى الحداد وكان صدوقاً قال: كنت مع أحمد بن حنبل ومحمد بن قدامة الجوهري في جنازة، فلما دفن الميت جلس رجل ضرير يقرأ عند القبر، فقال له أحمد: يا هذا إن القراءة عند القبر بدعة، فلما خرجنا من المقابر قال محمد بن قدامة لأحمد بن حنبل: يا أبا عبد الله ما تقول في مبشر الحلبي؟ قال: ثقة، قال: كتبت عنه شيئاً؟ قال: نعم، فأخبرني، قال: أخبرني مبشر عن عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج عن أبيه أنه أوصى إذا دفن أن يقرأ عنه رأسه بفاتحة البقرة وخاتمتها وقال: سمعت ابن عمر يوصي بذلك، فقال له أحمد: فارجع وقل للرجل يقرأ.
«Аль-Халляль передает, что аль-Хасан ибн Ахмад аль-Варак передал от Али ибн Мусы аль-Хаддада: «Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалем и Мухаммадом ибн Куддамой аль-Джавхари. После того как покойный был похоронен, один из присутствовавших сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это, сказал ему: «О ты, поистине, чтение Корана у могилы – новшество». После этого Мухаммад ибн Куддама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: «О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Халяби?» Тот сказал: «Надежный, достоверный передатчик». Мухаммад спросил: «Написал ли ты от него что-нибудь?» Ахмад сказал: «Да». Мухаммад сказал: «Мне сообщил Мубашшир от ‘Абдуррахмана ибн ‘Аля’, который передал от своего отца, что тот завещал, чтобы, когда его похоронят, ему над могилой прочитали начало суры «Аль-Бакара» и ее конец, и он сказал: «Я слышал, как Ибн Умар сделал такое завещание». Тогда Ахмад сказал ему: «Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать»[13].
Имам Ибн Куддама аль-Макдиси в своей книге «Аль-Мугни» сказал:
ص: 225 فصل : وأي قربة فعلها ، وجعل ثوابها للميت المسلم ، نفعه ذلك ، إن شاء الله «.. إلى أن قال: وقال بعضهم : إذا قرئ القرآن عند الميت ، أو أهدي إليه ثوابه ، كان الثواب لقارئه ، ويكون الميت كأنه حاضرها ، فترجى له الرحمة . ولنا ، ما ذكرناه ، وأنه إجماع المسلمين ; فإنهم في كل عصر ومصر يجتمعون ويقرءون القرآن ، ويهدون ثوابه إلى موتاهم من غير نكير .
«Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему мусульманину, принесет тому пользу, по воле Всевышнего… Некоторые ученые указывают, что если рядом с умершим прочитали Коран и отдали ему вознаграждение за это, то читавший Коран получает вознаграждение за чтение, а покойный подобен слушающему, и Милость Всевышнего нисходит на него. Нашим же доказательством является то, что мы упоминали ранее, а также и то, что это является единогласным мнением всех мусульман, ибо это практикуется повсеместно — везде и всегда мусульмане собираются, читают Коран и отдают вознаграждение усопшим, что не вызывает возражений»[14].
Подготовил Абу Абдуллах ад-Дагистани
[1] Переданное столь большим числом передатчиков, что невозможно, чтобы они объединились во лжи.
[2] В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Умара, сказано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний не допустит согласия большей части мусульман с заблуждением. Помощь Аллаха над большинством мусульман, поэтому следуйте за путем большинства мусульман, а тот, кто отделился от них, отделился в Ад» (аль-Хаким привел в «Мустадрак», хадис № 391). Также Абдуллах ибн Умар передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах не объединит мою умму (или: умму Посланника Аллаха) в заблуждении. Помощь Аллаха и Милость – с этой группой, и тот, кто отделится от нее, отделится в Ад» (ат-Тирмизи привел в «Сунан», хадис № 2167).
[3] Ахмад привел в «Муснаде» (5/26). Также этот хадис с похожими цепочками передали ан-Насаи в «Ас-Сунан аль-Кубра» (6/268 хадис 10914), аль-Байхаки в «Аш-Шу`абе» (2/480, хадис 2458), ат-Табарани в «Аль-Кабире» (20/230 хадис 541), а также аль-Хайсами в «Маджма` аз-Заваид» (6/311), который после упоминания хадиса сказал: «Его передал Ахмад, и в его иснаде есть передатчик, которого он не назвал по имени, а остальные передатчики соответствуют передатчикам достоверного. Я скажу, что в «Сунане» Абу Дауда есть общность в тексте».
[4] Аш-Шавкани, «Найл аль-Автар», том 3, стр. 25.
[5] Ан-Навави, «Аль-Азкар», стр. 173.
[6] Ибн Кайим аль-Джавзия, «Ар-Рух», стр. 19.
[7] Ан-Навави, «Аль-Маджму’», том 5, стр.185
[8] Ан-Навави, «Сады праведных», глава 161, стр. 365.
[9] Хадис от Ибн Аббаса передали аль-Бухари и Муслим.
[10] Ан-Навави, «Сахиху Муслим би шархи н-Навави», том 3, стр. 202
[11] Бадруддин аль-‘Айни, «‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари», том. 2, стр. 434. Также считали и многие другие исламские ученые-богословы.
[12] Глава, где автор рассказывает о совершении хаджа за другого человека.
[13] Ибн Кайим, «Ар-Рух», стр. 64-65.
[14] Ибн Куддама, «Аль-Мугни», том 2, стр. 225.
Доводы тех, кто считает дозволенным чтение Корана на могилах.
У противников чтения Корана для покойников нет ни аятов ни достоверных хадисов запрещающих читать Коран на могилах. Ни в оном хадисе или аяте не указано о запретности такого чтения. Наоборот существует множество хадисов подтверждающих целесообразности чтения Корана для умерших.
Ниже рассмотрим мнения имамов мазхабов и знатоков фикха.
Ханафиты
По мнению ханафитов чтение Корана покойникам в могилах или в других местах разрешается и саваб за чтение Корана можно дарить умершему и он будет засчитан умершему.
Во многих книгах ханафитского мазхаба приводится следующее выражение: «Если человек прочитает намаз, выдержит пост, отдаст закят, совершит хадж, прочитает Коран и пр. и подарит савабы другому – с каким бы намерением не делал это – этот дар достигнет своего назначения и одаренный получит от этого пользу. Мертвый он или живой, разницы не имеет». (Махмуд бин Ахмад Бадр).
В доказательство приводятся хадисы, говорящие о том, что Посланник говорил о чтении суры Ясин покойникам, делал Курбан от имени своей уммы, говорил о разрешенности совершать хадж и давать милостыню от имени умершего, а также о чтении сур Ясин и Ихлас на могилах. С этим согласны почти все из знатоков фикха ханафитского мазхаба мухаддиса и факыха от Айни (умер в 855/1451 г) до Ибн Абидина (умер в 1252/1836). Они считают, что «согласно мазхабу Ахл-и Сунна уаль Джамаат человек может подарить савабы от таких деяний, как: намаз, ураза, хадж, зикр и чтение Корана»
Ханбалиты
Чтение Корана для умерших так же считают разрешенным и ханбалиты. Ахмед ибн Ханбаль сначала считал нововведением чтение Корана на могилах, но позже признал это мнение ошибочным. Однажды он присутствовал на джаназе вместе с Мухаммадом бин Кудама аль-Джаухари и когда заметил слепого человека, читающего у изголовья могилы Коран. Ибн Ханбаль прервал чтение, указав слепому, на то, что читать таким образом Коран – нововведение. На это Мухаммад бин Кудама привел хадис от Мубашшира бин Исмаиля аль-Халяби, которого Ибн Ханбаль считал достойным передатчиком хадисов. «Один из сподвижников, Ляджлядж (да будет доволен им Аллах) (120/738) оставляя завещание сказал: «Сын мой! Когда я умру похорони меня в могилу. А когда будешь класть меня в могилу скажи: «Бисмилля уа аля милляти Расулюлла.» Потом засыпь землей и сравняй могилу. Потом у моего изголовья прочитай начало и конец суры Бакара. Потому что я слышал что Пророк говорил так». После этого Ахмад ибн Ханбаль попросил вернуть человека, которому он запретил чтение Корана на могиле и попросил его дальше читать Коран.
Ахмад бин Ханбаль сказал: «Когда войдете на кладбище, прочитайте Аят уль Курси и три раза суру Ихлас, а потом скажите: О Аллах! Воистину я подарил их обитателям могил». Или в другом риваяте: «Прочитайте Фатиху, Муавизатайн (суры Фаляк и Нас) и Ихлас. А потом подарите это обитателям могил! Так как они достигнут покойных» .
Ханбалиты как и Ханафиты считают, что «какое бы не было поклонение, если человек попросит передать «саваб» от него покойнику, то тот, с разрешения Аллаха получит от него пользу». Относительно аята (Человек получит только то, что он заработал ) Ибн Таймия сказал , что в сунне доказано — милостыня (садака), мольба (дуа), освобождение раба, просьба о прощении (истигфар) приносят пользу умершему, из чего следует, что аят должен пониматься не в том смысле, что «нет пользы», а как «получит только то, что сам заработал». В заключении он говорит: «Подобно тому, как саадака и дуа достигает умерших, также и «саваб» от всех видов дел, не зависимо от родственных связей, достигнет покойного и он получит от этого пользу. И даже от прочитанного заупокойного намаза (джаназа) над ним»
Маликиты
По словам маликитов, все поклонения что совершаются телом, кроме дуа, не достигают покойников. Они считают что, Коран можно читать лишь для находящегося при смерти человека, а не во время похорон или после. Однако последователи этого направления такие ученые как:
Абдульхак аль Ишбили (умер в 581/1185г) и Куртуби (умер в 681/1282) считали, что разрешается читать Коран усопшим. В частности Имам Куртуби писал в своей книге о состояниях покойников и ситуациях в загробном мире: «До покойников дойдет вознаграждение как от прочитанного за них Корана, так и вознаграждение за то, что они слушали Коран прочитанный у их могил. Вознаграждение (саваб) подаренное им после прочтения Корана также достигнет их. Ибо Коран – это мольба, покаяние и просьба.»
В мазхабе Малики разрешается в завещании указывать просьбу о том, чтобы Коран был прочитан на могиле завещателя без каких либо условий.
Шафииты
Имам Навави в книге «Аль Мамну’» говорит о предпочтительном мнении в мазхабе Шафи о том, что «саваб» от прочтения Корана усопшему – особенно если было прочтено «дуа»– достигнет умершего.
По мазхабу Шафи и Ханбали считается, что в трех случаях «саваб» достигнет умершего:
1) Читать надо около могилы, а после окончания чтения попросить «дуа», нужно это делать с желанием «подарить саваб» душе умершего.
2) Как считает часть ученых, умерший получит пользу от того, что был прочитан Коран над его могилой в независимости от того читалось ли после этого «дуа»или нет.
3) На вопрос разделится ли «саваб» от прочитанного на кладбище Корана между всеми находящимся там умершими или каждая душа получит «саваб» неразделенным, часть ученых из мазхаба Шафии ответили так:
Ибн Хаджар сказал: ««Савабы» достигнут каждого покойника неразделенными, это больше подходит необъятной милости Аллаха.»
Имам Газали: (умер в 505/1111г.) опираясь на хадисы, высказывания и сны ученых мусульман, говорит, что чтение Корана на могилах не является предосудительным, и награда за чтение достигает мертвых.
Имам Навави передал слова Имама Шафии: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше.Чтение аятов и сур Корана у изголовья могилы – мустахаб»
Как считают последователи мазхаба Шафи, если читать Коран непосредственно рядом с умершим (до захоронения), то это приносит пользу покойнику, а если читается над могилой, то обязательно после прочтения совершить дуа. Потому, что во время чтения Корана на это место нисходят благодать и милость. Смысл заключается в том, что умерший получает пользу, слушая как читают Коран, а не «зарабатывает» за это «саваб».
Имам Навави в книге «Аль Мамну’» (XV, 521-522) сказал:
В мазхабе Шафии читать Коран над усопшим разрешается, но «саваб» от Корана не достигает умершего. Поэтому, шафииты предпочитают читать такое дуа: «О, Аллах! Подобие саваба прочитанного Корана доставь до такого-то человека».
Можно много приводить доводов, многие из которых не будут понятны простому мусульманину из-за содержащихся терминов. Суть разногласия состоит в том, что одни ученые считают хадисы слабыми, а другие нет. В словах Пророка: (Да благословит его Аллах и приветствует) «Читайте мертвым “Ясин”» одни подразумевают чтение Корана умирающему, другие же считают что именно покойнику надо читать Коран.
Приведем лишь решение Шариата о чтении Корана на могилах: «В Исламе все действия передаются из поколения в поколение посредством таватура (то есть переданное столь большим числом передатчиков, что невозможно, чтобы они объединились во лжи) и имеют доводы в свою пользу из Корана и хадисов. В одном из хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказано, что мусульманская община не объединится вокруг заблуждения (аль-Хаким привел в «Мустадрак», хадис № 391 и ат-Тирмизи привел в «Сунан», хадис № 2167) . Чтение Корана над могилами покойных подтверждается Священным Кораном и хадисами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сура «Ясин» является сердцем Корана. Каждый, кто любит Всевышнего Аллаха и вечную жизнь и прочитает ее, непременно получит от Аллаха прощение грехов. Читайте её над вашими усопшими» (Ахмад привел в «Муснаде» (5/26). Также этот хадис с похожими цепочками передали ан-Насаи в «Ас-Сунан аль-Кубра» (6/268 хадис 10914), аль-Байхаки в «Аш-Шу`абе» (2/480, хадис 2458), ат-Табарани в «Аль-Кабире» (20/230 хадис 541), а также аль-Хайсами в «Маджма` аз-Заваид» (6/311)
Имам Ибн Куддама аль-Макдиси сказал: «Любой акт поклонения, вознаграждение за который было посвящено усопшему мусульманину, принесет тому пользу, по воле Всевышнего… Некоторые ученые указывают, что если рядом с умершим прочитали Коран и отдали ему вознаграждение за это, то читавший Коран получает вознаграждение за чтение, а покойный подобен слушающему, и Милость Всевышнего нисходит на него. Нашим же доказательством является то, что мы упоминали ранее, а также и то, что это является единогласным мнением всех мусульман, ибо это практикуется повсеместно — везде и всегда мусульмане собираются, читают Коран и отдают вознаграждение усопшим, что не вызывает возражений». (Ибн Куддама, «Аль-Мугни», том 2, стр. 225)
Ниже приводятся хадисы на которые опирались ученые в разрешении этого вопроса и передатчики этих хадисов.
Абу Дауд в Сунане-3/191 хадис-3121 пишет: Нам передали Мухаммад ибн аль-`Аля и Мухаммад ибн Макки аль-Марвази, они оба сказали: Нам передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Читайте Йасин вашим покойникам».
Ан-Насаи в ас-Сунан аль-Кубра-6/265 хадис-10913 пишет: Мне сообщил Махмуд ибн Халид, он сказал: нам передал аль-Валид, он сказал: мне передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Читайте Йасин вашим покойникам».
Ибн Маджа в Сунане-1/466 хадис-1448 пишет: Нам передал Абу Бакр ибн Абу Шайба, нам передал Али ибн аль-Хасан ибн Шакик от Ибн аль-Мубарака, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, и он (Абу Усман) не ан-Нахди, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Читайте ее вашим покойникам, имея в виду Йасин».
Аль-Хаким в аль-Мустадраке-1/753 хадис-2074 пишет: Нам передал Абу Абдуллах Мухаммад, нам передал аль-Хасан ибн Али, нам передал Арим ибн аль-Фадль Абу ан-Нуман, нам передал Абдуллах ибн аль-Мубарак, от Сулеймана ат-Тайми, от Абу Усмана, от его отца, от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Пророк (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Сура Йасин, читайте ее возле ваших покойников».
Ибн Хиббан в своем Сахихе7/269 хадис-3002 пишет: Нам сообщил Имран ибн Муса, он сказал: нам передал Абу Барк аль-Бахили, он сказал: нам передал Йахьйа ибн аль-Каттан, он сказал: нам передал Сулейман ат-Тайми, он сказал: нам передал Абу Усман от Ма`киля ибн Йасара, сказавшего: Посланник Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Читайте вашим покойникам суру Йасин».
Кроме вышеупомянутых мухаддисов хадис о чтении суры Йасин с близким иснадом передали: Ахмад ибн Ханбал в Муснаде-5/26(Египет, Изд.Дом Муассаса Куртуба,1-6), Абу Дауд ат-Тайалиси в Муснаде-1/126 хадис-931, ат-Табарани в аль-Кабире-20/219 хадис-510, аль-Байхаки в ас-Сунан аль-Кубра-3/383 хадис-6392 и др. Ибн Хиббан считал этот хадис достоверным. Абу Дауд и ас-Суйути считали его приемлимым (хасан). Некоторые ученые считали хадисы о суре Йасин слабыми (да`иф). Имам ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в допустимости действия (амал) опираясь на слабый хадис в достоинствах деяний» (см. ан-Навави, Матн аль-Арба`ин)
АРГУМЕНТЫ ТЕХ, КТО СЧИТАЕТ, ЧТО НАД МЕРТВЫМИ НЕ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ КОРАН
После смерти мусульманина, читать над телом суру «Йасин», является одним из самых отвратительных нововведений (бид’а), противоречащей сунне, связанной с Кораном. Это нововведение отсутствовало во время жизни Пророка и во времена праведных халифов и возникло в более поздние времена. В суре «Йасин» не содержится обращение к мертвым. Нет ни одного достоверного хадиса, согласно которому мертвым следовало бы читать «Йасин». Если ханафиты приводят хадис на эту тему, отмечая в нем слово «умершие», то шафииты понимают это слово как «находящиеся при смерти». Если рассматривать взгляды трех мазхабов помимо ханафитов, то видно, что над мертвыми не следует читать Коран.
Хотя ученые поколения саляф очень любили благие дела, они не передали ничего о чтении для кого-либо Корана. Посланник Аллаха также не говорил ничего им об этом. Они призывали возносить дуа, просить прощение (истигфар), раздавать садака, совершать хадж и поститься. Если бы вознаграждение (саваб) за чтение Корана зачислялся умершим, Посланник Аллаха поведал бы об этом саляфам, и они делали бы это. Со смертью человека его деяния (амаль) больше не фиксируются. Коран является законом для живых, а не для мертвых. Над сколькими умершими наш Пророк читал Коран? В каком аяте приказано делать это?
«…человеку лишь — то, в чем он усердствовал» (53:39)
АРГУМЕНТЫ ТЕХ, КТО СЧИТАЕТ, ЧТО НАД МЕРТВЫМИ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ КОРАН[1]
Священный Коран был ниспослан для мусульман как наставление, исцеление, милость и руководство. Сам Посланник Аллаха (с.а.в.) сообщил, что тому, кто читает Коран, хоть понимая его смысл, хоть не понимая, за каждую прочитанную букву дается десять вознаграждений, а чтение Корана является само по себе поклонением (ибадат). Но можно ли его читать, чтобы доставить до умерших милость и целительное воздействие (шифа) Корана? Существует ли какие-нибудь указывающие на это слова или действия Посланника Аллаха (с.а.в.) или сахабов? Или же это действие является, как утверждают некоторые, полностью вымышленным ложным верованием? Мы постараемся ответить на все эти вопросы в следующих разделах.
Позиция ученых в вопросе чтения Корана над мертвыми
И имамы мазхабов, и факихи высказывали самые разные точки зрения в этом вопросе. Мы надеемся, что рассмотрение этих взглядов поможет лучше понять и прояснить эту тему.
Ханафиты утверждают, что читать Коран и на могилах, и в других местах над мертвыми дозволено, а вознаграждение (саваб) за это действие, посвященное умершему, достигает его[2]. В ханафитских книгах по фикху на эту тему говорится следующее: «Если человек совершает такие ибадаты, как намаз, пост, зякат, хадж и чтение Корана, а вознаграждение (саваб) за это посвящает кому-то другому, то с каким бы намерением он это ни делал, это посвящение действительно, и тот, кому посвящено вознаграждение (саваб) получает его. Мертвый он или живой, не имеет значения»[3]. В качестве доказательства (далиль) же приводят то, что Посланник Аллаха (с.а.в.) делал жертвоприношение во имя своей общины (умма), а также хадисы, согласно которым можно совершать хадж и раздавать садака от имени умерших, а у могил читать суры «Йасин» и «Ихляс»[4]. Такого мнения придерживаются все факихи мазхаба ханафи, начиная с хадисоведа и факиха Айни (ум. 855/1451) до Ибн Абидина (ум. 1252/1836).
Серди ханафитов нет никого, кто бы придерживался противоположной позиции в этом вопросе. И первые (мутакаддимун) из них, и последующие поколения (мутааххирун) говорили одно и то же. По словам этих ученых, позиция мазхаба ханафи такова, что человек, совершив праведное деяние, такое как намаз, пост, садака, хадж, чтение Корана, может посвятить вознаграждение (саваб) за это умершим, и это вознаграждение дойдет до умершего[5].
Ханбалиты, поддерживая в этом вопросе ханафитов, считают дозволенным читать Корана для умерших. Ахмад ибн Ханбал сначала утверждал, что чтение Корана на могилах является нововведением (бид’а), но потом отказался от этой точки зрения[6]. Ахмад ибн Ханбал вместе с Мухаммадом ибн Кудамой аль-Джаухари участвовали в одном погребении. Когда они уже собирались покинуть кладбище, то увидели слепого человека, который начал читать Коран у изголовья могилы. Ибн Ханбал остановил его, сказав: «О такой-то! Читать Коран на могиле является нововведением (бид’а)». Тогда Мухаммад ибн Кудама спросил у Ибн Ханбала его мнение о Мубашшире ибн Исмаиле аль-Халяби и том, можно ли брать хадис у этого человека. Ибн Ханбал ответил, что Мубашшир ибн Исмаил аль-Халяби является надежным (сика), и хадисы от него принимаются. Мухаммад ибн Кудама поведал Ибн Ханбалю, что Мубашшир ибн Исмаил передал ему хадис от Ляджляса (р.а.). Услышав это, Ибн Ханбал позвал того человека, которому он, назвав это нововведением, запретил читать Коран на могиле, и сказал ему, что он может продолжить свое чтение[7]. Также передают, что Ахмад ибн Ханбал сказал:
«Придя на кладбище, прочитайте «Айатуль-курси» и три раза суру «Ихлас». Потом произнесите такую дуа: “О мой Аллах! Посвяти вознаграждение [за это чтение] тем, кто лежит на этом кладбище!”»[8] В другом риваяте говорится: «… Прочитайте суры «Фатиха», «Муавизатайн» [суры «Фаляк» и «Нас»] и «Ихлас». Потом посвятите вознаграждение (саваб) тем, кто лежит на этом кладбище, потому что оно достигнет умерших»[9]. Такие видные факихи мазхаба ханбалиты, как Ибн Кудама (ум. 630/1223), Ибн Кудама аль-Макдиси (ум. 682/1283) и Ибн Таймиййа (ум. 728/1327) утверждали, что так как это мнение Ибн Ханбаля более распространено, следует предпочесть его[10].
Широко толкуя этот вопрос, ханбалиты так же, как и ханафиты, сказали: «Какой бы вид поклонения (ибадат) ни был, если человек вознаграждение (саваб) за это поклонение посвятит умершим, если это дозволит Аллах, мертвый получит пользу от этого»[11]. По утверждению Ибн Таймиййа, среди ахль сунна ва аль-джамаа не существует никаких разногласий относительно того, что вознаграждение (саваб) за ибадат, совершенный с помощью имущества, достигает умерших. Споры ведутся только относительно того, достигает ли умерших посвященное им вознаграждение (саваб) за такие ибадаты, как намаз, пост и чтение Корана. Более правильным Ибн Таймиййа считал мнение, согласно которому вознаграждение все же достигает умерших. В качестве доказательства он приводил хадис, который мы рассматривали в первом разделе[12]. А относительно аята «…человеку лишь — то, в чем он усердствовал» (53:39) Ибн Таймиййа говорил, что так как получение умершим пользы от садака, освобождения раба, дуа и просьбы о прощении (истигфар) подтверждается хадисами мутаватир и единодушным решением (иджма) уммы, то аят следует понимать как «человек отвечает только за то, что совершил сам». Тему же он завершает так: «Подобно тому, как садака и дуа достигают умерших, так же и вознаграждение (саваб) за любое поклонение достигает умершего, является ли он или нет родственником того, кто посвятил ему вознаграждение. Умерший может воспользоваться этим вознаграждением»[13].
Маликиты же утверждают, что кроме дуа, вознаграждение ни за какие иные виды поклонения, выполняемого телом, не достигают умерших. По их мнению, рядом с умершим можно читать Коран, но уже во время похорон или после этого делать не следует, так как от саляфов не дошло никаких фетв по поводу такого чтения[14]. Но такие ученые-маликиты позднего времени (мутааххирун), как Абдульхак аль-Ишбили (ум. 581/1185)[15] и Куртуби (ум. 681/1282)[16], а также факихи Андалусии считали, что над мертвыми можно читать Коран, и умершие получают пользу от этого. Имам Куртуби в книге, посвященной положению умерших и состоянию дел загробного мира, отводит этой теме обширное место. В качестве вывода он пишет: «При чтении Корана мертвым они получают вознаграждение за слушание чтения Корана. Также их достигает и вознаграждение (саваб), посвященное им после чтения Корана, потому что Коран является и дуа, и просьбой о прощении (истигфар), и молитвой, и просьбой о милости»[17].
Шафииты же считают, что такие поклонения, как зякат и пост, совершенные во имя умерших, приносят им пользу. Но вознаграждение (саваб) за такие поклонения, совершаемые телом, как чтение Корана и намаз, не достигает умерших[18]. Но факихи мазхаба шафии, кроме Ибн Абдуссалям (ум. 660/1261), начиная с VI в. хиджры приняли точку зрения шафиитов и ханафитов, и стали утверждать, что над мертвыми можно читать Коран.
Имам Газали (ум. 505/1111), приводя уже упомянутые нами хадисы, а также сны и высказывания мусульманских ученых, утверждает, что в чтении Корана на могилах нет ничего предосудительного, а вознаграждение (саваб) за чтение достигает мертвых[19].
От Газали почти все ученые шафиитского мазхаба поколения мутааххирин, такие как Ибн ас-Салах (ум. 643/1245)[20], Навави (ум. 676/1277)[21], Мухиббу ат-Табари (694/1295), Ибн ар-Рифат (710/1210), Ибн Хаджар (852/1448), Суйюти (911/1505) и Ширбини (977/1570), приняли, что над мертвыми можно читать Коран. Имам Навави даже сказал: «Наши друзья сказали: Для человека, посетившего кладбище, желательно (мустахаб) сначала приветствовать салямом могилы, потом вознести дуа за того человека, которого он навещает, и за всех мусульман; прочитать из Корана то, что легко ему, а потом вознести дуа за мертвых. Он категорически утверждает, что такой точки зрения придерживался сам Имам Шафии, а также ученые его мазхаба[22].
В своем «Аль-Азкаре» Навави передает, что Имам Шафии и его коллеги сказали: «Посетителю [кладбища] желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше»[23]. Таким образом, он сообщает, что вопреки расхожему мнению, Шафии положительно относился к чтению Корана на могилах. Ширбани же в своей книге сначала приводит оценку взглядов ученых до него, а потом высказывает свою точку зрения. Он утверждает, что практика людей, как правило, такова, а то, что мусульмане считают прекрасным, является прекрасным и перед Аллахом. Поэтому, по его мнению, чтение Корана над мертвыми является желательным (мустахаб) действием[24].
Ибн Каййим аль-Джаузиййи (в своей книге «Рух», стр. 19) передает слова Хасана ибн Саббаха Зафарани: «Я спросил у Имама Шафии, он ответил: “Нет ничего предосудительного в том, чтобы на могилах читать Коран”». Кроме того, Навави передает следующие слова Имама Шафии: «Читать у изголовья могил аяты и суры Корана желательное (мустахаб) действие»[25].
Как пишут ученые последующих поколений мазхаба шафии, чтение Корана достигает умершего, когда читается при нем, подобно тому, как совершается дуа вслед за чтением Корана в отсутствии какого-то человека. Во время чтения Корана в место, где это происходит, нисходят милость и благодать. Если вслед за чтением Корана совершается дуа, то следует надеяться, что существует больше вероятности ее принятия Аллахом. Одним словом: здесь подразумевается, что мертвый получает пользу, слушая чтение Корана, а не обретает вознаграждение (саваб) за это.
Поэтому шафииты отдают предпочтение следующей дуа: «О, мой Аллах! Подобие саваба прочитанного Корана доставь до такого-то человека». Мы же, ханафиты, считаем, что до мертвых доходит сам саваб непосредственно[26].
Шаукани (ум. 1250/1834) так же, как и другие ученые поколения мутааххирин, утверждал, что над мертвыми можно читать Коран, и саваб за это достигает умерших[27]. Как мы уже отмечали выше, Шаукани делал вывод о том, что хадис «Читайте умершим суру “Йасин”» в отношении покойников подразумевает прямое значение, в отношении находящихся на смертном одре – метафорическое. По его словам для того, чтобы объявить это метафорой, нужны какие-то указания, поэтому хадис следует понимать в прямом смысле.
Одним словом, абсолютное большинство факихов придерживались такой точки зрения, что Коран можно читать над умершими, в случае, если саваб за это посвящается умершим, он достигает их, и умершие могут воспользоваться этим савабом. К этому мнению не присоединялся только Имам Малик. Факихи эпохи мутааххирин, включая таких ученых мазхаба малики, как Куртуби, Абдульхак, начиная с V в. хиджры пришли к единодушию (иттифак) относительно того, что над умершими можно читать Коран, посвящать им саваб за это, и умершие могут воспользоваться этим савабом. Это единодушие даже можно определить как иджма’, что и делали некоторые факихи[28].
Из ученых мазхаба малики Кади Ийаз утверждал, что чтение Корана умершим является одобрительным (мустахаб) действием[29].
Один из шейхов университета Аль-Азхар Хаттаб ас-Субки (ум. 1352/1933) утверждал, что умершие получают пользу от всякого поклонения (ибадат), посвященного им, и большинство факихов придерживаются такой точки зрения[30]. Современник ас-Субки Рашид Риза (ум. 1354/1935) при встрече с кадием Мекки спросил, следует или нет читать Коран над умершими. Когда кади ответил ему, что следует, Рашид Риза стал придерживаться этой точки зрения[31]. Большинство ученых последнего времени, такие как Саййид Сабик[32], муфтий Египта Хасан Махлюф[33], из шейхов Аль-Азхара Шарабаси[34], Абдулькарим Зайдан[35], Абдульфаттах Абу Гудда и Зухайли[36], присоединялись к этому мнению.
Я хотел бы завершить раздел о чтении Корана над умершими о случае с Ибн Абдиссалямом, который приводят такие ученые, как Куртуби и Суйюти[37].
При жизни Изуддин ибн Абдиссалям (ум. 660/1262), который умер на одиннадцать лет раньше Куртуби (ум. 671/1273), утверждал, что умершие не получают никакой пользы от чтения им Корана, в качестве доказательства приводя аят: «…человеку лишь — то, в чем он усердствовал» (53:39)[38]. Когда Ибн Абдиссалям умер, один из близких друзей увидел его во сне и спросил у него: «Когда ты был жив, то говорил, что саваб за чтение Корана и подаренные им вознаграждения не достигают умерших. Сейчас ты придерживаешься той же точки зрения?» Ученый ответил: «Да, когда я был жив, то говорил так. Увидев милость и почитание со стороны Аллаха, я отказался от этой точки зрения. Саваб за чтение Корана над умершими достигает их».
Сура «Йасин» ниспослана живым. Человек, который навещает кладбище и читает Коран является живым, саваб за чтение он может посвятить, кому пожелает.
Тальха (р.а.) передает такой хадис о чтении суры «Фатиха» в погребальном (джаназа) намазе:
«Я совершал намаз за Абдуллахом ибн Аббасом (р.а.). Он читал суру «Фатиха». Потом он сказал: “Я прочитал [эту суру] для того, чтобы вы узнали, что это сунна”»[39].
Те, кто утверждает, что над мертвыми не следует читать Коран, при этом говорят: «Коран ниспослан только для живых». В этом хадисе же мы видим, что сахабы в погребальном (джаназа) намазе читали Коран. Хадис достоверен. Так делал наш Пророк (с.а.в.), ведь в тексте, передаваемом от Тальхи говорится «сунна». В таком случае мы может сказать: «Разве между еще не погребенным в землю и погребенным покойником существует какая-то разница, чтобы можно было утверждать о дозволенности чтения Корана над еще не погребенным покойником и недозволенности над погребенным?
Среди текстов источников (насс), касающихся взаимоотношений живых и мертвых, важное место занимает хадис, известный как сака аль-джарийа. Как передает Абу Хурайра (р.а.), наш Пророк (с.а.в.) сказал:
«Со смертью человека его деяния прекращаются, кроме трех: пожертвование, которым продолжают пользоваться (садака аль-джариййа), знание, которым продолжаются пользоваться и благие потомки, делающие за него дуа»[40].
Ибн Хиббан (ум. 354/965), Ибн Хузайма (ум. 311/923) и Ибн Маджа (ум. 273/886) от Абу Катады (р.а.) передают риваят, согласно которому Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал:
«Самое лучшее, что оставляет человек после себя, это три: благой потомок, который совершает дуа за него, и эта дуа достигает его; пожертвование (садака аль-джариййа), пока пользуются которым саваб за это достается дарителю, и знание, которым пользуются после него [смерти этого человека]»[41].
Сура «Фатиха» является дуа. Человек, как праведный потомок (валид ас-салих), может совершать дуа за своих родственников, читая аяты Корана, просить прощения у Аллаха за них. Те, кто утверждает, что для умерших не следует читать Коран, говорят об отсутствии какого-либо аята по этому поводу. Посмотрим же, так ли это:
«Те, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты — кроткий, милостивый!»» (59/10).
В другом месте Всевышний Аллах, обращаясь к нашему Пророку, говорит: «… проси прощения грехам твоим, а также грехам верующих мужчин и женщин» (47/19). Во многих других аятах говорится о том, что надо совершать дуа и за близких родственников (17/24), и за других мусульман. Дуа за других людей можно совершать как в присутствии их, так и в отсутствии.
Так как среди всех ученых, кроме мутазилитов, существует единодушие (иттифак) относительно того, что живущие мусульмане могут совершать дуа за своих близких, отошедших в иной мир, или же за всех мусульман, и мертвые получают пользу от этого, мы ограничимся тем, что приведем связанные с темой аяты и хадисы.
1. В Коране часто говорится о том, что и мусульмане, и ангелы, совершают дуа за умерших верующих и просят прощения за них. Вот несколько из таких примеров.
а) В аяте, который мы приводили выше, Всевышний Аллах хвалит тех мусульман, которые не забывают своих предков и просят прощения за них. «Те, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере!»» (59/10).
б) Перечисляя качества ангелов и людей, которые по своему положению приближаются к ангелам, Аллах говорит:
«Те, которые носят трон, и которые вокруг него превозносят хвалу Господа их, и верят в Него, и просят прощения тем, которые уверовали: «Господа наш, Ты объемлешь все Своей милостью и ведением! Прости же тем, которые покаялись и последовали по Твоему пути, и охрани их от наказания геенны! Господи наш, и введи их в сады рая, которые Ты обещал им и тем, кто праведен из их отцов, и супруг, и потомства их. Ты ведь славный, мудрый!»» (40/7,8). Из аята очевидно, что верующие, за которых просят прощение ангелы, это не только живые.
в) Дуа пророка Ибрахима (а.с.), которую мы повторяем в день самое меньшее двадцать раз, содержит просьбу опрощении наших родителей, живы ли они или умерли, а также всех мусульман:
«Господи наш! Прости мне, и моим родителям, и верующим в тот день, когда наступит расчет!» (14/41).
Такую же дуа возносил и пророк Нух (а.с.) (71/28). Так как нашему Пророку было сказано: «… проси прощения грехам твоим, а также грехам верующих мужчин и женщин» (47/19), он утвердил чтение в намазе дуа пророков Ибрахима (а.с.) и Нуха (а.с.).
Все эти аяты показывают, что мусульмане должны совершать дуа за мертвых. И находящиеся в могилах обязательно получат пользу от этой дуа, потому что бессмысленно приказывать или совершать действие, от которого нет никакой пользы.
2. Существует множество хадисов, в которых точно так же ясно показывается, что мусульмане должны делать дуа за умерших, и умершие получают от этого пользу. Так как таких риваятов очень много, мы приведем здесь лишь некоторые из них:
а) Над умершим мусульманином обязательно (ваджиб) совершить погребальный (джаназа) намаз. Одного этого вполне достаточно для того, чтобы доказать необходимость совершения дуа за умерших. Глубокий смысл заложен в том, что мусульмане, поставив перед собой носилки с умершим своим блатом, возносят дуа за него: «О, Аллах! Прости этого покойного! Даруй ему прощение грехов! Расширь и освети его могилу! Омой и очисти его дождем и талыми водами! Подобно тому, как сейчас он очищен от материальной грязи и одет в белые одежды, очисти его и от ошибок! Обрати его могилу в благое место! Даруй ему благих друзей и жен! Помести в Рай, о, Господь! Защити его от мук Ада и наказания в могиле!»[42] Как известно, намаз джаназа является фарз аль-кифайа[43], и в этом намазе совершается дуа только за умершего. Это ясно показывает нам, что за умерших обязательно следует делать дуа, и они получают пользу от этого.
б) Когда Посланника Аллаха (с.а.в.) достигла весть о смерти сахабы Абу Салямы (р.а.), он попросил прощения у Аллаха за него, сказав: «О, мой Аллах! Прости меня и его! Даруй мне благих последователей от него!» Поэтому, услышав весть о смерти кого-либо, мы, следуя нашему Пророку (с.а.в), должны возносить дуа за умершего.
в) Наш Пророк (с.а.в.) совершал дуа за покоящихся на кладбищах мусульман. Айша (р.а.) передает, что Посланник Аллаха, навестив кладбище, говорил следующее:
«Посланник Аллаха (с.а.в.) в конце ночи вышел на кладбище Баки и произнес такую дуа: “Мир вам, о пребывающие в обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит наш срок, и, поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости лежащим на Баки’ аль-Гаркад!”»[44].
В другом хадисе, передаваемом от Ибн Аббаса, Бурайды и Абу Хурайры (р.а.) сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.в.) при посещении кладбища обращался к упокоившимся со словами: «Мир вам, о обитатели могил! Да простит Аллах вас и нас. Вы наши предшественники, мы последуем за вами»[45].
Связанные с темой хадисы и тахридж[46]
И от Посланника Аллаха (с.а.в.), и от его сахабов передают много хадисов, согласно которым над мертвыми можно читать Коран. Мы считаем нужным исследовать эти риваяты как с точки зрения иснада, так и теста, чтобы определить их ценность.
а) Ма’киль ибн Йасар (р.а.) передает, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал:
«Читайте над умершими суру “Йасин”»[47].
Этот хадис приводится и в трудах хадисоведов, созданных до «Шести книг» («Кутуб ас-ситта»), таких как Тайалиси (ум. 204/819), Абу Убайда (ум. 224/839), Ибн Абу Шайба (ум. 235/849), и в «суннанах». Хадис имеет шесть независимых мутаби[48]. Но тот факт, что из сахабов этот хадис передал только Ка’киль ибн Йасир, и вплоть до пятого поколения это положение остается неизменным, показывает, что данный риваят является фард аль-мутляк («абсолютно единственное») или, другими словами, гариб аль-мутлак («абсолютно неизвестные»)[49]. В пятом поколении имеются два передатчика этого хадиса: Абдуллах ибн аль-Мубарак (ум. 181/797) и Яхъя аль-Каттан (ум. 198/813). Все хадисоведы за исключением Хыббана (ум. 354/965) передают этот хадис через Абдуллаха ибн Мубарака.
Хайсами утверждает, что передатчики хадиса являются достойными мужами (риджаль ас-салихин), поэтому иснад он определяет как достоверный (сахих)[50]. Абу Давуд, передавая этот хадис, не приводит сведений об его определении (хукм). Так как в случае, если не приводится никаких сведений о хадисе, то подразумевается, что он достоверен (сахих)[51], то следовательно, согласно Абу Давуду, хадис можно использовать в качестве доказательства (далиль). Так же не приводят никаких сведений об этом хадисе Хаким (ум. 748/1347) и Захаби (ум. 748/1347).
С другой стороны Ибн Каттан (ум. 628/1230), утверждая, что с трех позиций хадис является му‘алляль[52], и причисляет его к слабым (даиф)[53]. По его мнению, дефектами хадиса является: в одних источниках он передается как маукуф[54], в других – как марфу’[55]; имеет место маджхуль аль-халь[56] Абу Усмана и его отца; иснад имеет дефект. Абу Бакр Ибн аль-Араби (ум. 543/1148) передает, что Даракутни (ум. 385/995) придерживался того же мнения, что и Ибн Каттана, и считал иснад хадиса слабым[57].
Хаким писал, что Яхъя ибн Саид аль-Каттан и другие определяли этот хадис как маукуф, но Абдуллах ибн аль-Мубарак считал его марфу’, и эта позиция и является верной[58]. Аджлуни (ум. 1162/1749) также, сообщив, что хадис является марфу’, обращает внимание на то, что Ибн Хиббан принимал хадис как достоверный. Учитывая все сказанное в целом, а также принимая во внимание и свидетельство хадисов, которые мы приведем позже, следует отдать предпочтение мнению, что хадис является хорошим (хасан). Собственно говоря, Шаукани приходит к такому же мнению.
Относительно самого смысла хадиса хадисоведы также высказывали разные точки зрения. Ибн Хиббан (354/965), проведя тахридж хадиса, так комментирует его: «Под словами «Читайте мертвым “Йасин”» наш Пророк подразумевает чтение Корана умирающему. Он вовсе не имеет в виду чтение Корана покойнику»[59].
Если одни составители сборников помещают этот хадис в раздел деяний, которые следует совершать для человека, находящегося на смертном одре[60], другие составители – в раздел деяний, посвященном произнесению фразы [над покойником] «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун». В частности, Абу Давуд сгруппировал разделы в определенном порядке, и после раздела, посвященном произнесению фразы [над покойником] «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи’ун» и раздела «покрывало для умершего» поместил упомянутый раздел. Таким образом, под словом «маута» («умерший») Абу Давуд понимает не находящегося при смерти, а уже умершего человека. Собственно говоря, таков и внешний (захир) смысл хадиса. Из шафиитских факихов Ибн Рифат (ум. 710/1310) и Мухиббу Табари (ум. 694/1295), принимая внешний (захир) смысл хадиса, утверждали, что под «умершим» следует понимать человека, душа которого отделилась от тела, а мнение, согласно которому здесь подразумевается находящийся при смерти, ничем не обоснованы[61].
В качестве заключения можно сказать, что хотя хадис «Читайте над умершими “Йасин”» передается только от одного сахабы, существуют другие хадисы, передаваемые от трех разных сахабов. Все эти три хадиса являются слабыми. Однако это не означает, что в них нет никакой пользы – ведь никто не утверждал, что они является выдуманными. Наоборот, эти хадисы показывают нам, что данная тема имеет основу. Правда, смысл хадисов не очевиден. Истинное значение слова «маут» («смерть») «умереть, сгинуть». Человека, душа которого покинула тело, называют «маййит» («умерший»). Таким образом, в хадисе речь идет об умершем. В таком случае нет в тексте хадиса нет никакой неясности. С другой стороны, и человека, находящегося при смерти, уже зная об его участи, можно назвать «покойником» (маййит), правда, в переносном смысле. Но чтобы обосновать трактовку этого в переносном смысле, нужна какая-то причина. Такая причина приводится в хадисе Абу Зарра. Учитывая все это, мы приходим к следующему выводу относительно хадиса «Читайте над умершими “Йасин”». Вместо того, чтобы трактовать слово «умерший» из этого хадиса только как «находящийся при смерти», более правильно трактовать его и как уже «покойник», и как «находящийся при смерти». Таким образом, такая трактовка означает, что и для находящихся при смерти, и для уже умерших можно читать Коран.
б) Как передает Абдуллах ибн Умар (р.а.) Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал:
«Когда умрет один из вас, поспешите с его погребением. А потом пусть один из вас, стоя у изголовья умершего, прочитает суру “Фатиха”, а другой, стоя у ног умершего, конец суры “Бакара”»[62].
Этот хадис передается как марфу’. Так как Хайсами[63] определяет Яхъю ибн Абдуллаха аль-Бабулятти[64] (ум. 218/833) как слабого (даиф), то и хадис определяется как слабый. Наряду с этим передатчиком другой передатчик в этом иснаде — Аюб ибн Нахик также отвергается[65]. Но если оценивать все сказанное об этих обоих передатчиков, то можно прийти к выводу, что слабость иснада этого хадиса является «легкой» (йасир ад-да’ф). С другой стороны Табризи (ум. 737/1136) передает, что Байхаки, исследовав этот хадис, сказал: «Этот хадис является маукуф»[66]. Но слова Байхаки относительно этого хадиса нельзя понять таким образом, потому что он сказал:
«Насколько я знаю, этот хадис передают только с этим иснадом. Хадис, в котором говорится о таком чтении Корана, дошел до нас как маукуф от Ибн Умара»[67].
По форме, ученый высказывает свою точку зрения таким образом, что указывает на слабость хадиса. Но называя предание маукуф он не приводит его иснада. Поэтому его фразу следует понимать так, что маукуф является не этот хадис, а другой. Ибо возможно, что и Ибн Умар (р.а.) высказывал фетву в таких же выражениях. Ведь есть и другие хадисы, которые можно понять таким образом.
Сахаба Лядждядж (р.а.) (ум. 120/738) в своем завещании сыну сказал:
«Сынок! Когда я умру, то похорони меня на кладбище. А когда уложишь меня в могилу, то скажи: “Бисмилля ва аля милляти Расулюллах” (“Во имя Аллаха и согласно общине Посланника Аллаха”). Потом засыпь меня землей и выровни. А после прочитай у моего изголовья начало и конец суры Бакара, потому что я слышал, что так говорил Посланник Аллаха (с.а.в.)»[68].
Хайсами (ум. 807/1405) вывел решение о том, что все передатчики в иснаде этого хадиса являются надежными (сыка)[69]. Из них отвергается только Абдуррахман ибн Ата, но Ибн Хиббан включает его в своей «Сыкат». Также и Тирмизи, принимает хадис от этого передатчика, а Ибн Хаджар называет его «приемлемым» («макбуль»). Такие же ученые, как Ибн Аби Хатим и Захаби ограничиваются тем, что приводят перевод, не высказывая какого-либо суждения по поводу этого хадиса[70]. Какого-либо еще дефекта в иснаде этого хадиса не установлено. Значит, он заслуживает определения «отличного» («хасан»). Яхъя ибн Маин (ум. 233/847) принимал этот хадис в качестве доказательства[71].
Но если у Табарани окончание хадиса звучит как «Я слышал, что так говорил Посланник Аллаха», в других сборниках оно приводится как «Я видел, как Ибн Умар делал так» или «Я слышал, что так говорил Ибн Умар»[72]. Таким образом, если согласно Табарани этот хадис является марфу непосредственно, то согласно другим риваятам – марфу по определению (хукман). Ведь Абдуллах ибн Умар (р.а.) известен своей привязанностью к хадисам и сунне. Это человек, который в точности старался воплотить в жизнь то, что совершал Посланник Аллаха (с.а.в.), и поэтому фактически его действия, как минимум, можно определить как близкими к сунне[73]. Невозможно представить, чтобы Абдулллах ибн Умар высказывал какую-либо фетву, не получив указаний в этом вопросе от самого Посланника Аллаха. Исходя из этого, можно утверждать, что по определению (хукман) второй из названных риваятов очень близок к марфу. Ведь согласно науке основы хадисоведения (усуль аль-хадис) в вопросах, которые не входят в сферу действия иджтихада и кийаса, а могут быть познаны только через переданные тексты (накль), сообщения маукуф ставятся на уровень марфу. При этом между ними нет никакого противоречия. Даже так как оба имеют одинаковый смысл и могут быть определены как хорошие (хасан)[74], они считаются соответствующими друг другу, и подкрепляют друг друга.
[1] Раздел «Чтение Корана на могилах» взят из книги Yusuf Acar. Hayattakilerin Yaptığı İbadet ve Kıraatten Ölülerin Faydalanması Meselesi. – İstanbul: Temkin Yayınları. – 2004.
[2] Ибн Нуджайм, аль-Баху ар-раик, Т. III, с. 63; Майдани, аль-Любаб, Т. I, с. 138; Ибн Абидин, Радд аль-мухтар, T. I, с. 844.
[3] Аль-Бинаййа, Т. III, с. 844-845.
[4] Там же.
[5] Ибн Нуджайм, аль-Баху ар-раик, Т. III, с. 63, 64; Ибн Абидин, Радд аль-мухтар, T. I, с. 844.
[6] Ибн Кудама, аль-Мугни, T. II, с. 424.
[7] Ибн Кудама, аль-Мугни, T. II, с. 424.
[8] Ибн Кудама, аль-Мугни, T. II, с. 424; Куртуби, ат-Тазкира, Т. I, с. 96.
[9] Куртуби, ат-Тазкира, Т. I, с. 96.
[10] Ибн Кудама, аль-Мугни, T. II, с. 424; Ибн Кудама, Шарх аль-кабир, Т. II, с. 424; Ибн Таймиййа, Маджму аль-фатава, Т. XXIV, с. 366, 367.
[11] Ибн Кудама, аль-Мугни, T. II, с. 425; Ибн Кудама аль-Макдиси, указ. соч., Т. II, с. 424.
[12] Ибн Таймиййа, Маджму аль-фатава, Т. XXIV, с. 366, 367.
[13] Ибн Таймиййа, Маджму аль-фатава, Т. XXIV, с. 367.
[14] Малик, аль-Мудаввана, Т. I, с. 174.
[15] Абдульхак аль-Акиба, с. 254-255.
[16] Куртуби, ат-Тазкира, Т. I, с. 96-97.
[17] Куртуби, ат-Тазкира, Т. I, с. 103.
[18] Ширази, аль-Мухаззаб, Т. I, с. 464.
[19] Газзали, Ихъя, Т. XV, с. 178.
[20] Ширбини, Мугни аль-мухтадж, Т. V, с. 445.
[21] Навави, аль-Азкар, с. 137, аль-Маджму, T. V, с. 31.
[22] Навави, аль-Маджму’, Т. V, с. 311.
[23] Навави, аль-Азкар, с. 137.
[24] Ширбини, Мугни аль-мухтадж, Т. IV, с. 110, 111.
[25] Навави, Рийазу ас-Салихин, с. 293.
[26] Хашийа Ибн Абидин, 2/243.
[27] Шаукани, Найл аль-аутар, Т. IV, стр. 52.
[28] Ибн Кидама, аль-мугни, Т. II, с. 429.
[29] Müslüm Şerhi 11/125.
[30] Хаттаб, аль-Манхаль, Т. VIII, с. 259.
[31] Рашид Риза, Макалат, Т. IV, с. 1884.
[32] Сабик, Фикх ас-сунна, Т. I, с. 480.
[33] Махлюф, аль-Фатава аш-шар’иййа, с. 50, 51.
[34] Шарабаси, Йас’алюнак, Т. I, с. 442.
[35] Зайдан, аль-Муфассаль, Т. XI, с. 186,
[36] Зухайли, аль-Фикх аль-ислами, Т. II, с. 550, 551.
[37] Куртуби, ат-Тазкира, Т. I, с. 105; Суйюти, Шарх ас-судур, с. 403.
[38] Фетву см. Ибн Абдиссалям, аль-Фатава, с. 96.
[39] Бухари, Джанаиз, 65; Абу Давуд, Джанаиз, 59; Тирмизи, Джанаиз, 39; Насаи, Джанаиз, 77.
[40] Муслим, Васайа, 14; Бухари, аль-Адаб аль-муфрад, Т. I, с. 113 (19-я глава); Абу Давуд, Васайа, 14; Тирмизи, Ахкам, 36.
[41] Ибн Хузайма, Зякат, 450 (хадис №2495); Ибн Хиббан, Мукаддима, 93; Ибн Маджа, Мукаддима, 20.
[42] Муслим, Джанаиз, 85/86. Существует множество преданий о дуа, которые следует читать в погребальном (джаназа) намазе. Из них мы избрали то, которое Навави назвал: «Самым достоверным дуа на эту тему».
[43] Фарз аль-кифайа (коллективный фарз) – действие, которое обязательно должны исполнять часть общины мусульман.
[44] Муслим, Джанаиз, 102; Абу Давуд, Джанаиз, 83; Тирмизи, Джанаиз, 59; Насаи, Джанаиз, 103.
[45] Тирмизи, Джанаиз, 59.
[46] Тахридж – исследования, имеющие целью выявление первого передатчика хадиса
[47] Абу Давуд, Джанаиз, 24; Ибн Маджа, Джанаиз, 4; Насаи, Амаль аль-йаум ва аль-ляйл, с. 58 (хадис № 1074).
[48] В качестве термина слово “мутаби‘” используется для обозначения хадисов, которые все их передатчики передавали так же, как передавали эти хадисы первые и единственные их передатчики по форме и по смыслу или же только по смыслу, придерживаясь единого мнения относительно того, кто из сподвижников передал этот хадис.
[49] Гариб аль-мутлак («абсолютно неизвестные») называется такой хадис, первым передатчиком которого является только один человек.
[50] Хайсами, там же, Т. VI, с. 314. Табарани и Ибн Ханбаль делая тахридж этого хадиса в рамках другого риваята, передавали его и самостоятельно.
[51] Абу Давуд, Рисаля Абу Давуд иля Ахль-Макка, с. 38.
[52] «Му‘алляль» («отклонившийся») — хадис без видимых выводящих из категории достоверных недостатков, которые выявляются при более внимательном рассмотрении.
В терминологии Имамов Бухари, Термези и Хакима такие хадисы называются «ма‘луль» («дефектные»).
[53] Ибн Хаджар, Тальхису аль-хабир, Т. II, с. 60; передается от Ибн Каттана.
[54] «Маукуф» («остановленный») — это хадис, в цепи передачи которого слова, деяния или решения возводятся к сахабу.
[55] «Марфу‘» («возведенный») — это хадис, сообщающий о пророческих словах, поступках и решениях, возводимый к самому Посланнику Аллаха (с.а.в.).
[56] Маджхуль аль-халь: передатчик, о степени авторитетности которого ничего неизвестно.
[57] Ибн Хаджар, указ. соч., T. II, с. 650.
[58] Хаким, T. I, с. 753.
[59] Ибн Хиббан, T. V, с. 3 (хадис № 2991).
[60] Ибн Маджа, Джанаиз, 4; Ибн Хиббан, T. V, с. 3.
[61] Ибн Хаджар, Тальхису аль-хабир, T. II, с. 650; Ширбини, Мугни аль-Мухтадж, T. II, с. 5.
[62] Табарани, Т. XII, с. 340 (хадис № 13613); Байхаки, Шуабу аль-иман, Т. VII, с. 16 (хадис № 9294).
[63] Хайсами, Маджма ад-даваид, Т. III, с. 47.
[64] Яхъя ибн Бабулятти (ум. 218/833) является внуком Аузаи (ум. 158/775). Так как будучи слепым, он риваяты от Аузани он воспринимал только на слух, то Яхъя ибн Бабулятти отвергается. Ибн Хаджар называет его слабым передатчиком только по этой причине. См. Бухари, Ат-Тарих аль-кабир, Т. VIII, с. 228; Миззи, Тахзиб аль-камаль, Т. XXXI, с. 411; Ибн Хаджар, Такрибу ат-Тахзиб, с. 593. Также и Ибн Хиббан, обосновывая свое мнение тем же, включил этого передатчика в свой «Маджрухин». Но там же он и пишет о степени слабости его как передатчика так: «Если этот передатчик передает хадисы в единственном числе и передаваемое им не противоречит риваятам надежных (сыка) передатчиков или соответствует им, то его хадисы следует принимать во внимание». См. Хиббан, Аль-Маджрухин, Т. III, с. 127.
[65] Бухари включает Аюба ибн Нахика в свой «Тарих», но не делает никаких выводов о нем. Ибн Аби Хатим, сообщив, что Абу Зур’а назвал Аюба ибн Нахика «мункар аль-хадис» (аль-мункар: хадис, который, в противоположность преданию аль-ма‘руф, плохо известен среди рассказчиков), пишет, что присоединяется к этому мнению. Такой же точки зрения придерживался и Ибн аль-Джаузи. Но Ибн Хиббан, включив Аюба ибн Нахика в свой «сыкат», подтверждает его правдивость. См. Бухари, Аль-тарих аль-кабир, Т. I, с. 425; Ибн Аби Хатим, аль-Джарх ва ат-та’диль, Т. II, с. 259; Ибн аль-Джаузи, Ад-дуафа ва аль-матрукин, Т. I, с. 132; Ибн Хиббан, Ас-сыкат, Т. I, с. 213;Ибн Хаджар, Лисану аль-мизан, Т. I, с. 490.
[66] Табризи, Мишкату аль-масабих, Т. III, с. 388 (хадис № 1717).
[67] Байхаки, Шуабу аль-иман, Т. VII, с. 16 (хадис № 9294).
[68] Табарани, Т. XIX, с. 220, 221 (хадис №491); Ибн Асакир, Тариху Димашк, Т. ХХХХХ, с. 292; Байхаки, Т. IV, с. 56.
[69] Хайсами, Маджмау аз-заваид, Т. III, с. 47.
[70] Ибн Аби Хатим, Аль-джарху ва ат-та’диль, Т. V, с. 272; Захаби, Аль-кашиф, Т. I, с. 639.
[71] Байхаки, Т. IV, с. 56.
[72] Ибн Асакир, Тариху Димашк, Т. ХХХХХ, с. 292.
[73] Görmez, Mehmet, Sünnet ve Hadisin Anlaşılması ve Yorumlanmasında Metodoloji Sorunu, I. Baskı, s. 46. Ankara, 1997.
[74] Навави, аль-Азкар, с. 137; Хайсами, Маджму аз-Заваид, Т. III, с. 47
Когда приводят столько ученых которые говорят о дозволенности и о желательности чтения Священного Корана на могилах, надо как минимум молчать и согласиться. Ведь глупо думать что ты знаешь что нибудь из того, что не знали эти ученые, или понимаешь религию лучше.
Ученик Ибн Таймийи, Ибн Къайим о чтении Курана на могилах, а также о том, что это практика салафов
Сказал ученик Ибн Таймийи, Ибн Къайим аль-Джавзия (691-751 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в книге «ар-Рух»:
ذكر عن جماعة من السلف أنهم أوصوا أن يقرأ عند قبورهم وقت الدفن، قال عبد الحق الإشبيلي: يروى أن عبد الله بن عمر أمر أن يقرأ عند قبره سورة البقرة، وكان الإمام أحمد ينكر ذلك أولاً حيث لم يبلغه فيه أثر ثم رجع عن ذلك.
«Передается от многих саляфов, что они завещали читать Куран во время погребения. Абдулхакк передает, что Абдуллах ибн Умар завещал читать суру аль-Бакара у его могилы. Известно, что в начале имам Ахмад отрицал это, но когда до него дошел этот риваят, то он также стал высказываться в пользу этого мнения».
وقال لخلال في الجامع، (كتاب القراءة عند القبور) أخبرنا العباس بن محمد الدوري، حدثنا يحيى بن معين، حدثنا مبشر الحلبي، حدثني عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج، عن أبيه قال: قال أبي: إذا أنا متُّ فضعني في اللحد وقل: باسم الله، وعلى سنة رسول الله. وشن عليّ التراب شنّا، واقرأ عند رأسي بفاتحة البقرة، فإني سمعت عبد الله بن عمر يقول ذلك، قال عباس الدوري: سألت أحمد بن حنبل، قلت: تحفظ في القراءة شيئاً؟ وفي رواية: تحفظ في القراءة على القبر شيئاً؟ فقال: لا، وسألت يحيى بن معين فحدثني هذا الحديث.
Cказал аль-Халял в «аль-Джамиъ» (книга о чтении Корана возле могил): Нам рассказал Аббас ибн Мухаммад ад-Даври, рассказал Яхья бин Муин, рассказал Мубашшир аль-Халяби, рассказал ‘Абдурахмана ибн ‘Аля’, который передал от своего отца: «Когда я умру ты поставь меня в лахду и скажи: «Бисмиллягьи ва аля суннати расулиллагь», и насыпь на меня землю, и прочитай около головы начало суры «аль-Бакара». Поистине я слышал, как это говорил сам Абдуллах ибн Умар (сподвижник и сын Умара ибн аль-Хаттаба)». Сказал Аббас ад-Даври: «Я спросил у Ахмада ибн Ханбала, знает ли он что-либо о чтении Корана на могилах, и он сказал, что не знает. Тогда я спросил у Яхья ибн Муина и он привел мне этот хадис».
قال الخلال: وأخبرني الحسن بن أحمد الوراق، حدثنا علي بن موسى الحداد وكان صدوقاً قال: كنت مع أحمد بن حنبل ومحمد بن قدامة الجوهري في جنازة، فلما دفن الميت جلس رجل ضرير يقرأ عند القبر، فقال له أحمد: يا هذا إن القراءة عند القبر بدعة، فلما خرجنا من المقابر قال محمد بن قدامة لأحمد بن حنبل: يا أبا عبد الله ما تقول في مبشر الحلبي؟ قال: ثقة، قال: كتبت عنه شيئاً؟ قال: نعم، فأخبرني، قال: أخبرني مبشر عن عبد الرحمن بن العلاء بن اللجلاج عن أبيه أنه أوصى إذا دفن أن يقرأ عنه رأسه بفاتحة البقرة وخاتمتها وقال: سمعت ابن عمر يوصي بذلك، فقال له أحمد: فارجع وقل للرجل يقرأ.
Аль-Халлял передает, что аль-Хасан ибн Ахмад аль-Варак передал от Али ибн Мусы аль-Хаддада: «Я присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Куддамой аль-Джавхари, после того как покойный был похоронен, один из присутствовавших сел и начал читать Коран. Ахмад, увидев это и сказал ему: «О ты, поистине чтение Корана у могилы – новшество». После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом, сказал ему: «О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Халяби?» Тот сказал: «Надежный, достоверный передатчик». Мухаммад спросил: «Написал ли ты от него что-нибудь?» Ахмад сказал: «Да». Мухаммад сказал: «Мне сообщил Мубашшир от ‘Абдурахмана ибн ‘Аля’, который передал от своего отца то, что тот завещал чтобы, когда его похоронили ему над могилой почитали начало суры «аль-Бакъара» и ее конец, и он сказал: «Я слышал, как Ибн Умар сделал такое завещание». Тогда Ахмад сказал ему: «Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать».
[Ибн Къайим, «ар-Рух», стр. 64-65]
Также Ибн Каййим передает слова Хасана ибн Саббаха Зафарани:
وقال الحسن بن الصباح الزعفراني سألت الشافعي عن القراءة عند القبر فقال لا بأس بها
«Я спросил у Имама аш-Шафии, он ответил: «Нет ничего предосудительного в том, чтобы на могилах читать Коран»»
[Ибн Къайим, «ар-Рух», стр. 19]
Вопрос:
Если наш дом построен на том месте, где много лет назад было кладбище , можно ли совершать намаз в этом доме? Известно, что мы не можем совершать намаз на кладбище.
Ответ:
Совершать намаз в этом доме будет дозволенным, поскольку намаз будет совершаться в доме, а не на кладбище, на какой-то могиле. Поскольку это место — это уже не кладбище, а дом, намаз будет дозволен в нем.
В некоторых известных комментария к сборникам хадисов, такиъ как Шарху т-Тыби и Миркат, что могилы некоторых пророков находятся в непосредственной близости от Каабы. Поскольку это место — уже не кладбище, теперь это часть Священной мечети, намаз будет дозволенным в любом месте этой области, поскольку не считается, что намаз совершается на могилах.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед