Автор: Шейх Фараз Раббани
Источник: sunnipath.com
Две нижеприведённые фетвы относятся к мазхабу имама Абу Ханифы.
1.
Что делать с фотографиями без хиджаба, если они есть у других людей?
Отвечает шейх Фараз Раббани.
Вопрос:
Что сестра должна сделать с фотографиями, которые она сделала до того, как начала соблюдать, на которых она без хиджаба. Если какие-то из этих фотографий есть у членов её семьи, не являющихся махрамами, должна ли она попытаться получить снимки обратно?
Ответ:
Предписания хиджаба и скромности предполагают, что человек найдёт эффективный способ забрать эти фотографии у тех, кто ими владеет (будь то семья, одноклассники и т. д.). Хорошее объяснение своих целей обычно помогает в подобных случаях, как внутри семьи, так и с общественными учреждениями.
После того как человек использовал все разумные, имеющиеся в его распоряжении средства, он освобождается от вины перед Аллахом: его нравственная ответственность лежит в пределах его возможностей.
И только Всевышний даёт успех.
2.
Может ли невеста отправить жениху фотографию, где она без платка?
Отвечает шейх Фараз Раббани.
Вопрос:
Дозволено ли с намерением выйти замуж отправить мужчине своё фото без головного убора? Двое живут в разных частях света, личной встречи не было, но вторая сторона просит отправить фото именно такое, где девушка без платка. Грех ли это? Дозволено ли отправить фото, на котором ты слегка накрашена? Считается ли это прелюбодеянием?
Ответ:
1. По мнению ханафитов, а также подавляющего большинства учёных-суннитов в целом, включая маликитов и шафиитов, запрещено снимать хиджаб перед потенциальным женихом вне зависимости от того, насколько вы близки к тому, чтобы принять его предложение. Следовательно, снять хиджаб в данном случае – грех. Кроме того, этот поступок не соответствует должному уровню скромности (хая), который должен быть у мусульманина. Пророк сказал, что скромность (хая) – это часть религии.
2. Если человек намеревается жениться, ему дозволено посмотреть только на лицо и кисти рук женщины. И это дозволено, даже если сопровождается половым влечением (шахват), но только в том случае, если человек смотрит ради исполнения сунны, а не ради удовлетворения своих желаний [Об этом говорится в «Дурр аль-Мухтар» Хаскафи, «Радд аль-Мухтар» Ибн Абидина, в «Баб аль-Масс ван-Назар фи Китаб ан-Хазр валь-Ибаха» и в других авторитетных работах по ханафитскому фикху].
3. Такова позиция:
– ханафитской школы: «Дурр аль-Мухтар»;
– маликитской школы: «Шарх ас-Сагир»;
– шафиитской школы: «Тухфат аль-Мухтадж фи Шарх аль-Минхадж».
4. Кроме того, большинство факихов считает, что смотреть на лицо и кисти рук невесты дозволено только в том случае, если мужчина уже принял решение жениться и существует большая вероятность, что данный брак действительно будет заключён. Нельзя вести себя так, будто ты расхаживаешь по базару в поисках лучшего товара.
И лишь Аллах даёт успех.