Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
Шейх Фараз Раббани
Шейх Амджад Рашид

Источник: sunnipath.com
daruliftaa.com

Приводим несколько фетв на тему подстригания волос женщинами.

Первая фетва

Отвечает Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари.

Вопрос:

Какой хукм подстригания волос для женщин? Какая длина допустима?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим — на том.

Говоря в общем, в основных классических книгах ханафитского мазхаба запрещено женщинам стричь волосы. Этой позиции также придерживаются учёные Индии. Однако некоторые алимы арабского мира дозволяют это, оговаривая условия.

В одном из хадисов Пророк запретил женщинам брить волосы1.

В своей известной работе по ханафитскому мазхабу имам аль-Хаскафи, рахимахуллах, упоминает:

«Если женщина режет волосы – она совершает грех и будет проклинаема. В книге «аль-Баззазийя» также добавлено: «Даже с разрешения мужа, так как нет послушания созданному в ослушании Создателя»2.

Есть две причины для недозволенности стрижки женских волос, на которые опираются алимы:

А) Подражание кяфирам (немусульманам);
Б) Подражание мужчинам.

Запрет на оба эти два вида в Шариате очевиден

В хадисе, который приводит имам Абу Дауд в своём сборнике и другие мухаддисы, Посланник Аллаха сказал: «Кто бы ни подражал какой-либо группе, он – один из них»3.
Касательно подражания мужчинам Посланник Аллаха сказал: «Прокляты мужчины, которые подражают женщинам, и женщины, подражающие мужчинам»4.

По этим двум причинам есть общий запрет факихов на стрижку волос для женщин. В связи с подражанием мужчинам они решили, что такая женщина – проклята, согласно хадису о том, что женщины, подражающие мужчинам, проклинаемы Пророком .

Поэтому есть общий запрет женщинам стричь волосы. Подражание моде кяфиров и немусульман не дозволено. Виды стрижок, популярные среди современных женщин, имеют явное сходство с причёсками женщин-немусульманок, и поэтому они запретны.

И укорачивать волосы таким образом, чтобы они были похожи на волосы мужчин, также запретно. Если женщина поступит так – то ее ждет проклятие благословенного Пророка .

Однако, если женщина немного подрезает волосы так, что это не подпадает ни под одну из вышеназванных причин [запрета], это, вероятно, дозволено (а Аллах знает лучше).

Другими словами, есть два условия для дозволенности подстригания волос, и они оба должны быть поняты правильно.

1) Нет подражания немусульманкам.

Например, стили причесок, характерные для немусульманок и кяфиров: перманент, чёлки, пряди разной длины и т. д. – запрещены, подстригание волос спереди запрещено.

2) Нет подражания мужчинам.

Стричься так, чтобы стрижка была похожа на мужскую, – харам. Однако если женщина подрежет волосы сзади и ровно, то это дозволено.

Следует отметить, что, если постригать волосы, они должны оставаться сильно ниже плеч, и подрезать их дозволено лишь слегка. Если женщина замужем, это делается только с согласия мужа.

В заключение: следует помнить, что лучше вообще не постригать волосы, [и разрешено это делать] только если на это есть веская причина. В древние времена красотой женщины считалась длина её волос и то, что она не похожа на мужчину.

Подытожим: в общем, существует запрет для подстригания женщинами волос. Однако, если они их подрезают так, как было описано выше, то это является дозволенным, тем не менее, такого лучше избегать.

А Аллах знает лучше.

Вторая фетва (по ханафитскому мазхабу)

Отвечает Фараз Раббани.

Вопрос:

Может ли женщина стричь волосы, если этого хочет муж? Будет ли это грехом для мужа или жены? Мне было сказано, что женщина не имеет на это право даже с разрешения мужа. Но разве не должны жены нравиться свои мужьям (доставлять удовольствие своим мужьям)? Может ли женщина также красить волосы с разрешения мужа вне зависимости от того, носит она хиджаб или нет?

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим — на том.

Ведущие ханафитские ученые, включая шейха Адиба Калласа, считают, что нет вреда женщине в том, чтобы стричь волосы, если:

А) она при этом остается женственной (и не похожей на мужчину),

Б) она стрижется без выраженного намерения следовать образам немусульман,

В) не стрижёт волосы слишком коротко.

Тексты ханафитского мазхаба, указывающие на недозволенность подстригания волос у женщин, понимаются этими учёными в свете зависимости от вышеперечисленных условий.

Что касается мазхаба имама Шафи’и, то дозволено даже стричься очень коротко, если мужу так нравится больше.

Третья фетва (по шафиитскому мазхабу)

Отвечает Амджад Рашид.

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим — на том.

Что касается укорачивания волос женщины, я не нашел в книгах наших имамов ничего, кроме того, что при выходе из ихрама женщине стричь волосы лучше, чем сбривать их. Что касается других ситуаций, я ничего не встречал. Однако я убеждён, что это (стричь волосы на голове) не является недозволенным, независимо от того, замужем она или нет, так как [учёные] явно указывают на то, что женщине дозволено бриться без всяких на то условий, хотя это и нежелательно, о чем говорится в «Маджму’» [имама Навави] и «Тухфа» [Ибн Хаджара Хайтами]. Также очевидно, что укорачивание волос лучше, чем бритье [и, таким образом, его шариатская нежелательность должна быть меньше, чем нежелательность бритья головы, а если подстригание лучше, чем бритье (которое не является запретным), то недозволенным быть оно не может]. Но является ли подстригание волос женщины порицаемым (макрух) так же, как бритье? Нуждающемуся, который пишет эти строки, кажется, что нет. Основание (которое было указано в книгах) того, что бритье головы женщины – макрух, следующее: бритье приводит к обезображиванию женщины, а сложно добиться того, чтобы подстригание волос привёло к ее обезображиванию (если не злоупотреблять). Напротив, подстригая волосы, можно добиться такой красоты, которой не было в длинных волосах.

А Аллах знает лучше.