В Шариате существуют времена, места и обстоятельства, в которых нежелательно совершать намазы, и в разные времена нежелательно совершать различные намазы, и из-за этого людям трудно все это запомнить. В рамках этой статьи мы постараемся подробно рассказать обо всех нежелательных временах для совершения намазов и об основных местах и обстоятельствах, разбив их на разные группы в зависимости от шариатских решений (хукм), но со сквозной нумерацией.
В самом начале надо указать три времени, в которых нельзя совершить никакой намаз: ни фард, ни суннат, ни нафиль, ни джаназа, ни саджда тиляват, и эта нежелательность связана с самим временем[1].
Основа для запрета намазов в это время — хадис, который передается от Укбы ибн Амира аль-Джухани (да будет доволен им Аллах), который сказал:
ثَلَاثُ سَاعَاتٍ كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَنْهَانَا أَنْ نُصَلِّيَ فِيهِنَّ، أَوْ أَنْ نَقْبُرَ فِيهِنَّ مَوْتَانَا : حِينَ تَطْلُعُ الشَّمْسُ بَازِغَةً حَتَّى تَرْتَفِعَ، وَحِينَ يَقُومُ قَائِمُ الظَّهِيرَةِ حَتَّى تَمِيلَ الشَّمْسُ، وَحِينَ تَضَيَّفُ الشَّمْسُ لِلْغُرُوبِ حَتَّى تَغْرُبَ.
“Было три времени, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запрещал нам совершать намазы и хоронить наших покойников: при восходе солнца, пока оно не поднимется, во время зенита, пока солнце не начнет отклоняться, и когда солнце приближается к закату до заката[2].
Что касается слов “хоронить наших покойников”, то ханафиты говорят, что в этом хадисе речь идет о запрете совершать похоронный намаз в это время, а само захоронение в это время не считается нежелательным[3].
Что касается мудрости такого запрета, то это времена, в которые некоторые язычники поклонялись солнцу, и, чтобы не уподобляться им, в них не разрешается совершать намаз[4].
Первое из таких времен — это время, которое начинается сразу с окончанием времени фаджра до полного восхода солнца, когда на небе пропадет алый цвет восхода, и эта нежелательность длится 15-20 минут в зависимости от сезона года и местности.
В это время нельзя совершать никакой намаз вообще.
Например, если человек проснулся сразу после окончания фаджра, то он не может восполнить пропущенный им фаджр до окончания нежелательного времени.
Или если человек совершил намаз фаджр вовремя, но хочет восполнить какие-то пропущенные им намазы, то в этот период времени нельзя восполнять другие намазы.
Если человек в этот период зайдет в мечеть, чтобы там почитать Коран или совершать зикр, то он должен сразу сесть, не читая намаз приветствия.
Если человек в этот промежуток времени прочитает аят саджда в Коране, то он не может совершать этот саджда в этот период времени — нужно дождаться когда период этого времени закончится.
Если человек по забывчивости, например, начнет совершать нафиль-намаз в это время, а потом вспомнит, что в это время нельзя совершать намаз, то он обязан прервать этот намаз, а затем обязательно его восполнить вне нежелательного времени, но если он все равно его совершит до конца, то обязанности его восполнять не будет[5], но на такого человека ложится грех, потому что он совершил макрух тахрими.
Второе время, в которое нельзя совершать намазы, — это время зенита, то есть полдень, и до времени начала отклонения солнца от зенита, то есть начало времени намаза зухр.
Соответственно, это тоже где-то 20 минут до начала времени зухра, и нежелательность заканчивается с наступлением времени зухр.
В этот период времени тоже нельзя восполнять фард-намазы или ваджибы и нельзя совершать нафиль-намаз, джаназа и саджда тиляват.
От имама Абу Юсуфа[6] (да помилует его Аллах), передается мнение, что эта нежелательность не касается времени джума, поэтому, по его мнению, человек в пятницу в это время может совершать нафиль-намаз.
Как пишет Ибн Абидин[7], Ибн аль-Хумам в “Фатх аль-Кадир” склоняется к этому мнению Абу Юсуфа[8], и за ним последовал его ученик Ибн Амир аль-Хадж, а также аль-Халяби,  Но имам аль-Маргинани[9] указывает на слабость мнения Абу Юсуфа, и то же — в основных матнах мазхаба. И комментаторы “Аль-Хидая” считают это мнение слабым. И поэтому — согласно сильному мнению в мазхабе — даже в пятницу в это время нежелательно совершать нафиль-намаз.
Третье нежелательное время — это время перед закатом, когда на небе начинают появляться признаки приближения заката, и это случается примерно за 30 минут до начала времени магриб, но отличие этого времени от остальных двух — в том, что если человек совершит аср этого дня в это нежелательное время, то аср будет действителен, но на нем будет грех за то, что он отложил аср до этого нежелательного времени[10].
Ханафитские факихи отделяют в этих трех временах начало совершения в них нафиль-намаза, вступление в который будет действительно, как мы писали в примере выше (хотя за это полагается грех, и поэтому если человек прервет такой намаз, то он обязан будет его перечитать, потому что он нарушил желательное поклонение после вступления в него), и вступление в фард- и ваджиб-намазы: за это не только ложится грех в эти времена, но и сами намазы не будут действительны, поэтому если человек в эти три нежелательных времени будет восполнять какой-то фард-намаз или витр, то это восполнение не будет действительным, потому что само вступление в намаз не действительно[11].
В эти три нежелательных времени для намаза: после окончания фаджра, перед началом времени зухра и магриба желательно читать зикр и салават.
И это первая группа нежелательных времен, когда нельзя совершать ни фард, ни када (восполнение), ни ваджиб, ни нафиль, ни джаназа, ни саджда тиляват, кроме асра этого дня.
Вторая группа времен — это времена, когда нежелательно совершать нафиль-намаз, но можно совершать фард, ваджиб, джаназа и саджда тиляват, а также восполнять намазы.
Четвертое — это любой нафиль-намаз после начала времени фаджра, кроме двух ракаатов сунны фаджра[12].
Иными словами, как только наступает время намаза фаджр, желательно совершить два ракаата сунны фаджра, а любой нафиль-намаз до фаджра нежелателен, но это не касается восполнения фард-намаза, витра или какого-то другого намаза[13].
Пятое время — после обязательного намаза фаджр до окончания времени намаза фаджр[14].
Считается что все это время выделено на два намаза: два ракаата сунны и фард фаджра, — и поэтому, какой бы нафиль-намаз ни был совершен до фаджра, он будет автоматически считаться как два ракаата сунны до фаджра. Например, если человек совершит два ракаата приветствия мечети, то автоматически будет считаться, что он сделал два ракаата перед фаджром, поэтому если человек совершил дома с началом наступления времени фаджр два ракаата сунны, а потом пришел в мечеть и джамаат еще не начался, то он не совершает намаз приветствия и сразу садится ждать джамаат.
То же касается ситуации, когда человек совершал тахаджуд, думая, что время фаджра еще не наступило: его тахаджуд будет считаться как сунной фаджра, и заново совершать сунну фаджра будет нежелательно (макрух)[15].
Если же человек совершал тахаджуд, а затем после окончания усомнился, наступило время фаджра уже или нет, то этот тахаджуд не заменит сунну фаджра и эти два ракаата следует совершить[16].
Если человек по каким-то причинам не совершит два ракаата сунны перед фаджром, то после совершения фаджра он не может совершить эти два рааката, потому что в это время уже нежелателен любой нафиль-намаз[17].
Шестое время — после намаза аср. Существует два этапа нежелательного времени после асра: первый этап — сразу после намаза аср, если он был совершен вовремя, только для нафиль-намаза, а далее с приближением заката до самого заката для всех намазов.
Если человек совершит аср вовремя и захочет начать восполнять намазы до наступления времени макрух, то это будет дозволенно.
Седьмое время — до намаза магриб нежелательно совершать нафиль-намаз или какой-то другой намаз, кроме магриба[18], потому что это ведет к откладыванию фарда магриба[19]. Но эта нежелательность — макрух танзихи[20].
Восьмое время — нежелательно откладывать намаз иша до второй половины ночи[21], а остальных намазов это не касается.
Девятое время — нежелательно совершать нафиль-намаз и восполнять фард тому, у кого более пяти долговых намазов (то есть тому, кто не считается сохиб ат-тартиб), когда имам выходит читать хутбу на минбар для пятничного намаза до окончания намаза, потому что слушать хутбу обязательно, а совершение нафиль-намаза будет отвлекать человека от этого[22].
Если человек начал читать намаз до того, как имам взошел на минбар для чтения хутбы, и во время чтения намаза это произошло, то намаз не прерывают, а дочитывают. Если это были два ракаата приветствия мечети или какой-то другой нафиль, то он дочитает эти два ракаата. Если же это были четыре ракаата сунны перед джума, то он дочитает эти четыре ракаата[23].
Сюда же относится хутба в праздничных намазах[24].
Десятое время — нежелательно (макрух) совершать намаз, когда уже прочитан икамат на пятничный намаз[25].
Одиннадцатое время — нежелательно (макрух) совершать намаз, когда имам уже приступил к совершению намаза, кроме сунны фаджра[26]. Если человек начнет совершать нафиль-намаз до этого, даже если начали читать икамат, то это не будет макрухом при условии, что он уверен, что застанет имама в первом ракаате, и он не стоит в общем ряду с молящимися, а совершает нафиль-намаз где-то далеко от рядов[27].
Если человек пришел в мечеть на утренний намаз и не совершал два ракаата сунны перед фаджром, а имам уже начал читать джамаат-намаз, то ему следует совершить сначала два ракаата сунны, а затем присоединиться к намазу при условии, что он уверен, что сможет застать какую-то часть намаза имама[28].
Разница между десятым и одиннадцатым — в том, что во время джума очень много людей, и поэтому человеку нежелательно начинать какой-либо намаз с началом икамата.
Двенадцатое время — нежелательно (макрух) совершать нафиль-намаз до праздничного намаза, будь этот намаз совершен дома или в мечети[29].
Причина нежелательности — в том, что Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и да приветствует) не совершал в праздничные дни нафиль-намаз перед праздничным. А он всегда стремился совершать желательное поклонение, значит, если он не совершил его в это время, это было сделано намеренно и совершать его нежелательно (макрух)[30].
Тринадцатое время — нежелательно (макрух) совершать нафиль-намаз после праздничного намаза в месте его совершения, но если совершить его дома после возвращения, то в этом не будет нежелательности[31].
Четырнадцатое время — нежелательно (макрух) совершать любой намаз, кроме своевременного фарда, если начинает заканчиваться желательное время этого фард-намаза[32].
Например, человек откладывал намаз аср, и наступило время, близкое к нежелательному, и до его наступления есть только время, нужное на фард: ему будет макрух совершать сначала четыре ракаата сунны перед асром, а потом аср; он должен сразу начать совершать аср.
То же касается восполнения фард-намазов, даже если человек — сохиб ат-тартиб, потому что с приближением окончания желательного (мустахаб) времени для намаза обязательность восполнения намазов до начала своевременного намаза для сохиб ат-тартиб спадает[33].
Если человек уже начал совершать нафиль-намаз, думая, что у него есть еще время, а потом уже в намазе понял, что времени не хватает, то, как и в случае с хутбой в пятницу, намаз не следует прерывать[34].
Еще есть нежелательность, которая связана не со временем, а с обстоятельствами, в которых совершается намаз.
Пятнадцатое — нежелательно совершать намаз в ситуации, которая нарушает сосредоточенность человека[35]: например, когда человек хочет справить нужду или когда еда готова, а человек голоден.
Если человек начал совершать так намаз, то ему следует прервать намаз, а затем совершить его полноценно, даже если он совершает намаз коллективно и даже если он думает, что не сможет совершить его потом коллективно, кроме случая, когда человек боится, что время намаза может закончиться[36].
Причина этого — в том, что ради сунны джамаат-намаза нельзя совершать нежелательное (макрух)[37].
И не имеет значения, человек начал намаз в таком состоянии или это состояние наступило после вступления в намаз[38].
Также существует нежелательность совершать намаз, в некоторых местах.
Шестнадцатое — нежелательно совершать намаз на дороге, по которой ходят люди, потому что это может мешать пешеходам, а общественное благо в приоритете[39].
Семнадцатое — нежелательно совершать намаз на кладбище[40].
Есть разные точки зрения насчет того, почему это нежелательно: некоторые сказали, что там кости умерших могли смешаться с почвой, другие сказали, что исток поклонения идолам — создание из могил праведников мест для  поклонения, третьи сказали, что это уподобление людям Писания.
Если на кладбище будет помещение для намаза, которое не построено на могилах и где кибла не направлена к могилам, то нежелательности не будет[41]. Если могила находится в стороне киблы, но между молящимся и могилой будет стена, то нежелательности не будет в таком намазе[42].
Восемнадцатое — нежелательно совершать намаз в общественной бане и ванной[43], кроме случаев, когда желательное время заканчивается.
Существует две точки зрения насчет того, почему это нежелательно:
Первая — потому что это места, где обычно есть нечистоты (наджаса), и если какое-то место в ванной помыть и быть уверенным, что там чисто, то нежелательности там совершать намаз не будет.
Вторая точка зрения — это нежелательно, потому что это места обитания джиннов, поэтому, даже если место будет чистым, нежелательность все равно останется.
Девятнадцатое — нежелательно совершать намаз в помещении, в котором над молящимся, или перед ним, или на его одежде есть изображение живого существа. И нежелательно совершать земной поклон на такое изображение[44].
Если изображение будет под ногами или за спиной, то нежелательности не будет[45].
И если изображение будет без головы или настолько маленьким, что его не видно стоящему[46], то нежелательности не будет.
Причина такого запрета — в том, что внешне это похоже на поклонение идолам[47].
Учитывая разногласия современных ученых насчет фотографий следует проявлять предосторожность и в этом.
Двадцатое — нежелательно совершать намаз в загонах для животных, потому что там обычно всегда нечистоты (наджаса)[48].
Сюда будут относиться мусорки, помойки и другие места, в которых могут быть нечистоты[49].
Двадцать первое — нежелательно совершать намаз в культовых сооружениях других религий[50].
Важное правило касательно нежелательного (макрух) в намазе: если это был макрух тахрими, то такой намаз необходимо восполнить единогласно, если время этого намаза не завершилось; а если оно завершилось, то некоторые говорят, что обязательность перечитать все равно остается, а некоторые говорят, что это становится желательным; если же макрух был танзихи, то перечитать намаз желательно[51].
[1] Аль-Хидая, 1/166; Ибн Абидин, 1/376.
[2] Муслим, №831.
[3] Аль-Хидая, 1/164-5.
[4] Фатх аль-Кадир, 1/232.
[5] Фатх аль-Кадир, 1/231.
[6] Аль-Хидая, 1/165.
[7] 1/372.
[8] Фатх аль-Кадир, 1/235.
[9] Аль-Хидая, 1/165.
[10] Ибн Абидин (1/372). Разница между фаджром и асром в том, что все время фаджра от начала и до конца не заходит в нежелательное время, и поэтому фаджр должен быть совершен либо восполнен полноценно, а часть времени асра заходит в нежелательное время, поэтому для асра этого дня делается исключение, но исключения не будет для асра, который нужно восполнять, потому что, как только аср становится долговым, он должен быть совершен полноценно, то есть так, чтобы никакая его часть не заходила в нежелательное время.
[11] Ибн Абидин, 1/373.
[12] Аль-Хидая, 1/166.
[13] Ибн Абидин, 1/375.
[14] Аль-Хидая, 1/165.
[15] Ибн Абидин, 1/376.
[16] Халяби Кабир, с. 246.
[17] Халяби Кабир, с. 245.
[18] Гайт аль-баян.
[19] Аль-Хидая, 1/166.
[20] Ибн Абидин, 1/376.
[21] Аль-Хидая, 1/163.
[22] Ибн Абидин, 1/377.
[23] Халяби Кабир, с. 242.
[24] Ибн Абидин, 1/377.
[25] Ибн Абидин, 1/377.
[26] Халяби Кабир, с. 242.
[27] Ибн Абидин, 1/377.
[28] Халяби Кабир, с. 242.
[29] Аль-Хидая, 1/290.
[30] Аль-Хидая, 1/290; Халяби Кабир, с. 244.
[31] Халяби Кабир, с. 243.
[32] Ибн Абидин, 1/378.
[33] Ибн Абидин, 1/378.
[34] Ибн Абидин, 1/378.
[35] Ибн Абидин, 1/379.
[36] Халяби Кабир, с. 366.
[37] Халяби Кабир, с. 366.
[38] Халяби Кабир, с. 366.
[39] Ибн Абидин, 1/379.
[40] Ибн Абидин, 1/380.
[41] Халяби Кабир, с. 363; Ибн Абидин, 1/380.
[42] Халяби Кабир, с. 366.
[43] Ибн Абидин, 1/380.
[44] Халяби Кабир, с. 359.
[45] Халяби Кабир, с. 359.
[46] Сюда можно отнести логотипы различных брендов в виде живых существ: если они небольшие, то нежелательности совершать намаз в такой одежде не будет.
[47] Халяби Кабир, с. 359.
[48] Халяби Кабир, с. 363.
[49] Ибн Абидин, 1/380.
[50] Ибн Абидин, 1/380.
[51] Аль-Фатава аль-Хиндия, 1/109.