Вопрос: У меня такой вопрос. Саляму алейкум!!!! Некоторые братья говорят, (они закончили медресе то ли в Индии, то ли в Пакистане), что после того, как уже намаз прочитали в мечети, а кто-то опоздали — не читать намаз джамаатом, а читать по отдельности, и что это по Сунне, они говорят. Но мы всегда с друзьями, если опаздываем на джамагат намаз в нашей родной мечети, читаем намаз вместе. Кто прав? Как по Корану и Сунне?
—————————————————————————-
Ответ:
Ассаламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
В книге «ад-Дурр аль-Мухтар» Мухаммада бин Али аль-Хаскафи в главе об имаме, говорится: «Нежелательно (макрух) совершать намаз джамаатом повторно с произнесением азана и камата в мечети махалли. Это не касается придорожных мечетей и мечетей, где нет определенного имама и муаззина».
Имам Ибн аль-Абидин, поясняя, добавил, что этот макрух является макрухом-тахрими, то есть приближенным к запретному. В книге «аль-Кафи» говорится: «не разрешено». А в шархе «аль-Джамиу ас-Сагир» говорится: «это бид’а (новшество)».
В книге «радд аль-Мухтар» Ибн аль-Абидина, в продолжении говорится, что исключением являются те случаи (т.е. не будет макрухом совершение второго джамаата), когда намаз провел не уполномоченный на то человек (например до того, как основной имам вышел, кто-то со своей группой людей проведет джамаат намаз) или же намаз будет испорчен по каким либо причинам и будет совершен повторно.
Что касается понятия мечети махалли, то это мечеть, где есть определенный имам.
Что касается доказательств из сунны, то приводится от Абдуррахмана бин Абубакра, от его отца: «Поистине Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, вышел из дома, дабы решить некоторые вопросы между ансарами. Когда он вернулся, в мечети уже совершили намаз джамаатом. Тогда Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, зашел в дом, собрал семью и совершил джамаат с ними».
Если бы не было макрухом совершать намаз вторым джамаатом в мечети, то Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, не ушел бы в дом, а прочитал в мечети. Ведь намаз в мечети лучше намаза совершенного в доме.
Так же приводит Анас, радыяллаху анх: «Поистине, когда сподвижники Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, пропускали (не успевали) джамаат в мечети, то совершали намаз в мечети по отдельности».
И поистине, повторение коллективного намаза приводит к уменьшению джамаата. Ведь если люди будут знать, что если они не поспешат в мечеть, то пропустят коллективный намаз и лишатся награды за него. В этом случае люди будут более внимательны к джамаат намазу.
Основной фатвой (захир ар-ривая) является то, что если группа зашла в мечеть в то время как коллективный намаз был завершен, им следует совершить намаз по отдельности.
В «Мунъя» приводится от Абу Ханифы: «Если число людей будет больше трех, то повторно совершать джамаат намаз макрух, иначе нет».
Вывод: В мечетях махалли, где есть определенный имам, есть постоянные прихожане, второй джамаат не выполняется. Данное постановление способствует укреплению махалли, так как все, зная, что выполнить намаз джамаатом можно лишь в строго отведенное время, будут спешить в мечеть. Не будет подоплек для смуты, например, если группе молодых людей не понравится имам и они, желая раскола, будут приходить позже, дабы не читать намаз за назначенным имамом. Но это правило не относится к придорожным мечетям, в них намаз может проходить различными группами в различное время.
А Аллах знает лучше.
ассаляму алейкум! а если мечеть не придорожная. обычная мечеть в населенном пункте, где есть имам, местный джамаат. и туда проездом зашла группа людей. тоже по отдельности читать?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух.Да
Вопрос: Существуют ли хадисы, где бы говорилось о нежелательности совершения фард-намаза в мечети еще одним джамаатом? К примеру, одна группа людей совершила в мечети аср-намаз джамаатом. Через какое-то время пришла вторая группа людей, которая также совершила аср-намаз вторым джамаатом. Ханафитские ученые считают, что это нежелательно. Где об этом сказано?
Ответ: 1. Абу Хурайра (радыАллаху анху) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я имел намерение поручить кому-то провести джамаат-намаз в мечети, а самому обойти дома людей, которые не посещают намаз в джамаате, чтобы сжечь их дома» (насколько был сердит на них). (Сахих Бухари, хадис 2420 и Сахих Муслим, хадис 1481)
Мухаддис Зафар Ахмад Усмани (рахимахуллах) объясняет: «Если бы совершение второго джамаата было разрешено, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не пригрозил бы сжечь дома людей, не посещающих джамаат-намаз, так как они могли бы заработать награду за намаз в джамаате позже. (И’ляу с-Сунан, т.4. с..278) 2.
Сподвижник Абу Бакра (радыАллаху анху) сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в свою мечеть на окраине Медины и обнаружил, что сахабы уже завершили молитву [в джамаате]. Так что он (мир ему и благословение Аллаха) пошел к себе домой, собрал своих домочадцев и совершил молитву с ними [в доме, а не в мечети]. (Аль-Муджамуль Кабир. Аллама Хайтами (рахимахуллах) объявил передатчиков хадиса надежными, Маджмау з-Заваид, т.2, с. 45).
Если совершение намаза во втором джамаате в мечети было возможно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) провел бы намаз в мечети, а не у себя дома. 3. Имам Шафии (рахимахуллах) утверждал: «Единственная причина, по которой я счел нежелательным [совершение второго джамаата в мечети] — это потому, что данной практики не было у наших предшественников. На самом деле некоторые из них даже запрещали ее». (Китабуль Умм, см Иляу с-Сунан, т.4, с. 283)
По соображениям, приведенным выше, многие из имамов фикха, объявили эту практику нежелательной (макрух). А Аллах Та’аля знает лучше.
Азан.кз