Вопрос: У меня такой вопрос. Саляму алейкум!!!! Некоторые братья говорят, (они закончили медресе то ли в Индии, то ли в Пакистане), что после того, как уже намаз прочитали в мечети, а кто-то опоздали — не читать намаз джамаатом, а читать по отдельности, и что это по Сунне, они говорят. Но мы всегда с друзьями, если опаздываем на джамагат намаз в нашей родной мечети, читаем намаз вместе. Кто прав? Как по Корану и Сунне?

—————————————————————————-

Ответ:

Ассаламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

В книге «ад-Дурр аль-Мухтар» Мухаммада бин Али аль-Хаскафи в главе об имаме, говорится: «Нежелательно (макрух) совершать намаз джамаатом повторно с произнесением азана и камата в мечети махалли. Это не касается придорожных мечетей и мечетей, где нет определенного имама и муаззина».

Имам Ибн аль-Абидин, поясняя, добавил, что этот макрух является макрухом-тахрими, то есть приближенным к запретному. В книге «аль-Кафи» говорится: «не разрешено». А в шархе «аль-Джамиу ас-Сагир» говорится: «это бид’а (новшество)».

В книге «радд аль-Мухтар» Ибн аль-Абидина, в продолжении говорится, что исключением являются те случаи (т.е. не будет макрухом совершение второго джамаата), когда намаз провел не уполномоченный на то человек (например до того, как основной имам вышел, кто-то со своей группой людей проведет джамаат намаз) или же намаз будет испорчен по каким либо причинам и будет совершен повторно.

Что касается понятия мечети махалли, то это мечеть, где есть определенный имам.

Что касается доказательств из сунны, то приводится от Абдуррахмана бин Абубакра, от его отца: «Поистине Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, вышел из дома, дабы решить некоторые вопросы между ансарами. Когда он вернулся, в мечети уже совершили намаз джамаатом. Тогда Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, зашел в дом, собрал семью и совершил джамаат с ними».

Если бы не было макрухом совершать намаз вторым джамаатом в мечети, то Посланник Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, не ушел бы в дом, а прочитал в мечети. Ведь намаз в мечети лучше намаза совершенного в доме.

Так же приводит Анас, радыяллаху анх: «Поистине, когда сподвижники Посланника Аллаха, салляллаху алейхи ва саллям, пропускали (не успевали) джамаат в мечети, то совершали намаз в мечети по отдельности».

И поистине, повторение коллективного намаза приводит к уменьшению джамаата. Ведь если люди будут знать, что если они не поспешат в мечеть, то пропустят коллективный намаз и лишатся награды за него. В этом случае люди будут более внимательны к джамаат намазу.

Основной фатвой (захир ар-ривая) является то, что если группа зашла в мечеть в то время как коллективный намаз был завершен, им следует совершить намаз по отдельности.

В «Мунъя» приводится от Абу Ханифы: «Если число людей будет больше трех, то повторно совершать джамаат намаз макрух, иначе нет».

Вывод: В мечетях махалли, где есть определенный имам, есть постоянные прихожане, второй джамаат не выполняется. Данное постановление способствует укреплению махалли, так как все, зная, что выполнить намаз джамаатом можно лишь в строго отведенное время, будут спешить в мечеть. Не будет подоплек для смуты, например, если группе молодых людей не понравится имам и они, желая раскола, будут приходить позже, дабы не читать намаз за назначенным имамом. Но это правило не относится к придорожным мечетям, в них намаз может проходить различными группами в различное время.

А Аллах знает лучше.

 

 

Источник