Вопрос:

Каков порядок при совершении земного поклона, опускаться на руки, или колени?

 

Ответ:

Имам Абу Ханифа, имам Шафии и имам Ахмад придерживаются того мнения, что во время совершения сажда молящийся должен сначалаопустить колени ног, а затем ладони рук. Также, поднимаясь с сажда,молящийся должен поднять оберуки, а затем поднять колени ног.

Доказательством данного мнения является хадис, переданный от Уайля ибн Худжура (да будет доволен им Аллах), где он говорит:

«Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая земной поклон, опирался на колени прежде рук». (Абу Дауд, Тирмизи, Насаи, Ибн Маджах).

Также, благочестивый Саад ибн аби Уаккас (да будет доволен им Аллах) говорит:

«Изначально, мы опирались ладонями до того, как опустить колени ног, но после нам было приказано опираться на колени прежде рук». (Ибн Хузайма)

Некоторые ученые утверждают, что во время совершения сажда, сначала должны опускаться ладони рук, после этого колени ног. Они подтверждают свое мнение хадисом, переданным от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), где Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени».

Алляма Абу Сулейман Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал, что хадис Уайль ибн Худжара (да будет доволен им Аллах) достовернее.

По мнению авторитетных хадисоведов, хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) является мансух, т.е. утратившим свою силу. Также, авторитетнейшие ученые — «хафизы хадисов» дали хадису Уайль ибн Худжара (да будет доволен им Аллах) степень достоверности. Как Вы знаете, в хадисоведении существует правило: если два хадиса противоречат друг другу, нужно следовать тому хадису, достоверность которого подтверждается более авторитетными учеными, как в данном случае.

Также ученый почитаемый сегодняшними салафитами, Ибн Кайим (да смилуется над ним Аллах) говорит, что хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) «маклюб фи матн».

«Маклюб фи матн» означает, что передатчик сделал перестановку или изменение слов в начале или в конце хадиса.

В конце хадиса от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал опускать руки прежде колен, а в начале запретил читать «как верблюды», хотя верблюды сначала опускают передние ноги. Начало и конец хадиса противоречат друг другу. Тут становится ясно, что в данном хадисе существуют «изменения». Поэтому ученые говорят, что основной смысл хадиса звучит так: «приказал опираться на колени ног, прежде рук».
Источник