ВАЖНОСТЬ И ЦЕННОСТИ НАМАЗА
Ислам основан на пяти столпах:
1. Вере в Аллаха и посланника Его.
2. Выстаивании намаза.
3. Выплате закята.
4. Совершении хаджа к Ка‘бе.
5. Уразе в месяц рамазан. (Бухари т.1, стр.5, Муслим т. 1, стр. 32)
Самое любимое поклонение для Аллаха – это намаз.
عن ابن مسعود قال سالت النبى ﷺ اى الاعمال احبُّ الى اﷲ قال الصلوةلوقتها. (بخارى ، ج ١، ص ٧٦)
‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) говорит: «Однажды я спросил у Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Какой поступок (человека) наиболее дорог Аллаху Та‘аля?» Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «Вовремя прочитанный намаз». (Бухари т.1, стр. 76).
Намаз является различием между верующим и кафиром.
عن جابر قال قال رسول اﷲ ﷺ بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلوٰة.(مسلم ، ج۱، ص ٦١)
Джабир (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:«Между человеком и многобожием (ширком), неверием (куфром) — оставление намаза» (Муслим т.1, стр. 61)
Примечание Хадиса аль-Ханафи: Имам ан-Науауи пишет: «… хадис «Между человеком и многобожием (ширком), неверием (куфром) — оставление намаза» (большинство учёных) объяснили следующим образом: Оставляющий намаз заслужит наказания кяфира, и это наказание — смерть. Или хадис надо понимать так, что [тот], кто считает это (оставление намаза) дозволенным, дойдёт этим до куфра или его поступок — поступок кяфира. Аллаху ведомо лучше».(«Сахиху Муслим би Шархи-н-Науауи», 2/70. Египет: 1347/1929)».
‘Абдуллах бин ‘Амр (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что однажды Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), упоминая о намазе, сказал: «Для того, кто соблюдает его, он будет светом, свидетелем в его пользу и спасением в День Суда. И для того, кто не соблюдает его, он не будет ни светом, ни защитой, ни спасением. И в Судный День этот человек будет с Фир‘ауном, Хаманом и Убай бин Халафом». (Ахмад, Дарими, «Мишкат» т.1, стр. 59).
‘Умар (радиаллаху ‘анху) во времена своего халифата издал заявление для всех своих наместников:
ان اهم امركم عندى الصلوٰة فمن حفظها وحا فظ عليها حفظ دينه ومن ضيعها فهولما سوا ها اضيع .(مؤطا امام مالك ، ص۳)
«Я считаю намаз самым важным из ваших дел. Человек, который дорожит намазом, скорее всего также будет выполнять другие требования Ислама, но если он нарушает намаз, то он с большей лёгкостью нарушит и остальное в Исламе».
Аллах Та‘аля сказал:
قَدْ اَفْلَحَ مَنْ تَزَكّٰى وَ ذَكَرَ اسْمَ رَبِه فَصَلّٰى (سورة اعلى)
«Нашёл успех тот, кто очистился, и помянул имя Господа своего, и помолился». («Высочайший» 14,15).
ЦЕННОСТИ НАМАЗА
В Коране и хадисах приводится бесчисленное количество ценностей намаза.
Аллах Та‘аля сказал:
اِنَّ الصَلوٰةَ تَنْهٰى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَلَذِكْرُاللهِ اَكْبَرْ.(عنكبوت)
«Воистину, намаз отстраняет от мерзости и явного греха, а поминание Аллаха более велико».(«Паук» 45).
Аллах Та‘аля сказал:
وَ الَّذِيْنَ هُمْ عَلى صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُوْنَ اُولئِكَ هُمُ الْوَارِثُوْنَ الَّذِيْنَ يَرِثُوْنَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيْهَا خَالِدُوْنَ. (مؤمنون)
«Те, которые соблюдают свои молитвы — это они наследники, которые наследуют Фирдаус (джаннат), они в нём пребудут вечно». («Верующие» 9-11).
В сборнике хадисов Муслима приводится хадис Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям):
الصلوة الخمس والجمعة الى الجمعة ورمضان الى رمضان مكفرات لما بينهن اذا اجتنب الكبائر. (ج۱، ص۱۲۲)
«Пять намазов и намаз джум‘а до другого джум‘а, и рамазан до другого рамазана — есть возмещение за совершённое между ними, если человек сторонится больших грехов».(Муслим).
В другом хадисе Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) спросил своих сахабов:
قال رسول اﷲ ﷺ ارأيتم لو ان نهرًا بباب احد كم يغتسل فيه كل يوم خمسا هل يبقٰى من درنه شئ قالوا لا يبقٰى من درنه شئ قال فذالك مثل الصلوات الخمس يمحوا اﷲ بهن الخطايا (بخارى، ج١، ص٧٦)
«Если человек купается 5 раз в день в реке, протекающей около его дверей, останется ли какая-нибудь грязь на нём?» «Нет, никакая грязь на нём не останется», — ответили сахабы. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) заметил:«Точно такое же действие пятикратного намаза. Аллах смывает им все грехи». (Бухари т.1, стр. 76).
Анас (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
قال النبى ﷺ ان احد كم اذاصلّٰى ينا جى ربَّهُ (حواله مذكوره)
«Когда кто-нибудь читает намаз, то он шёпотом разговаривает с Аллахом». (Бухари т.1, стр. 76).
Абу Зарр (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вышел из своего дома. Была осень, и листья падали с деревьев. Он схватил две ветки дерева, от чего их листья посыпались. На это он заметил: «О Абу Зарр (радиаллаху ‘анху), когда мусульманин читает свой намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как опадают эти листья». (Муслим т.5 стр. 179, «Мишкат» т. 1, стр.58).
Намаз — это прохлада очей Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
جعلت قُرَّة عينى فى الصلواة (آثار امام ابو يوسف ص٥٧)
«Намаз — это прохлада моих очей».
Было обычной практикой правителя мусульман Абу Бакра (радиаллаху ‘анху), когда подходило время намаза, говорить:
قوموا الىٰ ناركم التى اوقدتموها فاطفئوها (احياء علوم الدين)
«Вставайте! Прочитав намаз, потушите огонь, который вы разожгли, чтобы сжечь себя (совершая грехи)».
Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»