К сожалению, в наши дни есть люди, которые говорят от имени религии, что требуется восполнять только те намазы, которые были пропущены по забывчивости, либо по причине крепкого сна.
Это мнение – одно из исключительных мнений. (Абдулхай аль-Лякнави, ат-Таликуль-Мумаджад аля Муватта Малик би риваяти Мухаммад т.1, стр 150)
Намеренно ли пропущен намаз или нет, его нужно восполнять. (Ибрахим аль-Халяби, Гун’ятуль Мутамалли, Халяби–Кабир, аль-Фатава уль-Хиндия)
Намаз совершаемый своевременно, называют «эда», намаз же который совершается после выхода времени, называют «када». В книгах фикха тема упущенных намазов называется «Фавад», в единственном числе же «фаид». Значение слова «фаид» в используемых источниках не описывается как не возмещаемый намаз. Напротив, о мусульманине всегда должен быть хусну-зан (хорошее мнение), так как мусульманин не пропустит намеренно намаз. Он совершает намаз своевременно и может пропустить намаз только по таким причинам как сон или забывчивость.
По поводу этой темы Имам Малик в своей книге «Муватта» передал следующий хадис :
عَنْ مَالِك عَنْ ابْنِ شِهَابٍ عَنْ سَعِيدِ بْنِ الْمُسَيَّبِأَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حِينَ قَفَلَ مِنْ خَيْبَرَ أَسْرَى حَتَّى إِذَا كَانَ مِنْ آخِرِ اللَّيْلِ عَرَّسَ وَقَالَ لِبِلَالٍ اكْلَأْ لَنَا الصُّبْحَ وَنَامَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَصْحَابُهُ وَكَلَأَ بِلَالٌ مَا قُدِّرَ لَهُ ثُمَّ اسْتَنَدَ إِلَى رَاحِلَتِهِ وَهُوَ مُقَابِلُ الْفَجْرِ فَغَلَبَتْهُ عَيْنَاهُ فَلَمْ يَسْتَيْقِظْ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلَا بِلَالٌ وَلَا أَحَدٌ مِنْ الرَّكْبِ حَتَّى ضَرَبَتْهُمْ الشَّمْسُ فَفَزِعَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ بِلَالٌ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَخَذَ بِنَفْسِي الَّذِي أَخَذَ بِنَفْسِكَ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ اقْتَادُوا فَبَعَثُوا رَوَاحِلَهُمْ وَاقْتَادُوا شَيْئًا ثُمَّ أَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِلَالًا فَأَقَامَ الصَّلَاةَ فَصَلَّى بِهِمْ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الصُّبْحَ ثُمَّ قَالَ حِينَ قَضَى الصَّلَاةَ مَنْ نَسِيَ الصَّلَاةَ فَلْيُصَلِّهَا إِذَا ذَكَرَهَا فَإِنَّ اللَّهَ تَبَارَكَ وَتَعَالَى يَقُولُ فِي كِتَابِهِ{أَقِمْ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي
От Имам Малика, от ибн Шихаба, от Саида бин аль-Мусайида передается (да будет доволен ими Аллах):
Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники возвращались c Хайбара, они ночью решили передохнуть, Билялю (да будет доволен им Аллах) поручили разбудить остальных на утренний намаз. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижники уснули. Биляль (да будет доволен им Аллах) насколько предписал Аллах, выдержал дежурство. Затем повернув лицо в сторону восхода солнца, прислонился к тюкам и таким образом заснул. Пока лучи солнца не пригрели их лица, ни Посланник Аллаха, ни сподвижники, ни Биляль не проснулись.
Первым поспешно проснулся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и обратился к Билялю (да будет доволен им Аллах): «О, Биляль!» На что Биляль ответил: «О Посланник Аллаха, усыпивший тебя, усыпил и меня».
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к сподвижникам: «Соберите ваши тюки и и животных, мы уезжаем отсюда». Когда Армия чуть отъехала, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал Билялю (да будет доволен им Аллах) прочитать азан и после того, как восполнили утренний намаз, сказал:
«Если кто либо из вас пропустит намаз по забывчивости, то как вспомнит об этом, пусть сразу его восполнит». (Муватта Малик би риваяти Мухаммад бин аль-Хасан, Абвабу-Салят).
Так как Аллах говорит: «Чтобы вспомнить Меня, читайте намаз». (Сура Таха, аят 14)
Конец этого хадиса по некоторым риваятам выглядит следующим образом:
مَنْ نَامَ عن صَلاَةٍ اَوْ نَسِيَهَا فَليُصَلِّها اِذَا ذَكَرَهَا
«Тот, кто из вас уснет или забудет прочитать намаз в свое время, пусть восполнит его сразу, как вспомнит». (Мусняди абу Йагла)
На Книгу Имама Мухаммада (да помилует его Аллах) аль-Муватта Абдульхайй аль-Лякнавви написал шарх под названием Ат-Тарикуль Мумаджжад аля Муватта Малик би риваяти Мухаммад» и разъяснил вышеприведенный риваят следующим образом:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в особенности подчеркнул слова «спящий» или «забывший», чтобы эти люди не подумали неправильно. То есть, над ними перо поднято (им не записывается грех), но не стоит думать, что не нужно восполнять пропущенный намаз.
Несмотря на то, что на них нет греха (по этим причинам), они должны возместить фард-намаз как только вспомнят о нем.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не подчеркнул — намеренно пропустивший, пусть восполнит. Если даже тому, кто по забывчивости или сну пропустил намаз, приказывается восполнить, то конечно же пропустивший его без причины, тем более должен восполнить намаз». (Ат-Таликуль Мумаджжад аля Муватта Малик би риваяти Мухаммад т.1 стр 550)
Если по таким причинам как сон или забывчивость, человек пропустил своевременный намаз, он не считается грешником. Однако, чтобы не упустить время намаза, нужно быть осторожным. Например, завести несколько будильников, попросить близких разбудить и т.д.
По риваяту Муслима Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал той группе, которая обратилась к нему с вопросом о человеке, проспавшем намаз:
.أَمَا إِنَّهُ لَيْسَ فِى النَّوْمِ تَفْرِيطٌ إِنَّمَا التَّفْرِيطُ عَلَى مَنْ لَمْ يُصَلِّ الصَّلاَةَ حَتَّى يَجِىءَ وَقْتُ الصَّلاَةِ الأُخْرَى…
«Сон – это не пренебрежение. Пренебрежение только у того, кто бодрствуя до следующего времени (намаза), не совершает его». (Муслим, Баб: Кадаус-салятиль фаита)
Так как намаз –это ибадат (поклонение), выполняемое в определенное время, без причины оставлять намаз на потом является большим грехом. Восполнение пропущенного намаза – снятие греха за пропуск. Если же человек оставил намаз без причины на следующее время, нужно не только восполнить его, но и совершить тауба (покаяние).
Да простит Аллах наши грехи, Амин.
Источник: darusselam.com
Перевод: annisa-today.ru
Обязательность восполнения намаза, пропущенного без уважительной причины, – это мнение абсолютного и подавляющего большинства учёных прошлого (некоторые сказали о наличии единогласного мнения на этот счёт), которое опирается на сильные доказательства.
Доказательство первое:
Повеление пророка (ﷺ) восполнять намаз, пропущенный по причине сна (то есть по уважительной причине), указывает на то, что намаз, пропущенный без уважительной причины необходимо возмещать тем более. Данный аргумент в качестве довода приняли имамы этой уммы.
Доказательство второе:
Пророк (ﷺ) сказал о шариатских обязательствах: «Долг перед Аллахом более подходит для восполнения, [чем долг перед людьми]». Известно, что долг перед людьми восполняется, даже если он умышленно не был уплачен вовремя.
Некоторые сказали, что нет разницы между намазом, совершённым раньше времени, и намазом, совершённым после его времени, проведя между этими двумя положениями аналогию (кияс).
На это можно ответить с двух сторон:
Разница первая: если человек совершит намаз раньше времени, то у него останется законное время для совершения намаза, и, соответственно, совершение намаза раньше времени не будет оправданным. Что же касается совершения намаза после его времени, то установленного шариатом для намаза времени в таком случае уже не остаётся. Данная разница делает кияс недействительным.
Разница вторая: пророк (ﷺ) повелел совершить намаз тому, кто проспал его, хотя установленное время его совершения уже вышло. Значит, разница есть. Эта разница также делает кияс недействительным.
Некоторые сказали, что вторая разница не принимается, поскольку временем совершения намаза для того, кто его проспал, будет момент, когда он проснулся. На это можно ответить хадисом о том, как пророк (ﷺ) и сподвижники, когда проспали намаз, не стали совершать его сразу, а сделали это только после того, как ушли с долины.
На самом деле мнение об обязательности возмещения намаза, пропущенного без уважительной причины, является сильным мнением большинства учёных, а не наоборот. Другое мнение на тот уровень, который оно сегодня имеет, поднял шейху ль-ислам Ибн Таймийя (рахимахуЛлах).
Аллах знает лучше