Вопрос: Я много раз видел в мечетях, как во время намаза люди держат руки выше пупка, ниже пупка или кладут кисть руки на локоть. Есть ли у ханафитов далиль на то, чтобы держать руки ниже пупка в намазе? (Аноним)
Ответ: Да, у ханафитов есть далиль на это действие, его мы приводим ниже:
عن علقمة بن وائل بن حجر عن ابيه قال رايت النبي صلي الله عليه و سلم يضع يمينه علي شماله في الصلوة تحت السرة.(مصنف ابن ابي شيبة ج 1 ص 390).
Алькама ибн Ваиль ибн Худжр передаёт со слов своего отца Ваилья ибн Худжра, что он рассказал: «Я видел Посланника Аллаха (мир ему), что он в намазе клал правую руку на левую под пупком». ( Мусаннаф ибн Аби Шайба, т.1/390. Тухфатул Ахвази,т.1/214)
А также из этого источника передается:
عن الحجاج بن حسان قال سمعت ابا مجلز او سالته قال قلت كيف اضع قال يضع باطن كف يمينه علي ظاهر كف شماله و يجعلهما اسفل من السرة.
Хаджадж ибн Хасан рассказывает, что он спросил у Абу Миджлаза (радияллаху анху), где надо класть руки .Тот ответил : «Надо класть ладонь правой руки на ладонь левой руки и обе руки надо складывать под пупком».(Мусаннаф ибн Аби Шайба, т.1/390, Асарус-сунан, т1/69).
В той же книге передается:
عن ابراهيم قال يضع يمينه علي شماله في الصلوة تحت السرة
Ибрахим Ан-Нахаи (рахимахуллах) рассказывает: «Во время намаза надо класть правую руку на левую под пупком».
Иснады этих хадисов сахих. А те хадисы, в которых говорится о складывании рук на груди или над пупком являются заиф.(Асарус-сунан, т.1/64,71).
Ибни Кудама Аль-Макдиси Аль-Ханбали (рахимахуллах) пишет:
و روي ذلك عن علي و ابي هريرة و ابي مجلز و النخعي و الثوري و اسحاق لما روي عن علي انه قال : من السنة وضع اليمين علي الشمال تحت السرة .(رواه الامام احمد و ابو داود ), و هذا ينصرف ا لي سنة النبي صلي الله عليه و سلم .(المغني ج1 ص 472).
Хадис, где сказано, что руки надо складывать под пупком, передали Али, Абу Хурайра, Миджлаз (радияллаху анхум), Ибрахим Нахаъи, Суфьян Саури и Исхак ибн Рохавайх (рахимахумуллах). Али (радияллаху анху) рассказывает: «Складывать правую руку на левую под пупком является сунной». Передали этот хадис имам Ахмад ибн Ханбаль и Абу Дауд.
Имам Тирмизи рассказывает, что ученые сахабы, табиины и далее поступали соответственно и говорили, что человек в намазе должен класть правую руку на левую. Некоторые говорят, что надо складывать руки над пупком (не на груди ), а другие говорят, что под пупком . А по мнению толкователей хадисов , разрешается и то, и другое.
Здесь мы должны отметить, что из трёх хадисов, переданных имамом Шафии (рахимахуллах), один про то, что руки надо класть под пупком. Об этом же рассказывает и имам Ахмад ибн Ханбаль, и ханафиты следуют этому хадису. (Аль-Каукабуд-Дурри, стр.129).
И ещё такое положение рук ближе к хушуъ (покорность).
Источник: islam-today.ru
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Истинное мнение ханафитского мазхаба заключается в том, что руки следует поднимать лишь для вступительного такбира и больше не поднимать их снова (в намазе) (Хаскафи/Ибн Абидин, «Радд аль-Мухтар аля ад-дурруль-мухтар, 1.340, изд-во «Булак»).
Такое мнение установлено из хадисов, переданных от больших сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), таких как Абдулла Масуд, Абдуллах ибн Умар и многих других (да будет доволен ими Аллах). Такого же мнения придерживаются ученые маликитского мазхаба.
Поднятие рук перед руку’. Существующие различия в сообщениях (хадисах)
Хадисы, где говорится о поднятии рук, можно разделить на три вида:
1) Во-первых, те, где ясно говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением руку’.
2) Во-вторых, есть такие хадисы, где сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира (такбиратуль-ихрам).
3) И в-третьих, есть хадисы, которые полностью описывают молитву Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но не упоминают, поднимал ли он руки еще раз, кроме как для вступительного такбира, или нет.
Хадисы первой группы используют те ученые, которые придерживаются мнения о поднятии рук для совершения руку’, в то время как вторую группу хадисов используют те ученые, кто считает, что руки поднимать для руку’ не нужно. Несмотря на то, что хадисов первой группы, кажется, больше, чем вторых, это еще ничего не означает, поскольку хадисы третьей группы также можно использовать в сочетании с хадисами второй группы для доказательства, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки для совершения руку’. Причиной того, что рассказчик не счел нужным упоминать о поднятии рук, может быть факт, что это не было распространенной практикой. Трудно признать, что если бы поднятие рук было бы важным элементом молитвы, рассказчик бы не упомянул об этом. Таким образом, за счет использования хадисов третьей группы как дополнительного доказательства хадисов второй группы, хадисов в поддержку мнения о том, что руки следует поднимать лишь один раз, будет больше, чем тех, где поддерживается мнение о поднятии рук.
Для продолжения дальнейшего разговора нужно понимать, что поднятие рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) есть несуществующее (непроизошедшее) действие, а люди обычно не упоминают о непроизошедших действиях в своих разговорах. К примеру, если некто возвращался домой из мечети и случайно упал, человек, который будет рассказывать об этом событии, наверняка скажет: «Такой-то упал», поскольку его падение было существующим событием (тем, что на самом деле происходило). Если же тот самый человек пришел домой без всяких происшествий, то никто не будет отмечать это, говоря: «такой-то не упал», так как это несуществующее (непроизошедшее действие), одно из сотен таких действий, которые также не произошли.
Этот пример можно использовать для нашего разговора – почему пока Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки, рассказчики не сообщали об этом. Если бы это (поднятие рук) было бы обычной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а не тем, что он делал лишь время от времени, рассказчики, конечно, сказали бы об этом. Здесь также можно привести в пример человека, который принимает пищу в строго определенное время. Если в какой-то день он не поест в обычное время, кто-то заметит, что он не поел, поскольку принимать пищу в определенное время есть существующее действие для него, которое в какой-то момент не произошло. Никто бы стал упоминать, что он не принял пищу в другое время, поскольку для данного человека принимать пищу в другое время будет несуществующим действием, которое люди не упоминают обычно.
То же самое происходит и с хадисами третьей группы, где не говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – они также могут использоваться в качестве доказательств для точки зрения ханафитов. Это (принятие данных хадисов) значительно увеличило бы число хадисов в пользу мнения ханафитов, и эти хадисы превзошли бы численностью хадисы первой категории.
Хадисы, где говорится о поднятии рук Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для совершения руку’
Первая группа обычно представлена доказательствами от Ибн Умара и Малика аль-Хувайриса (да будет доволен ими Аллах) в качестве основного источника доказательств. Оба эти сахаба сообщают о том, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением поясного поклона (руку’). Однако оба эти сподвижника также сообщили о поднятии рук во всех упомянутых выше семи случаях. В первую группу (хадисов) принимаются рассказы этих двух сподвижников, которые сообщают, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки на вступительный такбир и когда совершал руку’, и отвергали другие сообщения.
Теперь мы подошли к вопросу о сообщениях Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), которые традиционно используются теми, кто придерживается мнения о неоднократном поднятии рук в намазе. Хорошо известно, что имам Малик (рахматуллахи алейх) знал много сообщений от Абдуллы ибн Умара. Известна его знаменитая цепочка передатчиков, которая проходит через Нафи к Абдулле ибн Умару (да будет доволен ими Аллах), которую обычно называют золотой цепью (сильсилят аз-захаба). Однако в этом вопросе (поднятия рук) имам Малик не основывался на данных сообщениях, а принимал сообщения от Ибн Масуда и отдавал предпочтение практике (таамуль) людей Медины, которые поднимали руки лишь для вступительного такбира.
И второй момент. Ибн Аби Шейба и имам Тахави передают другой хадис от Ибн Умара через Муджахида, в котором нет никакого упоминания о поднятии рук (кроме как для вступительного такбира). Если бы это было постоянной практикой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), то почему она не упоминается в этом сообщении?
Кроме того, хотя существует много хадисов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о поднятии рук, в них находят множество несоответствий. Такая путаница в сообщениях рассказчика не позволяет принимать его сообщения, особенно при наличии других сообщений, которые являются более точными и последовательными. Например, в одном из таких сообщений (от Ибн Умара), о котором упоминает имам Тахави в «Мушкиль аль-Асар», передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки при каждом движении молитвы, в то время как в других его хадисах об этом не упоминается.
Хадисы, где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки
Сейчас мы приведем сообщения от разных сподвижников, в том числе и от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), где говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки лишь для вступительного такбира.
1. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Разве я не показывал тебе, как совершал намаз Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Он, когда совершал намаз, не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира» (Сунан ат-Тирмизи, 1:59, Сунан ан-Насаи, 1:161, Сунан Абу Дауд, 1:116).
Имам Тирмизи классифицирует этот хадис как хороший (хасан). Алляма Ибн Хазм говорит, что этот хадис сахих (аль-Мухалля, 4:88), и алляма Ахмад Мухаммад Шакир, опровергая критику некоторых ученых в адрес этого хадиса в своем комментарии к Сунану ат-Тирмизи, пишет: «Достоверность этого хадиса подтвердили Ибн Хазм и другие ученые по хадису, и все утверждения о том, что он содержит дефекты, признаны неправильными». Он упоминает в книге «Аль-Джаухар ан-накыкат», что передатчики этого хадиса те же, что и передатчики (хадисов) Сахих Муслим (Иляус-сунан, 3:45).
2. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Разве я не передал вам, как совершал молитву Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)? Он поднимал руки в начале (намаза) и не делал этого больше». (Сунан ан-Насаи 1: 158, Иляус-Сунан 3:48).
3. Алькама (рахматуллахи алейх) передает, что Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху