» ثم يقبض كوعه الأيسر بكفه الأيمن ويجعلها تحت سرته ومعناه ذل بين يدي ربه عز وجل»
«Затем, он должен положить свое левое запястье на правую руку и расположить (их) ниже пупка. Что означает (это показывает) смирненность перед Господом, Всемогущим (عز وجل )»
Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб «آداب المشي الى الصلاة» («Этикет хождения на молитву»)
С дозволения Аллаха, хотелось бы открыть тему о положении рук во время кияма на молитве. Не с целью опровержения кого-то, а с тем, чтобы простые мукаллиды (послдователи 4-х Имамов Ахлисунна) не находили себя в конфузе, когда слышат такие слова как «это нововведение», «у Абу Ханифы слабый хадис», «я тебе говорю «Пророк сказал», а ты мне «Абу Ханифа»…», «не следуй слепо, Имам тоже человек и может ошибаться», «Сунна сунна сунна…» и.т.д.
Как мы могли видить в одной из предыдущих тем, а именно Статус Имама Абу Ханифы в Науке «Хадис», доводы вроде «а вдруг до Абу Ханифы не дошел хадис; а вдруг он не знал; он Факих, а не Мухаддис» не состоятельны, по крайней мере с уст кого бы то ни было живущих в Казахстане, ибо нет у нас ученых такого калибра и масти или просто ученого шариатских классических наук. Даже если допустить что есть, вспоминаем слова Хафиза аз-Захаби (рахимахуллах):
«Следовать хадису лучше, чем мнению Абу Ханифы или Шафии»: «Это хорошо, но об этом хадисе должны были высказаться имамы, равные имамам Абу Ханифа и Шафии, такие, как Малик, Суфиян, Лейс. Также хадис должен быть достоверным и свободным от внутренних изъянов (‘илля). Так, не должно быть хадиса, опровергающего хадис, на который опирались Абу Ханифа и Шафии. А просто брать достоверный хадис, не обращая внимания на мнение имамов — недозволенно».
(«Сияр» Том 16, с. 405.)
Этот момент еще не состоятелен тем, что «гейр мукаллиды» или же большая их часть не до конца понимают что такое Мазхаб и почему Ханафитский мазхаб — это не только мнение одного Имама Абу Ханифы (рахимахуллах). Мне понравилось высказывание одного ханафитского алима на видео-лекции приводимое со слова Ваки’а: Как вы можете говорить, что Абу Ханифа ошибся, если при нем находились до тридцати (30)мухаддисов и факихов. Некоторые из которых еще при жизни Имама достигли степени муджтахида и которые во время могли его поправить?
Немного перефразируя замечу, да, в ханафитском мазхабе есть некоторые положения, которые основываются на мнении учеников Имама, которые расходятся с мнением Абу Ханифы. Поэтому вы можете встретить такие выражение как «Мнение Абу Ханифы такое-то и такое, однако аль-Кади Абу Йусуф и Имам Мухаммад думали иначе» и.т.д. Но опять же — эти мнения выведены на основе выработанной системы выведения хукмов Абу Ханифы (Усуль). И именно для таких людей и именно таким людям были сказаны слова » إذا صحَّ الحديثُ فهو مذهبي» («Когда хадис достоверен — это мой мазхаб») или же «Когда увидите мои слова противоречащие достоверному хадису, то выкиньте их об стену и берите хадис».
Это в качестве вступлении, и так, далее.
Приведем некоторые хадисы и высказывания ученых относительно расположения рук ниже пупка.
(«Мусаннаф» ибн Аби Шейба)
От Ваки’а от Мусы от ‘Алькамы б. Ва’иля б. Худжр от его отца (Ва’иль), который сказал: «Я видел как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) положил свое правое запястье на левую руку на Молитве под пупком»
Шейх Мухаммад Хашим ас-Синди в своем «Дирхам ас-Сурра» приводит эту цепочку передатчиков как достоверной по следующим причинам:
1). Ваки’ — Сикат т.е. безупречно надежный
2). Муса б Умар аль-Анбари также Сикат и из числа больших Имамов своего времени. Обознчен как СикатАбу Хатимом.
3). Алькама б. Ва’иль б. Худжр был признан как «Садукъ» (правдивый) имамом а-Захаби в аль-Мизан, Сикатибн Хиббаном, а также ибн Са’ид отметил его как Сикат в своем Табакате с некоторыми хадисами.
Он также привел, что Шейх Каасим б. Кутлабуга отметил его цепочку как «Джейд». (40 стр. Дирхам ас-Сурра)
Аргумент приводимый Мухаммадом Хаят ас-Синди (тот кого опровергает Шейх) — это то, что его хадис не был включен в манускрипт Абдуллаха б. Салима. Однако, Шейх Мухаммад Хашим отвечает тем, что манускрипт Абдуллах б. Салима не соответствует требованиям приводимым Кади Иядом для его принятия. Кроме того, манускрипт Имама Касима Кутлабуги имеет эту передачу (этот хадис с добавкой). Имам Касим был известен как безупречно надежный, и он является шейхом Муджтахида Шафиита Имама ас-Суюти, шейхом Имама аль-Касталани, шейхом Имама ар-Рамли и других аимма.
Другая претензия приводимая нашими оппонентами, которые ставят под вопрос добавление (зияда) слов «Ниже пупка» мол — это добавка к передаче (к хадису). Эта же передача (хадис) приведена без слов «Ниже пупка» в Муснаде имама Ахмада. На эти претензии шейх Абу Хасан отвечает:
Те, кто подтвердили это добавление (зияда) утверждают, что хотя та же марфу цепь имеется в Муснаде и аналогично в других сборниках Хадис-ов без добавления «Ниже пупка», оно передается с добавлением (зияда) в некоторых копиях Масуннаф-ов безупречно надежным (Сикат) передатчиком. Добавления сделанные надежными (Сикат) передатчиками к тексту — принимаются многими учеными Хадис-а при наличии некоторых условии. Этот последний пункт был упомянут Шейхом Хашимом ас-Синди в его ответе (опровержении) Шейху Хаяту ас-Синди.
Шейх Абуль Хасан также отметил в статье, которую он озаглавил как, «Те кто откровенно Солгали против Шейха аль-Азами» следующее:
Что касается Ханафитов после аль-Айни и ибн Кутлубуга, она была приведена Шейхом Мухаммадом Абу Таийб б. Абдул-Кадир ас-Синди аль-Мадани (у. 1140) в своем Шархе к ат-Тирмизи, которую видел и принял Шейх ас-Синди и Шейх Ка’им ас-Синди в монускрипте Мусаннаф-а, которая принадлежала Ханафитскому Муфтию Мекки, Шейху Абдул-Кадиру б. Абу Бакр ас-Синди (у. 1138 согласно шейху Абдул-Фаттаху Абу Гудда), и в Синде его видел Шейх Хашим ас-Синди в персональной копии Шейха Мухаммада Акрам аль-Насрпури. Также вероятно ее видел аль-Хафиз Муртаза аз-Забиди (у. 1205) т.к. он обладал копией Мусаннаф-а 8-го века. После них она была найдена в нусхе Мусаннаф-а Шейха Абдул Хайя аль-Лукнави (у. 1304) в его Умдат ар-Ри’ая (с. 165) и у его ученика Шейха аль-Нимави (у. 1322) в его Асар ас-Сунна
Также интересно будет заметить, что Тунисский манускрипт Мусаннаф-а ибн Аби Шейбы также имеет это добавление и в нем имеется написанные комментарии Имама аль-Айни. Они были транскрибированы во временном промежутке между 741-744г. Шейх Абул-Хасан говорит:
Нусха найденная в Тунисе принадлежала позднему Ханафитскому Хафизу Муртазе аз-Забиди (у. 1205). Эта копия была написана в 741-744г. Ханбалитом известным как Йусуф б. Абдул-Латыф Абдул-Баки б. Махмуд аль-Харрани. Эта нусха имеет рукопись Ханафитского Имама Бадруддина аль-Айни на ее полях в некоторых местах. Она также могла быть копией, которая использовалась молодым современником Имама аль-Айни — Ханафита, Хафиза Касими б. Кутлубуга в Египте.
Существует еще одна передача, не используемая Ханафитскими учеными раннего или позднего периода, но отмеченная Шейхом Абдул-Хасаном в своем ответе Шейху Джибрилю Хаддаду по этому вопросу:
Глядя на большинство печатных издании Тамхида ибн Абдул-Барра аль-Малики, можно увидеть передачу от аль-Асрама — Абдул-Вали ат-Таялиси — Хаммад б. Салама — Асим аль-Джандари — Укба б. Сухбан — который слышал как Имам Али (ра) упомянул в тафсире «فصل لربك وانحر», что руки должны быть ниже пупка.
Арабский текст:
ذكر الأثرم قال حدثنا أبو الوليد الطيالسي قال حدثنا حماد بن سلمة عن عاصم الجحدري عن عقبة بن صهبان سمع عليا يقول في قول الله عز وجل < فصل لربك وانحر > قال وضع اليمنى على اليسرى تحت السرة
Этот иснад как минимум Джейд(1) и оно является хорошим подспорьем Асару (слабее) от Имама Али (ра) в Сунане Абу Дауда и в любом другом месте, где передается через Абдуррахмана аль-Куфи. Эта передача по-видимому не приводится ни одним Ханафитом или учеными из других мазхабов в своих Тахкиках о том где должны располагаться руки.
(1. Как указано Шейхом Хамидом Ибрахим Ахмадом из Египта и Мухаммадом Хуссейн аль-Укби в их редакции на аль-Мухаззаб фи Ихтисар ас-Сунан аль-Кабир от аз-Захаби 2/13,2)
(конец цитаты)
Другая претензия вставшая против доказательств используемых Ханафитами и Ханбалитами (да, официальная позиция Ханбалитского мазхаба схожа с Ханафитской в этом вопросе, о чем мы приведем ниже) — это то, что хадис приводимый Имамом Али:
«Из сунны — ставить одну руку на другую и располагать ниже пупка на молитве»
В цепочке есть Абдуррахман б. Исхак аль-Васати, которого послабили ученые. Однако, человек, который хорошо изучал науку Хадис заметит какие слова использовались в критике (джарх). Например, это правда что некоторые послабили его, третьи сделали это настолько мягко или даже признали его как Салих аль-Хадис, как указал на это Имам аль-Баззар в своем Муснаде. Имам аль-’Иджли описал таким образом «Слабый, (его) хадисы разрешены, записывайте его передачи «. Итак, его слабость не была настолько высокой, что если приводить его передачи в поддержку других хадисов они будут отвергнуты. Напротив, они будут приняты как доказательное подспорье с мутаба’ат-ом.
Ханафиты и Ханбалиты имеют достаточные доказательства в поддержку своих позиции, включая многие высказывания от Табиинов таких как Муаз б. Джабаль, Ибрахим ан-Нахаи. И если кто то пришел много поколении и к этому еще утверждает, что их (первых поколении) мнение абсолютный Нуль, то это является большой несправедливостью и показывает их невежество в вопросах Фикха.
Итак, подведем итоги:
Хадис от Ва’ля б. Худжра Сахих , в чем нет сомнении. Его достоверность подтвердили многие ученые. Единственный момент — это добавка «Ниже пупка». Фактический, мы имеем как минимум три (3) манускрипта с добавкой «Ниже пупка»:
1) В манускрипт Мусаннаф-а аль-Хафиза Касима б. Кутлубуга он явно признает ее достоверность в свем тахридже на аль-Ихтияр. Шейх Касим вероятно был самым знающим студентом аль-Хафиза б. Хаджара аль-Аскалани в Хадис-е. Шейх Касим был учителем Хафиза ас-Сахави в Хадис-е, также некоторые говорят что и ас-Суюти был его студентом.
2) Манускрипт Мусаннаф-а муфтия Мекки, шейха Абдул-Кадира аль-Ханафи.
3). Манускрипт Шейха аль-Насрипури в Синде (Он Шейх шейха Хашима ас-Синди)
Как отметил шейх Ка’им ас-Синди в своем Фаузаль Кирам, многие манускрипты имеют эту добавку.
Все перечисленные Ученые приняты как достоверные (надежные) . ИншааАллах этого достаточно как довода.
Существуют также и другие передачи, которые менее достоверные или их Иснад неизвестен — хотя и использованы как доказательное подспорье. Например, передача от Анаса б. Малика (ра), которую ибн Хазм аз-Захири использовал как свое главное доказательство на положение рук ниже пупка в своем аль-Мухалла. Он не предоставил Иснад, однако форма подачи этой передачи указывает, что он верил в ее Достоверность, именно поэтому поздние Ханафиты как Имам аль-Айни в своем Шархе на Сахих Бухари: «Умдатуль Кари» использовал это как довод.
ИншааАллах в следующих темах приведем цитаты из литературы ученых Ханбалитов, которые были на том же на чем и Ханафиты.
Да воздаст вам Аллах благом