Прежде чем перейти к объяснению положений, связанных с саджда ас-сахву (земным поклоном, совершаемым при допущении ошибки в намазе), будет полезно вкратце перечислить фарды, ваджибы и сунны намаза, поскольку это необходимо для понимания нашей темы.
Фарды намаза:
1. Такбиратуль-ихрам (произнести «Аллаху Акбар» при вступлении в намаз).
2. Кыям (совершать намаз стоя).
3. Кыраат (чтение Корана).
4. Руку’ (поясной поклон).
5. Саджда (два земных поклона).
6. Ка’да ахыра (сидение после земного поклона в последнем ракаате).
Ваджибы намаза:
1. Выполнять действия намаза в правильном порядке.
2. Выполнять действия намаза (руку’, саджда и др.) спокойно и не торопясь, так чтобы тело замирало до начала перехода к следующему действию).
3. Сидение (ка’да) в конце второго ракаата).
4. Чтение ташаххуда.
5. Громкое чтение Корана имамом в намазах фаджр, магриб и иша, обоих праздничных намазах, джума-намазе, намазах таравих и витр в Рамадан.
6. Тихое чтение Корана имамом в намазах зухр и аср, третьем ракаате намаза магриб и двух последних ракаатах намаза иша.
7. Чтение дуа-кунут в намазе витр.
8. Произнесение шести дополнительных такбиров в двух праздничных намазах.
9. Чтение суры «Аль-Фатиха» и дополнительной суры или трех аятов Корана.
10. Чтение Корана в первых двух ракаатах каждого обязательного намаза.
11. Произнесение саляма перед выходом из намаза.
Определение саджда сахву
«Сахву» переводится как оплошность, небрежность, невнимательность или забывчивость. Если в намазе совершается ошибка в результате забывчивости или небрежности, она исправляется путем совершения саджда сахву.
Когда совершается саджда сахву (общие принципы)
Саджда ас-сахву становится обязательным в следующих обстоятельствах:
1) Пропуск действия, являющегося ваджибом в намазе.
2) Ваджиб намаза был совершен несвоевременно, то есть раньше или позже положенного срока.
3) Ваджиб был отложен на время выполнения рукна (фарда намаза); это время определяется учеными как длина трехкратного произнесения «субханАллах».
4) Ваджиб был повторен.
5) Ваджиб был изменен, например, Коран был прочитан громко в ситуации, когда нужно читать тихо.
6) Фард намаза был совершен несвоевременно, то есть до или после времени его совершения.
7) Фард намаза был повторен.
Способ совершения саджда сахву
Обязательно выполнять любое поклонение с тем уровнем совершенства, при котором достигается подлинная суть этого поклонения. Поэтому, если в поклонении совершена ошибка из-за человеческой слабости или невнимательности, этот недостаток должен быть устранен. Шариат таким способом исправления ошибки в намазе установил саджда ас-сахву. Благодаря ему наш намаз может снова стать полноценным.
Если молящийся совершил в намазе ошибку, которая устраняется саджда ас-сахву, то ему нужно сделать следующее:
После чтения ташаххуда в последнем сидении повернуть голову направо, произнося салям. Затем совершить два суджуда, произнося перед ними: «Аллаху Акбар». После них снова сесть и прочитать ташаххуд, за ним – «салават ибрахимийя» и предписанное дуа и завершить намаз салямом в обычно манере.
Передается от Саубана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «За каждый сахв (небрежность) – два саджда после саляма» (Бадаи’ ас-санаи’).
От Абдуллаха ибн Мас’уда передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершил пять ракаатов обеденного (зухр) намаза, затем совершил два саджда после саляма (Бадаи’ ас-санаи’).
Также от Ибн Мас’уда передается другой хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) говорит: «Кто сомневается в том, выполнил он три или четыре ракаата, тот пусть полагается на свое сердце, а затем совершит два саджда». Похожие риваяты передаются от других сподвижников, таких как Имран ибн Хусейн, Мугыра ибн Шу’ба, ‘Аиша и Абу Хурейра (да будет Аллах доволен ими всеми).
Ошибки в чтении Корана
1. Повторение суры «Аль-Фатиха».
Если совершающий обязательный (фард) намаз повторил суру «Аль-Фатиха», то есть после окончания чтения суры прочел ее снова целиком или большую ее часть, то саджда ас-сахву становится обязательным при условии, что ошибка случилась в первом или втором ракаатах. Если же молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате обязательного намаза, то саджда ас-сахву совершать не нужно.
Если подобная ошибка случится не в обязательном (фард) намазе, а в желательном, тогда саджда ас-сахву обязателен в любом случае (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
Если после чтения суры «Аль-Фатиха» и суры после нее молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» по забывчивости в том же ракаате, то саджда ас-сахву совершать не нужно (Фатава ас-Сираджийя и Аль-Хашия Тахтави).
2. Пропуск меньшей части суры «Аль-Фатиха».
Если молящийся прочитал большую часть суры «Аль-Фатиха» и пропустил меньшую часть, то не нужно совершать саджда ас-сахву, однако, согласно сильному мнению, желательно его совершить. А пропуск большей части суры «Аль-Фатиха» делает саджда ас-сахву обязательным.
3. Чтение другой суры вместо суры «Аль-Фатиха».
Если молящийся прочитал другую суру вместо суры «Аль-Фатиха», то ему следует, как только он заметил эту ошибку, прекратить чтение другой суры в любом ее месте и перейти к чтению суры «Аль-Фатиха», а затем снова прочитать любую суру и закончить свой намаз обычным образом, совершив саджда ас-сахву в конце (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
Если, однако, молящийся заметил эту ошибку после окончания чтения другой суры, то ему нужно прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру в третьем или четвертом ракаатах обязательного (фард) намаза, а в конце совершить саджда ас-сахву.
4. Чтение суры, которую ты не намеревался читать.
После чтения суры «Аль-Фатиха» человек имел намерение прочитать определенную суру, но по ошибке начал читать другую суру. В этом случае ему не нужно совершать саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
5. Многократное повторение одного аята.
Если имам повторяет один аят снова и снова, то саджда ас-сахву не обязателен, даже если он повторял этот аят на протяжении времени, большего, чем необходимо для совершения одного рукна или произнесения «СубханАллах» три раза. Подобно этому, если следующий за имамом исправлял ошибку имама в чтении в течение времени, превышающего время исполнения одного рукна, саджда ас-сахву также не обязателен («Хашия» Ибн Абидина).
6. Чтение только суры «Аль-Фатиха» или только другой суры.
Совершение саджда ас-сахву обязательно для человека, который прочитал только одну суру «Аль-Фатиха» и не прочитал после нее другую суру или прочитал только другую суру и не прочитал суру «Аль-Фатиха» (Ад-Дурр аль-Мухтар).
7. Пропуск суры «Аль-Фатиха» и второй суры.
Сразу после чтения «сана» («Субханака…») человек перешел к руку’. Находясь в руку’, он понял свою ошибку. Ему следует выпрямиться и прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру, а затем продолжить намаз обычным образом, совершив в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
8. Чтение только двух коротких аятов.
Если человек по ошибке прочитал только два коротких аята после суры «Аль-Фатиха» и затем перешел к руку’, то саджда ас-сахву в конце обязателен (поскольку ваджиб – чтение после суры «Аль-Фатиха» минимум трех коротких аятов или одного длинного) (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
9. Чтение суры в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза.
Если молящийся добровольно или по ошибке прочитал суру после суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, то совершать саджда ас-сахву не обязательно.
10. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаатах.
Если молящийся пропустил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, но при этом простоял молча на длину хотя бы одного тасбиха, тогда саджда ас-сахву совершать не нужно(«Хашия» Ибн Абидина).
11. Громкое чтение в намазе, где нужно читать тихо.
Если имам читал Коран громко в намазе, где предписано тихое чтение (то есть зухр и аср), то саджда ас-сахву становится обязательным.
Также, если имам читал тихо в намазе, где нужно читать громко (фаджр и первые два ракаата магриба и иша), обязательно совершить саджда ас-сахву.
Если имам прочитал тихо в намазе, где нужно читать громко, три коротких аята и затем понял свою ошибку или его исправил кто-то из молящихся за ним, то ему необходимо (ваджиб) повторить прочитанное громко и совершить в конце намаза саджда ас-сахву. Однако, если он прочитал тихо меньше трех аятов, то саджда ас-сахву не будет ваджибом.
Аналогично этому, если имам прочитал громко три аята и более в намазе, где предписано читать тихо, а затем осознал свою ошибку, то он может продолжить читать тихо оттуда, где он остановился, не повторяя прочитанное, а в конце ему следует (ваджиб) совершить саджда сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).
Примечание:
Тот, кто своевременно совершает (не восполняет) намаз, где нужно читать громко, в одиночку, может читать как громко, так и тихо. Саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя). Намаз, в котором нужно читать тихо, молящемуся в одиночку желательно совершать тихо.
12. Повторение одной и той же суры в двух ракаатах.
Повторение одной и той же суры в двух и более ракаатах не делает обязательным саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).
13. Пропуск одного аята и более в чтении Корана.
Если молящийся по ошибке пропустит несколько аятов при чтении второй суры, саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
14. Совершение ошибки после чтения трех аятов.
Если после чтения трех аятов имам не смог продолжить, потому что забыл продолжение, и перешел сразу в руку’, то в этом нет проблемы, и его намаз будет действительным, и ему не нужно совершать саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина). С другой стороны, если после чтения трех аятов, понимая, что он не может продолжать, имам простоял в таком положении на протяжении времени совершения одного рукна, то, вне зависимости от его дальнейших действий, ему необходимо будет совершить саджда ас-сахву в конце намаза. Точно так же его нужно будет совершить, если молящийся по окончанию чтения суры «Аль-Фатиха» простоял в нерешительности на длину совершения рукна и более, решая, какую суру читать дальше (Ад-Дурр аль-Мухтар).
15. Чтение сур не по порядку.
Чтение сур не в том порядке, в каком они идут в Коране, (например, человек прочитал суру «Аль-Кафирун» в первом ракаате и суру «Аль-Курайш» – во втором) не делает обязательным саджда ас-сахву. Тем не менее, делать так добровольно нежелательно (макрух).
Если молящийся по забывчивости прочитает во втором ракаате суру, которая идет в Коране раньше той, что была прочитана в первом ракаате, то, осознав свою ошибку, он должен продолжить читать ту суру, которую начал. Теперь ему будет нежелательно (макрух) прекратить чтение этой суры и перейти к другой только из желания соблюсти правильный порядок чтения сур («Хашия» Ибн Абидина).
16. Молчание в последних ракаатах обязательного (фард) намаза.
Если молящийся простоял молча на протяжении хотя бы одного тасбиха в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза, не читая ничего или прочитав, допустим, только три тасбиха, то его намаз будет действительным и саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
17. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в желательном намазе или в намазе витр.
Саджда ас-сахву необходимо совершить, если молящийся не прочитал суру «Аль-Фатиха» в любом из ракаатов желательного намаза или третьем ракаате намаза витр (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
18. Пренебрежение правилами таджвида.
Если молящийся читал Коран в намазе, где нужно читать громко, и не соблюдал правила таджвида, саджда ас-сахву совершать не нужно. Однако, если несоблюдение правил чтения Корана привело к серьезной ошибке, то нужно повторить сам намаз (под серьезной ошибкой подразумевается ошибка, меняющая смысл или вводящая в Коран постороннее слово).
19. Принятие подсказки постороннего.
Если имам ошибся в чтении, и его исправил посторонний, то есть не следующий за ним в этом намазе, и имам примет его подсказку и исправится, то его намаз нарушится. Однако, если он не обратит внимания на подсказку и исправится сам или повторит всю суру с начала, прочитав правильно соответствующее место, тогда его намаз будет действителен и саджда ас-сахву совершать не нужно(Ад-Дурр аль-Мухтар).
20. Произнесение постороннего слова.
Если молящийся при чтении Корана произнесет неарабское слово, даже если это точный перевод слова из Корана, его намаз нарушится и его нужно будет переделать. Саджда ас-сахву эту ошибку не исправит («Хашия» Ибн Абидина). Например, если человек вместо арабского слова «зейтун» произнесет по-русски «олива».
21. Откладывание саджда ат-тилява (земного поклона чтения Корана).
Если после прочтения аята, требующего совершить саджда, молящийся не совершил его сразу, а через некоторое время (меньше времени чтения трех аятов), поняв свою ошибку, совершил саджда, то это откладывание не делает обязательным саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
22. Тихое чтение в намазе таравих и витр в Рамадан.
Если имам по забывчивости прочитает Коран тихо в намазах таравих и витр в Рамадан (три аята и более), то ему обязательно совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
23. Принятие подсказки постороннего в намазе, где нужно читать тихо.
Если во время намаза, где нужно читать тихо, имам по ошибке прочтет Коран громко, и его исправит кто-то из тех, кто не следует за ним в его намазе, и он сразу же примет исправление, то его намаз нарушится и его нужно будет повторить. Если он не обратит внимания на исправление и пройдет какое-то время, прежде чем он продолжит свое чтение, то его намаз будет действительным, однако ему нужно будет совершить саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).
24. Пропуск короткой суры.
Если молящийся прочитает, например, суру «Ма’ун» в первом ракаате, а во втором, пропустив суру «Каусар», прочтет суру «Аль-Кяфирун», то саджда ас-сахву ему совершать не нужно, хотя поступать так сознательно нежелательно (макрух) (Ад-Дурр аль-Мухтар).
25. Удлинение чтения Корана из-за ожидания конкретного человека.
Удлинять чтение Корана, для того чтобы конкретный человек успел присоединиться к джамаат-намазу, – макрух тахриман. Однако в этом случае саджда ас-сахву совершать не нужно (Ад-Дурр аль-Мухтар).
26. Чтение: его определение и условия.
Чтением (кыраат) считается произнесение звуков с помощью органов речи (язык, губы и пр.). Оно должно быть таким, чтобы стоящий рядом с молящимся слышал его, даже если очень слабо. Если молящийся совершает намаз в одиночку, то он должен слышать сам себя.
Если же молящийся будет всего лишь представлять звуки в своем сознании, не шевеля при этом губами и языком, то это не будет считаться чтением, поскольку не соответствует предъявляемым к нему условиям.
Минимальное количество аятов Корана, которое молящийся должен прочитать в каждом ракаате, – три коротких аята или один длинный. Ученые по фикху привели в качестве примера трех коротких аятов следующее:
ثُمَّ نَظَرَ ﴿﴾ ثُمَّ عَبَسَ وَبَسَرَ ﴿﴾ ثُمَّ أَدْبَرَ وَاسْتَكْبَرَ
(Аль-Муддассир, 21-23)
Длинный аят должен равняться по длине трем таким аятам (Сагыри).
Ошибки в поясном и земном поклонах
1. Пропуск поясного поклона (руку’).
После чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры молящийся сразу перешел в земной поклон (суджуд), забыв совершить руку’. Если он понял свою ошибку до завершения этого ракаата (то есть до совершения второго суджуда), ему следует немедленно вернуться в положение руку’ и продолжить намаз дальше с этого места, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву.
Если же он понял свою ошибку после завершения этого ракаата, то его следующий ракаат (например, второй по счету в намазе) будет считаться для него восполнением предыдущего (то есть будет считаться первым), а руку’ второго ракаата будет считаться руку’ первого ракаата. Соответственно, он должен правильно сосчитать ракааты своего намаза и совершить в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
2. Пропуск одного земного поклона (суджуд).
Если молящийся совершил только один суджуд в ракаате, то, как только он осознает эту ошибку, ему нужно из положения, в котором он находится, сразу же перейти в суджуд и продолжить намаз с этого места, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
3. Чтение тасбиха суджуда в руку’ и наоборот.
Читать тасбих суджуда в руку’ (и наоборот) намеренно считается нежелательным (макрух), однако это действие не делает обязательным саджда ас-сахву. Если молящийся обнаружит свою оплошность немедленно, то ему следует исправить ее, прочитав правильный тасбих, чтобы его намаз полностью соответствовал Сунне.
4. Сомнение в количестве земных поклонов (суджудов).
Если молящийся сомневается в количестве совершенных им в текущем ракаате земных поклонов и не может определиться, то ему следует считать, что он совершил один суджуд, выполнить второй и в конце намаза сделать саджда ас-сахву.
5. Нарушение порядка выполнения руку’ и суджуда.
Нарушение порядка действий намаза, например, совершение руку’ вместо суджуда и наоборот, или повторение рукна намаза, например, совершение двух руку’ или трех суджудов в одном ракаате, требует совершения саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
6. Если забыл совершить саджда ас-сахву.
Если совершение саджда ас-сахву стало для молящегося обязательным по какой-либо причине, но он по забывчивости не совершил его, то ему нужно перечитать этот намаз. Поскольку саджда ас-сахву – это ваджиб, несовершение его нарушает намаз – и такой намаз необходимо переделать.
Однако нужно помнить, что если такая ошибка произошла во время коллективного намаза, то восполнить этот намаз джамаатом разрешается только тем людям, которые участвовали в первом джамаате, где произошла эта ошибка. Тот, кто не был частью первого джамаата, не может присоединиться ко второму джамаату, поскольку второй джамаат восполняет намаз; ему нужно совершить намаз в одиночку (Ад-Дурр аль-Мухтар).
7. Сомнение в ваджибе намаза.
Если молящийся сомневается, совершил он какой-либо из ваджибов намаза или нет, и не может определиться, то ему необходимо совершить саджда ас-сахву в конце. Например, человек не может вспомнить, как ни старается, прочитал он дуа Кунут в намазе витр или нет, – ему нужно совершить в конце намаза саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар; «Хашия» Ибн Абидина).
Подобно этому, если молящийся не может вспомнить, совершил он ставший для него обязательным саджда ас-сахву или нет, то ему нужно постараться вспомнить это («Хашия» Ибн Абидина). Если он не может вспомнить, ему нужно совершить саджда ас-сахву (Масаиль намаз, с. 311).
8. Как подсказать имаму, что ему нужно сделать саджда ас-сахву.
В тот момент, когда имам поворачивает голову направо, давая первый салям, и до того, как он выполнит второй салям, один из тех, кто следует за имамом, должен произнести такбир («Аллаху Акбар») для саджда ас-сахву. Имам, услышав такбир, должен тоже произнести: «Аллаху Акбар», – и совершить саджда ас-сахву. В этом случае намаз будет действителен.
Такая ситуация чаще всего возникает в месяц Рамадан во время чтения намаза таравих, когда хафиз Корана, будучи имамом в намазе, совершает ошибку, которая делает необходимым совершение саджда ас-сахву. Иногда он не очень сведущ в этих вопросах – тогда знающий человек из джамаата подсказывает ему, что нужно совершить саджда ас-сахву.
9. Несовершение саджда ас-сахву по уважительной причине.
Совершающий утренний намаз допустил ошибку, которая делает обязательным саджда ас-сахву, но при этом времени до конца утреннего намаза остается настолько мало, что, если он совершит саджда ас-сахву, солнце уже взойдет. В этом случае он может не делать саджда ас-сахву – и его намаз будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
10. Если молящийся дал оба саляма и забыл исполнить саджда ас-сахву, затем совершил какое-то действие, не относящееся к намазу, например, поел, попил или начал разговор, то его намаз нарушается и ему нужно переделать его.
11. Не имеет значения, сколько ошибок, делающих обязательным саджда ас-сахву, было совершено в намазе. Нужно совершить всего два земных поклона. Также, если после саджда ас-сахву, человек совершит ошибку, делающую обязательным саджда ас-сахву, ему не нужно исполнять его повторно. В одном намазе саджда ас-сахву совершается только один раз!
12. Саджда ас-сахву не возмещает пропущенный ракаат.
Если молящийся совершил, например, только три ракаата обязательного ночного намаза, то, пока он не закончил свой намаз, ему нужно совершить четвертый ракаат и саджда ас-сахву. Если же он закончил намаз, выполнив лишь три ракаата, думая возместить пропущенный ракаат совершением саджда ас-сахву, то его намаз не будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
13. Совершение саджда ат-тилява в поясном поклоне (руку’).
Если молящийся прочитал аят, делающий обязательным совершение земного поклона чтения Корана (саджда ат-тилява), то можно совершить его тремя способами:
Совершить его сразу после чтения соответствующего аята. Этот способ предпочтительнее для имама, ведущего коллективный намаз.
Прочитать после соответствующего аята еще несколько аятов, затем перейти в руку’ и из него уже перейти к совершению саджда ат-тилява.
После чтения соответствующего аята немедленно перейти в руку’, а затем – в саджда ат-тилява.
Нужно помнить, что если молящийся не совершил саджда ат-тилява сразу, а прочитал несколько аятов и только затем пошел в саджда ат-тилява, то:
А) Если он прочитал больше трех коротких или одного длинного аята, ему необходимо совершить саджда ас-сахву.
Б) Если он прочитал меньше трех коротких аятов, то совершать саджда ас-сахву не нужно.
Если он не совершил саджда ат-тилява в этом намазе вообще, его намаз действителен, но хукм его – макрух. Переделывать его не нужно, однако на человека ложится грех.
Если молящийся забыл совершить саджда ат-тилява и вспомнил о нем после саляма, он может совершить его, пока не сделал ничего, что нарушает намаз (еда, питье, разговоры и т. д.). В этом случае ему нужно совершить саджда ас-сахву.
14. Саджда ас-сахву в намазе тасбих.
Из-за того, что в этом намазе читают много тасбихов, совершающий его иногда ошибается в их количестве, например, забывает совершить десять тасбихов в руку’. В этом случае ему нужно восполнить недостающие тасбихи в следующем рукне, то есть совершить уже двадцать. Если же он прочитает несколько лишних тасбихов, то проблем в этом нет. Саджда ас-сахву совершать не нужно.
15. Остановка в рукнах намаза.
Как мы уже сказали, все действия намаза должны совершаться спокойно и не спеша. Допустим, молящийся выпрямился из руку’ и без остановки перешел в суджуд, не замерев ни на секунду. Если он сделал это ненамеренно, ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза. Если он сделал это сознательно или по привычке, то его намаз не действителен и его нужно восполнить, а саджда ас-сахву не исправляет эту ошибку («Хашия» Ибн Абидина).
16. Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж».
Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж» (77-й аят) совершается согласно шафиитскому мазхабу, следовательно, если ханафит молится за имамом-шафиитом, то ему также нужно последовать за ним в этом суджуде («Хашия» Ибн Абидина).
Продолжение следует, иншаАллах…
Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади
annisa-today.ru
Шейхуль Ислам, имам
ан-Навави (631-676
х/1233-1277 м) сказал в
своей книге «Шарх
Сахих Муслим»:
ﻗﺎﻝ ﺍﻹﻣﺎﻡ ﺍﻟﻨﻮﻭﻱ ﺭﺣﻤﻪ ﺍﻟﻠﻪ
ﻓﻲ ﺷﺮﺡ ﺻﺤﻴﺢ ﻣﺴﻠﻢ: «ﻭﺷﺬ
ﺑﻌﺾ ﺃﻫﻞ ﺍﻟﻈﺎﻫﺮ ﻓﻘﺎﻝ: ﻻ
ﻳﺠﺐ ﻗﻀﺎﺀ ﺍﻟﻔﺎﺋﺘﺔ ﺑﻐﻴﺮ ﻋﺬﺭ،
ﻭﺯﻋﻢ ﺃﻧﻬﺎ ﺃﻋﻈﻢ ﻣﻦ ﺃﻥ ﻳﺨﺮﺝ
ﻣﻦ ﻭﺑﺎﻝ ﻣﻌﺼﻴﺘﻬﺎ ﺑﺎﻟﻘﻀﺎﺀ،
ﻭﻫﺬﺍ ﺧﻄﺄ ﻣﻦ ﻗﺎﺋﻠﻪ ﻭﺟﻬﺎﻟﺔ.
ﻭﺍﻟﻠﻪ ﺃﻋﻠﻢ». ﺍﻫـ .
«Отдельные
последователи
захиритского мазхаба
утверждают, что
пропущенную без
причины молитву не
нужно возмещать. Они
считают этот грех до
того великим, что
одним возмещением
его не искупить. Это
ошибка и невежество.
Аллаху же известно
лучше».
[Имам ан-Навави,
«Сахиху Муслим би
шархин Навави», 5/183]