Саджда ас-сахву

 

Прежде чем перейти к объяснению положений, связанных с саджда ас-сахву (земным поклоном, совершаемым при допущении ошибки в намазе), будет полезно вкратце перечислить фарды, ваджибы и сунны намаза, поскольку это необходимо для понимания нашей темы.

Фарды намаза:

1. Такбиратуль-ихрам (произнести «Аллаху Акбар» при вступлении в намаз).

2. Кыям (совершать намаз стоя).

3. Кыраат (чтение Корана).

4. Руку’ (поясной поклон).

5. Саджда (два земных поклона).

6. Ка’да ахыра (сидение после земного поклона в последнем ракаате).

Ваджибы намаза:

1. Выполнять действия намаза в правильном порядке.

2. Выполнять действия намаза (руку’, саджда и др.) спокойно и не торопясь, так чтобы тело замирало до начала перехода к следующему действию).

3. Сидение (ка’да) в конце второго ракаата).

4. Чтение ташаххуда.

5. Громкое чтение Корана имамом в намазах фаджр, магриб и иша, обоих праздничных намазах, джума-намазе, намазах таравих и витр в Рамадан.

6. Тихое чтение Корана имамом в намазах зухр и аср, третьем ракаате намаза магриб и двух последних ракаатах намаза иша.

7. Чтение дуа-кунут в намазе витр.

8. Произнесение шести дополнительных такбиров в двух праздничных намазах.

9. Чтение суры «Аль-Фатиха» и дополнительной суры или трех аятов Корана.

10. Чтение Корана в первых двух ракаатах каждого обязательного намаза.

11. Произнесение саляма перед выходом из намаза.

Сунны намаза:

1. Поднятие рук на уровень мочек ушей при произнесении «Аллаху Акбар» в начале намаза.

2. Стоять прямо и не опускать голову при произнесении вступительного такбира.

3. Раскрыть ладонь в направлении киблы.

4. Положить правую руку на левую под пупком сразу после произнесения вступительного такбира.

5. Произнесение «Аллаху Акбар» и «Сами’аЛлаху ли ман хамидах» имамом вслух.

6. Читать сана после вступительного такбира.

7. Тихо читать сана в форме: «СубханакаЛлахумма уа бихамдик…» – затем: «А’узу биЛляхи…» – и: «БисмиЛляхи…»

8. Произносить «бисмиЛлях…» в начале каждого ракаата.

9. Тихое чтение «Аль-Фатихи» в третьем и четвертом ракаате (только для фард-намазов).

10. Произносить «амин» в конце чтения «Аль-Фатихи».

11. Произнесение тасбихов в руку’ и суджуде по три раза.

12. Выравнивать голову, шею и спину в руку’.

13. Не произносить за имамом «сами’аЛлаху ли ман хамидах».

14. Произносить «раббана лякаль-хамд» в коллективном намазе.

15. Класть ладони на колени, сидя между двумя земными поклонами.

16. Сидеть в правильном положении между двумя земными поклонами.

17. Поднимать и опускать указательный палец правой руки на словах «ашхаду алля иляха илляЛлах» во время ташаххуда.

18. Чтение салавата ибрахимийя («кама соллейта…») и дуа за ним после чтения ташаххуда.

19. Поворачивать голову направо, затем налево, давая салям при выходе из намаза.

Выше мы перечислили лишь некоторые сунны намаза. Чтобы узнать остальные, обратитесь к книгам по фикху.

Определение саджда сахву

«Сахву» переводится как оплошность, небрежность, невнимательность или забывчивость. Если в намазе совершается ошибка в результате забывчивости или небрежности, она исправляется путем совершения саджда сахву.

Когда совершается саджда сахву (общие принципы)

Саджда ас-сахву становится обязательным в следующих обстоятельствах:

1) Пропуск действия, являющегося ваджибом в намазе.

2) Ваджиб намаза был совершен несвоевременно, то есть раньше или позже положенного срока.

3) Ваджиб был отложен на время выполнения рукна (фарда намаза); это время определяется учеными как длина трехкратного произнесения «субханАллах».

4) Ваджиб был повторен.

5) Ваджиб был изменен, например, Коран был прочитан громко в ситуации, когда нужно читать тихо.

6) Фард намаза был совершен несвоевременно, то есть до или после времени его совершения.

7) Фард намаза был повторен.

Способ совершения саджда сахву

Обязательно выполнять любое поклонение с тем уровнем совершенства, при котором достигается подлинная суть этого поклонения. Поэтому, если в поклонении совершена ошибка из-за человеческой слабости или невнимательности, этот недостаток должен быть устранен. Шариат таким способом исправления ошибки в намазе установил саджда ас-сахву. Благодаря ему наш намаз может снова стать полноценным.

Если молящийся совершил в намазе ошибку, которая устраняется саджда ас-сахву, то ему нужно сделать следующее:

После чтения ташаххуда в последнем сидении повернуть голову направо, произнося салям. Затем совершить два суджуда, произнося перед ними: «Аллаху Акбар». После них снова сесть и прочитать ташаххуд, за ним – «салават ибрахимийя» и предписанное дуа и завершить намаз салямом в обычно манере.

Передается от Саубана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «За каждый сахв (небрежность) – два саджда после саляма» (Бадаи’ ас-санаи’).

От Абдуллаха ибн Мас’уда передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершил пять ракаатов обеденного (зухр) намаза, затем совершил два саджда после саляма (Бадаи’ ас-санаи’).

Также от Ибн Мас’уда передается другой хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) говорит: «Кто сомневается в том, выполнил он три или четыре ракаата, тот пусть полагается на свое сердце, а затем совершит два саджда». Похожие риваяты передаются от других сподвижников, таких как Имран ибн Хусейн, Мугыра ибн Шу’ба, ‘Аиша и Абу Хурейра (да будет Аллах доволен ими всеми).

Ошибки в чтении Корана

1. Повторение суры «Аль-Фатиха».

Если совершающий обязательный (фард) намаз повторил суру «Аль-Фатиха», то есть после окончания чтения суры прочел ее снова целиком или большую ее часть, то саджда ас-сахву становится обязательным при условии, что ошибка случилась в первом или втором ракаатах. Если же молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате обязательного намаза, то саджда ас-сахву совершать не нужно.

Если подобная ошибка случится не в обязательном (фард) намазе, а в желательном, тогда саджда ас-сахву обязателен в любом случае (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

Если после чтения суры «Аль-Фатиха» и суры после нее молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» по забывчивости в том же ракаате, то саджда ас-сахву совершать не нужно (Фатава ас-Сираджийя и Аль-Хашия Тахтави).

2. Пропуск меньшей части суры «Аль-Фатиха».

Если молящийся прочитал большую часть суры «Аль-Фатиха» и пропустил меньшую часть, то не нужно совершать саджда ас-сахву, однако, согласно сильному мнению, желательно его совершить. А пропуск большей части суры «Аль-Фатиха» делает саджда ас-сахву обязательным.

3. Чтение другой суры вместо суры «Аль-Фатиха».

Если молящийся прочитал другую суру вместо суры «Аль-Фатиха», то ему следует, как только он заметил эту ошибку, прекратить чтение другой суры в любом ее месте и перейти к чтению суры «Аль-Фатиха», а затем снова прочитать любую суру и закончить свой намаз обычным образом, совершив саджда ас-сахву в конце (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

Если, однако, молящийся заметил эту ошибку после окончания чтения другой суры, то ему нужно прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру в третьем или четвертом ракаатах обязательного (фард) намаза, а в конце совершить саджда ас-сахву.

4. Чтение суры, которую ты не намеревался читать.

После чтения суры «Аль-Фатиха» человек имел намерение прочитать определенную суру, но по ошибке начал читать другую суру. В этом случае ему не нужно совершать саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

5. Многократное повторение одного аята.

Если имам повторяет один аят снова и снова, то саджда ас-сахву не обязателен, даже если он повторял этот аят на протяжении времени, большего, чем необходимо для совершения одного рукна или произнесения «СубханАллах» три раза. Подобно этому, если следующий за имамом исправлял ошибку имама в чтении в течение времени, превышающего время исполнения одного рукна, саджда ас-сахву также не обязателен («Хашия» Ибн Абидина).

6. Чтение только суры «Аль-Фатиха» или только другой суры.

Совершение саджда ас-сахву обязательно для человека, который прочитал только одну суру «Аль-Фатиха» и не прочитал после нее другую суру или прочитал только другую суру и не прочитал суру «Аль-Фатиха» (Ад-Дурр аль-Мухтар).

7. Пропуск суры «Аль-Фатиха» и второй суры.

Сразу после чтения «сана» («Субханака…») человек перешел к руку’. Находясь в руку’, он понял свою ошибку. Ему следует выпрямиться и прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру, а затем продолжить намаз обычным образом, совершив в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

8. Чтение только двух коротких аятов.

Если человек по ошибке прочитал только два коротких аята после суры «Аль-Фатиха» и затем перешел к руку’, то саджда ас-сахву в конце обязателен (поскольку ваджиб – чтение после суры «Аль-Фатиха» минимум трех коротких аятов или одного длинного) (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

9. Чтение суры в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза.

Если молящийся добровольно или по ошибке прочитал суру после суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, то совершать саджда ас-сахву не обязательно.

10. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаатах.

Если молящийся пропустил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, но при этом простоял молча на длину хотя бы одного тасбиха, тогда саджда ас-сахву совершать не нужно («Хашия» Ибн Абидина).

11. Громкое чтение в намазе, где нужно читать тихо.

Если имам читал Коран громко в намазе, где предписано тихое чтение (то есть зухр и аср), то саджда ас-сахву становится обязательным.

Также, если имам читал тихо в намазе, где нужно читать громко (фаджр и первые два ракаата магриба и иша), обязательно совершить саджда ас-сахву.

Если имам прочитал тихо в намазе, где нужно читать громко, три коротких аята и затем понял свою ошибку или его исправил кто-то из молящихся за ним, то ему необходимо (ваджиб) повторить прочитанное громко и совершить в конце намаза саджда ас-сахву. Однако, если он прочитал тихо меньше трех аятов, то саджда ас-сахву не будет ваджибом.

Аналогично этому, если имам прочитал громко три аята и более в намазе, где предписано читать тихо, а затем осознал свою ошибку, то он может продолжить читать тихо оттуда, где он остановился, не повторяя прочитанное, а в конце ему следует (ваджиб) совершить саджда сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

Примечание:

Тот, кто своевременно совершает (не восполняет) намаз, где нужно читать громко, в одиночку, может читать как громко, так и тихо. Саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя). Намаз, в котором нужно читать тихо, молящемуся в одиночку желательно совершать тихо.

12. Повторение одной и той же суры в двух ракаатах.

Повторение одной и той же суры в двух и более ракаатах не делает обязательным саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

13. Пропуск одного аята и более в чтении Корана.

Если молящийся по ошибке пропустит несколько аятов при чтении второй суры, саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

14. Совершение ошибки после чтения трех аятов.

Если после чтения трех аятов имам не смог продолжить, потому что забыл продолжение, и перешел сразу в руку’, то в этом нет проблемы, и его намаз будет действительным, и ему не нужно совершать саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина). С другой стороны, если после чтения трех аятов, понимая, что он не может продолжать, имам простоял в таком положении на протяжении времени совершения одного рукна, то, вне зависимости от его дальнейших действий, ему необходимо будет совершить саджда ас-сахву в конце намаза. Точно так же его нужно будет совершить, если молящийся по окончанию чтения суры «Аль-Фатиха» простоял в нерешительности на длину совершения рукна и более, решая, какую суру читать дальше (Ад-Дурр аль-Мухтар).

15. Чтение сур не по порядку.

Чтение сур не в том порядке, в каком они идут в Коране, (например, человек прочитал суру «Аль-Кафирун» в первом ракаате и суру «Аль-Курайш» – во втором) не делает обязательным саджда ас-сахву. Тем не менее, делать так добровольно нежелательно (макрух).

Если молящийся по забывчивости прочитает во втором ракаате суру, которая идет в Коране раньше той, что была прочитана в первом ракаате, то, осознав свою ошибку, он должен продолжить читать ту суру, которую начал. Теперь ему будет нежелательно (макрух) прекратить чтение этой суры и перейти к другой только из желания соблюсти правильный порядок чтения сур («Хашия» Ибн Абидина).

16. Молчание в последних ракаатах обязательного (фард) намаза.

Если молящийся простоял молча на протяжении хотя бы одного тасбиха в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза, не читая ничего или прочитав, допустим, только три тасбиха, то его намаз будет действительным и саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

17. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в желательном намазе или в намазе витр.

Саджда ас-сахву необходимо совершить, если молящийся не прочитал суру «Аль-Фатиха» в любом из ракаатов желательного намаза или третьем ракаате намаза витр (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

18. Пренебрежение правилами таджвида.

Если молящийся читал Коран в намазе, где нужно читать громко, и не соблюдал правила таджвида, саджда ас-сахву совершать не нужно. Однако, если несоблюдение правил чтения Корана привело к серьезной ошибке, то нужно повторить сам намаз (под серьезной ошибкой подразумевается ошибка, меняющая смысл или вводящая в Коран постороннее слово).

19. Принятие подсказки постороннего.

Если имам ошибся в чтении, и его исправил посторонний, то есть не следующий за ним в этом намазе, и имам примет его подсказку и исправится, то его намаз нарушится. Однако, если он не обратит внимания на подсказку и исправится сам или повторит всю суру с начала, прочитав правильно соответствующее место, тогда его намаз будет действителен и саджда ас-сахву совершать не нужно (Ад-Дурр аль-Мухтар).

20. Произнесение постороннего слова.

Если молящийся при чтении Корана произнесет неарабское слово, даже если это точный перевод слова из Корана, его намаз нарушится и его нужно будет переделать. Саджда ас-сахву эту ошибку не исправит («Хашия» Ибн Абидина). Например, если человек вместо арабского слова «зейтун» произнесет по-русски «олива».

21. Откладывание саджда ат-тилява (земного поклона чтения Корана).

Если после прочтения аята, требующего совершить саджда, молящийся не совершил его сразу, а через некоторое время (меньше времени чтения трех аятов), поняв свою ошибку, совершил саджда, то это откладывание не делает обязательным саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

22. Тихое чтение в намазе таравих и витр в Рамадан.

Если имам по забывчивости прочитает Коран тихо в намазах таравих и витр в Рамадан (три аята и более), то ему обязательно совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

23. Принятие подсказки постороннего в намазе, где нужно читать тихо.

Если во время намаза, где нужно читать тихо, имам по ошибке прочтет Коран громко, и его исправит кто-то из тех, кто не следует за ним в его намазе, и он сразу же примет исправление, то его намаз нарушится и его нужно будет повторить. Если он не обратит внимания на исправление и пройдет какое-то время, прежде чем он продолжит свое чтение, то его намаз будет действительным, однако ему нужно будет совершить саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

24. Пропуск короткой суры.

Если молящийся прочитает, например, суру «Ма’ун» в первом ракаате, а во втором, пропустив суру «Каусар», прочтет суру «Аль-Кяфирун», то саджда ас-сахву ему совершать не нужно, хотя поступать так сознательно нежелательно (макрух) (Ад-Дурр аль-Мухтар).

25. Удлинение чтения Корана из-за ожидания конкретного человека.

Удлинять чтение Корана, для того чтобы конкретный человек успел присоединиться к джамаат-намазу, – макрух тахриман. Однако в этом случае саджда ас-сахву совершать не нужно (Ад-Дурр аль-Мухтар).

26. Чтение: его определение и условия.

Чтением (кыраат) считается произнесение звуков с помощью органов речи (язык, губы и пр.). Оно должно быть таким, чтобы стоящий рядом с молящимся слышал его, даже если очень слабо. Если молящийся совершает намаз в одиночку, то он должен слышать сам себя.

Если же молящийся будет всего лишь представлять звуки в своем сознании, не шевеля при этом губами и языком, то это не будет считаться чтением, поскольку не соответствует предъявляемым к нему условиям.

Минимальное количество аятов Корана, которое молящийся должен прочитать в каждом ракаате, – три коротких аята или один длинный. Ученые по фикху привели в качестве примера трех коротких аятов следующее:

ثُمَّ نَظَرَ ﴿﴾ ثُمَّ عَبَسَ وَبَسَرَ ﴿﴾ ثُمَّ أَدْبَرَ وَاسْتَكْبَرَ

(Аль-Муддассир, 21-23)

Длинный аят должен равняться по длине трем таким аятам (Сагыри).

Ошибки в поясном и земном поклонах

1. Пропуск поясного поклона (руку’).

После чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры молящийся сразу перешел в земной поклон (суджуд), забыв совершить руку’. Если он понял свою ошибку до завершения этого ракаата (то есть до совершения второго суджуда), ему следует немедленно вернуться в положение руку’ и продолжить намаз дальше с этого места, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву.

Если же он понял свою ошибку после завершения этого ракаата, то его следующий ракаат (например, второй по счету в намазе) будет считаться для него восполнением предыдущего (то есть будет считаться первым), а руку’ второго ракаата будет считаться руку’ первого ракаата. Соответственно, он должен правильно сосчитать ракааты своего намаза и совершить в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

2. Пропуск одного земного поклона (суджуд).

Если молящийся совершил только один суджуд в ракаате, то, как только он осознает эту ошибку, ему нужно из положения, в котором он находится, сразу же перейти в суджуд и продолжить намаз с этого места, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

3. Чтение тасбиха суджуда в руку’ и наоборот.

Читать тасбих суджуда в руку’ (и наоборот) намеренно считается нежелательным (макрух), однако это действие не делает обязательным саджда ас-сахву. Если молящийся обнаружит свою оплошность немедленно, то ему следует исправить ее, прочитав правильный тасбих, чтобы его намаз полностью соответствовал Сунне.

4. Сомнение в количестве земных поклонов (суджудов).

Если молящийся сомневается в количестве совершенных им в текущем ракаате земных поклонов и не может определиться, то ему следует считать, что он совершил один суджуд, выполнить второй и в конце намаза сделать саджда ас-сахву.

5. Нарушение порядка выполнения руку’ и суджуда.

Нарушение порядка действий намаза, например, совершение руку’ вместо суджуда и наоборот, или повторение рукна намаза, например, совершение двух руку’ или трех суджудов в одном ракаате, требует совершения саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

6. Если забыл совершить саджда ас-сахву.

Если совершение саджда ас-сахву стало для молящегося обязательным по какой-либо причине, но он по забывчивости не совершил его, то ему нужно перечитать этот намаз. При этом не имеет значения, истекло время этого намаза или нет. («Хашия» Ибн Абидина)

Однако нужно помнить, что если такая ошибка произошла во время коллективного намаза, то восполнить этот намаз джамаатом разрешается только тем людям, которые участвовали в первом джамаате, где произошла эта ошибка. Тот, кто не был частью первого джамаата, не может присоединиться ко второму джамаату, поскольку второй джамаат восполняет намаз; ему нужно совершить намаз в одиночку (Ад-Дурр аль-Мухтар).

7. Сомнение в ваджибе намаза.

Если молящийся сомневается, совершил он какой-либо из ваджибов намаза или нет, и не может определиться, то ему необходимо совершить саджда ас-сахву в конце. Например, человек не может вспомнить, как ни старается, прочитал он дуа Кунут в намазе витр или нет, – ему нужно совершить в конце намаза саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар; «Хашия» Ибн Абидина).

Подобно этому, если молящийся не может вспомнить, совершил он ставший для него обязательным саджда ас-сахву или нет, то ему нужно постараться вспомнить это («Хашия» Ибн Абидина). Если он не может вспомнить, ему нужно совершить саджда ас-сахву (Масаиль намаз, с. 311).

8. Как подсказать имаму, что ему нужно сделать саджда ас-сахву.

В тот момент, когда имам поворачивает голову направо, давая первый салям, и до того, как он выполнит второй салям, один из тех, кто следует за имамом, должен произнести такбир («Аллаху Акбар») для саджда ас-сахву. Имам, услышав такбир, должен тоже произнести: «Аллаху Акбар», – и совершить саджда ас-сахву. В этом случае намаз будет действителен.

Такая ситуация чаще всего возникает в месяц Рамадан во время чтения намаза таравих, когда хафиз Корана, будучи имамом в намазе, совершает ошибку, которая делает необходимым совершение саджда ас-сахву. Иногда он не очень сведущ в этих вопросах – тогда знающий человек из джамаата подсказывает ему, что нужно совершить саджда ас-сахву.

9. Несовершение саджда ас-сахву по уважительной причине.

Совершающий утренний намаз допустил ошибку, которая делает обязательным саджда ас-сахву, но при этом времени до конца утреннего намаза остается настолько мало, что, если он совершит саджда ас-сахву, солнце уже взойдет. В этом случае он может не делать саджда ас-сахву – и его намаз будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

10. Если молящийся дал оба саляма и забыл исполнить саджда ас-сахву, затем совершил какое-то действие, не относящееся к намазу, например, поел, попил или начал разговор, то его намаз нарушается и ему нужно переделать его.

11. Не имеет значения, сколько ошибок, делающих обязательным саджда ас-сахву, было совершено в намазе. Нужно совершить всего два земных поклона. Также, если после саджда ас-сахву, человек совершит ошибку, делающую обязательным саджда ас-сахву, ему не нужно исполнять его повторно. В одном намазе саджда ас-сахву совершается только один раз!

12. Саджда ас-сахву не возмещает пропущенный ракаат.

Если молящийся совершил, например, только три ракаата обязательного ночного намаза, то, пока он не закончил свой намаз, ему нужно совершить четвертый ракаат и саджда ас-сахву. Если же он закончил намаз, выполнив лишь три ракаата, думая возместить пропущенный ракаат совершением саджда ас-сахву, то его намаз не будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

13. Совершение саджда ат-тилява в поясном поклоне (руку’).

Если молящийся прочитал аят, делающий обязательным совершение земного поклона чтения Корана (саджда ат-тилява), то можно совершить его тремя способами:

  • Совершить его сразу после чтения соответствующего аята. Этот способ предпочтительнее для имама, ведущего коллективный намаз.
  • Прочитать после соответствующего аята еще несколько аятов, затем перейти в руку’ и из него уже перейти к совершению саджда ат-тилява.
  • После чтения соответствующего аята немедленно перейти в руку’, а затем – в саджда ат-тилява.

Нужно помнить, что если молящийся не совершил саджда ат-тилява сразу, а прочитал несколько аятов и только затем пошел в саджда ат-тилява, то:

А) Если он прочитал больше трех коротких или одного длинного аята, ему необходимо совершить саджда ас-сахву.

Б) Если он прочитал меньше трех коротких аятов, то совершать саджда ас-сахву не нужно.

Если он не совершил саджда ат-тилява в этом намазе вообще, его намаз действителен, но хукм его – макрух. Переделывать его не нужно, однако на человека ложится грех.

Если молящийся забыл совершить саджда ат-тилява и вспомнил о нем после саляма, он может совершить его, пока не сделал ничего, что нарушает намаз (еда, питье, разговоры и т. д.). В этом случае ему нужно совершить саджда ас-сахву.

14. Саджда ас-сахву в намазе тасбих.

Из-за того, что в этом намазе читают много тасбихов, совершающий его иногда ошибается в их количестве, например, забывает совершить десять тасбихов в руку’. В этом случае ему нужно восполнить недостающие тасбихи в следующем рукне, то есть совершить уже двадцать. Если же он прочитает несколько лишних тасбихов, то проблем в этом нет. Саджда ас-сахву совершать не нужно.

15. Остановка в рукнах намаза.

Как мы уже сказали, все действия намаза должны совершаться спокойно и не спеша. Допустим, молящийся выпрямился из руку’ и без остановки перешел в суджуд, не замерев ни на секунду. Если он сделал это ненамеренно, ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза. Если он сделал это сознательно или по привычке, то его намаз не действителен и его нужно восполнить, а саджда ас-сахву не исправляет эту ошибку («Хашия» Ибн Абидина).

16. Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж».

Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж» (77-й аят) совершается согласно шафиитскому мазхабу, следовательно, если ханафит молится за имамом-шафиитом, то ему также нужно последовать за ним в этом суджуде («Хашия» Ибн Абидина).

Ошибки, связанные с количеством ракаатов намаза

1. Сидеть в первом и третьем ракаатах.

Если молящийся по ошибке сядет (ка’да) в первом или третьем ракаате (для четырехракаатного намаза), то саджда ас-сахву становится для него обязательным, если он сидел в течение времени выполнения одного рукна. Если меньше – то не становится.

Подобно этому, если молящийся не сел во втором ракаате, а сразу перешел к третьему, ему также необходимо совершить саджда ас-сахву, если он стоял в третьем ракаате в течение времени выполнения одного рукна или больше (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

2. Дополнительные ракааты намазов фаджр и аср.

Если молящийся нечаянно совершит четыре ракаата фаджра или шесть ракаатов асра, например, то в случае, если два дополнительных ракаата, были совершены после сидения в последнем ракаате (ка’да ахыра), то ошибка будет исправлена совершением саджда ас-сахву. Два первых ракаата (в случае фаджра) будут считаться фард-намазом, а два последующие – нафль-намазом («Хашия» Ибн Абидина).

Если молящийся перейдет к пятому ракаату после чтения ташаххуда и поймет свою ошибку до завершения пятого ракаата, ему нужно немедленно сесть и совершить саджда ас-сахву. Если же он осознает свою ошибку после завершения пятого ракаата, то ему нужно выполнить шесть полных ракаатов и совершить саджда ас-сахву в конце.

3. Сомнение в количестве выполненных ракаатов.

Если молящийся не может вспомнить, сколько он совершил ракаатов, и это происходит с ним редко, то ему лучше повторить этот намаз. Если же это для него обычная ситуация (он часто забывает количество ракаатов), то ему нужно постараться вспомнить, сколько ракаатов он совершил, и поступать соответственно принятому решению (если решил, например, что выполнил три, то совершает четвертый ракаат). В этом случае саджда ас-сахву не обязателен. Если же он не может вспомнить, то опирается на наименьшее и, совершив оставшиеся ракааты, выполняет саджда ас-сахву.

4. Совершение несокращенного намаза в пути.

Если путник по ошибке совершит четыре ракаата фард-намаза вместо двух, что обязательно для путешественника, то ему необходимо совершить саджда ас-сахву в конце. Если он заметит ошибку после завершения намаза, то этот намаз нужно повторить. С другой стороны, если молящийся не был уверен, что он путник, и совершил намаз сокращенно, а затем выяснилось, что он не был в пути, то ему нужно восполнить этот намаз.

Путник, закончив читать ташаххуд во втором ракаате, по забывчивости встал и совершил третий и четвертый ракааты. В этом случае два ракаата будут считаться фард-намазом, а другие два – нафль-намазом, и человеку нужно совершить саджда ас-сахву. Если он не совершит саджда ас-сахву, ему нужно снова прочитать два ракаата сокращенного фард-намаза – и тогда совершенные до этого четыре ракаата будут считаться как нафль.

Однако если путник не будет сидеть в конце второго ракаата, то все четыре ракаата будут считаться нафлем в любом случае. Совершение саджда ас-сахву также необходимо.

5. Сомнение после намаза.

Во время намаза молящийся был уверен, что совершил нужное количество ракаатов, однако после намаза ему сказали, что он совершил меньше, чем нужно. В этом случае ему не нужно обращать внимание на слова другого человека и следует опираться на собственное мнение (Ад-Дурр аль-Мухтар).

6. Сомнение в количестве ракаатов намаза витр.

Если молящийся засомневался, совершил он два или три ракаата витра, то ему нужно прочитать дуа Кунут в текущем ракаате и продолжить намаз обычным образом. После ташаххуда, однако, ему нужно встать и совершить еще один ракаат, в котором он снова прочитает дуа Кунут. Завершив этот ракаат, ему нужно сделать саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

7. Четыре ракаата сунны перед зухром.

Молящийся начал совершать четыре ракаата суннат-намаза перед зухром (его хукм – сунна муаккада). В это время джамаат приступил к выполнению фард-намаза. Молящийся выполнил лишь два ракаата, для того чтобы присоединиться к джамаату. В этом случае ему нужно восполнить все четыре ракаата либо сразу после фарда, либо после двух ракаатов сунны, которые читаются после фарда. Два ракаата, которые он прочитал до этого, засчитываются как нафль-намаз (Ад-Дурр аль-Мухтар).

8. Ошибка в намазе таравих.

Имам в намазе таравих забыл сесть во втором ракаате, вместо этого сел в третьем и закончил свой намаз. Такой намаз нужно повторить, поскольку в Шариате не установлен трехракаатный желательный намаз (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

Но имам может добавить четвертый ракаат, выполнив таким образом четыре ракаата и завершив намаз саджда ас-сахву. И в этом случае два ракаата будут считаться таравихом, а два ракаата – нафлем. Также он может совершить четвертый ракаат и после саляма в третьем, если не делал ничего, что нарушает намаз.

Ошибки в сидении (ка’да)

1. Чтение салавата в первом сидении.

Если молящийся прочитал салават Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) в первом сидении, ему обязательно совершить саджда ас-сахву. Однако, если он прочитал только «Аллахумма солли ‘аля», то саджда ас-сахву совершать не нужно («Хашия» Ибн Абидина).

2. Чтение Корана в сидении.

Если молящийся после ташаххуда прочитал суру из Корана, то саджда ас-сахву обязателен, только если это произошло в первом сидении. Такая ошибка в последнем сидении не делает обязательным саджда ас-сахву.

Однако если он сначала прочитает суру, а потом – ташаххуд (как в первом, так и в последнем сидении), то ему нужно будет совершить саджда ас-сахву («Хашия» ат-Тахтави).

Напомним, что если молящийся не прочитает ташаххуд в последнем сидении, то его намаз будет недействителен.

3. Пропуск части ташаххуда.

Пропуск даже части ташаххуда делает обязательным совершение саджда ас-сахву, будь то в обязательном намазе или в желательном (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

4. Пропуск первого сидения.

Если молящийся забыл сесть после второго ракаата четырехракаатного обязательного или желательного намаза, то ему обязательно совершить саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

Если имам забыл сесть после второго ракаата и встал для совершения третьего, а один из молящихся за ним указал ему на его ошибку, то ему будет лучше продолжить третий ракаат, не возвращаясь к сидению, и совершить в конце саджда ас-сахву. Однако, если после подсказки он все-таки сел обратно, ему также нужно совершить саджда ас-сахву (Аль-Мабсут).

Примечание:

Нужно напомнить, что если молящийся забыл сесть после второго ракаата, встал и заметил ошибку, лишь вставая, то, если в тот момент он находился ближе к сидячему положению или точно посредине между сидением и стоянием, он обязан сесть обратно. В этом случае совершать саджда ас-сахву не нужно. Если же он был ближе к стоянию или уже выпрямился, то он должен остаться стоять и совершить в конце намаза саджда ас-сахву. Как было сказано раньше, если он сядет, после того как встал, ему тоже нужно будет совершить саджда ас-сахву.

5. Чтение салавата в первом сидении желательного намаза.

Если молящийся при совершении четырехракаатного желательного намаза по ошибке прочитает салават после ташаххуда в первом сидении, саджда ас-сахву совершать не нужно. Более того, в четырехракаатном нафль-намазе желательно прочитать салават после ташаххуда в первом сидении, а в начале третьего ракаата желательно прочитать «сана» («Субханака…») (Ад-Дурр аль-Мухтар).

6. Чтение ташаххуда дважды.

Если молящийся прочитал ташаххуд дважды в первом сидении намаза, ему нужно совершить саджда ас-сахву.

Если же прочитал дважды в последнем сидении – то не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

7. Молчание после ташаххуда.

Если после чтения ташаххуда в первом сидении молящийся сидел молча, не вставая для совершения третьего ракаата на время совершения рукна (время трехкратного чтения «СубханАллах»), то ему нужно совершить саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя). Если же молчание длилось меньше времени одного рукна, то совершать саджда ас-сахву не обязательно.

8. Завершение намаза после второго ракаата.

Если молящийся намеревался совершить четырехракаатный намаз, но по ошибке дал салям в конце второго ракаата, то, пока он не совершил ничего, что нарушает намаз, (то есть не разговаривал, не отвернулся от кыблы и т. п.) он может встать для совершения третьего ракаата и продолжить свой намаз обычным образом, исполнив в конце саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина). Если же он совершил что-то, что нарушает намаз, то его нужно прочитать повторно.

Если молящийся осознал свою ошибку в момент чтения дуа или тасбихов (после намаза), то тут возможны два варианта. 1) Если его дуа такого рода, что его можно читать в намазе, то он может продолжить намаз. 2) Если его дуа из тех, что нарушает намаз, то намаз нужно прочитать заново. К таким дуа относится, например, просьба о женитьбе на конкретной девушке или дуа не на арабском языке.

9. Отказ от чтения ташаххуда за имамом.

Если человек, совершающий намаз джамаатом, по какой-то причине не прочитал ташаххуд, то его намаз действителен и саджда ас-сахву совершать не нужно («Хашия» Ибн Абидина).

10. Пропуск последнего сидения в намаз таравих.

Читая намаз таравих, имам забыл сесть во втором ракаате и сразу встал на третий ракаат. Если он осознал свою ошибку до совершения суджуда в третьем (дополнительном) ракаате, ему следует вернуться в сидячее положение и завершить намаз исполнением саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина).

В ситуации, когда имам, пропустив сидение во втором ракаате, встал на третий, муктади (тот, кто следует за ним) нужно обратить его внимание на это, воскликнув: «СубханАллах!» Однако, если после этого имам продолжит исполнять третий ракаат, муктади должен сесть и ждать до тех пор, пока имам не перейдет к суджуду третьего ракаата. Если до совершения суджуда третьего ракаата имам осознает свою ошибку и сядет, а затем совершит саджда ас-сахву, то намаз завершится и будет действителен. Однако, если он завершит третий ракаат (а завершением ракаата считается окончание его первого суджуда), то ему нужно сделать также и четвертый ракаат и, выполнив саджда ас-сахву, закончить намаз. В этом случае два из этих ракаатов будут считаться намазом таравих.

11. Повторение салавата.

Повторение салавата не делает обязательным саджда ас-сахву так же, как не делает обязательным его совершение пропуск части салавата или его целиком. Однако если молящийся по ошибке пропустил салават и начал читать дуа после него, то, поняв ошибку, ему нужно прекратить читать дуа, прочитать салават и повторить дуа уже после салавата. В этом случае также не нужно совершать саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина).

12. Пропуск ташаххуда.

Если молящийся по ошибке пропустит ташаххуд и начнет читать салават и дуа, то, осознав ошибку, он должен остановиться, прочитать ташаххуд, дать салям направо, совершить саджда ас-сахву, прочитать снова ташаххуд и после него уже салават и дуа. Затем надо закончить намаз (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

13. Если встал после последнего сидения.

Молящийся сделал намерение на совершение четырехракаатного намаза. Прочитав ташаххуд в последнем ракаате, он по ошибке встал на совершение пятого ракаата, затем осознал свою ошибку и сел обратно. Теперь ему нужно еще раз прочитать ташаххуд, совершить саджда ас-сахву, снова прочитать ташаххуд, затем салават и дать салям (Ад-Дурр аль-Мухтар).

14. Пропуск последнего сидения (не в намазе таравих).

Молящийся намеревался совершить четырехракаатный намаз, но по забывчивости встал для совершения пятого ракаата, пропустив последнее сидение. Если он завершит пятый ракаат, а затем поймет свою ошибку, то ему необходимо совершить и шестой ракаат без совершение саджда ас-сахву в конце. Весь этот шестиракаатный намаз будет считаться желательным (нафль), и молящийся должен заново совершить тот четырехракаатный намаз, который он собирался сделать изначально.

Подобно этому, если он собирался совершить трехракаатный фард-намаз, и по ошибке встал на четвертый ракаат, пропустив последнее сидение, и осознал ошибку, совершив четыре ракаата, то ему нужно закончить намаз, не выполняя саджда ас-сахву. Его четыре ракаата считаются желательным намазом (нафль), а фард-намаз нужно переделать («Хашия» Ибн Абидина).

В этом же случае, если человек сел в конце третьего ракаата, а затем по ошибке встал на четвертый ракаат, ему нужно сразу же сесть обратно и завершив намаз, выполнив саджда ас-сахву. Однако если он уже сделал суджуд в четвертом ракаате (что указывает на завершенность четвертого ракаата), ему нужно добавить еще один ракаат (пятый) и выполнить саджда ас-сахву в конце. Три ракаата будут считаться фардом, а два последующих – нафлем.

Во всех вышеописанных случаях нужно запомнить правило: пока лишний ракаат не был завершен (а завершением ракаата считается выполнение в нем первого суджуда), молящийся должен сесть обратно, как только он осознает свою ошибку, и затем ему нужно выполнить саджда ас-сахву.

15. Если забыл выполнить саджда ас-сахву.

После ташаххуда молящийся, который должен был по какой-либо причине выполнить саджда ас-сахву, забыл об этом и начал читать салават. Как только он осознает свою ошибку, он должен прекратить чтение и сразу же совершить саджда ас-сахву, затем снова прочитать ташаххуд и завершить намаз обычным образом (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

16. Молчание после чтения дуа в последнем сидении.

Если молящийся, закончив читать ташаххуд, салават и дуа, просидит молча в течение времени совершения одного рукна (время трехкратного произнесения «СубханАллах»), не давая салям, то совершение саджда ас-сахву становится обязательным («Хашия» Ибн Абидина).

17. Пропуск первого сидения в намазе витр.

Сидение в намазе витр для чтения ташаххуда после второго ракаата обязательно (ваджиб). Пропуск его делает обязательным саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина).

Ошибки, связанные с такбиром

1. Пропуск такбира.

Если молящийся забыл произнести такбир (сказать: «Аллаху Акбар») при переходе от одного рукна к другому, например, перед руку’ или суджудом, то саджда ас-сахву совершать не нужно (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

2. Повторение вступительного такбира.

Повторение вступительного такбира (такбиратуль-ихрам) делает обязательным совершение саджда ас-сахву (Аль-Мабсут). Например, человек начал совершать намаз, как обычно, произнеся вступительный такбир, прочитав суру «Аль-Фатиха» и другую суру, а затем у него появилось сомнение, произнес он такбиратуль-ихрам или нет. После этого он заново произнес вступительный такбир и повторил чтение суры «Аль-Фатиха» и другой суры, а потом вспомнил, что произносил такбиратуль-ихрам в первый раз. В этом случае ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.

Если же молящийся повторит такбиратуль-ихрам сразу за первым, сомневаясь, произнес он его в первый раз или нет, то саджда ас-сахву будет для него обязателен лишь в том случае, если он задержался с выполнением одного из ваджибов намаза. Иными словами, если он произнес такбиратуль-ихрам второй раз сразу за первым без задержки действия ваджиба (чтения «Аль-Фатихи»), то саджда ас-сахву совершать не нужно.

Примечание:

Если имам по ошибке сядет после третьего ракаата четырехракаатного намаза, то, поняв свою ошибку (или после подсказки одного из джамаата), он должен произнести такбир, вставая на четвертый ракаат (Аль-Халяби аль-Кабир).

Еще одна важная вещь, которую нужно помнить (особенно имамам), – нужно продлевать чтение такбира на все время перехода от одного рукна к другому, например, при переходе из руку’ или суджуда к стоянию. Очень распространенная ошибка – когда имам, переходя из стояния в суджуд, завершает произнесение такбира, прежде чем опустится в суджуд. Такое действие противоречит Сунне. Сунна будет полноценной лишь в том случае, если молящийся заполнит такбиром все время перехода от одного рукна к другому.

3. Пропуск дополнительных такбиров во втором ракаате праздничного намаза.

Если имам забыл произнести дополнительный такбир во втором ракаате праздничного намаза и сразу перешел в руку’, то, осознав свою ошибку, он должен вернуться в стоячее положение и совершить пропущенные такбиры, а затем перейти к руку’. Однако он не обязан в этом случае совершать саджда ас-сахву, поскольку на праздничный намаз обычно собирается огромный джамаат и саджда ас-сахву в этом случае может привести к путанице. Поэтому его можно не совершать («Хашия» Ибн Абидина).

Подобно этому, если один из шести дополнительных такбиров был пропущен и саджда ас-сахву обязателен (поскольку было пропущено действие ваджиб), имам может не совершить саджда ас-сахву по вышеуказанной причине (Ад-Дурр аль-Мухтар).

Чтение дополнительных такбиров (кроме шести обязательных) не делает обязательным совершение саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

4. Пропуск такбира в третьем ракаате намаза витр.

После чтения второй суры в третьем ракаате намаза витр, молящийся забыл произнести такбир для чтения дуа «Кунут» и сразу перешел в руку’. Затем, поняв свою ошибку, он выпрямился, сделал такбир и прочитал «Кунут». В этом случае ему не нужно повторять руку’. Он может сразу перейти в саджда и совершить саджда ас-сахву в конце намаза, или, если он не вернулся к «Кунуту», а продолжил совершать намаз, перейдя из руку’ в суджуд, он может продолжить намаз обычным образом, и его намаз будет действителен при условии, что в конце он совершит саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар).

5. Опережение имама во вступительном такбире.

Если следующий за имамом вступит в намаз до имама, то его намаз не будет действителен. Ему нужно начать его заново (Аль-Халяби ас-Сагыр).

6. Такбир присоединившегося к джамаату (масбук).

Если человек присоединяется к джамаат-намазу, а имам в это время находится в руку’ или суджуде, то ему нужно сначала произнести такбиратуль-ихрам стоя (прежде чем он наклонится, чтобы последовать за имамом), и, только произнеся такбир полностью, он должен, произнеся следующий такбир (желательный такбир перехода между рукнами), последовать за имамом.

Ошибки, связанные с тасбихами и азкарами

Ситуации, когда саджда ас-сахву совершать не нужно:

1. Пропуск та’авуз (а’узу биЛляхи) и тасмия (бисмиЛлях) (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

2. Пропуск сана (Субханакаллахумма ва бихамдик) (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

3. Произнесение «бисмиЛлях» в руку’ (Аль-Хидайя).

4. Произнесение «Аллах, Аллах» и «…илляЛлах» в любом месте намаза (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

5. Произнесение та’авуза, тасмии или «амин» вслух (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

Ситуации, в которых намаз нарушается и саджда ас-сахву не поможет:

1. После чтения суры «Аль-Фатиха» молящийся сказал أمين (Амиин) или أمّين (Ам-мин) вместо آمين (Аамиин).

2. Молящийся сказал: «Амин», – в ответ на чтение «Аль-Фатихи» другим молящимся.

3. Молящийся сказал: «Амин», – услышав чужое дуа.

4. Молящийся произнес: «ЯрхамукаЛлах», – услышав, как кто-то чихнул.

5. Молящийся, услышав хорошую новость, произнес: «АльхамдулиЛлях».

6. Молящийся, услышав плохую новость, сказал: «Инна лиЛляхи уа инна илейхи раджи’ун».

Вопросы, связанные с дуа Кунут

1. Молящийся по ошибке пропустил чтение суры после суры «Аль-Фатиха» в третьем ракаате намаза витр и перешел к чтению дуа Кунут. В этом случае нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза («Хашия» Ибн Абидина).

2. Во время совершения витра джамаатом (в Рамадан) имам, закончив чтение дуа Кунут, перешел в руку’, а следующий за имамом (муктади) все еще читает дуа Кунут. В этом случае, если муктади уверен, что он успеет за имамом в руку’, ему нужно дочитать дуа Кунут, а затем последовать за имамом. Если же он боится, что не успеет в руку’, если продолжит читать дуа Кунут, то ему нужно прервать чтение и последовать за имамом («Хашия» Тахтави).

3. Молящийся по ошибке прочитал дуа Кунут в первом или втором ракаате намаза витр. В этом случае он должен прочитать его снова в третьем ракаате и совершить саджда ас-сахву в конце намаза («Хашия» Тахтави).

4. Если молящийся забыл произнести такбир перед дуа Кунут (Аллаху Акбар), то он должен совершить саджда ас-сахву.

5. Молящийся сомневается, совершает он второй или третий ракаат витра. В этом случае ему нужно прочитать Кунут в том ракаате, который он совершает, в конце него сесть и прочитать ташаххуд, а затем встать на еще один ракаат и в нем тоже прочитать дуа Кунут, а в конце намаза совершить саджда ас-сахву («Хашия» Тахтави).

Продолжительность поясного поклона (руку’)

Если молящийся находился в руку’ меньше, чем необходимо для произнесения «Субхана Раббияль-‘Азым» один раз, и сделал это намеренно, то ему нужно переделать этот намаз («Хашия» Тахтави). Если он сделал это ненамеренно, намаз будет действителен.

Примечание:

Все обязательные составляющие (рукны) намаза, такие как руку’, суджуд, каума (стояние для чтения Корана), джальса (сидение между двумя суджудами) и др., должны совершаться спокойно и не спеша, таким образом, чтобы тело зафиксировалось в одном положении, прежде чем человек перейдет к следующему действию намаза.

Чтение вслух дуа и азкаров

Если молящийся случайно прочитает какое-либо дуа или зикр намаза вслух, например, сана, ташаххуд, азкары руку’ и суджуда, салават и др., то саджда ас-сахву совершать не нужно («Хашия» Ибн Абидина).

Ошибки присоединившегося к имаму после начала намаза (масбук)

1. Если имам дал один салям направо, для того чтобы совершить затем саджда ас-сахву, масбуку не нужно давать салям, он должен последовать за ним в саджда ас-сахву. Это в том случае, если масбук не присутствовал в тот момент намаза, когда имам совершил то, что сделало обязательным саджда ас-сахву (Ад-Дурр аль-Мухтар). Однако если масбук уже молился за имамом, когда тот совершил ошибку, то он должен в точности последовать за имамом, то есть дать салям, а потом сделать за ним саджда ас-сахву.

2. Окончание намаза масбука.

После того как имам закончил намаз, дав два саляма, масбук по ошибке тоже дал два саляма. В этом случае он должен сразу же встать, совершить пропущенные им ракааты и закончить намаз, сделав саджда ас-сахву в конце. Однако, если, после того как он закончил намаз одновременно с имамом, ему напомнили, что он пропустил первые ракааты, и в ответ на это он встал, чтобы доделать пропущенное, его намаз аннулируется и ему нужно его переделать. Если же он после напоминания не встал сразу, а чуть-чуть подождал и лишь затем встал, чтобы доделать пропущенное, то его намаз действителен и ему нужно совершить в конце саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина).

3. Ошибка, возникшая при выполнении пропущенных ракаатов.

Если масбук, выполняя пропущенные ракааты, совершил ошибку, требующую выполнения саджда ас-сахву, то он должен выполнить саджда ас-сахву в конце намаза.

Если он сделал саджда ас-сахву вместе с имамом, компенсируя ошибку, допущенную имамом, а после саляма имама пропустил какой-то ваджиб, он снова должен совершить саджда ас-сахву в конце намаза.

4. Ошибка в вечернем (магриб) намазе.

Масбук выполнил с джамаатом третий ракаат намаза магриб, затем, совершая пропущенные два ракаата, не сел во втором ракаате. Он должен совершить саджда ас-сахву. Если он его не совершит, то ему нужно переделать весь намаз («Хашия» Ибн Абидина).

Примечание:

В указанном выше случае масбук после саляма имама должен встать, прочитать суру «Аль-Фатиха», затем другую суру, затем выполнить рукуʼ и суджуд. После этого ему нужно сесть и прочитать ташаххуд. Это будет считаться его первым сидением. Если он пропустит это сидение, ему нужно будет совершить саджда ас-сахву.

5. Если масбук присоединился к джамаату, после того как имам совершил саджда ас-сахву, то его следование за имамом действительно, его намаз засчитывается и ему не нужно совершать в конце своего намаза саджда ас-сахву, если он в оставшихся ракаатах не допустит ничего, что делает его (саджда ас-сахву) обязательным (Ад-Дурр аль-Мухтар).

6. Если масбук присоединится к джамаат-намазу в момент, когда имам совершает второй суджуд в саджда ас-сахву, то ему не нужно восполнять первый суджуд из саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

7. Если имам забыл совершить саджда ас-сахву.

Вопрос:

Имам, который должен совершить саджда ас-сахву, забыл сделать это сразу после намаза, а масбук по завершению намаза имама встал, чтобы выполнить оставшиеся ему ракааты. Затем имам вспомнил, что ему обязательно совершить саджда ас-сахву, и сделал его. Что в этом случае должен делать масбук?

Ответ:

Если масбук еще не совершил суджуд того ракаата, в котором на том момент находился, то ему необходимо последовать за имамом, выполняющим саджда ас-сахву, закончить намаз вместе с имамом, а затем еще раз восполнить пропущенные им ракааты.

Если же масбук уже выполнил суджуд данного ракаата, то ему нельзя присоединяться к имаму. Если он присоединится, его намаз нарушится. Он обязан закончить свой намаз и выполнить саджда ас-сахву в конце.

А если он не выполнил суджуд своего ракаата, но, тем не менее, не последовал за имамом в саджда ас-сахву, это допустимо. В таком случае ему необходимо выполнить саджда ас-сахву в конце своего намаза (Аль-Фатава аль-Хиндийя).

Примечание:

По вышеуказанной причине масбуку желательно выждать немного, после того как имам даст два саляма, прежде чем встать для восполнения пропущенных ракаатов.

8. Намаз за имамом-путником.

Если мусульманин-мукым (не находящийся в пути) следует за имамом-мусафиром (путник), который сокращенно совершает четырехракаатный фард-намаз, то, после того как имам даст салям в конце второго ракаата (находящийся в пути сокращает четырехракаатный фард-намаз), следующий за ним должен встать и выполнить оставшиеся два ракаата так, как если бы он следовал за имамом. Это значит, что ему нельзя читать Коран в этих ракаатах. Если он сделает это, то совершит грех и ему необходимо покаяться. Его положение в терминологии фикха обозначается словом «ляхик», то есть человек, который начал джамаат с начала, однако не доделал вместе с имамом один ракаат или больше с конца. Чтение Корана в намазе для ляхика – макрух тахриман.

Однако, если он пропустит какой-то ваджиб в последних двух ракаатах, ему обязательно будет совершить саджда ас-сахву.

Если молящийся присоединится к имаму-мусафиру во втором ракаате, то ему нужно будет завершить свой намаз следующим образом: когда имам-мусафир даст салям в конце своего второго ракаата, масбук должен встать и выполнить два ракаата без чтения Корана и один ракаат с чтением.

Если же он присоединился к имаму-мусафиру после руку’ второго ракаата, то после саляма имама ему нужно будет выполнить первые два ракаата без чтения Корана и вторые два ракаата – с чтением Корана (Имдад аль-Фатава, т. 1, с. 411-412).

9. Масбук после саляма имама забыл выполнить недостающие ракааты. Он может встать и выполнить их, если после саляма не делал ничего, что нарушило бы его намаз. Если он, скажем, поел, попил воды или прочитал дуа не на арабском языке, то ему нужно будет переделать намаз целиком («Хашия» Ибн Абидина).

10. Масбук присоединился в ташаххуде к джамаату, выполняющему утренний (фаджр) намаз, и после завершения намаза имамом он встал, чтобы выполнить два пропущенных ракаата. Затем он осознал, что намаз имама был не действителен по той или иной причине. В этом случае весь его намаз также не действителен и его нужно выполнить заново.

11. Пока имам читает ташаххуд в последнем для него сидении намаза, масбук в ожидании его саляма может совершить одно из нескольких дел на выбор:

  • Он может повторить ташаххуд.
  • Он может сидеть молча.
  • Он может читать салават или дуа.
  • Он может в течение этого времени прочитать ташаххуд один раз, но очень медленно, растягивая его произнесение до саляма имама.

Все эти способы верные, однако наиболее предпочтителен последний.

12. Если молящийся присоединился к джамаату, после того как имам дал первый салям, то это не считается присоединением к джамаату. Более того, даже если он присоединился, когда имам только произнес слово «ас-салям», джамаат все равно не засчитывается. Ему нужно отделиться от этого джамаата и совершить намаз в одиночку («Хашия» Ибн Абидина).

13. Если масбук присоединился к джамаату в последнем сидении и начал читать ташаххуд, а в это время имам дал салям, то для масбука лучше завершить чтение ташаххуда, а потом встать и наверстать пропущенные ракааты («Хашия» Ибн Абидина).

14. Способ выполнения пропущенных ракаатов в четырехракаатном намазе.

Когда имам закончит произносить второй салям, масбук, который пропустил, к примеру, три ракаата, должен встать, произнеся: «Аллаху Акбар». Затем он читает «сана» (Субханака…), суру «Аль-Фатиха» и другую суру (или аяты). Затем он совершает рукуʼ и суджуды, садится и читает ташаххуд. Этот ракаат будет для него вторым, поскольку первый ракаат его намаза – тот, что он совершил за имамом. Затем он встает, читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру и выполняет рукуʼ и суджуды. Это третий ракаат. В четвертом же ракаате масбук читает только суру «Аль-Фатиха», после чего завершает намаз обычным образом.

15. Масбук читает «сана», после того как встанет (после второго саляма имама) для выполнения оставшихся ему ракаатов, а не после присоединения к джамаату.

16. Чтение салавата и дуа за имамом.

Если следующий за имамом (муктади) еще читает салават или дуа, а имам в этом момент дал салям, то муктади должен прекратить чтение и последовать за имамом в саляме. Однако, если муктади читает ташаххуд, а имам дает салям, то в этом случае муктади сначала должен закончить чтение ташаххуда и лишь затем дать салям («Хашия» Ибн Абидина).

Также, если имам встанет после первого сидения намаза, а муктади все еще читает ташаххуд, то ему следует закончить ташаххуд, а потом последовать за имамом («Хашия» Ибн Абидина).

Если муктади не успел прочитать три тасбиха в рукуʼ или суджуде, а имам перешел к следующему рукну, то муктади должен, не задерживаясь, последовать за имамом («Хашия» Ибн Абидина).

17. Если масбук присоединился к намазу во втором его ракаате, а имам прочитал в нем после «Аль-Фатихи» суру «Ан-Нас», то, выполняя оставшиеся ему ракааты, масбук может читать из Корана, что хочет (Ад-Дурр аль-Мухтар).

18. Присоединение к джамаату в третьем ракаате намаза витр.

Если масбук присоединился к имаму в третьем ракаате намаза витр, то он должен читать дуа Кунут вместе с имамом и не должен затем повторять его, выполняя пропущенные ракааты. Также он не обязан повторять его, если присоединился к имаму, когда тот находился в рукуʼ третьего ракаата намаза витр.

19. Некоторые ученые рекомендовали добавлять при чтении тасбиха в саджда ас-сахву следующие слова:

[Субхана ман ля янаму уа ля ясху]

(Пречист Тот (Аллах), Который не спит и не ошибается)

(«Хашия» ат-Тахтави)

Если человек совершил ошибку в самом саджда ас-сахву, например, сделал один суджуд вместо двух, то ему не нужно повторять саджда ас-сахву из-за этой ошибки и его намаз будет действителен («Хашия» ат-Тахтави).

Если молящийся прочитает аят Корана в рукуʼ или суджуде, то ему нужно совершить саджда ас-сахву («Хашия» ат-Тахтави).

А Всевышний Аллах знает лучше.

Приложение

Таблица для самопроверки

Для облегчения запоминания и повторения мы подготовили таблицу, где в краткой форме изложили содержание книги, ограничившись только практической стороной дела – ситуациями, где надо и где не надо совершать саджда ас-сахву. Мы опустили все подробности, объяснения и дополнительные темы, затронутые автором в книге.

Все ситуации в таблице приведены в том порядке, в котором они идут в книге. В случае возникновения неясности в каком-либо пункте таблицы, следует обратиться к соответствующей главе книги.

1. Ошибки в чтении Корана.

Нужно совершить саджда ас-сахву:

  • Повтор всей/большей части суры «Аль-Фатиха» в первом или втором ракаате фард-намаза.
  • Повтор всей/большей части суры «Аль-Фатихи» в любом ракаате любого намаза, кроме фарда.
  • Пропуск большей части суры «Аль-Фатиха» (пропуск меньшей части – саджда ас-сахву желателен).
  • Чтение другой суры вместо суры «Аль-Фатиха».
  • Если не прочитал суру «Аль-Фатиха», но прочитал вторую суру, или наоборот.
  • Чтение менее трех коротких аятов после суры «Аль-Фатиха».
  • Громкое/тихое чтение имама не там, где надо.
  • Громкое чтение имама в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза.
  • Если имам задержался после трех аятов второй суры на длину рукна.
  • Если имам задержался после суры «Аль-Фатиха» и до второй суры на длину рукна.
  • Пропуск суры «Аль-Фатиха» в любом ракаате нафль- или ваджиб-намаза.
  • Тихое чтение имама в таравихе и витре в Рамадан.

Не нужно совершать саджда ас-сахву:

  • Повторение всей или части суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза.
  • Повторение всей или большей части суры «Аль-Фатиха» после чтения суры «Аль-Фатиха» и второй суры.
  • Чтение после суры «Аль-Фатиха» не той суры, которую собирался читать.
  • Повторение одного аята.
  • Пропуск суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза.
  • Чтение второй суры в третьем или четвертом ракаате фард-намаза.
  • Громкое/тихое чтение не там, где надо, для того, кто совершает намаз в одиночку.
  • Чтение одной и той же суры после суры «Аль-Фатиха» в первом и втором ракаатах.
  • Пропуск одного или более аятов во второй суре.
  • Если имам, прочитав три аята второй суры, перешел в рукуʼ.
  • Нарушение порядка сур в намазе (это макрух).
  • Если ничего не читал в третьем и четвертом ракаатах фарда (при условии, что задержался стоя на длину одного тасбиха).
  • Ошибка в таджвиде, нарушающая смысл аята или вводящая в Коран новое слово (в этом случае намаз нарушается).

2. Ошибки в поясном и земном поклонах.

Нужно совершить саджда ас-сахву:

  • Совершение рукуʼ не в свое время.
  • Совершение одного суджуда не в своем месте.
  • Сомнение в количестве суджудов.
  • Совершение рукна не в его месте.
  • Повторение рукна (например, два рукуʼ).
  • Сомнение, совершил ли ваджиб (например, дуа Кунут в намазе витр).
  • Совершение саджда ат-тилява в намазе не сразу, а после чтения трех коротких или одного длинного аята после аята саджда.
  • Совершение саджда ат-тилява после саляма.
  • Ненамеренное нарушение таʼдиль аль-аркан (выполнение рукнов спокойно, с остановками).

Не нужно совершать саджда ас-сахву:

  • Чтение тасбихов рукуʼ в суджуде, и наоборот (это макрух).
  • Совершение саджда ат-тилява менее, чем после чтения трех коротких аятов или одного длинного после аята саджда.
  • Ошибка в количестве тасбихов в намазе тасбих.

3. Ошибки, связанные с количеством ракаатов намаза.

Нужно совершить саджда ас-сахву:

  • Сидение в первом или третьем ракаате на длину совершения рукна.
  • Пропуск сидения во втором ракаате.
  • Совершение четырех ракаатов намаза фаджр или шести – намаза аср.
  • Если на встал на пятый ракаат в четырехракаатном намазе, но до его завершения сел обратно.
  • Если не можешь определить, сколько ракаатов совершил.
  • Если путник сделал четыре ракаата вместо двух по ошибке.

4. Ошибки в сидении (ка’да).

Нужно совершить саджда ас-сахву:

  • Чтение салавата в первом сидении.
  • Чтение Корана после ташаххуда в первом сидении.
  • Чтение Корана до или вместо ташаххуда в любом сидении.
  • Пропуск любой части ташаххуда.
  • Пропуск первого сидения.
  • Если вспомнил, что пропустил первое сидение, и вернулся к нему, будучи ближе к вертикальному положению.
  • Чтение ташаххуда дважды в первом сидении любого намаза.
  • Молчание на длину рукна после чтения ташаххуда в первом сидении.
  • Если по ошибке дал салям после второго ракаата (и не нарушил намаза затем).
  • Если по ошибке встал с четвертого ракаата на пятый, затем вернулся.
  • Задержка саляма в последнем сидении больше, чем на длину рукна.

Не нужно совершать саджда ас-сахву:

  • Если успел произнести из салавата только اللهم صل على
  • Чтение салавата в первом сидении нафль-намаза.
  • Чтение Корана в ташаххуде в последнем сидении.
  • Если пропустил первое сидение и вернулся к нему, будучи ближе к сидячему положению.
  • Чтение ташаххуда дважды в последнем сидении любого намаза.
  • Молчание после чтения ташаххуда меньше, чем на длину рукна.
  • Повторение или полный или частичный пропуск салавата в последнем сидении.

5. Ошибки, связанные с такбиром.

Нужно совершить саджда ас-сахву:

  • Повторение такбиратуль-ихрам (после чтения Корана).
  • Пропуск такбира в третьем ракаате намаза витр (перед дуа Кунут).

Не нужно совершать саджда ас-сахву:

  • Если не произнес такбир между рукнами.
  • Повторение такбиратуль-ихрам сразу за первым (без длинной паузы).
  • Пропуск такбиров праздничного намаза.
  • Чтение лишних такбиров в праздничном намазе.

6. Ошибки, связанные с тасбихами и азкарами.

Нужно совершить саджда ас-сахву:

  • Чтение дуа Кунут в первом или втором ракаате намаза витр.

Не нужно совершать саджда ас-сахву:

  • Пропуск та’авуз (а’узу биЛляхи) и тасмия (бисмиЛлях).
  • Пропуск сана (СубханакаЛлахумма ва бихамдик).
  • Произнесение «бисмиЛлях» в руку’.
  • Произнесение «Аллах, Аллах» и «…илляЛлах» в любом месте намаза.
  • Произнесение та’авуза, тасмии или «амин» вслух.
  • Громкое чтение «Субханака…», зикров, дуа и салавата.

7. Ошибки присоединившегося к имаму после начала намаза (масбук).

Нужно совершить саджда ас-сахву:

  • Если дал оба саляма вслед за имамом.
  • Если совершил то, что требует саджда ас-сахву, в восстанавливаемых ракаатах.
  • Масбук забыл, что должен восстановить пропущенные ракааты, закончил намаз и, не совершая то, что его нарушает, выполнил их.

Не нужно совершать саджда ас-сахву:

  • Если масбук присоединился к джамаату, когда имам совершал саджда ас-сахву.

Окончание, альхамдулиЛлях.

 

Источник