Сафаром (путешествием) считается путь по суше на расстояние пешего перехода в течение 18 часов (при современном исчислении это составит 90 километров). При морском путешествии это составляет 60 миль. Отправляющегося в путь на такое расстояние по Шариату называют «мусафир» (путешественник, путник). На каком бы транспортном средстве, и на какое бы короткое время человек ни отправился в путь, выразив намерение, на него распространяются предписания Шариата в отношении мусафиров.
Путник считается мусафиром, когда позади останется последний дом его города или селения. Если это происходит в месяц Рамадан, он может не соблюдать пост. Пропущенные дни поста он обязан (как када) возместить позднее. Но лучше соблюдать пост,если это не во вред здоровью. Намазы фард, состоящие из четырёх ракаатов, мусафиру положено сокращать до двух ракаатов. Однако фард вечернего и утреннего намаза, намаз витр и все сунны, состоящие из четырёх ракаатов, он должен совершать без сокращений, полностью.
Если кто-либо, будучи в пути, намазы фард из четырёх ракаатов совершит без сокращения и исполнит все четыре ракаата, он совершит ошибку. За это он должен будет просить у Аллаха прощения. Кроме того, за откладывание в намазе «саляма» ему придётся исполнить дополнительно сажда-сахв (по устранению ошибки). Однако если во время остановок в пути он совершает намаз,присоединившись к местному имаму (мукым), то должен совместно с джамаатом выполнить намаз полностью.
В том случае, если он сам выступает в роли имама, то даёт «салям» после двух ракаатов. Если присоединившийся к нему джамаат состоит также из мусафиров (путников), они также вместе с имамом выполняют «салям». Если джамаат составляют не путники, а постоянные местные жители (мукым), то они после выполнения имамом «саляма» встают и доводят намаз до конца.
Если человек, попадающий под вышеописанное определение мусафира, намерен остаться в чужом городе или селении на 15 дней, то он там перестаёт считаться мусафиром и обязан совершать намазы полностью, без сокращений. В том случае, когда человек, не имевший намерения оставаться в каком-то населённом пункте на 15 дней, но из-за незавершённости дел или по другой серьёзной причине вынужденный задерживаться месяцами, даже годами, рассчитывая отправиться в обратный путь не сегодня, так завтра, независимо от срока пребывания, он, по Шариату, считается мусафиром.
Любой мусафир, вернувшийся на свою основную родину, сразу же перестаёт быть таковым. Здесь он, как бы мало ни успел пробыть, считается мукымом и намазы свершает без сокращения.
Если мусафир во время сафара (путешествия) пропустил подлежащие сокращению намазы фард в четыре ракаата и остался за них должником, то он возмещает их, находясь в месте временного пребывания или по возвращении в место постоянного проживания,как када намазы, в два ракаата.
Если мусульманин пропустит намаз, состоящий из четырёх ракаатов, находясь у себя на родине, и не успев их возместить там, отправится в путь, то и в месте временного пребывания он должен совершить за них када-намаз в четыре ракаата.
ВАТАН (РОДИНА)
Ватан, как место пребывания мусульманина, бывает трёх видов:
— ватан асли;
— ватан икамат;
— ватан сукна.
Ватан асли — это место, где человек родился или создал семью. Ватан асли – также и то место, где человек и не родился, и не создал семью, но намерен там жить постоянно.
Ватан асли перестаёт быть таковым с обретением другого аналогичного места пребывания.
Например, если мужчина, живет с семьей в другом городе или селении, тогда место его рождения перестаёт быть для него ватаном асли.
Если он, приехав на свой прежний ватан асли, останется здесь менее чем на 15 дней, то он должен будет сократить намаз фард в четыре ракаата до двух ракаатов. Точно так наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) при приезде из Медины в город Мекку, где он родился, вырос и женился, совершал намаз с сокращением.
Если у кого-либо больше одной жены и каждая из них живёт в другом городе или селении, то при пребывании у своих законных жён он нигде не будет считаться мусафиром. Ватан икамат не нарушает ватана асли.
Ватан икамат — это место, где мусафир намерен оставаться самое малое на 15 дней. Оно должно быть на расстоянии не менее 90 километров от его ватана асли. Здесь намазы в четыре ракаата совершаются без сокращения. Ватан икамат перестаёт для человека быть таковым при замене его другим ватаном икамат или по возвращении на ватан асли. Но он не перестаёт быть ватаном икамат при переезде на ватан сукна.
Ватан сукна — это место, находящееся на расстоянии 90 и более километров от ватан асли, где мусафир намерен находиться менее 15 дней. На ватане сукна намазы-фард в четыре ракаата совершаются в два ракаата.
Автор: Хасан Арыкан аль-Ханафи
Книга: «Мухтасар Ильмихаль»