Вопрос:
Может ли считаться ситуация когда женщина хочет ребенка, а ее муж не хочет ребенка, основанием для развода?
Ответ:
Нежелание одного из супругов иметь детей, не является основанием для развода (Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, III, 227). Это касается как мужа, так и жены. Необходимо просить у Аллаха Всевышнего того, что является благом для нас.
Несмотря на то, что в Исламе развод считается дозволенным, подобные ситуации считаются нежелательными. Именно поэтому посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Среди всего дозволенного, Аллахом Всевышним больше всего не любим развод».
Дети являются великим благом, и в то же время огромной ответственностью для родителей. Мы не можем точно знать, что является благом для нас, иметь детей, или не иметь их. Поэтому это не должно становиться причиной конфликтов, и оба супруга должны просить у Аллаха Всевынего того, что на самом деле является благом для них.
С кем остаются дети после развода?
Относительно данного вопроса имеются следующие хадисы.
Передают, что Умар ибн аль-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансаров, которая родила ему сына ‘Асыма. Однажды Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался возле мечети, Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребенка и стала оспаривать его решение. Когда они обратились на суд к Абу Бакру, Умар сказал: “Это – мой сын”. То же самое сказала бабушка ребенка. Тогда Абу Бакр сказал: “Оставь его ей”, — и Умар не стал возражать ему. Об этом сообщил Малик в “аль-Мууатта”.
Ибн Умар рассказывал, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было для моего дитя жильем, а мое молоко было для него питьем, а теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «До тех пор, пока ты не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на ребенка». Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324.
Однажды к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) пришла разведенная супружеская пара и привела с собой ребенка. Каждый из них желал оставить его у себя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), изучив ситуацию, посадил одного из родителей с одной стороны, а второго — с другой и сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним». «Сунан Абу Дауд» № 2277.
Имам ибн Теймия рассказал следующий случай: «Однажды разведенные родители пришли к судье и попросили решения по вопросу воспитания ребенка. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье: «Спросите у ребенка причину такого выбора». Судья спросил, на что ребенок ответил: «Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненное задание, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми». Услышав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери». Привел имам Шаукани в «Найлюль Аутар».
По мнению двух имамов Абу Ханифы и Малика по достижении ребенком сознательного возраста дочери должны воспитываться матерями, а сыновья отцами. По мнению же шафиитского и ханбалитского мазхаба ребенок по достижении самостоятельного возраста сам вправе выбрать с кем он будет.