Перечисление аспектов, в которых интеллектуальное богатство превосходит материальное, от Ибн Кайима аль-Джаузи (рахимаху-Ллах)
Имам Ибн аль-Кайим писал:
“Достоинство знания превыше денег и имущества во многих аспектах, среди которых:
1. То что знание — это наследство пророков, а имущество — наследство королей и богачей.
2. Обладатель имущества оберегает его. А знание само оберегает своего обладателя.
3. Имущество сокращается при расходах, а знание лишь увеличивается, когда им делишься.
4. Когда владелец имущества умирает, он лишается своего состояния, а знание остается с его обладателем в могиле.
5. Знание распоряжается имуществом, а имущество не может распоряжаться знанием.
6. Обладателем имущества может стать любой: и муслим, и кафир, и праведный, и нечестивец. Однако полезное знание может достаться только верующему.
7. В обладателе знания нуждаются как цари, так и простые люди. А что касается обладателя имущества, то нужду в нем испытывают лишь неимущие и бедняки.
8. Душа очищается и становится более благородной по причине приобретения и накопления знаний, потому как (стремление к знаниям) придает ей совершенство. А деньги не очищают душу, не делают ее более совершенной. Приобретение и накопление имущества придают душе недостатки, делают ее скупой и жадной. Само по себе стремление души к знаниям — это проявление ее совершенства, а ее стремление к деньгам — это проявление ее неполноценности.
9. Деньги толкают душу к беззаконию, гордыне и самодовольству, а знания сподвигают ее к скромности и поклонению. Деньги придают человеку качества царей, а знания — качества рабов Аллаха.
10. Знания приближают душу к тому счастью, ради которого она была создана. Имущество же является лишь преградой между душой и этим счастьем.
11. Интеллектуально богатый человек величественней, чем материально богатый, потому как обладатель имущества богат вещью, обособленной от его личности. Если он лишится своего имущества в одночасье, то сразу станет неимущим бедняком.
Что же касается богатого своими знаниями, то ему не грозит бедность, напротив, он в постоянной прибыли. Это действительно высшее богатство, как сказал об этом поэт:
Разбогател я без денег настолько,
Что не нуждаюсь ни в ком из людей
Истинно, высшее богатство не в том, сколько
Имеешь, а в том, насколько человек довольствуется тем, что имеет (рифму не подобрал, ну что поделать — прим. пер.).
12. Имущество порабощает того, кто его возлюбил и делает его своим рабом, как сказал об этом посланник Аллаха: «Несчастен раб динара, несчастен раб дирхама…».
Знание же делает своего обладателя рабом его Господа и Создателя, оно призывает его к поклонению одному лишь Аллаху.
13. Любовь к знаниям и стремление к ним — основа всякого блага, а любовь к Дунье, имуществу, и стремление к этому — основа всякого зла.
14. Ценность богача заключается в его имуществе, а достоинство обладателя знаний — в его знаниях. Если богач потеряет свое имущество, то не будет ему никакой цены, а достоинство знания не исчезает, а, наоборот, постоянно умножается и увеличивается.
15. Сущность денег материальная, а сущность знания — духовная, как сказал Юнус ибн Хабиб: «Твое знание — для твоей души, а твое имущество — для твоего тела». Разница между знанием и имуществом как между душой и телом.
16. Никто и никогда не проявлял послушание Аллаху, кроме как посредством знания. А что касается имущества, то большинство ослушающихся Аллаха делают это посредством него.
17. Если ученому предложат весь мир вместе с тем, что в нем есть, взамен на его знания, то он не согласится на такую сделку. Что же касается богача, то если он познает достоинство знания, его почет, то, как усовершенствует и осчастливит знание своего обладателя, то он предпочтет знание взамен на все свое богатство.
18. Знающий человек всем своим поведением и своими знаниями призывает к Аллаху, а накопивший имущество всем своим поведением и имуществом призывает людей к Дунье.
19. Материальное богатство часто становится причиной гибели своего обладателя, потому как душа (нафс) человека влюблена в деньги, и когда она видит, что кто-то овладевает ее возлюбленным, то спешит уничтожить его из ревности, как часто и происходит.
Что же касается богатства знанием, интеллектуального богатства, оно — причина выживания как своего обладателя, так и окружающих его людей. Когда люди видят того, кто приобретает знания и обладает большим знанием чем они, то начинают любить его, почитать и услуживать ему.
20. Наслаждение богатством — либо иллюзорное наслаждение, либо животное. Если человек наслаждается самим процессом накопления богатства, то это иллюзорное, призрачное наслаждение. Если же он наслаждается тратой денег на свои потребности и страсти, то это животное наслаждение.
Наслаждение знаниями — это духовное, интеллектуальное наслаждение, оно похоже на наслаждение ангелов и их радость.
А это два совершенно разных наслаждения…
21. Все разумные люди любого общества во все времена порицали и презирали алчных людей, жаждущих побольше накопить, и считали это недостатком.
Однако во все времена разумные люди считали похвальным стремление к приобретению и накоплению знаний. Они восхваляют тех, кто это делает, любят их, считают это признаком совершенства.
22. Также они всегда возвеличивали аскетичных людей, не жаждущих накопления денег, не придававших им большого значения и не отдававших свое сердце в рабство деньгам.
Однако они всегда осуждали беспечных по отношению к знанию, которые не придавали ему большого значения и не стремились его приобрести.
23. Обладатель имущества может заслужить похвалу только тратя его, а обладатель знания заслуживает похвалу и за передачу знания другим, и просто за то, что он им обладает.
24. Материальное богатство всегда сопряжено с переживаниями: либо с печалью, либо со страхом. Такие люди до приобретения имущества находятся в печали, а после приобретения — в страхе. Чем больше богатства они накапливают, тем сильнее увеличивается их страх.
А богатство знаниями сопровождается безопасностью, радостью и счастьем.
25. Материально богатый человек обязательно столкнется с потерей своего богатства, будет испытывать боль и мучиться из-за этого. А богатый знаниями не столкнется с их потерей, не будет из-за этого мучиться и испытывать боль. Наслаждение богача своим богатством — наслаждение временное, не постоянное, за которым следует боль. А наслаждение знаниями — наслаждение непрерывное и постоянное, за ним не последует боль.
26. Наслаждение души богатством и украшение посредством имущества — это украшение посредством временной вещи, которая когда-нибудь исчезнет. Это подобно украшению красивой одеждой, взятой взаем — когда-нибудь ее придется вернуть, и с ней уйдет вся красота. Что же касается совершенства и красоты души, достигаемой посредством знания, то эта красота достигнута посредством личных качеств, утвержденных для нее, которых она не лишится.
27. Тот, кто приобрел свой авторитет и был почтен из-за своих денег, тот, потеряв их, потеряет свое положение и почет. А тот же, кто приобрел авторитет посредством своего знания, тот будет лишь еще более почитаем и его авторитет будет лишь расти.
28. Приобретение положения и авторитета посредством денег — это само по себе унижает человека, это свидетельствует о его беспомощности, и что без денег он достоин пренебрежения, а не почтения.
А приобретение авторитета и почета посредством знаний — само по себе восхваляет человека и указывает на его совершенство, потому как он заслужил это своими личными качествами и способностями, а не за счет каких-то внешних факторов».
Из книги «Мифтаху дар ас-са’ада» — Ключ к Обители счастья.
Высказывания ученых по теме:
«Обретение знаний – обязанность мусульманина и мусульманки».
«Идите за знаниями, если придется идти для этого даже в Китай».
«Самое дорогое наследство от отца – хорошее воспитание и обучение».
«Смерть одного ученого порою большая потеря, чем гибель целого племени».
«Приобретение знаний – часть священного джихада».
«Ученый среди невежд равен живому среди мертвых».
«Ко всему есть свой путь: приобретение знаний – путь в Рай».
«Нет более страшного позора, чем невежество».
«Самое высокое звание – это звание ученого человека».
«Будь или обладателем знаний, или обучающимся, или собеседником, или другом ученого; остерегись быть пятым – погибнешь (в невежестве)».
«Сон ученого предпочтительнее излишнего поклонения невежды».
«В день страшного Суда чернила ученых будут приравнены к крови шахидов – борцов за веру».