Для человека нет ничего лучшего на этой земле, чем требование знаний. Знание — это свет, а незнание/невежество – это мрак. Многие стремятся требовать знания, но мало кто достигает желаемой цели.

 

Одна из главных причин, из-за которой человек не доходит до главной цели в поиске знаний – это оплошность в этике их получения. Мы не уделяем должного внимания этикету получения знаний, когда как знания не приобретаются и не покоряются человеку, несоблюдающему адаб. Есть много высказываний о важности изучения адаба перед вступление в поисках знаний:

Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Поистине, люди [в прошлом] выходили в поисках адаба, приобретая его годы и годы».

 

Ибн Джамаа передает что некоторые ученые говорили своим детям: «О, мой сын! Если ты изучишь один раздел адаба, то это будет любимее для меня, чем изучение тобой семидесяти разделов знания».

 

Один из важных адабов, которому должен строго следовать получающий знания — это изучение одного вида науки или книги и только потом перейти на другое; не изучать разногласия между учеными и людьми и изучать знания перед учителем, твердо придерживающегося одного мнения; избегать того учителя, который сеет в сердце сомнения и приводит различные мнения.

 

Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, очень подробно рассказывает о важности этого адаба. В своей известной книге «Ихя улюма Ддин» 1/234, он говорит:

 

الوظيفه الرابعة أن يحترز الخائض في العلم في مبدأ الأمر عن الإضغاء إلى اختلاف الناس سواء كان ما خاض فيه من علوم الدنيا أو من علوم الآخرة فإن ذلك يدهش عقله ويحير ذهنه ويفتر رأيه ويؤيسه عن الإدراك والاطلاع بل ينبغي أن يتقن أولا الطريق الحميدة الواحدة المرضية عند أستاذه ثم بعد ذلك يصغي إلى المذاهب والشبه وإن لم يكن أستاذه مستقلا باختيار رأي واحد وإنما عادته نقل المذاهب وما قيل فيها فليحذر منه فإن إضلاله أكثر من إرشاده فلا يصلح الأعمى لقود العميان وإرشادهم ومن هذا حاله يعد في عمى الحيرة وتيه الجهل

 

«Четвертая обязанность состоит в том, чтобы входящий в науку (новичок) поначалу воздерживался от слушания речей о расхождениях ученых людей, будь это науки об этом мире или же о будущей жизни. Ведь подобное смущает его разум и приводит в беспорядочное состояние его ум, ослабляет его собственный взгляд и ввергает в отчаяние касательно постижения и изучения [истинной науки]. Напротив, вначале ему следует в совершенстве овладеть единственным достохвальным путем, который приемлет его наставник. Затем он может слушать об остальных богословско-правовых школах и о вопросах, вызывающих сомнения.

 

Если же его наставник не придерживается твердо мнения одного мазхаба и в его обычае ссылаться на разные мазхабы и на аргументы и доводы, приводимые в этих мазхабах, то пусть ученик остерегается такого учителя, ибо такой наставник скорее приведет ученика к заблуждению, нежели наставит на правильный путь – ведь слепой не годится в поводыри слепых и для наставления их. У кого такое состояние, того считают находящимся во мраке рассеянности и на уровне невежества».

 

Другой известный ученый шафиитского мазхаба Бадруддин ибн Джамаа в своей книге «Тазкирату Самиъ» указывая на этот очень важный момент для требующего знания говорит:

 

«Пусть он, ищущий знаний, остерегается в начале своего обучения отвлекаться на разногласия между учеными или между людьми в общем, будь то вопросы рационального познания или вопросы, познаваемые лишь через Откровение, потому что подобное смущает его разум и приводит в беспорядочное состояние его ум.

 

Напротив, ему следует в совершенстве овладеть какой-либо книгой одной отрасли науки или несколькими книгами в нескольких отраслях, если его [умственные и физические] способности позволяют такое, следуя методике, которой был бы доволен его шейх. Но если методика шейха состоит лишь в передаче мнений мазхабов и разногласий между учеными, при этом он сам не имеет какого-либо конкретного мнения, то сказал имам Газали: «Следует остерегаться этого шейха, поистине, он наверняка принесет вред [своему ученику], нежели пользу».

 

И пусть он остерегается в начале обучения читать различные книги, потому что это тратит его время и мешает сконцентрироваться. Напротив, пусть он всецело предоставит себя одной книге, которую читает, или одной отрасли, которую изучает, до тех пор, пока не овладеет этим в совершенстве. И пусть он остерегается переходить от изучения одной книги к другой без необходимости, потому что подобное является признаком печали и отсутствия успеха.

 

Когда же способности ищущего знания утверждены, а уровень его познаний очевиден, то ему лучше не оставлять ни одну отрасль шариатских наук, не ознакомившись с ней. Если предписание Аллаха и длинная жизнь сопутствуют ему в углубленном изучении наук, то он обретет их. А если нет, то он уже успел взять из этих наук то, что выведет его из мрака невежества.

 

И пусть он начнёт с изучения [самого важного] в каждой науке и так далее по степени важности.

 

Также не следует забывает совершать поступки в соответствии с полученными знаниями, так как это является главной целью их приобретения».

 

Пусть Аллах даст нам тауфик соблюдать адаб при поиске знаний, и Хвала Аллаху Господу миров!