Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Мусульманин, обладающий имуществом, достаточным для выплаты Закята, выплачивает также и милостыню Фитр. Милостыня «Фитр» является одной из разновидностей Закята. Это поклонение совершается с целью помощи нуждающимся людям. Милостыня Фитр была предписана Посланником Аллаха во второй год хиджры. В сборнике хадисов Ибн-и Маджа приводится сообщение:
«Милостыня Фитр очистит постившегося от греха нежелательных действий и слов (совершенных и сказанных во время поста). И будет также помощью для бедных. Выплативший ее до праздника, выплатит принятый Закят Фитр. Выплативший ее после праздника, — окажется в числе подавших милостыню».
Время выплаты «Фитра»:
По мазхабу Ханафи, мусульманин обязан выплатить Фитр, в промежуток времени от рассвета первого дня «Ид аль-Фитр» (праздника «Рамадан»), и до начала праздничной совместной молитвы. Эта обязанность является очень близкой к Обязательному Предписанию – Ваджиб.[1] В хадисе от Ибни Аббаса говорится: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха): велел нам выплачивать фитру для очищения постящихся от несуразных слов и для помощи в пропитании нуждающимся. Кто выплатит фитру до молитвы, у того это будет принято как вид Закята, а кто выплатит после молитвы, то это будет в виде милостыни».[2]
Отсюда видно, что можно выплатить Фитр и до молитвы, и после.[3] Но самое предпочтительное время, когда выплата милостыни Фитр является Ваджиб, – это от рассвета 1-го дня праздника до начала праздничной молитвы. Так как сказано Посланником (мир ему и благословение Аллаха): «В этот день обойдите бедняков и освободите их от попрошайничества хотя бы на день праздника».[4]
Мусульманин, не выплативший Фитр, остается должником. Впоследствии, ему необходимо будет выплатить свои долги по милостыне Фитр, чтобы иншАллах освободиться от груза грехов. Если же мусульманин после своей смерти останется должен в результате не выплаченной милостыни Фитр, не отданного Закята, не исполнения клятвенных обещаний (Адак) или не выполненных искуплений (Каффара), и не оставил по этому поводу завещания, то весьма желательно, чтобы один из наследников покойного выплатил эти долги из собственного имущества. Хотя, он этого делать и не обязан, но все же лучше, если он расплатится с долгами покойного.
Если же мусульман перед смертью оставил завещание по перечисленным долгам, то наследники обязаны выплатить их из одной трети оставшегося имущества покойного.
При отсутствии имущества, которые могли бы покрыть его долги, мусульманин не должен оставлять завещания по их выплате.
Условия выплаты милостыни «Фитр»:
1) Быть мусульманином. Не мусульманин не обязан выплачивать Фитр.
2) Быть свободным. Пленный, раб, или человек, не имеющий возможности выполнять свои обязанности, — не обязан выплачивать Фитр.
3) Иметь определенный Достаток (Нисаб).[5] Нисаб достаточно иметь на данное конкретное время (на момент начала времени утренней молитвы первого дня праздника), а не в течение года, как это необходимо при уплате Закята. И подсчет достатка несколько иной, чем при уплате Закята. Здесь в счет идут и те вещи, которые не предназначены для продажи, но существуют в наличии сверх того, что является самым необходимым. Мусульманин, не имеющий Нисаба, не обязан платить Фитр. Так как сказано в хадисе от Абу Хурайры: «Нет милостыни у человека, пока он не богат».[6]
Для выплаты Фитра не обязательно быть совершеннолетним или дееспособным. С имущества малолетних сирот и недееспособных выплачивается Фитр их попечителями. Если же попечители не будут выплачивать милостыню Фитр с их имущества, то окажутся в числе согрешивших. А малолетние, — после достижения совершеннолетия, и недееспособные — после выздоровления, сами должны будут отдать Фитр за все прошедшие годы.
Глава семьи выплачивает эту милостыню (если сам является обладателем Нисаба) за всех членов семьи, находящихся на его попечении, включая детей, родившихся до рассвета первого дня праздника Рамадан. Однако, он не обязан этого делать за совершеннолетнего, дееспособного сына и за свою жену, так как эта обязанность лежит на них самих. В то же время, если он за них выплатит милостыню Фитр, то она будет принята.[7]
В книгах «Дурр-уль-Мухтар»[8] и «Рэдд-уль-Мухтар…»[9] говорится: «Если кто-либо выплачивает Фитр из своего имущество за другого человека по его просьбе, то это дозволено. Если такой просьбы не было, то не дозволяется даже и в том случае, когда тот согласится с этим после выплаты Фитра. Но если выплата Фитра была произведена из чьего-либо имущества, а владелец имущества впоследствии согласится с этой выплатой, то это дозволено.
Если кто-либо (к примеру, — жена) поручит другому мусульманину (к примеру, — мужу) выплатить за него Фитр из своего товара, и если тот выполнит просьбу, выплатив Фитр из пшеницы, которую без разрешения поручителя смешает со своей, то окажется, что он выплатил Фитр лишь за себя. Так как по иджтихаду Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах), выплата Фитра из общего гурта пшеницы за всех владельцев будет считаться дозволенной тогда, когда смешение пшеницы разных владельцев произошло с предварительного согласия всех владельцев.
Таким образом, если в одной семье несколько человек обязаны по Шариату выплатить милостыню Фитр, то, для соблюдения предосторожности (Ихтийат), надо каждому члену семьи выделить Фитр из собственного имущества, и уже потом все это вместе или раздельно распределять между нуждающимися мусульманами.
Мусульманин, ставший обладателем Нисаба, переходит в разряд «богатых» людей. То есть, такой человек становится обязанным выплачивать: Закят; милостыню Фитр; в праздник Курбан – резать жертвенное животное. Два последних предписания для него становятся очень близкими к Обязательному (Ваджиб). Совершение Хаджа для такого мусульманина становится Обязательным (Фард) предписанием.
Обладатель Нисаба не может быть получателем Закята, а напротив, он сам обязан помогать нуждающейся женщине-родственнице (Махрам), и безработному родственнику мужчине.
Если обладатель Нисаба не выполнит указанные выше три предписания сразу, то, в случае потери Нисаба, эти обязанности с него не снимутся, и он останется должен.
Гость (Мусафир), также обязан выплачивать милостыню Фитр.
Милостыню Фитр можно выплатить одному бедному мусульманину, а можно и распределить между несколькими бедняками. Точно также, один бедный мусульманин может получить милостыню Фитр от нескольких человек.
Из каких продуктов и в каком количестве должна выплачиваться милостыня «Фитр»
По мазхабу Ханафи милостыня Фитр выплачивается в виде 4-х продуктов:
Пшеницы; Ячменя; Фиников; Сушеного Винограда, в следующем размере:
1) Если человек не слишком богат (хотя и обладает Нисабом), то он может выплатить
0,5 саъа (1750 граммов) пшеницы или пшеничной муки или 1-го саъа (3500 граммов) ячменя.
2) Человек, имеющий возможность заработать еще большую благость Аллаха, выплачивает Фитр в размере 1-го саъа (3500 граммов) на выбор: Фиников или Сушеного Винограда.
По мазхабу Ханафи рекомендуется давать Фитр в виде того продукта, который на данный момент более ценится. Если затруднительно отдать Фитр в виде пшеницы или муки, то можно выплатить в виде хлеба или кукурузы. Эта замена производится не по весу, а в соответствии со стоимостью продукта.
Внимание! Если в данной местности нет недостатка в перечисленных продуктах, то лучше вместо них выплатить их адекватную стоимость по рыночной цене на предпраздничный день.
Причем, более предпочтительной является выплата стоимости наиболее дорогого продукта на данный момент. В неурожайные годы более уместным является выплата милостыни Фитр самими продуктами: пшеницей, ячменем или мукой. Весь этот набор разновидностей и вариантов выплаты предполагает наибольший эффект милостыни Фитр для бедняка, а следовательно и на получение наибольшей благости для дающего, если на то будет воля Аллаха (хвала Ему Всевышнему).
Получатель «Фитра» по мазхабу Ханафи необязательно должен быть из числа мусульман. Но отдать милостыню «Фитр» единоверцу гораздо предпочтительнее, так как в этом случае, если даст Аллах субхана-Ху ва тааля, благости дающему милостыню будет больше.
Исчисление веса продуктов:
По мазхабу Ханафи — 1 Саъа = 4-м Мюд = 728-ми Мискалям = 1040 дирхемам чечевицы. (1 мюд = 875 гр.)
Вернее 1-Саъа является емкостью, в которой помещается 1040 дирхем проса или чечевицы весом в 3494,4 грамма. Цифра эта получается в результате несложных подсчетов, исходя из следующих данных по мазхабу Ханафи:
1 дирхем = 3,36 граммам. 1 Мюд = 1 Мэнн = 2 рытл. 1 Рытл равен 130 дирхемам (согласно шариату) или = 91 Мискалям.
1 Саъа по мазхабу Ханафи равен округленно — 3500 граммам. (1040 х 3,36 = 3494,4 гр.) 3500 грамм чуть больше 1-го Саъа, и это для нас лучше, так как соблюдена предосторожность. Когда нужно отдать 0,5 Саъа, производим следующий подсчет: 364 мискаля или же 520 дирхем умножаем на 3,36 гр. и получаем 1747,2 гр. Стало быть, отдаем округленно 1750 грамм или, по желанию, — 2 кг. пшеницы или муки. (Т.И.).
По мазхабам Малики, Шафии и Ханбали
По мазхабу Шафии Фитр не выплачивается раньше месяца Рамадан, а по мазхабам Малики и Ханбали не выплачивают раньше первого праздничного дня Рамадана. Наиболее необходимое время выплаты Фитра от рассвета первого дня праздника и до начала праздничной молитвы.
Разновидность продуктов, из которых дается фитр в мазхабе Шафии:
Пшеница, Ячмень, Пшено, Рис, Горох, Чечевица, Фасоль, Хурма, Сушеный Виноград, Сушеный Творог (Кеш), Молоко, Сыр – Брынза. (DMIF, II: 898).
В этих мазхабах Фитр выдается в размере Одного Саъа.
Один Саъа равен 694 дирхемам, а 1 дирхем = 2,42 граммам. А значит:
1 Саъа = 694 х 2,42 = 1679,48 гр. или округленно равен 1680-ти граммам.
Милостыня Фитр выплачивается и теми мусульманами, которые по какой-либо причине не постились.
По этим мазхабам выплата милостыни Фитр обязательна для всех мусульман, имеющих средства, превышающие расходы на однодневное пропитание, а также не испытывающих нужды в самом необходимом: жилье, одежде. Причем и пшеницу, и ячмень, и остальные продукты нужно выплачивать в размере 1-го саъа.
По мнению части ученых, выплата Фитра становится обязанностью степени Ваджиб сразу после захода солнца накануне дня праздника «Ид аль-Фитр», так как праздничная ночь (и вечер) уже не относится к месяцу Рамадан. (IFA, III: 388).
По мазхабам Малики и Ханбали предпочтительнее давать Фитр в виде фиников.
Аль-хамду лиль-л-Лахи Рабби-ль-алемиин!
Использованная литература:
«TAM ILMIHAL» — M. Sıddık G. İstanbul –1996;
“Dort Mezhebe Gore Islam Fikhi” (Al-Kitab-ul-Fikh alel-Mazahib-il-Arbaa) – Abdurrahman al-Jeziri. Istanbul – 1993:
(Из сборника «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада б. Йусуфа аль-Коккози)
[1] В остальных трех мазхабах обязанность выплаты милостыни «Фитр» является Обязательной (Фардом)!
[2] Хадис приведен у Абу Дауда и Ибни Маджа.
[3] По мазхабу Шафии нельзя выплачивать Фитр раньше месяца Рамадан.
По мазхабам Малики и Ханбали нельзя выплачивать Фитр раньше праздничного дня.
[4] Хадис приведен у Дарекутни и Хакима от Ибни Умара.
[5] НИСАБ (ЦЕНЗ): — Минимальное количество имущества, имеющееся у мусульманина сверх того, что необходимо для собственных, семейных нужд. При наличии данного и большего количества имущества, мусульманин становится обязанным выплачивать фитр, закяат, резать Курбан,совершить Хадж и др.
Нисаб наличных денег – адекватная сумма стоимости 96-ти граммов золота или 672-х граммов серебра. В виду того, что цена 1 гр. золота условно приравнивается к цене 7-ми граммов серебра, то общая стоимость 96-ти гр. золота и 672-х гр. серебра – одинакова.
По мазхабам Шафии и Ханбали — 483,4 граммам; по мазхабу Малики – 528 граммам.
(Подробнее о Нисабе смотрите раздел «Закят»).
[6] Хадис приведен у Ахмада. Бухари и Муслим привели этот хадис в несколько другом виде: «Наиболее благостной милостынью является та, которая дана человеком, когда он богат».
[7] По мазхабу Шафии мусульманин обязан выплатить Фитр за всех, кого обязан содержать: за свою жену; за отца и мать; за своих детей. Если же он находится в стесненных обстоятельствах, то выплачивает по порядку: вначале за себя, затем за жену, затем за детей, потом за отца и потом за мать.
[8] «Дурр-уль-Мухтар» — Ала’уддин аль-Хаскафи (Мухаммад б. Али; ум. в 1088/1677; был муфтием Шама).
[9] «Рэдд-уль-Мухтар…» – Книга имама Саййида Мухаммада Амина б. Умара б. Абд-ул-Азиза (Ибни-и Абидин; ум. в 1252/1836). Комментарии к «Дурр-уль-Мухтар». По словам Абд-уль-Хакима аль-Арваси: «Наиболее основательное и надежное произведение по фикху мазхаба Ханафи».