Часто можно встретить сообщения в отношении хадиса об особенностях трех частей рамадана. Насколько этот хадис достоверен?
После тщательного анализа всех цепочек рассказчиков данного хадиса можно прийти к выводу, что он относится к малодостоверным (ضعيف). Впрочем, сомнения в его достоверности не столь сильны, чтобы считать его безосновательным. Согласно мнению подавляющего большинства хадисоведов, сообщения такого рода можно использовать для поощрения к добрым поступкам и указания на их ценность.
Данный хадис передан в ряде авторитетных сборников – таких, как:
– «Сахих» Ибн Хузеймы (№ 1887, с одной цепочкой);
– «Шуаб-уль-иман» Байхаки (№ 3608, несколько цепочек);
– «Саваб» Абу Шейха Ибн Хаяна (вкратце).
Хадис также полностью приводился в книге «Таргиб ват-тархиб» Мунзири (№ 1462).
Полный текст хадиса имеет следующий вид:
Как рассказывал Салман, в последний день месяца шаабана пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к сподвижникам:
– Люди! К вам приходит великий, самый благословенный месяц, в котором есть ночь ценнее тысячи месяцев. В этот месяц Аллах сделал дневной пост обязательным, а ночной таравих – сунной. Кто желает приблизиться к Аллаху совершением добровольного благого поступка в этот месяц, тому будет такая награда, словно он совершил обязательное действие (фарз) в иное время года. А кто совершает фарз в этот месяц, получает награду 70 обычных фарзов. Это месяц терпения, и награда за истинное терпение – рай. Это месяц сострадания. Это месяц, в котором благосостояние истинного верующего увеличивается. Кто накормит постящегося по окончании дня поста, грехи того будут прощены, он спасется от адского огня и получит ту же награду, что и тот, кого он накормил, при этом награда последнего нисколько не уменьшится.
– Пророк, не у всех нас есть средства, чтобы накормить постящегося во время разговения, – сказали сподвижники.
– Аллах предоставляет ту же награду тому, кто даст постящемуся для разговения один финик или глоток воды или молока. Это месяц, первая часть которого приносит милость Аллаха, вторая – Его прощение, а последняя – спасение от адского огня. Кто облегчит работу своих слуг в этот месяц, того Аллах простит и спасет от огня ада. В этот месяц следует обильно совершать четыре поступка: два из них – чтобы Господь был доволен, а без других двух вы просто не обойдетесь. Для довольства Господа помногу произносите: «Ля́ иля́ха иллялла́х» («Бог – один-единственный»), – и просите у Него прощения. А два других, без которых вам не обойтись: просите Аллаха о рае, а также о защите от адского огня. И кто даст постившемуся попить воды, тому Аллах даст в Судный день попить из моего водоема, после чего человек уже никогда не испытает жажды, пока не войдет в рай.
В канонических сборниках хадисов приводятся несколько различных цепочек рассказчиков этого повествования. Большинство из них сомнительны и содержат имена рассказчиков, считающихся крайне ненадежными – настолько, что эти цепочки нельзя приводить, даже когда речь идет о поощрении добрых поступков.
Одна из таких цепочек содержит имя Юсуфа ибн Зияда, считающегося «крайне малодостоверным». Если б у хадиса имелась лишь эта цепочка рассказчиков, его нельзя было бы даже пересказывать. То же самое верно и в случае Ияса ибн Абдульгаффара, который неизвестен («маджхуль»), и Абана ибн Аяша, который считается «оставленным» («матрук»).
Сообщение от Ияса ибн Абдуль-Гаффара со слов Али ибн Зейда содержится в сборнике «Шуаб-уль-иман» Байхаки. Ибн Хаджар писал об Иясе так: «Мне он неизвестен».
Цепочка данного хадиса, передаваемая в книге «Амали» имама Мухамили (1:299), не содержит существенных недостатков и ослабляется лишь присутствием Али ибн Зейда ибн Джудана и Абдульазиза ибн Абдуллы Джудани. По сравнению с другими, данная цепочка является наиболее надежной для данного хадиса. Чтобы прийти к заключению о степени правдивости хадиса, проанализируем надежность двух указанных рассказчиков, которые на вид представляются малодостоверными:
1) Али ибн Зейд ибн Абдулла ибн Абу Муляйката (Зухейр ибн Абдулла ибн Джудан ибн Амр ибн Кааб ибн Саад ибн Тайм ибн Мурра Кураши Тайми). Он приводил хадисы, в частности, от Анаса ибн Малика Ансари, Ауса ибн Халида, Хасана Басри, Зурары ибн Ауфы, Сагида ибн Джубейра, Сагида ибн Мусаиба, Урвы ибн Зубейра. Его хадисы передавались Муслимом, Абу Даудом, Тирмизи, Ибн Маджей, Насаи и Бухари («Аль-адаб-уль-муфрад»).
Салих, сын Ахмада ибн Ханбала, передавал следующие слова отца об Али ибн Зейде:
– Он не является надежным. Иногда люди передавали рассказанные им хадисы.
Муавия ибн Салих передавал слова Яхьи ибн Магина об Али ибн Зейде: «Он ненадежен». Приводятся также следующие его слова: «Он не обладает надежным статусом», «Он ненадежен во всем», «Он – ничто», «Он не доказательство». Но при этом сообщается, что он также говорил: «Али ибн Зейд мне любимее, чем Ибн Акыль и Асим ибн Убайдулла».
Ахмад ибн Абдулла Уджали говорил: «Его хадисы можно записывать, но надежным его не назвать».
Якуб ибн Шейба утверждал: «Он заслуживает доверия (ثقة) в хадисах, но несколько склонен к послаблениям (لين)».
Тирмизи говорил: «Он честен (صدوق), но иногда передает хадис, переданный кем-то другим».
Насаи писал: «Он ненадежен».
Ибн Хузейма говорил: «Не полагаюсь на него из-за его плохой памяти».
Ибн Хаджар писал: «Статус данного хадиса зависит от степени надежности Али ибн Зейда ибн Джудана, а он ненадежен (ضعيف)». («Аль-атраф»)
Иными словами, имамы по-разному оценивали степень надежности Али ибн Зейда: от ненадежности (Ибн Хаджар) до степени заслуживающего доверия (Ибн Шейба).
Хотя многие высказывали сомнения в его надежности как рассказчика, правда (даст Аллах) состоит в том, что он справедлив (حسن) в передаче хадисов. В самом худшем случае он несколько ненадежен. По большому счету, у хадисоведов были претензии к его памяти, а отнюдь не к честности. Мухаммад Аувама в подстрочных комментариях к книге «Кяшиф» приводил ряд хадисов, которые были переданы Али ибн Зейдом и названы имамом Тирмизи хорошими (حسن صحيح).
2) Абдульазиз ибн Абдулла Джудани.
Хотя Ибн Адий говорит, что Абдульазиз не находит поддержки в большинстве своих рассказов, он не представляется рассказчиком из разряда «крайне ненадежных». Ибн Хаджар, делая заключение, говорил, что можно приводить хадисы, которые Абдульазиз передал непосредственно от своего учителя. В случае рассматриваемого хадиса дело обстоит именно так. Поэтому данная цепочка относительно защищена от поношений и обладает достаточной степенью достоверности, чтобы подкрепить другие пересказы.
Если посмотреть на хадис со всеми его многочисленными цепочками, то они возводят его до такого статуса, который позволяет без всяких проблем приводить его, когда речь идет о поощрении добрых поступков и их пользе.
Приведя данный хадис в книге «Ценности рамазана», шейх Мухаммад Закария Кандехлеви писал о нем так:
Ибн Хузейма приводит его в своем сборнике «Сахих» со словами: «Если данный хадис достоверен…». Байхаки тоже приводит его. Абу Шейх Ибн Хаян передает его вкратце в сборнике «Саваб». В их цепочках присутствует Али ибн Зейд ибн Джудан. Ибн Хузейма и Байхаки также приводят краткую версию (باختسار) со слов Али ибн Зейда из хадиса Абу Хурейры. В данной цепочке присутствует Кясир ибн Зейд. Таким же образом хадис приводится в сборнике «Таргиб» (стр. 203). Его считают ненадежным. Но Тирмизи называет его честным и даже посчитал достоверным его хадис о приветствии. Ряд других его хадисов Тирмизи называл хорошими. Насаи и другие теологи называют его ненадежным (ضعيف). Но Ибн Магин называл его надежным, а Ибн Адий писал, что не видит никаких проблем в его хадисах. Ибн Хузейма ссылался на него в своем сборнике «Сахих». О нем также говорится в «Риджаль» Мунзири (стр. 704). Тем не менее, Айни называет данное повествование незнакомым («мункар»).
Вот такая пища для размышлений.
Подводя итог, можно сказать, что в худшем случае хадис – несколько ненадежный. Поскольку его приводят, когда говорят о пользе добрых дел, такое использование вполне допустимо. Тем же, у кого в привычку вошло порицать использование подобных хадисов в лекциях (вплоть до того, что они грубо прерывают лектора со своими замечаниями), следовало бы задуматься о статусе того, против чего они возражают, и своих действиях, сбивающих с толку мусульман и вносящих раскол. Тому, как запрещать неправильное, мусульман обучал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Поспешные заключения в отношении повествований, основанные на личном мнении какой-то отдельной группы теологов, не должны приводить к неуважению, высокомерию и призывам к отказу от поощрения добра.
А Аллах знает лучше.
Биляль Али
Источник: ilmgate.org
Источник: askimam.ru