В последние годы, в священный месяц Рамадан, некоторые казахстанские мусульмане взяли за основу мнение о дозволенности поста по мекканскому времени. Это мнение одного из российских имамов, опирающегося, в свою очередь, на мнение бывшего муфтия Египта Али Джумы. В связи с этим, к нам поступало множество вопросов по этой теме. По этой причине, в преддверии Рамадана, мы хотим прояснить данный вопрос.

Во-первых, о временных границах поста ясно говорится в Коране: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи». Сура «Аль-Бакара», аят 187.

Всегда и во всем, в первую очередь, за основу берется коранический аят, если только он не отменен другим аятом.

Во-вторых, по этому вопросу нет никаких разногласий. На том, что поститься следует от начала рассвета и до захода солнца, сошлись все ученые ахлю сунна уаль джамаа, и это является иджмой.

В-третьих, исходя из вышеперечисленного, подавляющее большинство (джумхур) алимов считают, что в той местности, где есть различение между ночью и днем, мусульмане обязаны поститься в соответствии с кораническим аятом, и только если в местности день не отличается от ночи (например, полярные ночи), допускается поститься по времени ближайшей местности, где такое различение есть, или по времени Мекки.

Решение в пользу поста по мекканскому времени по причине того, что день слишком долог, большинством ученых, в том числе и ханафитских, не принимается.

В-четвертых, о времени поста, о дате празднования Ид-аль-Фитр, и других вопросах, связанных с Рамаданом, за исключением общеустановленных, необходимо, в первую очередь, ориентироваться на муфтият своего региона. Расписание времени поста в Казахстане определяет ДУМК, и оно не выносило решение о том, что в Казахстане можно поститься по мекканскому времени.

В достоверном хадисе, от Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все». Привели ат-Тирмизи, Ибн Маджах.

Несмотря на то, что речь идет начале месяца поста и его конце, в общем, этот хадис указывает на то, что мусульманам одной страны необходимо держаться вместе. Поэтому будет неправильно, если часть мусульман будет поститься по мекканскому времени, а часть по казахстанскому.

Тоже самое касается и братьев, которые живя в Казахстане, полностью ориентируются на Саудовскую Аравию, и начинают месяц поста только тогда, когда начинают поститься в Саудии, заканчивают, когда заканчивают в Саудии, и празднуют Ид-аль-Фитр, когда его празднуют в Саудии, даже если в Казахстане эти даты установлены на день раньше или позже.

Передается, что Аиша, пусть Аллах будет ею доволен, сказала: «День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!»” аль-Байхакъи.

В-пятых, с мнением российского имама о дозволенности поста по мекканскому времени, если пост слишком долог, несогласны другие его коллеги. Об этом, в частности, писал бывший муфтий Татарстана Илдус Файзов:

«..Эти люди опираясь на свою логику, пытаются доказать (свое мнение) тем, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижники не постились больше 15 часов. Во-первых, время поста определенно Кораном, и многие столетия на наших землях были те, кто постился в течение того же времени (что и мы сейчас), но ни один из ученых прошлых времен не высказал подобного мнения. Во-вторых, не факт, что сподвижники (радыяллаху анхум) не постились дольше, ибо они разошлись с призывом к Исламу по многим странам. В-третьих, следуя их логике, что сахабы (радыяллаху анхум) не постились больше, мы можем добавить, что, следовательно, они и не постились меньше, так почему же сторонники этого мнения не вспомнят об этом, когда пост у нас выпадает на зимнее время, и нам приходится поститься всего лишь 8 часов?»

Кроме этого, хотим предоставить вашему вниманию фетву ханафитских ученых по этому вопросу:

Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Можно ли москвичам поститься по мекканскому времени в соответствии с мнением некоторых московских имамов?(Россия, Москва)
————————————
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Нет. Ни москвичам, ни жителям любой другой точки Земли не разрешается начинать и заканчивать пост ни по времени Священной Мекки, ни по расписанию Лучезарной Медины (за исключением тех, кто находится в данный момент в этих двух священных городах).

Коран очень ясно говорит о том, когда пост начинается и когда он заканчивается: وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ

«…и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи.» (Коран, 2:187)
В данном аяте Священного Корана Аллах четко говорит нам, что время поста начинается тогда, когда можно увидеть рассвет, и заканчивается с наступлением ночи, то есть на закате.
Этот факт единогласно принимался всеми учеными, в том числе сахабами, табиинами, имамами иджтихада, со времен Посланника Аллахавплоть до нынешней эпохи.

Поэтому, независимо от длительности поста, вы обязаны поститься в соответствии с московским временем наступления рассвета и заката. Аллах облегчит вам это и щедро наградит вас за дополнительные усилия, иншааллах.

Конечно, если человек болен, слаб или очень стар, и не в состоянии держать пост в течение столь длительного времени, ему разрешается отложить пост на другой месяц, когда длительность поста будет меньше, и он совершит каза за пропущенные дни поста. Такое послабление дается потому, что Ислам не возлагает на человека то, что он не в состоянии совершить.

Следует отметить, что человеку разрешается отложить пост до другого месяца и совершить каза только в том случае, если у него есть уважительная причина, и он честен в ее определении. В том случае, если он может поститься и это не скажется негативным образом на его здоровье, он обязан держать пост в месяц Рамадан. Нужно помнить о преимуществах, пользе и ценности поста в месяц Рамадан. В хадисе говорится, что если человек пропустит пост в Рамадан без уважительной на то причины, он никогда не сможет возместить его ценность, даже если он будет поститься всю оставшуюся жизнь. (Дарими, хадис 1755, передал Абу Хурайра)

مَنْ أَفْطَرَ يَوْمًا مِنْ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنْ غَيْرِ رُخْصَةٍ وَلَا مَرَضٍ، فَلَنْ يَقْضِيَهُ صِيَامُ الدَّهْرِ كُلِّهِ، وَلَوْ صَامَ الدَّهْرَ

Конечно, те люди, у которых действительно есть уважительная причина на пропуск поста: например, беременные, кормящие, больные и т.д. — они получат всю ценность Рамадана, иншааллах. Однако им нужно совершить каза за пропущенные дни поста, как только они будут способны поститься.

Прим. Чтобы облегчить себе многочасовый пост, постящийся может во время сухура принять тонизирующие и энергетические халяль-напитки.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта

Взято с askimam.ru

Добавим также, что в прежние времена никто из мусульман не постился по мекканскому времени, а держали пост как положено, от рассвета и до заката, независимо от продолжительности и тяжести поста. И только в наше время стало возможным, благодаря интернету, узнать о времени поста в Мекке, и облегчить себе таким образом пост. Однако, как мы уже показали выше, такое мнение не принимается большинством ученых, и на протяжении всей истории Ислама мусульмане постились так, как предписано это в Коране.

_____________________

Azan.kz