“Саид Ибн Амир — человек, который приобрёл Будущую жизнь своей земной жизнью, отдав предпочтение Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, перед всеми другими”. (Из высказываний историков)
Саид Ибн Амир аль-Джумахи был одним из тысяч юношей, которые пришли в район ат-Таньим близ Мекки по призыву курайшитских вождей, чтобы присутствовать при расправе над одним из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Хубайбом Ибн Ади, вероломно захваченным в плен. Его кипучая, полная энергии молодость позволила ему, находясь в процессии, протиснуться к шествовавшим в первых рядах шейхам курайшитов, таким, как Абу Суфйан Ибн Харб и Сафван Ибн Умайа. Это позволило Саиду увидеть самого пленника курайшитов, закованного в кандалы, толкаемого руками женщин, детей и молодежи к месту казни, чтобы тем самым отомстить Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и убийством Хубайба отплатить за убитых в битве при Бадре курайшитов. Когда плотная толпа людей с пленником подошла к месту, подготовленному для казни, юноша Саид Ибн Амир аль-Джумахи, благодаря своему высокому росту увидел Хубайба, подходящего к помосту для распятия. Сквозь шум и крики женщин и детей Саид услышал его твердый спокойный голос: “Если можете, то позвольте мне перед смертью совершить Намаз в два раката…” Саид наблюдал, как Хубайб встал лицом к Каабе и отмолился два раката. Как же прекрасна и совершенна была эта молитва! Затем Саид увидел, как повернувшись в сторону курайшитских вождей, Хубайб сказал: “Клянусь Аллахом, если бы вы не подумали, что я затягиваю Намаз из боязни смерти, то я бы молился дольше…” Саид собственными глазами увидел, как люди его племени начали терзать Хубайба, буквально отрывая один за другим куски его тела. При этом они кричали Хубайбу: “Хотел бы ты видеть на своем месте Мухаммада, а себя спасенным?” Обливающийся кровью Хубайб отвечал: “Клянусь Аллахом, не хотел бы я сейчас находиться в семье среди детей спокойно и в безопасности и дать уколоть Мухаммада хотя бы одной колючкой вместо меня”. Люди воздевали руки, и ширился рев толпы: “Убейте его! Убейте его!” Затем Саид Ибн Амир увидел, как Хубайб поднял взор к небу с помоста для распятия и произнес: “О Аллах! Сокращай их число и убивай поодиночке, не оставляя ни одного из них!” После этого Хубайб испустил дух от несчетных ран на теле от мечей и копий.
* * *
Курайшиты вернулись в Мекку и в водовороте важных событий забыли о Хубайбе и его гибели. Однако из головы взрослеющего Саида Ибн Амира ни на мгновение не уходил образ Хубайба. Когда он спал, то видел его во сне. Наяву он грезил Хубайбом, и Саиду казалось, что он видит его, спокойно и уверенно совершающим свой последний Намаз в два раката перед помостом для распятия. В ушах Саида звучал голос Хубайба, взывающего к Аллаху против курайшитов. Саид боялся, что его поразит молния или камень с небес. Хубайб научил Саида тому, чего он раньше не знал… Он научил его тому, что истинная жизнь — это вероубеждение человека и Джихад во имя этого вероубеждения вплоть до самой смерти. Он научил его также тому, что нерушимая вера способна творить чудеса и делать невозможное. Хубайб научил его также тому, что человек, которого столь беззаветно любят его сторонники, является никем иным, как Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, получающим помощь с Небес. Вот здесь-то и открыл Аллах грудь Саида Ибн Амира для Ислама. Встав посреди большой группы людей, Саид объявил о своей непричастности к преступлениям и грехам курайшитов. Он провозгласил также отказ от поклонения их идолам и истуканам и свое принятие религии Аллаха.
* * *
Переселившись в Медину, Саид Ибн Амир не разлучался с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал с ним в битве при Хайбаре и в последующих походах. Когда благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ушёл к своему Господу, оставаясь довольным Саидом, последний остался после него разящим мечом в руках обоих халифов Абу Бакра и Умара, да будет Аллах доволен ими. Саид был уникальным и выдающимся образцом истинного верующего, который приобрел Будущую жизнь своей земной жизнью. Благосклонность Аллаха и Его награду он ставил выше душевных порывов и телесных потребностей.
* * *
Оба халифа посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знали правдивость и праведность Саида Ибн Амира. Они прислушивались к его советам и высказываниям. Как только Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, стал халифом, Саид пришел к нему и сказал: “О Умар, советую тебе бояться Аллаха в отношениях с людьми и не бояться людей в отношениях с Аллахом. Советую также, чтобы твои слова не расходились с делами. А ведь лучшие слова те, которые подкрепляются делами… О Умар! Повернись лицом к тем дальним и близким мусульманам, чьи дела поручил вести тебе Аллах. Пожелай им того, чего ты желаешь себе и своим домочадцам. Всегда и везде не боясь трудностей, стремись к истине и не бойся пред Аллахом упрека порицающего”. Умар воскликнул: “Кто же может это, о Саид?!” Он ответил: “Это может человек, подобный тебе, из тех, кого Аллах уполномочил вести дела Уммы Мухаммада. И нет никого между этим человеком и Аллахом”.
* * *
Умар Ибн аль-Хаттаб тут же призвал Саида помогать ему и сказал: “О Саид! Я назначаю тебя руководить жителями Хомса”. Саид воскликнул: “О Умар! Заклинаю тебя Аллахом, не сбивай меня и не соблазняй меня!” Раздосадованный Умар сказал: “Горе вам! Повесили вы мне на шею это дело (халифат), а затем отреклись от меня!” Не оставлю тебя”, — сказал Умар и назначил его правителем Хомса. Затем он спросил: “Не назначить ли нам тебе паёк?” Саид ответил: “А что мне с ним делать, о правитель правоверных?! То, что я получаю из общественной казны, превышает мои потребности”. После этого он отправился в Хомс. Прошло немного времени, и к правителю правоверных прибыли из Хомса несколько человек, которым он доверял. Он попросил их: “Напишите мне, пожалуйста, список ваших бедняков, чтобы я мог помочь им в их нуждах”. Когда список принесли Умару, то среди других он обнаружил Саида ибн Амира. “Это какой же Саид Ибн Амир?!” — спросил Умар. Люди ответили: “Это наш амир”. Умар переспросил: “Как, ваш амир — бедняк?!” Люди ответили: “Да. Клянёмся Аллахом, вот уже много дней в его доме не горит очаг”. Умар так разрыдался, что от слез его борода стала мокрой. Взяв тысячу динаров, он положил их в кошель и сказал: “Передавайте ему привет от меня и скажите: “Правитель правоверных послал тебе эти деньги, чтобы ты использовал их на свои нужды”.
* * *
С кошелем делегация пришла к Саиду. Заглянув вовнутрь кошеля и увидев там динары, Саид оттолкнул его от себя со словами: “Инна биллаhи ва инна илайhи радждиун (“Истинно, мы принадлежим Аллаху, истинно к Нему и возвращаемся”. — Слова произносимые при несчастье, бедствии. — Ред.) Это было сказано таким образом, будто его постигла беда, или в доме случилось несчастье. Обеспокоенная жена Саида вскочила с места и спросила его: “Что случилось с тобой, Саид?! В чем дело? Неужели умер Повелитель правоверных?!” Саид ответил: “Случилось нечто более серьезное, чем это”. Жена воскликнула: “Неужели мусульмане потерпели поражение в бою?!” Саид ответил: “Нет, случилось нечто ещё более серьезное, чем это”. “Что же это такое? Что может быть хуже этого?” — спросила жена. “Ко мне подступили мирские соблазны. В мой дом вселилась смута, совращающая меня”, — ответил Саид. “Ну, так покончи с этим”, — сказала жена. Она ещё ничего не знала о динарах. “Ты поможешь мне сделать это?” — спросил Саид. — “Да”, — ответила жена. Саид разложил динары по кошелькам и раздал их бедным мусульманам.
* * *
Вскоре после этого Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прибыл в аш-Шам, чтобы там лично ознакомиться с положением населения. Он остановился в Хомсе, который был широко известен под названием “маленькая Куфа” (Кувайфа). Дело в том, что жители Хомса так же часто жаловались на наместников и правителей, как и куфийцы. К Умару пришли представители жителей Хомса, чтобы поприветствовать его. Он спросил их: “Ну, как вы находите вашего амира?”. Люди нажаловались Умару на Саида, упомянув четыре его деяния, каждое из которых было серьёзнее других. Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Я собрал у себя Саида и этих людей, взывая к Аллаху, чтобы Он не изменил моё мнение о Саиде, так как я очень верил ему. Когда люди вместе со своим амиром предстали передо мной, я спросил: “В чём же вы жалуетесь на вашего амира?” Они ответили: “Он не выходит к нам, пока не наступит разгар дня”. Я спросил: “Что ты скажешь по этому поводу, Саид?”. Немного помолчав, он ответил: “Клянусь Аллахом, мне очень не хотелось бы говорить об этом, но если уж это необходимо, то дело в том, что у моих домочадцев нет слуги. Поэтому каждое утро я замешиваю тесто для семьи, а затем жду, пока оно не поднимется. После этого я пеку для всех лепёшки, совершаю омовение и затем выхожу к людям”. Умар продолжал: “Я спросил их: “Какие ещё есть жалобы на него?” Люди отвечали: “Ночью никто не может добиться от него ответа”. Я спросил: “А об этом что ты скажешь, Саид?” Он ответил: “И об этом мне не хотелось бы говорить, клянусь Аллахом. Тем не менее скажу, что день я предназначил для людей, а ночь посвящаю Всемогущему Аллаху”. Я спросил: “На что ещё вы жалуетесь?” Они ответили: “Один день в месяц он вообще не выходит к нам”. Я спросил: “А это почему, Саид?” Он ответил: “У меня нет слуги, о повелитель правоверных, и одежда у меня только та, которую я ношу. Раз в месяц я её стираю и жду, пока она высохнет, а затем в конце дня выхожу к людям”. Я опять спросил людей: “Ещё какие у вас жалобы на Саида?” Люди ответили: “Иногда он впадает в бессознательное состояние и отсутствует на заседаниях совета”. Я спросил: “А это что такое, Саид?” Он ответил: “Я был свидетелем гибели Хубайба Ибн Ади, когда был язычником. Я видел, как курайшиты терзали его со словами: “Хотел бы ты, чтобы на твоем месте был Мухаммад?” Хубайб отвечал им: “Клянусь Аллахом, мне не хотелось бы быть в безопасности среди своих родных вместе со своими детьми в то время, как Мухаммада укололи бы шипом… Стоит мне только вспомнить этот день, и как я оставил Хубайба без помощи, как я тут же начинаю думать, что Аллах не простит мне этого.., а затем впадаю в бессознательное состояние”. После этого Умар воскликнул: “Хвала Аллаху, что Он не изменил мое мнение о нём!” Затем Умар послал Саиду тысячу динаров, чтобы он потратил их на свои нужды. Когда эти деньги увидела его жена, она сказала Саиду: “Хвала Аллаху, Который послал нам это и дал возможность обойтись без твоих услуг. Купи же нам продуктов и найми слугу”. Саид ответил жене: — А не желаешь ли ты сделать нечто лучшее, чем это? — А что же именно? — воскликнула жена. Саид сказал: — Мы отдадим их тому, кто сделает нам всё это — ведь мы больше всего нуждаемся в этом. Жена воскликнула: — А это как?! — Этими деньгами мы дадим хороший кредит Аллаху, — сказал Саид. — Да, — сказала жена. — Да вознаградит тебя Аллах добром. Не успев встать с места, где он сидел, Саид разложил деньги по кошелькам и сказал одному из своих людей: “Отправляйся с этими деньгами к вдове такого-то, сиротам такого-то, обездоленным из рода такого-то и нуждающимся из рода такого-то”.
* * *
Да будет Аллах доволен Саидом Ибн Амиром аль-Джумахи, который был из тех людей, которые помогают другим, несмотря на собственную бедность.
صور من حياة الصحابة
[ باللغة الروسية]
Абд ар-Рахман Рафат аль-Баша