Сказал великий ученый усуля Абу Исхак аш-Шатыби (ум. 790 г.х.) в книге «аль-И`тисам»:
فصل الوجه الرابع من النقل
ما جاء في ذم البدع وأهلها عن الصوفية المشهورين عند الناس . وإنما خصصنا هذا الموضع بالذكر وإن كان فيما تقدم من النقل كفاية ، لأن كثيراً من الجهال يعتقدون فيهم أنهم متساهلون في الاتباع ،وأن اختراع العبادات والتزام ما لم يأت في الشرع التزامه مما يقولون به ويعملون عليه ، وحاشاهم من ذلك أن يعتقدوه أو يقولوا به ، فأول شيء بنوا عليه طريقتهم اتباع السنة واجتناب ما خالفها حتى زعم مذكرهم ، وحافظ مأخذهم ، وعمود نحلتهم ، ( أبو القاسم القشيري ) أنهم إنما اختصوا باسم التصوف انفراداً به عن أهل البدع ، فذكر أن المسلمين بعد رسول الله صلى الله عليه وسلم لم يتسم أفاضلهم في عصرهم باسم علم سوى الصحبة إذ لا فضيلة فوقها ، ثم سمي من يليهم التابعين ، ورأوا هذا الاسم أشرف الأسماء ، ثم قيل لمن بعدهم أتباع التابعين . ثم اختلف الناس وتباينت المراتب ، فقيل لخواص الناس ممن له شدة عناية من الدين الزهاد والعباد . قال : ثم ظهرت البدع وادعى كل فريق أن فيهم زهاداً وعباداً فانفرد خواص أهل السنة المراعون أنفسهم مع الله الحافظون قلوبهم عن الغفلة باسم التصوف . هذا معنى كلامه ، فقد عد هذا اللقب مخصوصاً باتباع السنة ومباينة البدعة . وفي ذلك ما يدل على خلاف ما يعتقده الجهال ومن لا عبرة به من المدعين للعلم
«Глава. Четвертый путь передач того, что пришло в порицании ереси и ее приверженцев от суфиев, известных среди людей.
Мы выделили этот пункт упоминанием, хотя то, что было сказано ранее из передач было достаточно, потому, что многие из невежд убеждены в них (суфиях) как о тех, кто делает послабления в следовании Сунне, и что изменение поклонения и приверженность к тому, что не пришло в шариате, приказ придерживаться этого является их деяниями и словами.
Упаси их от такого убеждения или слова. Так первая вещь на которой они основали свой путь — это следование Сунне и остережение от того, что ей противоречит, вплоть до того, что их летописец, хранитель их источника и опора вероубеждений Абуль Касим аль-Кушайри утверждает, что они выделились именем тасаввуфа для отделения от еретиков.
И он упомянул, что мусульмане после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не назывались лучшие из людей именем, кроме как наименованием «сахабы», так как не было выше их.
Затем тех, кто пришли за ними называли «табиины», и их наименование было самое благородное, затем шли «табиу табиины».
Затем люди разошлись и стали ясны степени людей, и говорили о единицах, кто сильно придерживался религии — аскеты, усиленно поклоняющиеся.
Затем появились приверженцы ереси, и каждая группа называли себя аскетами и усиленно поклоняющимися.
И тогда выделились единицы Ахлу-с-Сунна которые хранят свои души с Аллахом, ограждающие свои сердца от беспечности именем тасаввуфа (суфизма). Это смысл его речи.
И он посчитал это обозначение персональным для следующих Сунне и отделившихся от ереси. И в этом то, что указывает на обратное, вероубеждениям невежд и тех с кем не считаются из претендующих на знание».
[Имам аш-Шатыби, «Аль-И`тисам», стр. 41]
Имам аз-Захаби (рахимахуЛлах) в книге «Сир а`лям ан-нубаля» 15/407-412:
«…Поистине Тасоввуф (Суфизм) и что следует ему, а так же образ действия, мораль (этика) и любовь, это то, что пришло от Сахабов Пророка Мухаммада (салляЛлаху алейхи ва салам). Это довольство Аллахом, и обязательность страха перед Ним, это джихад на пути Его, и адаб в соответствии с адабами Шариата из чтения Курана с выражение (с таджвидом) и следование Курану, это ночные стояния в молитве со страхом перед Аллахом, это посты (соум) в одни дни и разговения в другие, это старания и усердия (в ибадатах) в известной мере (т.е. соответствующей Сунне), это альтруизм (предпочтение других братьев, себе), это обучение простых людей, это скромность и простота в обращении с верующими, и возвышенность в обращении с неверными, и со всем этим вместе взятым, Аллах поведёт кого пожелает по прямому пути. Учёный лишённый тасаввуфа (суфизма) и того, что к нему относится (выше перечисленное), будет пуст, а суфий если будет лишён Знания Сунны, собьётся с прямого пути.»
Хотел поделится словами имам аш-Шатыби о тасаввуфе, которую прочел на блоге брата. Настолько понравилось, что не мог не опубликовать, ведь именно этого имама особенно часто цитируют в вопросах нововедении те, кто отрицают суннитский тасаввуф. И посмотрите кого он упоминает из числа благочестивых суфиев, имама аль-Къушайри.
Сказал великий ученый усуля Абу Исхак аш-Шатыби (ум. 790 г.х.) в книге «аль-И`тисам»:
فصل الوجه الرابع من النقل
ما جاء في ذم البدع وأهلها عن الصوفية المشهورين عند الناس . وإنما خصصنا هذا الموضع بالذكر وإن كان فيما تقدم من النقل كفاية ، لأن كثيراً من الجهال يعتقدون فيهم أنهم متساهلون في الاتباع ،وأن اختراع العبادات والتزام ما لم يأت في الشرع التزامه مما يقولون به ويعملون عليه ، وحاشاهم من ذلك أن يعتقدوه أو يقولوا به ، فأول شيء بنوا عليه طريقتهم اتباع السنة واجتناب ما خالفها حتى زعم مذكرهم ، وحافظ مأخذهم ، وعمود نحلتهم ، ( أبو القاسم القشيري ) أنهم إنما اختصوا باسم التصوف انفراداً به عن أهل البدع ، فذكر أن المسلمين بعد رسول الله صلى الله عليه وسلم لم يتسم أفاضلهم في عصرهم باسم علم سوى الصحبة إذ لا فضيلة فوقها ، ثم سمي من يليهم التابعين ، ورأوا هذا الاسم أشرف الأسماء ، ثم قيل لمن بعدهم أتباع التابعين . ثم اختلف الناس وتباينت المراتب ، فقيل لخواص الناس ممن له شدة عناية من الدين الزهاد والعباد . قال : ثم ظهرت البدع وادعى كل فريق أن فيهم زهاداً وعباداً فانفرد خواص أهل السنة المراعون أنفسهم مع الله الحافظون قلوبهم عن الغفلة باسم التصوف . هذا معنى كلامه ، فقد عد هذا اللقب مخصوصاً باتباع السنة ومباينة البدعة . وفي ذلك ما يدل على خلاف ما يعتقده الجهال ومن لا عبرة به من المدعين للعلم
«Глава. Четвертый путь передач того, что пришло в порицании ереси и ее приверженцев от суфиев, известных среди людей.
Мы выделили этот пункт упоминанием, хотя то, что было сказано ранее из передач было достаточно, потому, что многие из невежд убеждены в них (суфиях) как о тех, кто делает послабления в следовании Сунне, и что изменение поклонения и приверженность к тому, что не пришло в шариате, приказ придерживаться этого является их деяниями и словами.
Упаси их от такого убеждения или слова. Так первая вещь на которой они основали свой путь — это следование Сунне и остережение от того, что ей противоречит, вплоть до того, что их летописец, хранитель их источника и опора вероубеждений Абуль Касим аль-Кушайри утверждает, что они выделились именем тасаввуфа для отделения от еретиков.
И он упомянул, что мусульмане после Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не назывались лучшие из людей именем, кроме как наименованием «сахабы», так как не было выше их.
Затем тех, кто пришли за ними называли «табиины», и их наименование было самое благородное, затем шли «табиу табиины».
Затем люди разошлись и стали ясны степени людей, и говорили о единицах, кто сильно придерживался религии — аскеты, усиленно поклоняющиеся.
Затем появились приверженцы ереси, и каждая группа называли себя аскетами и усиленно поклоняющимися.
И тогда выделились единицы Ахлу-с-Сунна которые хранят свои души с Аллахом, ограждающие свои сердца от беспечности именем тасаввуфа (суфизма). Это смысл его речи.
И он посчитал это обозначение персональным для следующих Сунне и отделившихся от ереси. И в этом то, что указывает на обратное, вероубеждениям невежд и тех с кем не считаются из претендующих на знание».
[Имам аш-Шатыби, «Аль-И`тисам», стр. 41]