Наши праведные предшественники (салаф) очень почитали имама Абу Ханифа. Однажды, когда у выдающегося учёного Суфьяна ас-Саври скончался брат, Абу Ханифа отправился к нему, чтобы выразить соболезнования. Увидев его, Суфьян встал и пошёл ему навстречу. В знак уважения он усадил имама на своё место, а сам сел рядом. Когда люди разошлись по домам, друзья и родные сказали Суфьяну ас-Саври: «Ты проявил удивительное уважение тому человеку». Суфьян ответил: «Этот человек – обладатель высоких знаний. Если я встал не ради его знаний, то сделал это ради его возраста, если же встал не ради его возраста, то ради его знаний в области фикха, а если я встал не ради фикха, то я сделал это ради его набожности, тщательности в соблюдении предписаний Всевышнего».
* * *
Учёный Хасан бин Зияд рассказывал, что Абу Ханифа никогда не принимал подарков или плату от правителей и власть имущих.
* * *
Как-то халиф Харун ар-Рашид обратился к ученику Абу Ханифы муфтию Абу Юсуфу с просьбой: «Расскажи, каким был Абу Ханифа». И Абу Юсуф ответил: «Абу Ханифа всецело защищался от запретного (харам) и отличался высокой степенью набожности, скрупулезности в соблюдении норм Шариата. Он подолгу молчал и неустанно размышлял. Абу Ханифа никогда не рассуждал в религии без знания и любил Всевышнего. Он сам зарабатывал, чтобы ни от кого не зависеть и был очень щедрым человеком. Когда ему задавали вопрос, ответ на который он знал, то тут же отвечал, в других случаях действовал по аналогии (кыяс) с другим шариатским решением. Никогда не упоминал людей, кроме как благим, хорошим словом». «Таковы качества праведников!» – воскликнул халиф и повелел писцу записать всё услышанное, а свиток передал на хранение своему сыну, дабы это служило ему наставлением.
* * *
Однажды утром в куфийскую мечеть к Абу Ханифе пришли крупные учёные-теологи – Суфьян ас-Саври, Джафар Сиддик, Мукатиль бин Хайян, Хаммад бин Салама и другие. Дискуссия, которая возникла у них, продолжилась до обеда. Имам Абу Ханифа рассказал им о своем видении и сказал: «В первую очередь я следую Корану, затем – хадисам, затем – отдаю предпочтение тому, в чем единодушны сподвижники Пророка (мир ему и благословение), а о том, по поводу чего среди них возникли разногласия, я сужу по аналогии – кыяс». Все встали и, поцеловав его руку, сказали: «Ты – предводитель учёных-богословов. Просим простить нас, ибо мы говорили о тебе, не зная истины». «Да простит Аллах и вас, и меня», – сказал имам.
* * *
Имам аш-Шафии говорил: «Все люди подобны членам семьи Абу Ханифы, которых содержат его знания».
Яхья ибн Маин, передает от своего учителя Яхья ибн Саида аль-Каттана, что он говорил: «Мы не слышали лучших мнений, чем мнения Абу Ханифы и мы берем большинство из его мнений».
Имам Джарха и Тагдиля в науке по хадисам, то есть знание того, что передается в отношении надежности отдельных передатчиков хадисов Яхья ибн Саид аль-Каттан говорил: «Клянусь Аллахом, Имам Абу Ханифа самый знающий человек из этой Уммы в том что пришло от Аллаха и Его посланника».
Чтобы понять вес мнений, которые мы привели выше, обратимся к истории и узнаем кем был Яхья ибн Саид аль-Каттан. Три великих ученых ислама — Яхья ибн Маин, Ахмад ибн Ханбаль и Али ибн аль-Мадини), которые были учителями имама аль-Бухари стояли перед Яхья аль-Каттаном как студенты, пытаясь получить знания у этого великого человека. Именно к ним имам аль-Бухари относил свой «Сахих», чтобы они могли его проверить, после того, как книга по хадисам была собрана.
Абдуллах ибн аль-Мубарак, известный ученый по хадисам и имам первых поколений мусульман говорил: «Если бы Аллах не помог бы мне в знакомстве с Абу Ханифой и Суфьяном, я бы был как и все остальные люди». В другом своем изречении, он благодарит Аллаха за возможность учится у Абу Ханифы и Суфьяна ас-Саури, таким образом, он поднимает имама Агзама от обычной массы людей, делая его одним из великих ученых прошлого.
Абдуллах ибн Мубарактак сказал: «Когда прибыл в Куфу, то спросил у местных учёных-теологов, кто самый авторитетный ученый этих краев. Все ответили, что это Абу Ханифа. Я спросил, кто самый богобоязненный человек, и все опять указали на Абу Ханифу. А когда же я спросил, кто в их городе самый щедрый, отважный и искренний человек, то все в один голос ответили – Абу Ханифа».
Абдуллах ибн Мубарак так же сказал: «Клянусь Аллахом, Абу Ханифа не был похож на тех учёных, которых мы знали. Они стремились обрести мирское, но оно убегало от них. А имам старался избегать мирского, но оно приходило к нему. Я не встречал человека, обладающего большими знаниями мусульманского права и более мудрого, чем Абу Ханифа. Он был красив лицом и одеждой».
Выдающийся учёный своего времени Ми’сар подобно маленькому ученику, соблюдая этику и проявляя уважение, учился у Абу Ханифы. Он говорил: «У меня было около тысячи учителей. Однако, если бы я не встретил Абу Ханифу, то утонул бы в болоте философских дебатов».
Абу Юсуф: «Я не встречал человека, более знающего науку хадисоведения, чем Абу Ханифа. Не было никого, кто бы мог растолковать хадисы и разъяснять их людям так, как это делал он».
Суфьян ас-Саври: «Около Абу Ханифы мы были словно вороны возле орла. Не было в мире человека, более сведущего в науках, чем он. Он – предводитель мусульманских учёных-теологов».
Али ибн Асим: «Если бы на одну чашу весов поставить знания Абу Ханифы, а на другую – знания всех учёных его времени, то чаша со знаниями имама перевесила бы».
Зуфар ибн Хузайль: «Кто был лучше Абу Ханифы? Он был очень богобоязненным человеком. Никогда не сплетничал, был далек от хулы. А в терпеливости и кротости его уровня не достичь никому».
Абу Мукатиль: «В свое время Абу Ханифа был имамом всего мира по фикху и другим религиозным наукам. И даже тогда, когда его высекли плетью, заставляя принять мирское, он был непреклонен».
Яхья бин Сайд: «Мы проводили много времени вместе с Абу Ханифой. Клянусь Аллахом, на его лице всегда был след страха перед Всевышным Аллахом».
В 150 году хиджры, когда весть о кончине Абу Ханифы дошла до Ибн Джурейджа, одного из известнейших мухаддисов (учёного по хадисам) прошлого, он сказал: «Ушли знания». Когда весть о кончине имама Абу Ханифы дошла до другого учёного Шугбы, то он сказал: «Все мы от Аллаха и к Нему наше возвращение» и добавил: «Свет знаний погашен для Куфы. Теперь они не смогут увидеть кого-либо на подобии его когда-либо». Надо понимать, что Куфа тех дней была одной из цитаделей исламских знаний. И когда ибн Джурейдж и Шугба высказали своё мнение об Абу Ханифе, то они хотели сказать, что таким путем ушли знания, имея ввиду знания в хадисах.
Таким было мнение величайших ученых Ислама о нашем имаме Абу Ханифе и подобных слов можно привести еще великое множество, слова же тех, кто пытается ругать или наговаривать на имама не должны приниматься в расчет здравомыслящим мусульманином, как сказал однажды Абдуллах ибн Мубарак, человеку который пришел к нему и начал ругать Абу Ханифу:«Знаешь, твой пример похож на пример барана, который бодается рогами против горы. Его рога сломаются, но с горой ничего не произойдет. Так вот ты этот баран, а Абу Ханифа — эта гора».
قال الذهبى رحمه الله : فأفقه أهل الكوفة على وابن مسعود وأفقه أصحابهما علقمة وأفقه أصحاب إبراهيم وأفقه أصحاب إبراهيم حماد وأفقه أصحاب حماد أبو حنيف
Сказал аз-Захаби в своем Сияре:
Фикх людей Куфы основывается на знаниях Али и ибн Мас’уда (ра), их сподвижник Алькъама, его сподвижник Ибрахим (ан-Наха’и), сподвижник Ибрахима — Хаммад, сподвижник Хаммада — Абу Ханифа.
т.е. те кому (и от кого) передаются знания.
Вопрос:
Ассаламу алейкум.
1. Правда ли, что имам Абу Ханифа считал, что Аллах находится на небе или на Троне?
2. Противоречит ли матуридитская акыда акыде имама Абу Ханифы, его двух учеников и акыде имама Абу Джафара ат-Тахави? (Россия, Татарстан)
————————————
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1. Вера имама Абу Ханифы (рахимахуллах) заключалась в том, что Всевышний Аллах не ограничен никаким пространством. (См. «Ишарат-уль-марам мин ‘ибарат-иль-имам», стр.197)
2. Имам Матуриди (рахимахуллах) не противоречил акыде ханафитских имамов. Наоборот, он подробно разъяснил и защитил их взгляды по акыде. (См. «Итхаф-ус-Саадат-иль-Муттакын» Мутаза Забиди, том 2, стр.7)
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Ответ дал маулана Ахмад Парук (устаз по акыде)
Подтверждено: муфтием Сухайлом Тармахомедом
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Сказал мухаддис Мулла Али аль-Кари аль-Ханафи:
إسناد أبي حنيفة رحمه الله عن الصحابة رضي الله تعالى عنهم أجمعين.
قال شيخ مشايخنا جلال الدين السيوطي رحمه الله: وقفت على فتيا رفعت إلى الشيخ الولي العراقي صورتها: هل رأى أبو حنيفة أحدا من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم، وهل يعد في التابعين، أم لا؟ فأجاب بما نصه: الإمام أبو حنيفة لم تصح له رواية عن أحد من الصحابة، وقد رأى أنس بن مالك، فمن يكتفي في التابعين بمجرد رؤية الصحابة، يجعله تابعيا، ومن لم يكتف بذلك، لا يعده تابعيا.
ورفع هذا السؤال إلى الحافظ ابن حجر، يعني العسقلاني، فأجاب بما نصه: أدرك الإمام أبو حنيفة جماعة من الصحابة، لأنه ولد بالكوفة، سنة ثمانين من الهجرة، وبها يومئذ من الصحابة عبد الله بن أبي أوفى، فإنه مات بعد ذلك بالاتفاق، وبالبصرة يومئذ أنس بن مالك، ومات سنة تسعين أو بعدها.
الإمام الأعظم من التابعين وقد أورد ابن سعد بسند لا بأس به، أن أبا حنيفة رأى أنسا، وكان غير هذين من الصحابة في البلاد أحياء قد جمع بعضهم جزء فيما ورد من رواية أبي حنيفة من الصحابة، لكن لا يخلو إسناده من ضعف، والمعتمد على إدراكها ما تقدم، وعلى رؤيته من الصحابة، ما أورده ابن سعد في الطبقات وهو بهذا الاعتبار من طبقة التابعين، ولم يثبت ذلك لأحد من أئمة الأعصار للمعاصرين له، كالأوزاعي بالشام، والحماد بالبصرة، والثوري بالكوفة، ومالك بالمدينة، ومسلم بن خالد الزنجي بمكة، والليث بن سعد بمصر، انتهى.
وقال السخاوي في شرحه لألفية العراقي، والثنائيات في الموطأ، للإمام مالك، والوحدان في حديث الإمام أبي حنيفة، لكن بسند غير مقبول، إذ المعتمد، أنه لا رواية له عن أحد من الصحابة.
وفي شرح المشكاة لابن حجر المكي، أدرك الإمام الأعظم ثمانية من الصحابة، منهم أنس وعبد الله بن أبي أوفى وسهل بن سعيد، وأبو الطفيل، انتهى، وقال: قال الكردري رحمه الله تعالى: جماعة من المحدثين أنكروا ملاقاته مع الصحابة، وأصحابه أثبتوه بالأسانيد الصحاح الحسان، وهم أعرف بأحواله منهم، والمثبت العدل العالم أولى من النافي، وقد جمعوا مسنداته، فبلغ خمسين حديثا، برواية الإمام عن الصحابة الكرام، وأنشد بعضهم شعر:
كفى النعمان فخرا ما رواه من الأخبار من غرر الصحابة يقلد التابعي كما يقلد الصحابي وإلى ما ذكرنا، أشار الإمام بقوله: ما جاءنا عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، فعلى الرأس والعين، وما جاءنا عن التابعين، فهم رجال، لأنه ممن زاحم التابعين في الفتوى، اللهم إذا كان التابعي يزاحم في الفتوى الصحابي، فإنه يقلد التابعي، كما يقلد الصحابي، وهذا سبب صالح لتقديم مذهبه على سائر المذاهب.
[«Шарх Муснад Аби Ханифа», стр. 581-582]
«Я говорю тем, кто критикует нашу (ханафитскую) школу то, что Фурасдакъ сказал Джариру: «Это мои предки, это мои учителя. Приведи же мне своих учителей, которые равны им! Но ты не найдешь таких, потому что нет им равных». И знаете, позор тем людям, которые утверждают, что, да, имам Абу Ханифа был великим имамом, но его молитва была слабой. Что значит, его молитва была слабой??? Он был имамом своего времени и не знал как совершать молитву!? Имейте совесть! Он не нуждался в имаме Бухари. Имам Бухари пришел после него. Он прожил в Куфе, он прожил в Мекке, и если бы его молитва была слабой, то они сказали бы ему об этом. Абдулла ибн Мубарак сказал бы ему. Фузайл ибн Аяз сказал бы ему. Имам Малик сказал бы ему. А вы не можете связать три арабских слова, но при этом ищите недостатки у имамов. Это полное отсутствие совести».
Шейх Захир Махмуд
Приводит аз-Захаби:
قَالَ يَعْقُوبُ بْنُ شَيْبَةَ : حَدَّثَنِي بَكْرٌ ، سَمِعْتُ أَبَا عَاصِمٍ النَّبِيلُ ، يَقُولُ : » كَانَ أَبُو حَنِيفَةَ يُسَمَّى الْوَتَدُ لِكَثْرَةِ صَلاتِهِ
Сказал Абу ‘Асым ан-Набиль: «Абу Ханифу называли аль-Ватад (столб) из-за того, что он много молился».
Источник: Захаби, «Манакъиб аль-имам Абу Ханифа ва сахабиха», 1/21, асар № 18)
Приводит аз-Захаби:
مُحَمَّدُ بْنُ سَمَاعَةَ ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ الْحَسَنِ ، عَنِ الْقَاسِمِ بْنِ مَعْنٍ ، » أَنَّ أَبَا حَنِيفَةَ قَامَ لَيْلَةً يُرَدِّدُ قَوْلَهُ تَعَالَى : بَلِ السَّاعَةُ مَوْعِدُهُمْ وَالسَّاعَةُ أَدْهَى وَأَمَرُّ سورة القمر آية 46 ، وَيَبْكِي وَيَتَضَرَّعُ إِلَى الصَّبَاحِ
Аль-Къасим бин Ма’ин сказал: «Однажды Абу Ханифа провел ночь в молитве, читая аят: “Час является назначенным для них сроком, и Час этот – самый тяжкий, самый горький” (Коран, 54:46), повторяя его и плача, пока не наступило утро».
Источник: Захаби, «Манакъиб аль-имам Абу Ханифа ва сахабиха», 1/23, асар № 31)
Это так, для пользы)
А ТЫ ЗНАЕШЬ — КТО ТАКОЙ АБУ ХАНИФА?
Биографии четырех имамов. Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах
В одном из своих хадисов Пророк (мир ему) сказал: «Моя община никогда не сойдется на заблуждении». То есть, большинство нашей общины всегда будет на истине. Этим мы отличаемся от остальных общин, от христиан, от иудеев, большинство которых как раз сбилось с истины. Поэтому, если мусульманин хочет узнать, какое течение в Исламе стоит на истине, пусть изучает свою историю и смотрит – за кем, за какими учеными, всегда следовало большинство мусульман. И он увидит, что это были такие ученые как имам Абу Ханифа, имам Шафии, имамы Ашари и Матуриди (да будет доволен ими Аллах). Последующие ученые, даже такие великие люди, как имам Навави или Ибн Хаджар Аскаляни, были как дети по сравнению с этими великими имамами. Поэтому ученые Ислама единогласно сошлись на том, что верующие должны следовать прежде всего четырем имамам мазхабов. Остальные мазхабы исчезли и до нас их непрерывная цепочка не дошла.
Известно, что великий ученый-саляф Абдулла ибн Мубарак сказал «Иснад мин ад-дин» — «Иснад (то есть цепочка людей, которые передают знания по тем или иным вопросам от самого Пророка, мир ему, и его сподвижников) – из религии». Живая традиция является основой религии. Если такой преемственности знаний не было бы у нас в Исламе, тогда любой мог бы говорить все, что хочет, и мы не имели бы возможности проверить – соответствует ли это тому, с чем пришел Пророк (мир ему). Любой человек мог прийти и сказать: «Пророк (мир ему) сказал так и так», а проверить его слова никто не смог бы. Таким образом, мы можем отличить подлинных ученых от самозванцев. Если человек может назвать такой иснад у своих учителей, тогда ему можно верить. Если же он сам что-то где-то прочитал и выдумал из головы или на основе собственного разума толкует Коран и хадисы, не следуя традиции толкования Корана от великих ученых, ему верить нельзя. Это очень важный вопрос – религия это не философия или научная школа, где есть много разных мнений и все они равнозначны. Всевышний от нас требует, чтобы мы следовали тому, что принес Пророк Мухаммад (мир ему). Но мы сами его или его сподвижников не видели, поэтому мы должны брать знания у тех ученых, о которых вся умма свидетельствует, что они на истине. А самой высшей степенью доверия, в которой нет и тени сомнений, как раз и обладают имамы четырех мазхабов – Абу Ханифа, Шафии, Малик и Ахмад Ибн Ханбаль. Мусульмане на протяжении всех 1400 веков своей истории всегда следовали за ними. И только в последние лет 50-100 появилась такая бредовая идея, что можно отказаться от мазхабов и следовать своим собственным толкованиям Корана и Сунны или тем толкованиям, которые принесли выскочки, которые неизвестно у кого учились. Идея, что можно отбросить мазхабы, взять переводы Корана или переводы хадисов Бухари или Муслима и самим оттуда что-то выводить, появилась совсем недавно, хотя некоторые и пытаются доказать, что мусульмане мазхабам следовали только потому, что так им приказывала государственная власть, что это им было навязано, что это влияние правителей, режимов, которые это насаждали искусственно. Однако этих правителей уже давно нет, а мусульмане как следовали мазхабам, так и следуют. Если какую-то идею людям навязывать силой, она исчезнет, как только этот режим падет. Коммунистические идеи людям навязывали силой, но как только советская власть пала, эти идеи исчезли, им почти никто не следует. Если люди чему-то следуют искренне, то они будут следовать этому при любой власти.
В наше время многие люди говорят, что они ханафиты или шафииты, но ничего про своих имамов не знают. Поэтому причиной безмазхабности и является невежество, когда люди не понимают – кто были эти люди, не представляют себе уровень их богобоязненности, их знаний. Что мы не только не знаем эти науки, которые они изучали, мы даже названий их толком не знаем, не то чтобы в них разбираться. Изучение биографий этих ученых увеличит нашу любовь к ним. В хадисе сказано – «в будущей жизни вы будете с теми, кого вы любите». И инша Аллах, Аллах нас воскресит с этими людьми, если наша любовь к ним будет искренней.
Первый имам мазхаба – это имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах. Ханафитский мазхаб на сегодняшний день – самый распространенный в мире, большинство мусульман мира следуют именно за Абу Ханифой.
Нуман ибн Сабит (которого впоследствии стали называть Абу Ханифа), родился в 80 году по хиджре. По происхождению он был персом, родом из Ирана. Когда при халифе Умаре, да будет доволен им Аллах, Персидское государство было присоединено к исламскому халифату, многие жители Ирана стали принимать Ислам. Кто-то из жителей Ирана в результате войн оказывался в рабстве, потом принимал Ислам, и его освобождали. По одной версии, отец, по другой – дед Абу Ханифы и был таким человеком, который получил свободу после принятия Ислама.
По одной версии Абу Ханифа был из числа табиинов (то есть, второго поколения после сподвижников), по другой – из табиут-табиинов (третьего поколения). Известно, что наш Пророк (мир ему) сказал: «Самое лучшее поколение – это мое, потом те, кто будет за ними, затем те, кто будет за ними, а затем начнется фитна». Первое поколение – это сахабы, второе – табиины, которые брали у них знания, третье – табиут-табиины. Имам Абу Ханифа как раз относился к этим поколениям, которым было засвидетельствовано благом.
Известно, что во время Абу Ханифы были живы четыре сподвижника. По одним сообщениям, он с ними встречался, по другой – не встречался. Этими сподвижниками были Анас ибн Малик, который жил с Басре, Абдулла ибн Абу Ауфа, который жил в Куфе, Сахль ибн Саад, который жил в Медине и Абу Туфейль Амир ибн Василь, который жил в Мекке. По одной версии Абу Ханифа ни с кем из них не встретился, по другой – он встречался с Анасом ибн Маликом и слышал от него хадис «стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина». Также есть история о том, что в 91 году по хиджре, еще мальчиком, он совершал со своим отцом хадж и видел в Масджид аль-Харам сподвижника Абдуллу ибн аль-Харриса и слышал от него хадис «тот, кто стремится изучать религию, получит ризк (пропитание) оттуда, откуда не ожидает» (Правда, другие ученые подвергают этот рассказ критике, так как считается, что этот сподвижник скончался еще в 86 г. хиджры, поэтому в 91 году Абу Ханифа его видеть никак не мог). Следовательно, по этому мнению, Абу Ханифа был из табиинов.
Известно, что Абу Ханифа учился у многих известных ученых своего времени. Так, знания по хадису он брал у Ата и от Нафиа, это были известные передатчики хадисов своего времени. Нафиа был вольноотпущенным рабом Абдуллы ибн Умара, сына халифа Умара, да будет ими доволен Аллах. Он находился рядом с ним и получал от них знания по хадису. Также от него брал знания по хадису и имам Малик. Ученые по хадису говорят, что самый сильный иснад, который есть в религии – это те знания, которые передает имам Малик от Нафиа, от Ибн Умара. Также он брал хадисы от Катады и Хаммада ибн Абу Сулеймана. У последнего он учился порядка 18 лет (!) Не три или четыре года каких-то непонятных институтов, после чего человек начинает отвергать половину исламского наследия, а 18 лет человек находился рядом с учителем, который сам видел сподвижников. Мы даже не можем вообразить себе знания этих людей, тем более, как мы можем говорить, что в таком-то вопросе Абу Ханифа ошибся, он не знал достоверных хадисов и т.д. По фикху он брал знания от Ибрахима Нахии, от Алькамы, и Асвада ибн Язида, который брал знания от сахаба Абдуллы ибн Масуда. Основные ученики Абу Ханифы – это Абу Юсуф и Мухаммад, а также Зуфар. Последний – менее известный ученик Абу Ханифы, он рано умер, но говорят, что он превышал по знаниям двух первых. От самого Абу Ханифы хадисы передают Вакиа ибн Джарах и Абдулла ибн Мубарак. Первый ученый был учителем имама Бухари, известного собирателя хадисов. Поэтому странно слышать, когда кто-то пытается опровергать Абу Ханифу хадисами, которые собрал имам Бухари, хотя его учителем был ученик Абу Ханифы.
О знаниях Абу Ханифы свидетельствуют его многочисленные современники. Как говорил тот же Абдулла ибн Мубарак: «я не видел людей, более знающих фикх, чем Абу Ханифа». Также имам Шафии, который учился у шейха Мухаммада, ученика Абу Ханифы, говорил, что ученые фикха подобны детям по сравнению с Абу Ханифой, все факихи ему обязаны. Назр ибн Абу Шамиль говорил, что до Абу Ханифы люди в плане фикха были подобны спящим, а он пришел и разбудил их. Вот так саляфу-с-салих, наши праведные предки оценивали этого человека.
Он не был просто знатоком фикха, который выносил фетвы, он также был величайшим абидом, аскетом, который проводил ночи в поклонении. Рассказывают, что Абу Ханифа шел с кем-то по рынку и услышал, как один человек говорит другому – «смотри, вот идет сам Абу Ханифа, он проводит всю ночь в поклонении». После этого он не оставлял ни одной ночи без поклонения, он говорил, что не хочет, чтобы про него говорили то, чего он не делает.
Также про него рассказывают такую историю. По роду занятий имам был довольно богатым торговцем шелком, он унаследовал это занятие от своего отца. Он всю жизнь тратил свое имущество на своих друзей и учеников – поддерживал их, помогал им, благодаря собственному заработку он не нуждался в чьей-то помощи. Так, однажды он отправил своего ученика на рынок продать какую-то дорогую вещь. Ученик принес ему большую сумму денег. В это же время в мечеть, где был имам, зашел человек, просящий милостыню. Имам взял у своего ученика деньги и не глядя на них, отдал просящему. Ученик удивился: «ты же даже не посмотрел – сколько тут денег». Имам ответил: «это неважно, пусть забирает». Такой аскетизм и богобоязненность были у этого человека. Разве кто-то из современных людей способен отдать первому встречному большие деньги, не зная, кто он и почему просит денег, не требуя у него документов, подтверждающих его нужду?
Тогдашние правители долгое время пытались заставить имама занять пост судьи халифата. Он знал, что правители будут давить на него, вынуждая его принимать выгодные им решения, поэтому, боясь гнева Всевышнего за несправедливый суд, отказывался от этого поста, несмотря на тюремное заключение и неоднократные избиения. В конце концов, он умер в тюрьме, считается, что тоже не без чьего-то участия. Однако он предпочел наказание в этой жизни, боясь наказания в будущей жизни.
Часто приходится слышать от современников, что Абу Ханифа не знал хадисов, он знал только 18 хадисов (некоторые вообще говорят про три хадиса). На самом деле от него передается множество хадисов, из них 215 хадисов, которые передает только он, и 118 хадисов, которые он передает вместе с другими шейхами. Наряду с другими великими имамами, он составил целый сборник хадисов — «Муснад» Абу Ханифы. Муснад – это такой сборник хадисов, который составлен по алфавиту по именам сподвижников, которые эти хадисы передают. Также о нем многие говорили, что он был имамом не только в фикхе, но и в хадисе.
Также многие невежды пытаются доказать, что ханафитский мазхаб – это некая философия, где все основано на доводах разума, у него нет основания в Коране и Сунне. В частности, муджасимиты, которые буквально понимают Коран и Сунну, особенно ненавидят ханафитский мазхаб. Хотя в своем усуле (основах) ханафитский мазхаб не противоречит источникам шариата, которых, как известно, четыре: Коран, хадисы, иджма (единогласное согласие муджтахидов своего времени о каком-то решении) и кыяс (суждение по аналогии. К примеру, в Коране и хадисах ничего не сказано про наркотики, но есть правило, что все опьяняющее запретно, поэтому ученые запрещают наркотики). Абу Ханифа брал решения из всех этих источников. Если решения не было ни в Коране, ни в Сунне, ни в иджме ученых, то в этом вопросе Абу Ханифа брал мнение какого-то сподвижника, если и этого не было, он делал кыяс. Так что те, кто говорит, что он следовал только своему мнению, создал собственную философию, ничего не смыслят в шариате и усуле.
Также известно, что имам Абу Ханифа создал такую отрасль фикха как «аль-фикх ат-такдири». Это такая часть фикха, где ученый пытается смоделировать какие-то ситуации, которые еще не произошли, пытается ответить на вопросы, которых в данное время еще никто не ставил. Имам Абу Ханифа был первым в этом разделе фикха, поэтому ханафитский фикх — самый проработанный, самый детализированный и самый сложный. Этот подход очень помог мусульманским ученым в будущем, когда им пришлось решать какие-то новые вопросы.
Его ученик Ибн Мубарак говорил про его мазхаб: «не говори, «это мнение Абу Ханифы», говори «Это понимание Абу Ханифы»», имея в виду, что он не высказывал частное мнение, это не его личное мнение а это его понимание источников.
Кто-то может спросить – разве может человек, следуя за хадисом, ошибаться? Сам хадис, разумеется, правилен, но наше понимание может быть неправильным. Разумеется, лучшим будет предпочесть понимание великих имамов, а не свое собственное понимание. Если же человек считает, что он знает больше, чем они, то уже тут, конечно, сказать нечего. Если собрать знания всех ученых нашей уммы, то, наверное, они не перевесят знания каждого из четырех великих имамов.
Известно, что однажды Пророк, мир ему, сказал Абдулле ибн Умару: «Твоя религия – это твоя плоть и кровь, поэтому смотри, у кого берешь знания по религии». Изучая биографии великих ученых, иншаАллах, мы будем знать – у кого мы берем знания. И для нас не будет вопроса – за кем следовать.
Абу Али Аль Ханафи
masha Allah!
Ты баран не слишком ли грубо звучит?….
Абдуллах ибн Мубарак