каллиграфия

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.

Сподвижники Пророка  для решения различных вопросов, возникавших по жизни, руководствовались Кораном, который они заучивали с помощью Посланника Аллаха . Зачастую в аятах Корана вопрос рассматривается в общей форме без учёта особых условий. Иногда аят представляет собой абсолютное руководство без какого-либо предварительного условия или ограничения, связанного со временем, местом и т. п. Примером такого руководства, пришедшего в общем виде, в Коране является намаз. В Коране не упоминается, сколько ракаатов (циклов молитвы) следует совершать, или какие физические движения нужно выполнять во время молитвы, или каково время для молитвы. Подобно этому, в Коране не упоминается минимальная сумма денег, которая должна быть у человека, прежде чем он начнёт выплачивать закят (благотворительность), или условия, при которых он должен его выплачивать. Многое из нашего ибадата невозможно выполнить, не получив объяснения предписаний, столпов и условий признания недействительности. Таким образом, возникает необходимость обратиться к Пророку , для того чтобы узнать правила в наиболее полной и чёткой форме.

Часто сподвижники сталкивались со случаями, по которым в Коране не было руководства, и тогда возникала необходимость обратиться к Пророку , для того чтобы узнать руководство по таким вопросам. Именно Пророку  Всевышний Аллах повелел научить людей, и именно Пророк  больше всех людей знает о том, что Всевышний Аллах ожидает от нас.

Всевышний Аллах поведал нам о долге Посланника Аллаха  относительно Корана, в котором Всевышний Аллах сказал:

«Мы ниспослали тебе (о пророк!) Коран, чтобы ты разъяснил людям веру, законы и заповеди, изложенные в нём, и призвал их размыслить над ними» (Коран, 16:44).

Аллах также дал нам понять, что обязанностью Посланника Аллаха  является разъяснение истины людям тогда, когда возникает спор:

«Мы ниспослали тебе (о Мухаммад!) Коран, чтобы ты разъяснил через него людям истину, о которой они спорят, и чтобы он стал совершенным руководством и общей милостью от Нас для верующих в Аллаха и в ниспосланную Им Книгу!» (Коран 16:64)

Мы обязаны следовать любому руководству Посланника Аллаха  в любом споре:

«О нет, — клянусь твоим Господом! — они до тех пор не будут считаться настоящими верующими в Истину Аллаха, повинующимися Ему, пока не сделают тебя судьёй в спорах и разногласиях между ними, пока не перестанут сопротивляться твоим решениям и подчинятся им полностью как искренние верующие» (Коран 4:65).

Аллах также упомянул, что Посланнику Аллаха  был ниспослан Коран и мудрость — учить людей предписаниям их религии:

«Аллах оказал милость первым верующим — сподвижникам Мухаммада — когда воздвиг среди них посланника из них самих, который читает им аяты Аллаха, очищает их и учит их знанию Корана и Мудрости. До Мухаммада  они пребывали в темноте, невежестве и заблуждении» (Коран 3:164). 

Что касается последнего аята, большинство учёных и знающих людей говорили, что Мудрость, которая упоминается в аяте, имеет другое, помимо Корана, значение. Это то, что Всевышний Аллах дал Посланнику Аллаха  из знаний о вещах и предписаниях, которых остальное человечество не может постигнуть. Имам аш-Шафии, рахимахуллах, сказал: «Всевышний Аллах упомянул писание, которое есть Коран, и он упомянул Мудрость, и я узнал от знающих людей, что Мудрость — это Сунна Посланника Аллаха . Из милости Всевышний Аллах ниспослал нам руководство как выполнять предписания Корана».

Всевышний Аллах не ограничился лишь ниспосланием Писания, включение Сунны в Коран свидетельствует о её важности и мы обязаны следовать ей, так же как мы обязаны следовать Корану. Имам аш-Шафии продолжает, говоря, что буква «ва» («и» между Писанием и Мудростью в аяте) означает в арабском языке соединение, следовательно, две части фразы, которые она соединяет, должны иметь разное значение, в противном случае будет иметь место тавтология, а Всевышний Аллах далёк от этого; на’узу биллях. Таким образом, когда Всевышний Аллах сказал, что Он оказал великую милость верующим, Он не даровал ничего неправильного или ложного. Значит, этой мудрости необходимо следовать как Корану. Всевышний Аллах никогда не повелевал нам следовать никому, кроме Него и Его Посланника . Это должно означать, что эта Мудрость пришла от Посланника Аллаха  в виде правил и высказываний относительно правового устройства.

Для того чтобы объяснить понятие «Сунна» и нашу обязанность следовать ей, Всевышний Аллах сказал:

«Дарую также Свою особую милость тем, кто последует за посланником Мухаммадом , который не умеет ни читать, ни писать, о котором записано в Торе и в Евангелии, который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное для людей (кровь, мертвечину), снимает с них бремя и оковы, которые были на них. Те, которые уверовали в него, в его послание, поддерживали его, помогали ему, всегда стояли на его стороне против врагов и следовали за Кораном, ниспосланным ему, как за руководящим Светом к прямому пути Истины Аллаха, они и есть те, кто имеет успех, в отличие от других, кто не уверовал» (Коран 7: 157). 

Поскольку это учение упоминается в аяте в общей форме, то оно должно включать правила из Корана и Сунны.

Явное указание на то, что мы обязаны следовать Сунне, можно найти в аяте:

«…Придерживайтесь и выполняйте то, что приказал вам посланник Аллаха, и удерживайтесь от того, что он запретил вам, и будьте богобоязненными, и страшитесь гнева Аллаха. Поистине, Аллах силён в наказании!» (Коран 59:7)

Аллах также сделал послушание Посланнику Аллаха  связанным с послушанием Ему:

«Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику во всех делах, делайте хорошее и отклоняйтесь от худого, чтобы вы были помилованы в настоящей жизни и в будущей!» (Коран 3:132)

Всевышний Аллах повелел нам выполнять любое приказание Посланника :

«О вы, которые уверовали в Истину Аллаха и поклонились Ему! Повинуйтесь Аллаху своими сердцами и отвечайте на Его Послание, переданное вам Его посланником. Он призывает вас соблюдать назидания Аллаха, которые оживляют ваши тела, души, умы и сердца» (Коран 8:24).

Всевышний Аллах сделал послушание Посланнику  послушанием Себе, следование Посланнику  признаком любви к Всевышнему Аллаху:

«Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (Коран 4:80).

«Скажи им (о Мухаммад!): „Если вы искренне любите Аллаха и желаете, чтобы Он вас любил, то следуйте за мной в том, что я вам приказываю, и не делайте того, что я вам запрещаю. Ведь я передаю ниспосланное мне Писание Аллаха. Аллах будет за это вас любить и простит все ваши прегрешения. Поистине, Аллах — прощающий, милосердный к Своим рабам!“» (Коран 3:31).

И Всевышний Аллах предостерёг нас от не следования указаниям Посланника :

«Отвечайте на приглашение пророка собраться для обсуждения важных вопросов и отзывайтесь сразу на это приглашение, и не равняйте приглашения пророка с приглашением друг к другу, которое можно пропустить или отказаться. Не уходите с собрания без разрешения: только при необходимости можете попросить позволения уйти. Аллах — хвала Ему Всевышнему! — знает тех из вас, которые уходят тайком, без разрешения, скрываясь в толпе, чтобы не увидел пророк. Пусть берегутся те, которые нарушают наставления и приказ Аллаха, чтобы Он — хвала Ему Всевышнему! — не наказал их за неповиновение, подвергнув большому бедствию в земном мире, например, голоду или землетрясению, а в дальней жизни они подвергнутся мучительной каре — адскому огню» (Коран 24:63).

Но это не всё, Всевышний Аллах сказал нам, что непокорность Посланнику Аллаха  является куфром (неверием):

«Скажи им (о Мухаммад!): „Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику“. Если они отвернутся от тебя, тогда они не верят в Аллаха и Его посланника. Аллах не любит неверных!» (Коран 3:32)

Всевышний Аллах запретил верующим быть непокорными Посланнику Аллаха :

«Не подобает верующему или верующей делать выбор в решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решён Аллахом и Его посланником. Тот, кто ослушается Аллаха и Его посланника, сбился с прямого пути и оказался в явном заблуждении». (Коран 33:36)

Для того чтобы показать, что не следование указаниям Посланника Аллаха  в случае возникновения спора — это признак лицемерия, Всевышний Аллах сказал:

«Лицемеры говорят своими устами: „Мы уверовали в Аллаха и Его посланника и повинуемся их назиданиям“. Но когда они подвергаются испытаниям, несмотря на эти слова, часть из них отказывается участвовать с мусульманами в сражении за Истину Аллаха и в других благих деяниях. Они неискренние верующие и не заслуживают называться верными праведниками.
Это видно из их поступков. Ведь когда их призывают к посланнику, чтобы он рассудил между ними по законам и наставлениям, ниспосланным Аллахом, часть из них проявляет лицемерие и отказывается от суда, если знает, что противная сторона права.


Но если они знают, что они правы, они спешат к посланнику, чтобы он рассудил между ними и их противниками.

Почему они так поступают относительно суда перед посланником? Разве это потому, что их сердца слепы, и они не подчиняются истинному, справедливому решению посланника или потому, что они сомневаются в справедливости суда Мухаммада ! Нет! Они сами несправедливы к себе и к другим из-за неверия, лицемерия и отказа от истины.


А искренние верующие, когда их призывают, чтобы их рассудили по законам и наставлениям, ниспосланным Аллахом Своему посланнику, говорят, повинуясь Аллаху и посланнику: „Мы слышим твой призыв, о Мухаммад и повинуемся твоему суждению“. Эти счастливы в ближайшей жизни и в будущей жизни» (Коран, 24:47-51)