Мухаррам — месяц, с которого мусульмане начинают свой лунный календарь по хиджре. В этом году месяц Мухаррам наступает 21 сентября, ин ша Аллах.

Это один из четырех запретных месяцев, о которых говорится в Священном Коране: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные».

Согласно достоверным хадисам, этими четырьмя месяцами являются Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб. Все толкователи Священного Корана единогласны в этом вопросе, так как Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) в своей проповеди по случаю своего последнего хаджа, сказал: «Год (состоит из) двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них — зулькада, зульхиджа и мухаррам — следуют друг за другом, а (четвёртым является) раджаб мудара (, занимающий своё место) между (месяцами) джумада (санийа) и ша‘баном.»

Особое упоминание этих четырех месяцев не означает, что любой другой месяц не является священным, так как Рамадан — самый священный месяц в году. Но эти четыре месяца были особым образом названы в качестве священных (запретных) месяцев по той простой причине, что их святость признавалась даже мекканскими язычниками.

На самом деле, каждый из двенадцати месяцев изначально равен другому, и нет врожденной святости, которая могла бы быть приписана одному из них по сравнению с другим. Когда Аллах Всемогущий выбирает особое время для Своего особого благословения, это время получает святость по Его милости.

Так, святость этих четырех месяцев была признана непосредственно со времен саййидина Ибрахима (алейхиссалям). Так как мекканские язычники относили себя к саййидина Ибрахиму (алейхиссалям), они соблюдали запретность данных четырех месяцев, и несмотря на свои частые племенные войны, считали недозволенным воевать в эти месяцы.

В шариате Благородного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) запретность этих месяцев была признана, и Священный Коран указывал на них как на «запретные месяцы».

Месяц Мухаррам располагает также некоторыми другими особенностями, характерными для него:

1. Пост в Мухаррам

Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам»

Хотя пост в месяц Мухаррам не является обязательным, тем не менее, тому, кто постится в эти дни по своей собственной воле и по своему выбору, предоставляется Всемогущим Аллахом право на большую награду. Хадис, приведенный выше, показывает что пост в месяц Мухаррам награждается в большей степени, чем нафль-пост, то есть пост того, кто соблюдает его по своему собственному выбору (в то время, как пост не обязателен для него). Хадис не означает, что обещанная награда за пост в Мухаррам может быть получена только при соблюдении поста в течение всего месяца. Наоборот, каждый день поста во время этого месяца имеет достоинства. Поэтому следует воспользоваться предоставляющимся случаем настолько, насколько это возможно.

2. День Ашура

Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура. Как передается священный сподвижник Ибн Аббас (радиаллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) при переселении в Медину обнаружил, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Они говорили, что это день, когда Пророк Муса (алейхиссалям) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Мы ближе связаны с Мусой (алейхиссалям), чем вы», — и предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд)

Также передается в ряде достоверных хадисов, что в начале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура — добровольным. Саййидина Аиша (радиаллаху анха) сказала: «Когда Священный Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в это день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)

Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса (радиаллаху анху), что ПророкМухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)

Одним словом, на основе ряда достоверных хадисов является установленным, что пост в день Ашура — Сунна Священного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и соблюдением данного поста человек заслуживает большую награду.

Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Священным Пророком (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а ПосланникАллаха (салляллаху алейхи уа саллям) хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни. Согласно науке хадисов, данные хадисы не являются очень достоверными, однако некоторые ученые — такие, как Байхакы и Ибн Хиббан — приняли их как заслуживающие доверия.

То, о чем говорится выше, — это все то, что поддерживается достоверными источниками о дне Ашура.

3. Стенания и рыдания

Другой ложной практикой, связанной с этим месяцем, являются ритуалы стенаний и рыданий в память мученической смерти саййидна Хусайна (радиаллаху анху). Как говорилось ранее, случай в Карбале — один из самых трагичных в нашей истории, но Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) запретил нам проводить обряды стенаний по смерти кого бы то ни было. Люди джахилии оплакивали усопших громкими рыданиями, разрывая свою одежду и ударяя себя по щекам и в грудь. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) прекратил все это и предписал мусульманам соблюдать терпение, говоря: «Иннаа лилляахи уа иннаа иляйхи рааджи’уун». По этому вопросу имеется ряд достоверных хадисов. Приведем лишь один из них:

«Не относится к нам тот, кто бьёт себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилии!» (Сахих Бухари)

Все авторитетные правоведы единогласны в том, что рыдание такого рода абсолютно недопустимо. Даже саййидна Хусайн (радиаллаху анху) незадолго до своей кончины посоветовал своей любимой сестре саййидах Зайнаб (радиаллаху анха) не оплакивать его смерть подобным образом. Он сказал:

«Моя дорогая сестра, я заклинаю тебя, чтобы в случае моей смерти ты не разрывала свою одежду, не царапала свое лицо, никого не проклинала из-за меня и не молила о своей смерти.» (Аль-Камиль, ибн Кясир, том 4, стр. 24)

Из совета саййидна Хусайна (радиаллаху анху) ясно, что любой вид стенаний осуждается даже тем благословенным человеком, в честь которого эти церемонии проводятся. Каждый мусульманин должен сторониться этих действий и оставаться верным учениям Священного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и его горячо любимого внука саййидна Хусайна (радиаллаху анху).

Askimam.ru

 

Источник: azan.kz