dar_al_kufr
Если случилось так, что ваши соседи не являются мусульманами, тем не менее, вы не должны забывать об исламском этикете при общении с ними. Ислам рекомендует поддерживать хорошие отношения с соседями, как мусульманами, так и с немусульманами.
Мусульманину следует демонстрировать окружающим совершенство Ислама посредством мягкости и доброты. Бухари и Муслим передали хадис от Анаса, разыАллаху анху, в котором говорилось: «Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». Ученые полагают, что слово «брат» имеет здесь самое общее значение, а потому подразумевает братьев в общечеловеческом смысле, включая как мусульман, так и немусульман. Мусульманин желал бы для своего брата немусульманина того же, чего он желает и для себя, то есть быть мусульманином, чтобы насладиться благами Ислама и получить награду от Аллаха.
Мусульманин поступит верно, если станет молиться о ниспослании руководства своим братьям немусульманам, так же, как он желает своим братьям мусульманам оставаться таковыми, быть верными и преданными Исламу. В суре «Аль-Мумтахана» Всевышний Аллах сказал:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших домов. Воистину, Аллах любит справедливых. Аллах лишь запрещает вам дружить и объединяться с теми, которые сражались с вами из-за религии и изгоняли вас из ваших домов, а также способствовали вашему изгнанию. Те из вас, кто поступает так, неправы». 
Ничто не мешает нам быть добрыми, великодушными и любезными с немусульманами, если они не проявляют враждебности к Исламу ни словами, ни действиями. Есть надежда, что благодаря этому исчезнут барьеры, и они присоединятся к Исламу и мусульманам.
Такое положительное отношение вовсе не означает, что вы соглашаетесь с немусульманами и отказываетесь от того, что различает вас. Это означает, что вы должны быть честными, добрыми и сдержанными по отношению к своим соседям в любых ситуациях. Разъясняя данные слова, имам аль-Куртуби, рахимахуллах, сказал: «Здесь говорится о том, что Аллах разрешил поддерживать дружественные отношения с теми, кто не противодействует мусульманам и не нападает на них». Имам Куртуби, рахимахуллах, приводит мнение Абдуррахмана ибн Заида, который сказал, что данное руководство существовало на заре Ислама, когда не было нужды в борьбе, но позже оно было отменено. Имам Куртуби, рахимахуллах, также приводит слова Катада, рахимахуллах, который говорит, что данный аят был отменен другим аятом из суры «Ат-Тауба» (9:5):
«А когда закончатся запретные месяцы, сражайтесь и убивайте многобожников, везде, где встретите их…» 
Приведя эти два мнения и другие, похожие на них, имам Куртуби, рахимахуллах, заключил: «Большинство толкователей согласились, что этот аят не был отменен. Они приводят историю, переданную Бухари и Муслимом об Асме бинт Абу Бакр, разыАллаху анха, которая спросила Пророка, солляллаху алейхи ва саллям, может ли она принимать свою мать-немусульманку, которая посетила ее в Медине, и быть доброй к ней, и Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, ответил: «Да».
Данный аят был ниспослан в связи с этим случаем. Аль-Мауарди и Абу Дауд сообщали, что сын Абдуллы ибн аз-Зубайра рассказывал, как его отец говорил ему, что до принятия Ислама Абу Бакр, разыАллаху анху, развелся со своей женой Кутайлой, матерью Асмы, разыАллаху анха. И когда между Пророком, солляллаху алейхи ва саллям, и многобожниками-курайшитами наступило перемирие, она навестила свою дочь в Медине и принесла ей серьги и другие подарки. Асма же не хотела принимать дары, не спросив Пророка, солляллаху алейхи ва саллям. В ответ на ее вопрос Аллах ниспослал данный аят. Когда Аллах говорил: «будьте с ними добры и справедливы», — то, по словам аль-Фараа, Всевышний имел в виду тех, кто заключил соглашение с мусульманами не нападать на них и не поддерживать нападающих. Аллах повелел мусульманам, исходя из этого соглашения, быть добрыми и честными с [такими немусульманами].
Кади Абу Бакр ибн аль-Араби, рахимахуллах, говорил, что слово «кист» не является производным от слова «справедливость», а происходит от слова «деление» и подразумевает, что вы можете поделиться с ними частью своих денег с целью поддержания сердечных отношений. Необходимо быть справедливым как с друзьями, так и с недругами.
Имам Бухари и имам Ахмад рассказывали со слов Анаса ибн Малика, разыАллаху анху, о еврейском мальчике, который прислуживал Пророку, солляллаху алейхи ва саллям, готовил воду для омовения и подавал обувь. Однажды мальчик заболел. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, пошел навестить мальчика и застал его смертельно больным, с отцом, сидящим у его головы. Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, предложил ему принять Ислам, сказав: «Нет Бога, кроме Аллаха». Мальчик посмотрел на своего отца, но тот молчал. Тогда Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, повторил свой призыв, и мальчик снова посмотрел на отца, который сказал ему: «Послушайся Абуль-Касима». И мальчик перед самой смертью сказал: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и что ты Его Посланник». И Пророк, солляллаху алейхи ва саллям, сказал: «Хвала Аллаху за то, что позволил мне спасти его».
Хафиз Ибн Хаджар, рахимахуллах, сказал, что этот хадис несет множество указаний, (таких, так) то, что мусульмане могут нанимать на работу немусульман (и) навещать их, когда те больны. Он также учит нас поддерживать с ними сердечные отношения. Он позволяет нанимать на работу молодых людей и призывать их к Исламу, если они достаточно зрелы, чтобы сделать выбор, а также принимать их обращение, если они приняли Ислам.
Хафиз аль-Бадр аль-Айни, рахимахуллах, говорил, что этот хадис указывает на дозволенность навещать больных немусульман, особенно если они являются вашими соседями, с тем чтобы демонстрировать доброту Ислама и тем самым способствовать принятию его. Он также указывает на разрешение нанимать на работу молодых людей.
Вы можете утешать немусульман в горе, используя подходящие выражения. Имам, кади Абу Юсуф, рахимахуллах, сказал в конце своей книги «Аль-Харадж», что он спрашивал имама Абу Ханифу, рахимахуллах, о том, как утешать иудея или христианина, потерявшего ребенка или родственника. Имам Абу Ханифа сказал: «Аллах предопределил смерть Своих творений. Мы просим у Аллаха хорошей смерти. Мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы все должны вернуться. Будь терпелив и смирись с этим горем».
Имам Абу Юсуф, рахимахуллах, сказал: «Мы узнали, что христианин, который посещал лекции Хасана аль-Басри, рахимахуллах, умер. Хасан аль-Басри, рахимахуллах, пришел к его брату, чтобы выразить соболезнования. Он сказал: «Да вознаградит тебя Аллах за это горе, как Он награждает твоих собратьев. Да благословит Аллах нашу смерть и сделает ее хорошей. Будь терпелив в несчастьях».
Вы можете сказать эти добрые слова и напомнить им о неизбежности смерти, противостоять которой мы не можем, но можем лишь принять ее и сохранять терпение.

Имам Ибн Абидин, рахимахуллах, в своей книге «Радд аль-Мухтар» говорит, что имам Шафии, рахимахуллах, сказал: «Вы можете утешать мусульман в случае смерти их родственника немусульманина. В таком случае вы можете сказать: «Да увеличит Аллах твою награду и терпение». Вы можете выразить соболезнование немусульманину, потерявшему родственника-мусульманина. В таком случае вы можете сказать: «Пусть Аллах простит умершего и дарует лучшее утешение».