Одним из наиболее обсуждаемых и острых вопросов в последнее время стала вакцинация. Мнения разделились. Причем как сторонники, так и противники приводят в качестве аргументов различные доводы.
Как быть? Прививать или нет ребенка от инфекционных болезней? Думаем, что решение принимает каждый родитель, взвесив при этом все «за» и «против», беспристрастно обдумав аргументы обеих сторон. При этом следует помнить, что главное при выборе – интересы ребенка, его здоровье.
В редакционную почту портала «Е-ислам» поступило несколько писем, в которых мусульмане задают этот вопрос. Высказать свою точку зрения мы попро-сили известного теолога, заведующего отделом просвещения и Интернет-про-паганды ДУМК Ершата Онгарова.
– Действительно, вопрос о целесообразности вакцинации, можно назвать одним из актуальных. Попытаюсь проанализировать аргументы, которые приводят сторонники отказа от прививок, именно с точки зрения Шариата. Как правило, в качестве аргументов ратующие за отказ используют громкие лозунги, такие как «Ислам запрещает прививки», «Вакцина — происки шайтана», «Прививки нарушают предопределенное Аллахом», «Вакцина – наджаса» и т.п. Однако официальная медицина, основываясь на результатах исследований и статистике, на-стоятельно рекомендует проведе-ние вакцинации.
Каждая из сторон приводит свои доводы, и людям, далеким от медицины, сложно разобраться – прививаться или отказаться от вакцинации. Основываясь на доводах Шариата и медицины, постараюсь дать ответ на вопрос «Прививки – да или нет?»
Наш организм может приобрести устойчивость к инфекционным заболеваниям (иммунитет) двумя путями. Первый – переболеть. При этом организм вырабатывает защитные факторы (антитела), которые в дальнейшем будут оберегать нас от этой инфекции. Это достаточно тяжелый и опасный путь. И он чреват высоким риском опасных осложнений, вплоть до инвалидности и смерти. Например, бактерия, вызывающая столбняк, выделяет в организме больного самый сильный на планете токсин. Этот яд действует на нервную систему человека, вызывая судороги и остановку дыхания. Каждый четвертый, заболевший столбняком, умирает.
Второй путь – вакцинация. В организм вводится возбудитель болезни – вакцина или анатоксин. Прививка не вызывает болезнь, но заставляет организм вырабатывать антитела, чтобы в будущем, столкнувшись с данной инфекцией, уже не заразиться. Иммунная система реагирует на них так же, как на настоящую инфекцию – в организме образуются антитела
В Священном Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нет открытого запрета на вакцинацию, но есть все предпосылки для того, чтобы утверждать о ее необходимости.
XIV веков тому назад не было болезней, которые в настоящее время распространены в современном мире. Если какие-то и существовали, то не было тех условий для выживания возбудителей болезней, которые имеются сейчас (плохая экология, общественный транспорт, места массового пользования и т.п.).
Тем не менее текст Священного Корана и Благословенная Сунна указывают на то, чтобы мы предохранялись от болезней, и отрицает вышеперечисленные доводы, которые приводят сто-ронники отказа от вакцинации:
«Если бы пожелал Господь твой, они бы этого не делали». (Коран 6:112)
Утверждение о том, что нечто изобретённое человеком (в частности вакцинация) нарушает предопределённое Всевышним – абсурдно, так как это противоречит ясным аятам Священного Корана. Ведь ничто на земле не происходит без соизволения Аллаха.
– Искусство медицины и дар врачевания являются не только результатом экспериментирования и удачи, а скорее милостью Аллаха, которую он оказал своим рабам: «И если я заболею, Он [Аллах] исцелит меня…»(Коран 26:80)
– «Аллах не сотворил какой бы то ни было болезни без того, чтобы не сотворить средство излечения от нее». (от Абу Хурайры) А имам аль-Бухари добавляет: «Медицина, безусловно, является средством излечения от болезней». Также хадис «Тот, Кто утвердил болезни на земле, также утвердил и средства их излечения», переданный от Абу Хурайрой, и многие достоверные хадисы указывают на то, что если имеются болезни, то существуют и средства излечения от них, кроме старческого увядания, которое как таковое не является болезнью. Поэтому беспочвенно утверждать то, что необходимо отказаться от медицинских вме-шательств, в частности от вак-цинопрофилактики.
– Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Для всякого заболевания существует лекарство, а когда лекарство становится явным, тогда и болезнь излечивается согласно воле Всемогущего Аллаха». Говоря это, добавляет Муслим, что Пророк, да благословит его Аллах и дарует мир ему, поощрял использование лекарств для лечения болезней.
– «Убегай от прокаженного, как убегают от льва». (передал Абу Хурайра) Если вдумчиво прочесть текст хадиса, то от-четливо видна рекомендация по профилактике заражения заразными болезнями. В хадисе не сказано: «Сиди рядом с прокаженным, чтобы не препят-ствовать предопределенному для тебя». Аналогичный хадис от Усамы ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы услышите об эпидемии чумы где-либо, не посещайте это место, а если чума появилась в местности, где вы находились, не уезжайте оттуда». В этом содержится предостережение от заражения и распространения болезни.
– «Тот, кто съедает за завтраком семь фиников сорта `аджуа, в этот день его не повредят ни яд, ни колдовство». Данный достоверный известный хадис указывает на то, чтобы мы принимали меры по профилактике болезней, а также на то, что яд или болезнь можно и нужно предотвратить.
Оппоненты, утверждающие о вреде прививок, аргументируют свои доводы статистикой, в формировании которой уча-ствовала, как правило, небольшая группа людей – 200-300 человек. Конечно же, данная информация не может полностью отражать всю эффективность прививок. Если же обратиться к статистике Всемирной Организации Здраво-охранения (далее – ВОЗ) с учётом статистических показателей, то отчетливо видны прогрессы спада количества случаев заболе-вании, управляемых вакцино-профилактикой:
– За период с 2000 по 2012 гг. противокоревая вакцинация привела к снижению глобальной смертности от кори на 78%
– Дифтерией болеют всего 5% привитых людей (вакцинация обеспечивает более легкую форму течения заболевания);
– Иммунизация позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти от дифтерии, столбняка, коклюша и кори. (Данные ВОЗ)
– Прививка от чумы помогла спасти человечество от «черной смерти».
Еще один интересный пример приводит кандидат медицинских наук В.С.Ганин в журнале «Наука и жизнь» (№7, 2006 год). Так, в Монгольской Народной Республике при ликвидации вспышки чумы, было привито 115 333 человека, из которых впоследствии заболели лишь двое.
Сейчас в Интернет-про-странстве наблюдается «бум» псевдоинформации, которую опрометчиво выдают за меди-цинские исследования. Стоит заметить, что эти данные «ис-следования», опубликованы не в медицинских журналах, а на открытых блогах, куда любой желающий может написать то, что пожелает.
Опыт многих стран сви-детельствует о том, что наруше-ние плановой иммунизации в течение лишь нескольких лет ведет к развитию эпидемии на государственном или региональном уровне. Массовая иммунизация дает положительный эффект даже в условиях неблагоприят-ной социально-экономической ситуации. Не только прекраще-ние, но даже сокращение охвата контингентов, подлежащих вак-цинации, ведет к эпидемическому возврату болезней, управляемых средствами вакцинопрофилактики
Прививка – это результат мно-говекового усилия врачей и ученых, убеждения которых подкреплены научными фактами. И я призываю всех мусульман не поддаваться провокациям и не отказываться от вакцинации, утвержденной в «Национальном календаре про-филактических прививок РК».
В скором времени Духовное управление мусульман Казахстана планирует выпустить фетву (религиозно-правовое заключение) по поводу вакцинирования.
E-Islam.kz
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух а я прртив всяких вакцин и палочек
все по воле Аллаха !
потому что ето не факт того что мы теперь не зоболеем есть много людей больших и маленьких которые именно от вакцин и умерли и болеют и страдают до сих пор !!!
Уа алейкум Ассаляму уа рахматуЛлахи уа баракатух. Сестра, если вы против вакцины то будьте и против всех видов лекарств. А ведь пророк салляллаху алейхи ва саллям не был против этого да и просто глупо так рассуждать. Видимо вы не прочитали толком статью Слушайте имамов-знающих людей и не занимайтесь мракобесием
Вы верите кафирам которые снимают разные передачи о вреде прививок и не верите имамам? Очень странно. Не факт как раз таки то, чтоот прививок умирают и страдают многие люди, доказательство- это мы с вами, ведь всем нам сделаны прививки в детстве и Альхамдулиллях мы не страдаем и не умерли, а все это потому что наши родители не страдали мракобесием и делали нам прививки. Советую вам не эксперементировать со здоровьем ваших детей и не подвергать их ризку заболеть потому что перед Аллахом за них будете отвечать именно вы. Я полностью согласен снашими имамами и разделяю их мнение на этот счет ибо оно верное. Джазакумуллаху хайрон за статью!
Ахы Ассаляму алейкум не суди сестру строго, просто у нее не правильное понимание, со временем ин шаа Аллах это пройдет. Знание лечит
Касымхан брат я тебе писал. А так я с тобой полностью согласен в этом вопросе, имамов надо слушать онилучше знают что говорят
Да, а то сделали проблему некоторые братья и сестры на ровном месте. Идут спорят с врачами, которые лучше их знают что полезно для них а что вредно в плане медицины и выставляют нашу религию религией глупых людей отрицательно относящихся к науке и медицине, хотя на деле мы мусульмане и поднимали науку медицину изначально. Братья и сестры не будьте мракобесами, слушайте знающих! Наша религия призывает именно к этому.
Ас сәләму әлейкум.я тоже против прививок,чтобы привит ребенка его нужно осмотрет,а в наших поликлиниках не осматривают,только спрашивают кашлет или нет,если нет то прививают,если например ребенок болен,пез признаков кашля,то он не выдержит вакцину.и насчет кяфиров,не надо всем выносить такфир,кяфири они или нет Аллаху алим.и состав прививок,почему о них ничего не сказано.хотелось бы узнать про их дозволенность или запретность.
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух брат Нурлан. Вред прививок наукой не доказан, доказано лишь то, что по причине прививок человечество по воле Аллаха предотвратило много эпидемий от которых раньше умирали миллионы людей. Сегодня мы и не болеем по причине этих прививок и об этом говорят врачи, а они лучше знают что еам полезно для здоровья и что вредно. И никто из исламских ученых я отмечу НИКТО не сказал что прививка харам. Аллах послал болезнь и послал изоечение от нее и кого оно постигает тот излечается по воле Аллаха- так сказано в хадисе. Пока вред реально не доказан не нужно фантазировать. Мы все сами привитые и здоровье у нас очень крепкое вот вам одно из сильных доказательств того что прививки это не вред, а польза!
Ассаламу ъалайкум, братья и сёстры.
У нас тоже это актуально.
Но, предлагаю просмотреть выступление одного нашего брата (кмю).
https://www.youtube.com/watch?v=pBmlFPU08u8&app=desktop
Аллах в Коране говорит: Спрашивайте знающих, если сами не знаете!
Зачем заниматься самодеетельностью в религии, говорят вам имамы нет проблем в этом (на основании знаний) значит нет. Заняться больше нечем что ли, лучше учите Коран многое понимать начнете. И детей ин шаа Аллах когда вырастут будете учить.
Я тоже так считаю.
Люди не доверяют врачам но когда заболевают по настоящему серьезно все идут быстрее в больницу забывая про всякие теории зоговора и т.д. у меня подруги учатся на врачей заканчивают учебу им вообще не понятно почему люди верят всяким глупостям про прививки.
Что тут рассуждать Все по Воле Всевышнего смерть,болезни.привит не привит ,коль срок исписан то спасения нету….Аллаху Акбар
فأما الفتوى فقد قامَ بها جماعةٌ ولا يخلو بلدٌ مِن جُملةِ الفروض المهمَلة ولا يلتفِت الفقهاءُ إليها وأقربها الطبُّ إذ لا يُوجد في أكثرِ البلاد طبيبٌ مسلمٌ يجوز اعتمادُ شهادتِه فيما يُعوَّل فيه على قولِ الطبيب شرعاً , ولا يرغَب أحدٌ مِن الفقهاءِ في الاشتغالِ به
«Что же касается вынесения фатв, то этим делом занимается группа (факихов). И не существует ни одного города, где бы определённая часть фардзов не была предана забвению. Однако, несмотря на это, факихи не придают никакого значения этим фардзам.
Самым подходящим примером этого является медицинская наука, так как в большинстве городов (где проживают мусульмане), не существует даже одного врача мусульманина, на которого можно было бы полагаться! Несмотря на это ни один факих (выполняющие фардз в вопросах вынесения фатв) не придаёт никакого значения медицинской науке».
Источник: Абу Хамид Аль Гъазали: Ихьяу Улюмид Дин: 1/43
Бейрут: Даруль Маарифа