a

Одним из наиболее обсуждаемых и острых вопросов в последнее время стала вакцинация. Мнения разделились. Причем как сторонники, так и противники приводят в качестве аргументов различные доводы.
Как быть? Прививать или нет ребенка от инфекционных болезней? Думаем, что решение принимает каждый родитель, взвесив при этом все «за» и «против», беспристрастно обдумав аргументы обеих сторон. При этом следует помнить, что главное при выборе – интересы ребенка, его здоровье.
В редакционную почту портала «Е-ислам» поступило несколько писем, в которых мусульмане задают этот вопрос. Высказать свою точку зрения мы попро-сили известного теолога, заведующего отделом просвещения и Интернет-про-паганды ДУМК Ершата Онгарова.

– Действительно, вопрос о целесообразности вакцинации, можно назвать одним из актуальных. Попытаюсь проанализировать аргументы, которые приводят сторонники отказа от прививок, именно с точки зрения Шариата. Как правило, в качестве аргументов ратующие за отказ используют громкие лозунги, такие как «Ислам запрещает прививки», «Вакцина — происки шайтана», «Прививки нарушают предопределенное Аллахом», «Вакцина – наджаса» и т.п. Однако официальная медицина, основываясь на результатах исследований и статистике, на-стоятельно рекомендует проведе-ние вакцинации.
Каждая из сторон приводит свои доводы, и людям, далеким от медицины, сложно разобраться – прививаться или отказаться от вакцинации. Основываясь на доводах Шариата и медицины, постараюсь дать ответ на вопрос «Прививки – да или нет?»
Наш организм может приобрести устойчивость к инфекционным заболеваниям (иммунитет) двумя путями. Первый – переболеть. При этом организм вырабатывает защитные факторы (антитела), которые в дальнейшем будут оберегать нас от этой инфекции. Это достаточно тяжелый и опасный путь. И он чреват высоким риском опасных осложнений, вплоть до инвалидности и смерти. Например, бактерия, вызывающая столбняк, выделяет в организме больного самый сильный на планете токсин. Этот яд действует на нервную систему человека, вызывая судороги и остановку дыхания. Каждый четвертый, заболевший столбняком, умирает.
Второй путь – вакцинация. В организм вводится возбудитель болезни – вакцина или анатоксин. Прививка не вызывает болезнь, но заставляет организм вырабатывать антитела, чтобы в будущем, столкнувшись с данной инфекцией, уже не заразиться. Иммунная система реагирует на них так же, как на настоящую инфекцию – в организме образуются антитела
В Священном Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нет открытого запрета на вакцинацию, но есть все предпосылки для того, чтобы утверждать о ее необходимости.
XIV веков тому назад не было болезней, которые в настоящее время распространены в современном мире. Если какие-то и существовали, то не было тех условий для выживания возбудителей болезней, которые имеются сейчас (плохая экология, общественный транспорт, места массового пользования и т.п.).
Тем не менее текст Священного Корана и Благословенная Сунна указывают на то, чтобы мы предохранялись от болезней, и отрицает вышеперечисленные доводы, которые приводят сто-ронники отказа от вакцинации:
«Если бы пожелал Господь твой, они бы этого не делали». (Коран 6:112)
Утверждение о том, что нечто изобретённое человеком (в частности вакцинация) нарушает предопределённое Всевышним – абсурдно, так как это противоречит ясным аятам Священного Корана. Ведь ничто на земле не происходит без соизволения Аллаха.
– Искусство медицины и дар врачевания являются не только результатом экспериментирования и удачи, а скорее милостью Аллаха, которую он оказал своим рабам: «И если я заболею, Он [Аллах] исцелит меня…»(Коран 26:80)
– «Аллах не сотворил какой бы то ни было болезни без того, чтобы не сотворить средство излечения от нее». (от Абу Хурайры) А имам аль-Бухари добавляет: «Медицина, безусловно, является средством излечения от болезней». Также хадис «Тот, Кто утвердил болезни на земле, также утвердил и средства их излечения», переданный от Абу Хурайрой, и многие достоверные хадисы указывают на то, что если имеются болезни, то существуют и средства излечения от них, кроме старческого увядания, которое как таковое не является болезнью. Поэтому беспочвенно утверждать то, что необходимо отказаться от медицинских вме-шательств, в частности от вак-цинопрофилактики.
– Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Для всякого заболевания существует лекарство, а когда лекарство становится явным, тогда и болезнь излечивается согласно воле Всемогущего Аллаха». Говоря это, добавляет Муслим, что Пророк, да благословит его Аллах и дарует мир ему, поощрял использование лекарств для лечения болезней.
– «Убегай от прокаженного, как убегают от льва». (передал Абу Хурайра) Если вдумчиво прочесть текст хадиса, то от-четливо видна рекомендация по профилактике заражения заразными болезнями. В хадисе не сказано: «Сиди рядом с прокаженным, чтобы не препят-ствовать предопределенному для тебя». Аналогичный хадис от Усамы ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы услышите об эпидемии чумы где-либо, не посещайте это место, а если чума появилась в местности, где вы находились, не уезжайте оттуда». В этом содержится предостережение от заражения и распространения болезни.
– «Тот, кто съедает за завтраком семь фиников сорта `аджуа, в этот день его не повредят ни яд, ни колдовство». Данный достоверный известный хадис указывает на то, чтобы мы принимали меры по профилактике болезней, а также на то, что яд или болезнь можно и нужно предотвратить.
Оппоненты, утверждающие о вреде прививок, аргументируют свои доводы статистикой, в формировании которой уча-ствовала, как правило, небольшая группа людей – 200-300 человек. Конечно же, данная информация не может полностью отражать всю эффективность прививок. Если же обратиться к статистике Всемирной Организации Здраво-охранения (далее – ВОЗ) с учётом статистических показателей, то отчетливо видны прогрессы спада количества случаев заболе-вании, управляемых вакцино-профилактикой:
– За период с 2000 по 2012 гг. противокоревая вакцинация привела к снижению глобальной смертности от кори на 78%
– Дифтерией болеют всего 5% привитых людей (вакцинация обеспечивает более легкую форму течения заболевания);
– Иммунизация позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти от дифтерии, столбняка, коклюша и кори. (Данные ВОЗ)
– Прививка от чумы помогла спасти человечество от «черной смерти».
Еще один интересный пример приводит кандидат медицинских наук В.С.Ганин в журнале «Наука и жизнь» (№7, 2006 год). Так, в Монгольской Народной Республике при ликвидации вспышки чумы, было привито 115 333 человека, из которых впоследствии заболели лишь двое.
Сейчас в Интернет-про-странстве наблюдается «бум» псевдоинформации, которую опрометчиво выдают за меди-цинские исследования. Стоит заметить, что эти данные «ис-следования», опубликованы не в медицинских журналах, а на открытых блогах, куда любой желающий может написать то, что пожелает.
Опыт многих стран сви-детельствует о том, что наруше-ние плановой иммунизации в течение лишь нескольких лет ведет к развитию эпидемии на государственном или региональном уровне. Массовая иммунизация дает положительный эффект даже в условиях неблагоприят-ной социально-экономической ситуации. Не только прекраще-ние, но даже сокращение охвата контингентов, подлежащих вак-цинации, ведет к эпидемическому возврату болезней, управляемых средствами вакцинопрофилактики
Прививка – это результат мно-говекового усилия врачей и ученых, убеждения которых подкреплены научными фактами. И я призываю всех мусульман не поддаваться провокациям и не отказываться от вакцинации, утвержденной в «Национальном календаре про-филактических прививок РК».
В скором времени Духовное управление мусульман Казахстана планирует выпустить фетву (религиозно-правовое заключение) по поводу вакцинирования.

E-Islam.kz