Ибну Таймийя (рахматуллахи алейх):

وأول من حمل اسم «/صوفي»/ هو أبو هاشم الكوفي، الذي ولد في الكوفة، وأمضى معظم حياته في الشام، وتوفى عام»160ﻫ»، وأول من حدد نظريات التصوف وشرحها هو «/ذو النون المصري»/ تلميذ الإمام «/مالك»/، وأول من بوبها ونشرها هو»/الجنيد»/ البغدادي / اه
ملحوظة :ابوهاشم الكوفي كان معاصراً للامام المجتهد سفيان الثوري الذي توفي عام 155هـ
قال عنه سفيان الثوري : «/ لولا أبو هاشم ماعُرِفت دقائق الرياء

Первый, кого стали называть суфием, был Абу Хашим аль-Куфи, который родился в Куфе и большую часть жизни провёл в Сирии. Умер в 160 году по хиджре. Первый, кто определил теорию суфизма и написал комментарии к ней, был Зун-нун аль-Мисри, ученик Имама Малика. А первый, кто разделил её на главы и распространил, Джунайд аль-Багдади.
Примечание: Абу Хашим аль-Куфи был современником имама-мужтахида Суфьяна ас-Саври, который умер в 155 году по хиджре. Суфьян ас-Саври о нём сказал: «Если бы не Абу-Хашим, я не познал бы тонкости показухи».

قال ابن تيمية في » مجموع الفتاوى » «11/6″:
«أول ما ظهرت الصوفية من البصرة وأول من بنى دويرة الصوفية بعض أصحاب عبد الواحد بن زيد وعبد الواحد من أصحاب الحسن وكان في البصرة من المبالغة في الزهد والعبادة والخوف ونحو ذلك ما لم يكن في سائر أهل الأمصار ولهذا كان يقال فقه كوفي وعبادة بصرية/

Впервые суфизм выявился в Басре. Первым было общество Суфияти и некоторые последователи Абдулвахида ибн Зайда. Абдулвахид был последователем Хасана, среди выходцев из Басры он был наиболее аскетичным, поклоняющимся, набожным, и во всём остальном не было ему равных в других городах, и поэтому говорили: «Фикху Куфи, ва Ибадату Басрияти», то есть сильные факихи (знатоки мусульманского права) в Куфе, а усердно поклоняющиеся – в Басре.

تعريف الصوفي عند ابن تيمية في » مجموع الفـتاوى «11/16″ : «
«هو ـ أي الصوفي ـ في الحقيقة نوع من الصديقين فهو الصديق الذي اختص بالزهد والعبادة على الوجه الذي اجتهدوا فيه فكان الصديق من أهل هذه الطريق كما يقال : صديقو العلماء وصديقو الأمراء فهو أخص من الصديق المطلق ودون الصديق الكامل الصديقية من الصحابة والتابعين وتابعيهم فإذا قيل عن أولئك الزهاد والعباد من البصريين أنهم صديقون فهو كما يقال عن أئمة الفقهاء من أهل الكوفة أنهم صديقون أيضاً
كل بحسب الطريق الذي سلكه من طاعة الله ورسوله بحسب اجتهاده وقد يكونون من أجلّ الصديقين بحسب زمانهم فهم من أكمل صديقي زمانهم والصديق من العصر الأول أكمل منه والصديقون درجات وأنواع ولهذا يوجد لكل منهم صنف من الأحوال والعبادات حققه وأحكمه وغلب عليه وإن كان غيره في غير ذلك الصنف أكمل منه وأفضل منه

«Поистине суфизм — это качество праведных. Это праведник, который отличился аскетизмом, поклонением усердствуя в этом. Праведные были из этого пути (суфизма). Как говорят: «Праведные алимы и праведные правители — это особые праведники, которые ниже по степени полноценных праведников. Праведность – качество, присущее сподвижникам, табиинам. Когда говорят о аскетах и поклоняющихся из Басры, что они праведные, это подобно тому, что говоришь об имамах факихов из Куфы, что они праведные. Также каждый в соответствии с его путём, на который он вступил на поклонение Аллаху, со следованием Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), в соответствии с его усердием и временем считается праведником. Они более праведные в своём времени, а праведники первого века более праведные, чем они. Для праведных есть степени и типы. И поэтому для каждого из них есть свой род, состояние и поклонение постоянно выполняющих. Если даже другой в иной категории (состоянии, поклонении) более полноценен и достоин, чем он».