Муфтий Таки Усмани пишет о своем путешествии в Багдад:
«Багдад – это город, который в течение многих столетий был в центре исламского мира. Один только вид этого города напоминает великолепные дни Аббасидского халифата. Приехав в Багдад, я спросил, есть ли здесь медресе, в которых исламское знание передается в соответствии с традициями праведных предшественников. Мне сказали, что все подобные медресе были преобразованы в школы и университеты. Теперь знание религии может быть получено только на факультетах университетов, где Ислам преподают как простую теорию, подобную античной философии. Ислам не заметен в этом месте ни в жизнях студентов, ни у их учителей. Глядя на их внешний вид, забываешь, что это учителя религии. Кто-то может спросить: «Мусульмане ли они вообще?»
В этих школах обучают религии точно так же, как востоковеды изучают сегодня Ислам в университетах Америки, Канады и Европы. Если вы почитаете их книги и статьи, вы столкнетесь с названиями таких книг, о которых даже не слышали многие наши ученые. Кажется, будто там производятся глубокие исследования (тахкык). Но печально, что, несмотря на это плавание в океане исламских знаний с утра до вечера, они возвращаются оттуда совершенно сухими. Никакого эффекта от того, что они изучают, не заметно в их жизнях. Душа самого знания была уничтожена».
Муфтий Таки Усмани затем спросил, не могут ли они, по крайней мере, направить его к алиму старой школы, чтобы он мог предложить себя ему в услужение. Его направили к мечети, находящейся недалеко от могилы шейха Абдуль-Кадира Джиляни, в которой был мактаб (школа). Здесь он встретил старого человека благочестивого вида. Муфтий Таки Усмани описывает свою встречу с ним в следующих словах:
«Увидев его, я почувствовал себя в присутствии благочестивого алима, боящегося Аллаха. Он сидел на соломенной циновке, одетый в грубую одежду, и ел сухой хлеб. Свет Шариата был виден на его лице.
После приветствия он спросил меня о моем имени и о том, откуда я приехал. Также он спросил о состоянии религиозных школ в нашей стране, их учебном плане и о том, какие книги там изучают. Слезы текли из его глаз, когда я упоминал названия книг, которые изучают по программе Дарс Низами (учебный план, используемый в медресе по всей Индии).
Он спросил: «И эти книги преподают у вас до сих пор?!»
Я ответил утвердительно. Он пояснил: «В наше время мы лишены возможности даже слышать названия этих книг. Эти книги создают боящихся Аллаха людей, они создают истинных мусульман. В нашей стране эти книги больше не преподают. Я прошу вас передать это мое послание ученым и простым людям вашей страны – чтобы они, ради Аллаха, Свят Он и Велик, переносили бы все, но не позволили разрушения медресе, где эти книги преподают!»»
Враги Ислама полностью осознают тот факт, что пока эти простые учителя, сидящие на соломенных циновках, находятся в нашем обществе, они не могут удалить иман (веру) из сердец мусульман. Поэтому враги Ислама прилагают все усилия, чтобы уничтожить такие медресе.
Выдержки из книги «Ученые Деобанда», выпущенной медресе Арабия Исламия (Азаадвиль, Южная Африка)
Мечта толиба-ханафита