«Васавис» – множественное число слова «васваса». Васавис можно приблизительно перевести как «сомнения». Под ними, как правило, понимаются наущения (внушение) шайтана.

Васавис бывают различных видов и воздействуют на человека по-разному. Некоторые из них встречаются чаще, чем другие, но причина у всех у них одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков. Следует отметить, что не каждый человек подвергается васавис, и некоторые люди подвергаются им в большей степени, чем другие. Поскольку это наущения шайтана, человеку не нужно беспокоиться и нужно научиться игнорировать их. В хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) утешил нас, сообщив, что Аллах не считает человека ответственным за васавис, которые его тревожат, до тех пор, пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух. (Бухари. Сахих. – № 2528, передал Абу Хурейра)

Шайтан навязывает человеку васавис, чтобы отклонить его от совершенствования в своей жизни и приближения к Аллаху. Он использует их в различных сферах человеческой жизни. Перечислить все области жизнедеятельности практически невозможно, поэтому мы ограничимся перечислением наиболее распространенных васавис:

а) Васавис (сомнения), касающиеся веры.

Иногда шайтан досаждает различными сомнениями о вере человека. Тот начинает думать, что не является истинным мусульманином, или начинает сомневаться в Аллахе и Его пророке (мир ему и благословение Аллаха), или у него появляются негативные мысли об исламе, и он чувствует невероятную вину из-за этого: «Действительно ли я мусульманин? Как у меня могут появляться такие мысли об исламе?» – и т. д.

Хотя на первый взгляд все это может показаться серьезным проступком, на самом деле это признак веры. В сборнике «Сахих» Муслима записано, что однажды группа сподвижников (да будет доволен ими Аллах) пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и пожаловалась ему, что у них имеются именно эти сомнения, и им стыдно даже рассказать их суть кому бы то ни было. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у них:

– Правда? У вас действительно появляются такие мысли?

Они ответили утвердительно. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Это явный признак веры. (Муслим. Сахих. – № 357)

عن أبي هريرة، قال: جاء ناس من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم، فسألوه: إنا نجد في أنفسنا ما يتعاظم أحدنا أن يتكلم به، قال: وقد وجدتموه؟ قالوا: نعم، قال: ذاك صريح الإيمان

[شرح محمد فؤاد عبد الباقي]
[ش (إنا نجد في أنفسنا ما يتعاظم) أي يجد أحدنا التكلم به عظيما لاستحالته في حقه سبحانه وتعالى (ذاك صريح الإيمان) معناه سبب الوسوسة محض الإيمان أو الوسوسة علامة محض الإيمان]

Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это явный признак веры», – он подразумевал, что наличие таких сомнений – следствие того, что человек является истинным мусульманином. Только человек, в чьем сердце есть вера, будет испытывать такие сомнения.

Чтобы понять это лучше, рассмотрим следующий пример: вор не будет пытаться ограбить дом, в котором нет ничего ценного. Вор будет пытаться ограбить только те дома, в которых есть ценные вещи и драгоценности.

Аналогичным образом, сердце мусульманина – пристанище самого ценного и дорогого, что только может быть в этом мире и на том свете. Шайтан будет вкладывать сомнения только в те сердца, в которых имеется этот ценный дар веры, и он постарается сделать все возможное, чтобы выбить человека из колеи и лишить его веры. Поэтому вместо того, чтобы беспокоиться и быть подавленным этими сомнениями, нужно благодарить Аллаха за благословение верой.

Что делать, когда досаждают такие сомнения:

Игнорируйте эти сомнения:

Алимы сообщили, что излечение таких сомнений – в их игнорировании. Когда человеку досаждают такие мысли, ему просто не нужно обращать на них никакого внимания и следует заняться зикром и шукром (поминанием и благодарностью) Аллаха. Это просто беспочвенные сомнения от шайтана, которые совершенно никакого внимания не заслуживают.

Поразмыслите над различием между неверующим и верующим:

Следует задуматься над отличием верующего от неверующего. Когда такие мысли появляются у верующего, он беспокоится и смущается, показывая, что он не принимает эти мысли, а это явный признак веры. И наоборот: неверующего они совершенно не тревожат, и он даже наслаждается ими, лелея и пропагандируя подобные мысли и убеждения. Тот факт, что верующий смущается от таких мыслей, – более чем достаточное доказательство его веры и его довольства исламом в качестве своей религии.

Произносите три последние суры  «Куль…» и воздержитесь от грехов:

Возьмите в привычку произносить три суры «Куль…» ежедневно после фаджра и магриба (трижды каждую суру) и воздержитесь от всех видов харама, всей той литературы и иных вещей, которые могут вызвать такие сомнения. И самое важное: держитесь подальше от грехов, ведь грехи ослабляют веру и дают шайтану возможность взять верх над человеком.

Читайте предписанные дуа (мольбы):

Произносите (أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ ) «А’у́зу билля́хи минащ-щайто́нир-раджи́м» и (آمَنْتُ بِاللهِ وَرُسُلِهِ) «А́манту билля́хи ва русулихь».

Как передавал господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал, что в случае, когда человек страдает от сомнений, ему следует попросить Аллаха о защите (произнести тагаввуз) и игнорировать их. (Бухари. Сахих. – № 3276)

Как передавала госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовал, что, когда человек подвергается сомнениям об Аллахе, ему следует произнести: «А́манту билля́хи ва русулихь», – поскольку это рассеет сомнения. (Ахмад. Муснад. – № 26203)

Иными словами, человеку, которого тревожат такие сомнения, беспокоиться не о чем. Эти сомнения – признак веры, что в действительности является хорошим знаком. Следование указанному совету поможет укрепить веру.

б) Васавис, касающиеся действительности омовения.

Иногда человеку досаждают сомнения о действительности омовения или сомнения в том, правильно ли он омыл ту или иную часть тела, или омыл ли он ее вообще. При таких сомнениях можно увидеть, как он моет определенную часть тела в омовении снова и снова. Это наущение шайтана, чтобы человек растратил время и воду.

Излечение:

Игнорировать такое сомнение:
Тот, кому досаждают такие сомнения, должен немедленно проигнорировать их.

Читайте предписанные дуа:
Произнесите тагаввуз («А’у́зу…») и «А́манту билля́хи ва русулихь».

Произносите «ля́ иля́ха иллялла́х»:
Имам Навави (милость ему Аллаха) советовал, чтобы человек, страдающий от васвасы в омовении, произносил: «Ля́ иля́ха иллялла́х», – ведь шайтан сбегает от человека, занятого зикром Аллаха.

Знайте, что сомнения не могут перевесить уверенность:
Нужно четко и ясно осознать, что не дозволяется мыть части тела более трех раз. Более того, следует знать, что пока человек не будет на 100% уверен в том, что не вымыл ту или иную часть тела подобающим образом, или что он ее вообще не мыл, его омовение действительно, и нет необходимости мыть ее заново. Только если он может дать касам (клятву), что он точно не вымыл полностью данную часть тела, или что он ее вообще не мыл, только тогда он должен омыть ее. Это подчеркивается правоведами на основе следующего принципа:

اليقين لا يزول بالشك

Сомнение не может перевесить уверенность. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 121)

Поэтому, когда человек уверен, что совершил омовение, он не должен дать сомнениям беспокоить его, поскольку без его абсолютной уверенности в том, что он не исполнил требования омовения, его омовение будет действительно.

в) Васавис в отношении чистоты/нечистоты.

Иногда человеку досаждают сомнения о том, чист он или нет, нет ли чего-то нечистого на его одежде. До тех, пока он не увидит или физически не почувствует, как что-то нечистое оказывается на нем, ему следует игнорировать такие сомнения, и следует знать, что это наущения шайтана. Если он не будет игнорировать сомнения, они станут только хуже – вплоть до того, что человеку будет казаться, что он все время нечист, что в конечном счете приведет к тому, что он перестанет совершать намаз и богослужение из-за того, что будет считать себя нечистым. Это и есть цель шайтана, и он сделает все, что в его силах, чтобы отвратить мусульманина от поминания Аллаха.

Излечение:

Игнорируйте сомнение:
Человек должен сказать себе, что не видел и физически не чувствовал нечистоту, а значит сомнения во внимание принимать не может.

Несколько сподвижников говорили пророку (мир ему и благословение Аллаха), что не уверены, пустили ли они газы в намазе. Он сообщил им, что их омовение и намаз действительны до тех пор, пока они физически не почувствуют или же не услышат звук.

Произносите предписанные дуа:
Произносите тагаввуз и «А́манту билля́хи ва русулихь».

г) Васавис, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).

Иногда человеку кажется, что он недостаточно очистился после справления нужды. Из-за этого он подолгу сидит в туалете, снова и снова омывая «нечистое» место, думая при этом, что он недостаточно очистился. Это тоже сомнение, введенное шайтаном, которое приводит к тому, что человек растрачивает воду и проводит больше времени в среде обитания шайтана (т. е. в туалете).

Излечение:

Игнорируйте сомнение:
После того, как подмылись трижды, и не осталось следов нечистоты, нет никакой надобности сомневаться в чистоте. Поэтому нужно игнорировать сомнения.

Произносите предписанные дуа:
Произносите про себя (в уме) тагаввуз и «А́манту билля́хи ва русулихь».

Знайте, что самое большее, что разрешается, – это семикратное подмывание:
Факихи постановили, что подмываться более семи раз во время истинджи не разрешается. Сунна – подмыться трижды, и этого достаточно. Однако в случае наличия сомнения разрешается подмываться до семи раз. Семикратное подмывание более чем достаточно, чтобы удалить нечистоты, и нет места сомнениям после седьмого подмывания. Если человек подмывается более семи раз, он получает грех за растрату воды.

Брызнуть воды на подмытое место после омовения:
Если человек подвержен сомнениям в недержании мочи, ему нужно брызнуть воды вокруг подмытого места после совершения омовения, и ему нужно считать, что влажность – из-за чистой воды, а не из-за мочи. Таков был совет пророка (мир ему и благословение Аллаха), данный сподвижникам для того, чтобы развеять их сомнения.

д) Васавис о разводе.

Некоторые мужчины подвержены сомнениям о том, что они развелись со своими женами. Из-за постоянного опасения развода с женой, они иногда приходят к тому, что сомневаются, не произнесли ли они слова развода жене. Это выбивает мужа из колеи, и он находится в постоянном страхе развода с женой. Это тоже одно из наущений шайтана и его попытка расторжения брака.

Излечение:

Игнорируйте сомнения:
Человеку, страдающему от таких сомнений, следует игнорировать их. Если он не может дать касам (клятву), что он развелся с женой, будучи в здравом уме, это означает, что он с женой не разводился. Более того, правоведы ясно указали, что развод человека, страдающего от таких сомнений, недействителен. (Ибн Абидин. Радд мухтар)

Произносите предписанные дуа:
Произносите тагаввуз и «А́манту билля́хи ва русулихь», пока сомнения не стихнут.

Важный совет:

Имам Ибн Хаджар Хайтами (милость ему Аллаха) сообщил, что самым эффективным способом борьбы с васавис является их игнорирование. Под игнорированием понимается то, что человеку нужно отбросить сомнения и не обращать на них никакого внимания, как будто бы их никогда и не было. Не нужно бороться с сомнениями: от этого они станут только сильнее. Этот случай аналогичен ситуации с лающей собакой. Чем больше вы с ней боретесь, тем больше она лает. Но, если ее проигнорировать, она в конечном счете замолкнет. Аналогичным образом, самым эффективным способом рассеивания сомнений является их игнорирование. В конечном счете, васавис прекратятся. Если человек не будет их игнорировать, они станут только сильнее, и в конечном счете превратят жизнь человека в каторгу. В некоторых случаях это может даже привести к синдрому навязчивых состояний, а иногда и к безумству. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы человек, страдающий от васавис, проявил волю, игнорировал сомнения, и произносил предписанные мольбы (дуа).

Некоторые из тех, кто страдает от васавис, начинают обращаться сразу к нескольким алимам по поводу своей проблемы. Это самая большая ошибка, которую только можно совершить. Это приведет лишь к еще большей путанице. Человеку, страдающему от васавис, нужно спрашивать только одного алима. Он должен выбрать алима, которому он больше всего доверяет, и спрашивать только его. Опрашивание многих алимов приведет к получению разных советов, что запутает его еще больше. Ему следует придерживаться одного знающего алима, довериться ему на 100% и действовать так, как он скажет, даже если ему это не по душе. Знающий алим диагностирует васвасу и даст ему совет, который соответствует его ситуации. Через некоторое время, даст Аллах, человек излечится от васавис.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв

Источник