Краткая биография имама аль-Байхаки, рахимахуллах (384-458 по хиджре/ 994-1066).
Имам, хафиз, шейх-уль-Ислам Абубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусраварди аль-Хурасани родился в 384-м году по Хиджре в месяц Шаабан в местечке Байхак, что в 12 километрах от Нишапура. С тех пор он стал известен как аль-Байхаки.
Крупный ученый шафиитского мазхаба, видный богослов-ашарит, автор множества трудов, он обладал проницательным умом, глубочайшими знаниями, благочестивым нравом и редкой богобоязненностью.
Он был учеником известного хафиза Аль-Хакима Абу Абдуллаха и Абу аль-Хасана Мухаммада ибн аль-Хусейна аль-Алави, ученика Абу Хамида аш-Шарки.
Хафиз Абдульгафир ибн Исма пишет о нем в своей работе «Тарих»:
«Байхаки был образцовым ученым: он довольствовался малым, был очень богобоязненным, его украшала простота. Факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве.
Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел даже своего учителя, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхаки записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и овладел им. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикхе; в проверке достоверности хадиса (‘иляль) и согласовании внешне противоречащих друг другу хадисов.
Многие ученые просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получать знания из его трудов. Поэтому в 441-м году он переселился в Нишапур и стал читать уроки по своей книге аль-Марифа, эти уроки посещали многие имамы».
Абу аль Маали имам аль-Харамайн аль-Джувайни сказал о нем:
«Любой факих-шафиит обязан имаму Шафии, кроме Абу Бакра аль-Байхаки, который, напротив, сам оказал ему услугу, написав книги, которые поддерживают шафиитский мазхаб и утверждают его подлинность».
Имам Захаби так комментирует эти слова Абу Аль Маали:
«То, что сказал Абу аль Маали, — истина. Ведь, если бы имам Байхаки захотел создать свой собственный мазхаб, ему бы это было под силу, так как он владел всеми необходимыми для этого качествами и знаниями, включая всеобъемлющее знание в области различающихся мнений (ихтиляф)».
Три сна
Когда Имам Байхаки писал свою книгу «Аль Маарифа фи ас-сунан уаль-Асар», Мухаммад ибн Ахмад, ученый, известный своей набожностью, увидел сон, в котором имам Шафии держал в руках эту книгу и говорил:
«Сегодня я переписал 7 листов из книги факиха Ахмада».
Другой ученый тоже увидел во сне имама Шафии, который находился в мечети и сказал:
«Сегодня я использовал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада».
Другой ученый, Мухаммад ибн Абдуль Азиз аль-Марвазий, сказал:
«Я видел ларец, поднятый в небо, и от него шло свечение. Я спросил: «Что это?». И голос ответил: «Это книги Ахмада аль-Байхаки».
Все три сна переданы сыном имама аль-Байхаки Исмаилом ибн аль-Байхаки.
Имам Захаби высказался о них так:
«Это достоверные сны. Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность, они — достояние уммы. Мало кто достиг такого уровня в знаниях и ясности изложения. Каждому ученому необходимо ознакомиться с его книгами, особенно с «Сунан аль-Кабир»».
Известные учителя аль-Байхаки
- Абу Тахир ибн Махмиш аль-Зийади, факих
- Абдулла ибн Юсуф аль-Асбахани
- Абу Али ар-Рузбари
- Абу Абдуррахман ас-Суллами
- Абу Бакр ибн аль-Фурак, теолог (мутакаллим)
- Хамза абн Абдуль Азиз аль-Мухаллаби
- Абу Бакр аль-Хаййири, Кади
- Яхья ибн Ибрахим аль-Музакки
- Абу Саид ас-Сайрафи
- Али ибн Мухаммад ибн ас-Сакка
- Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад аль-Малини, суфий
- Абу ат-Таййиб ас-Салюки
- Хилал аль-Хаффар
- Абу аль-Хусейн ибн Бишра
И другие ученые из Табарана, Навкана, Багдада, Мекки, Куфы, а также сподвижники известного суфия Хатима Аль Ассамма.
Имам ас-Субки пишет, что Байхаки получал знания в общей сложности у более сотни учителей.
Труды Имама Байхаки
- Сунан аль-Кабир [Большой сборник хадисов]. В десяти томах. Это его главный труд. Никому не удалось еще составить книгу хадисов, подобную этой по организации, классификации и превосходстве.
- Маарифа ас-Сунан уаль-Асар [Знание хадисов и асаров]. В четырех томах. Этот труд обязателен для каждого факиха-шафиита. Такиюддин Ас-Субки говорит, что этой книгой Байхаки хотел показать широту знаний имама Шафии в области хадиса.
- Аль-Асма’а уас-Сыфат [Имена Аллаха и Его атрибуты]. В двух томах. Таджуддин ас-Субки сказал об этом труде: «Я не видел ничего подобного этому». [Книга издана в наши дни с предисловием и примечаниями имама аль-Кавсари]
- Китаб-уль-Му`такъад [или Китабуль И’тикад] [Книга о вероубеждении].
- Аль-Ба’ас [уаль Нушур] [Воскрешение и Судный День].
- Ат-таргиб уаль Тархиб [Призыв к благому и предостережение от дурного].
- Ад-Да’уат аль-Кабир [Большая молитвенная книга].
- Ад-Да’уат уас-Сагир [Малая молитвенная книга].
- Аз-зухд [Аскетизм].
- Аль-Хиляфият [Различные мнения]. В трёх томах. О разночтениях или разных мнениях факихов. Ас-Субки пишет, что такая работа не под силу никому, кроме того, кто владеет глубочайшими знаниями в области фикха и хадиса.
- Аль-Мабсут фи нусус аш-Шафи’и [Подробное изложение текстов-доказательств, использованных имамом аш-Шафии]. В двух томах. Обоснования шафиитского мазхаба – первая книга такого рода.
- Дала’иль ан-Нубууах [Доказательства Пророчества]. В четырех томах.
- Ас-сунан ас-сагир [Малый сборник хадисов]. Один большой том.
- Шу’аб аль-иман [Ветви веры].
- Аль-Мадхал иля-с-Сунан [Введение в Сунну].
- Аль-Адаб [Книга по этике].
- Фада’иль аль-Авкат [Достоинство отдельных периодов времени для поклонения, две брошюры].
- Аль-Арба’ин аль-Кубра [Большой сборник сорока хадисов].
- Аль-Арба’ин аль-Сугра [Малый сборник сорока хадисов].
- Ар-Ру’йа [Книга снов].
- Аль-Асра’а [Книга о перенесении Пророка в Байтуль Мукаддас].
- Манакъиб аш-Шафи’и [Безграничные достоинства имама аш-Шафи’и].
- Манакъиб Ахмад [Безграничные достоинства имама Ахмада ибн Ханбаля].
- Фада’иль ас-Сахабах [Достоинства сподвижников].
Среди его известных учеников и тех, кто передавал от него:
- Шейх уль-Ислам Абу Исма’ил аль-Ансари
- Его сын Исма’ил ибн Ахмад аль-Байхаки
- Его внук Убайдулла ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Байхаки
- Хафиз Абу Закариййа Яхья ибн Мандах
- Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Фадл аль-Фурави
- Захир ибн Тахир аш-Шахамий
- Абу аль-Ма’али Мухаммад ибн Исма’ил аль-Фариси
- Абдуль-Джаббар ибн Абдуль-Ваххаб ад-Дах’хан
- Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад аль-Хувари и его брат
- Абдульхамид ибн Мухаммад аль-Хувари
- Абу Бакр ‘Абдуррахман ибн Абдулла ибн ‘Абдуррахман аль-Бухайри ан-Нисабури
Он отошел в мир иной в возрасте 74-х лет в Нишапуре 10-го Джумадуль-Уля в 458 году по хиджре (1055). Его тело перевезли в Байхак (в то время это занимало около двух дней пути), где он и был похоронен.
Да смилостивится над ним Аллах и да будет Он им доволен. Амин».
И да смилостивится Аллах над всеми учёными, упомянутыми в этой статье, и да одарит нас их баракатом и шафаатом.
Источники
- Аз-Захаби. Сияр а’лям ан-нубаля. Статья 4318. — Т. 11. — С. 457.
- Ибн Касир. Аль-Бидайа ва-н-Нихайа. — Т. 8. — С. 222. — 458 г. по хиджре.
- Ас-Субки. Табакат аш-Шафи’ийа. Четвёртое поколение учёных (шафиитов). — Статья 251
То же самое с имамом аль Байхакы, ни одна дискуссия с салафитами не проходит без того что бы они сказали: ахы смотри что передает аль Бейхакы! -Но они видимо не знают что аль Бейхакы был ашаритом!)) И у него есть книга ‘аль’Асма’ва ссыфат’ в которой он говорит о своей ашаритской позиции. И таких ученых тысячи мы слышим их имена каждый день ибо знания дошли до нас от них, но ‘салафиты’ никогда не скажут нам что все они были на акыде абуль Хасана аль Ашъари. И в свою очередь имам аль Ашъари был на акыде пророка мир ему и благословение Аллаха!