Начало жизненного пути

Полное имя имама Куртуби – Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби́. Он родился в г. Кордове (араб. «Аль-Куртуба»), ныне Испания, в 1204 (600 г. х.) в крестьянской семье. С ранних лет он интересовался различными науками, занимался изучением арабского языка и поэзии, выучил наизусть Священный Коран.

Имам Куртуби обучался исламскому праву (фикху), кораническим наукам, хадисоведению и риторике. После падения Кордовы и других мусульманских городов Испании под натиском христиан Куртуби переехал в Александрию (Египет), где продолжил своё обучение.

Учёба Имама Куртуби

История не называет причину, по которой Куртуби, покинув Испанию, переселился именно в Египет, но с большой долей вероятности можно утверждать, что будущий хадисовед и толкователь Корана отправился туда за знаниями, к которым испытывал неуёмную тягу. Так как Египет в тот период времени был одним из центров научной мысли исламского мира, где находилось множество учёных-богословов с большим именем, он и решил переехать туда.

Учителя Имама Куртуби

Хотя алим и провёл большую часть жизни в Египте, однако свой путь постижения наук он начал ещё в Кордове, где обрёл приличный багаж знаний. Среди андалусских учителей Куртуби особо можно отметить:

1. Ибну Аби Худжа – учёного из Кордовы, специализировавшегося в чтении Корана;

У него Куртуби изучил все семь известных кираа (методов) чтения Священного Корана.

2. Ибну Убаййи – кадия Кордовы;

У него Куртуби получал знания по хадисам.

Египетские учителя Имама Куртуби:

1. Абу аль-Аббас аль-Куртуби – учёный родом из Кордовы;

Ещё в детстве он с отцом покинул Андалусию и, получив знания в Мекке, Медине и других местах, обосновался в Александрии, где стал преподавать. Учёный специализировался в таких областях наук, как: фикх (исламское право), хадисы, науки арабского языка. Был последователем маликитской правовой школы (мазхаба). Кстати, и имам Куртуби был последователем этого мазхаба.

2. Абу Мухаммад Абдуль-Ваххаб ибн Равадж – факих и мухаддис, учёный маликитского мазхаба;

3. Ибн аль-Джуммайзи – хафиз Корана;

Был предводителем фикха, знатоком хадиса, арабской грамматики и методов чтения Корана.

4. Хасан аль-Бакри – учёный-богослов и мухаддис.

Нрав Имама Куртуби

Мусульманские историки описывают Имама Куртуби как богобоязненного и аскетичного человека. Указывая на это, учёный маликитского мазхаба, составивший книгу с биографиями учёных своего мазхаба, писал:

«Он был одним из благочестивых рабов Аллаха, из числа алимов, познавших Аллаха, набожных, отрешённых от мирского, занятых тем, что поможет им в ахирате. Его время было распределено между обращением к наукам (таваджух), богослужением и написанием книг. Он избегал притворства (фальши) в делах, носил только одну одежду, а на голове была тюбетейка…».

فهذا ابن فرحون يقول عنه: (كان من عباد الله الصالحين، والعلماء العارفين الورعين الزاهدين في الدنيا، المشغولين بما يعنيهم من أمور الآخرة، أوقاته معمورة ما بين توجُّه، وعبادة، وتصنيف، وكان قد اطَّرح التكلُّف، يمشي بثوب واحد، وعلى رأسه طاقية..)

Труды Имама Куртуби

Обретя познания в Исламе, Куртуби составил на их основе свои сочинения в различных областях исламских наук. Он является автором книг:

— «Ат-Тазкира фи Ахвал аль-Маута ва Умур аль-Ахира» – о Страшном суде и загробной жизни, состояниях человека после смерти, а также о Рае и Аде;

— «Ат-Тазкар фи афдаль аль-Азкар» – труд, состоящей из 40 глав, в которых повествуется о достоинствах Корана;

— «Аль-Китаб аль-Асна фи асмаи Ллах аль-Хусна» – книга, повествующая о прекрасных именах Аллаха.

Всего письменное наследие Имама Куртуби составляет 13 трудов, часть из которых издана, а часть – нет.

Самым же выдающимся и известным из всех трудов богослова по праву считается его труд «Аль-Джами ли-ахкам аль-Куран валь-мубаййин ли-ма тадаммана мин ас-сунна ва аят аль-Фуркан» («Собрание норм Корана и разъяснение содержащейся в нём сунны и стихов Писания»)

«Аль-Джами ли-ахкам аль-Куран валь-мубаййин ли-ма тадаммана мин ас-сунна ва аят аль-Фуркан» – это тафсир (толкование Корана). Его также называют «Тафсир Аль-Куртуби». Этот труд является одним из самых известных и авторитетных комментариев к Корану и состоит из 12 томов.

В этом тафсире в основном толкование ведётся с ракурса ашаритского мировоззрения, приверженцем которого богослов и являлся. Говоря о причинах, побудивших его к составлению этого тафсира, Аль-Куртуби писал: «Я начал работу над тафсиром для того, чтобы он стал поучением для меня самого, сокровищем для дня моих похорон и благим делом после моей смерти».

Упомянутый нами выше богослов Ибн Фархун писал о тафсире Аль-Куртуби: «Это один из лучших тафсиров и самый великий из них с точки зрения пользы. Автор убрал из него различные рассказы и истории и указал законоположения Корана и извлечения доводов из него, способы чтения и грамматику, а также отменённые и отменяющие положения».

Кончина Имама Куртуби

Посвятив всю свою жизнь обучению людей (исламским наукам), богослужению и составлению бесценных трудов, имам Куртуби в 1273 году (671 г. х.) завершил свой мирской путь и переселился к милости своего Господа.

Как сообщалось выше, после завоевания мусульманской Испании христианами (Реконкисты) он переехал в Александрию. Из Александрии он переселился в Каир, а затем жил в селении Муняти Бану Хасиб, что севернее Асьюта, где и провёл последние дни своей жизни. Здесь же находится и его  могила.

 

Источник