Автор:

Абубакр Дациев

Источник:

islamdag.ru

Саид ибн Мусайиб родился в 14-м году по хиджре, во время правления второго праведного халифа Умара . Отец его Мусайиб и дед Хузн были из числа сподвижников, которые совершили хиджру в Медину. Его отец был среди тех, кто принёс присягу Пророку в Худайбие в 6-м году по Хиджре.

Саид рос в наилучшем обществе, которое только можно было найти на земле, то есть в обществе сподвижников. Когда Умар  покинул этот мир, Саиду было около восьми лет, но, тем не менее, он помнил то, что услышал от него.

Он питал большую любовь к знаниям и с детских лет стремился к их приобретению. Его учителями были известные сподвижники Пророка . Эта любовь к знаниям была такой, что Саид прославился как известный учёный уже тогда, когда были еще живы известные сподвижники.

Он посещал таких сподвижников, как Зайд ибн Сабит, Сад, Ибн Аббас, Ибн Умар, Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) и многих других. Он также брал знания у жён Пророка Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими Аллах).

Его стремление к знаниям было столь велико, что он мог путешествовать дни и ночи только ради того, чтобы услышать один хадис.

Он обладал прекрасной памятью, и благодаря своим способностям и усердию вскоре стал самым авторитетным учёным среди табиинов (поколения, следующего за сподвижниками). Люди говорили, что он запоминал практически всё, что слышал.

Однажды к нему пришёл какой-то человек, и Саид попросил его назвать свою родословную. Когда тот перечислил всех предков, Саид ибн Мусайиб сказал ему: «Во времена правления Муавии  твой отец приходил ко мне и задавал вопросы». Даже по прошествии многих лет он помнил по именам всех, кто когда-то приходил к нему.

Ещё были живы сподвижники, видевшие Посланника Аллаха , а люди уже приходили к Саиду ибн Мусайибу с вопросами по Шариату.

Однажды известному сподвижнику Абдулле ибн Умару, разыАллаху анхума, задали вопрос, и он направил людей за ответом к Саиду ибн Мусайибу. Получив ответ, Абдулла ибн Умар,разыАллаху анхума, удивился его знаниям и сказал: «Разве я не говорил вам, что он один из учёных?» Абдулла ибн Умар, разыАллаху анхума, также говорил: «Если бы его увидел Посланник Аллаха , он бы обрадовался».

Саида ибн Мусайиба считают самым знающим из табиинов. Он говорил про себя: «Нет никого, кто знал бы более о решениях, принятых Пророком , Абу Бакром и Умаром (да будет доволен ими Аллах)». Даже Абдулла, сын Умара, разыАллаху анхума, спрашивал у него о некоторых решениях, принятых его отцом Умаром  .

Толкование снов

Кроме знания шариатских наук, он обладал наукой толкования снов. Этой науке он обучился у Асмы, дочери Абу Бакра ас-Сиддика .

Валид ибн Амр передаёт, что однажды он сидел рядом с Саидом ибн Мусайибом, в это время зашёл человек и сказал: «Я видел во сне, что я уложил на землю Абдуль-Малика ибн Марвана и вбил в его спину четыре колышка». Саид сказал: «Ты не видел этот сон!» Человек стал утверждать, что именно он видел его. Саид спросил: «Ты сам расскажешь о том, кто видел сон, или мне об этом рассказать?» И тогда тот признался, что этот сон увидел Ибн Зубейр. Саид ибн Мусайиб сказал: «Если сон этот истинный, то Абдуль-Малик ибн Марван убьёт Ибн Зубейра, и у него родятся четыре сына, каждый из которых станет халифом».

Валид ибн Амр говорит, что как только он услышал это, то сразу же отправился к Абдуль-Малику ибн Марвану и рассказал ему про сон и толкование Саида ибн Мусайиба. Тот очень обрадовался и помог Валиду расплатиться с долгами.

Поклонение Аллаху

Саид ибн Мусайиб говорил: «Вот уже сорок лет, как я не пропустил ни одной коллективной молитвы в мечети». Также он говорил: «Вот уже тридцать лет, как азан застает меня в мечети». В каком бы тяжёлом положении ни был, он не пропускал намаз в мечети, это могло случиться лишь по не зависящим от него обстоятельствам.

Как-то стояла страшная жара, и несколько дней мечеть Пророка  пустовала. И лишь Саид ибн Мусайиб сидел в мечети. Он рассказывал, что в эти дни слышал азан из могилы Пророка  и таким образом узнавал о времени намаза.

Когда у него заболели глаза, ему посоветовали выйти за город – там много зелени, а она могла благотворно повлиять на его зрение. Но он отказался, боясь пропустить коллективный намаз в мечети.

Приобретение дозволенных мирских благ

Саид ибн Мусайиб говорил: «Нет добра в том, кто не любит зарабатывать себе на жизнь дозволенным путём. Он выплачивает из этого требуемое (то есть закят) и защищает себя от унижения перед людьми».

Сам он занимался торговлей. Он никогда ничего не принимал ни от людей, ни от государства. В то время было заведено, что государство выплачивало учёным определённую ренту. Но Саид отказывался брать её. Таким образом в казне накопилась большая сумма положенных ему денег, но он так и не забрал их.

Он обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, Ты знаешь, что я приобретаю это (имущество) не ради мирского, и не ради удовлетворения своих страстей, и не из скупости и жадности, а лишь желая защитить себя от бану Марван, пока мы не встретимся в Судный день и Ты не рассудишь нас. Я выплачиваю из него требуемое (то есть закят) и расходую на нужды бедных и овдовевших, а также помогаю родне».

Как он выдавал замуж свою дочь

Саид ибн Мусайиб был женат на дочери известного сподвижника и передатчика хадисов Абу Хурайры . Они прожили вместе долгую и счастливую жизнь, наполненную праведными деяниями. Ведь что может быть лучше праведной жизни, проведенной в поклонении Всевышнему! А таковой и была вся жизнь супругов. Рассказывают, что однажды его жена сказала: «Уже сорок лет, как я живу с ним, но ни разу не видела, чтобы он совершил что-либо греховное». Неудивительно, что в такой семье дети выросли такими же благочестивыми, как и их родители.

Удивительную историю рассказывают о том, как Саид ибн Мусайиб выдавал дочь замуж. Услышав о её благочестивости и красоте, халиф Абдуль-Малик ибн Марван решил посватать её за своего сына Валида. Он отправил с этим поручением гонца к наместнику Медины. Тот собрал почтенных людей, и они отправились к Саиду ибн Мусайибу сватать его дочь за сына халифа.

Никто даже предположить не мог, что Саид ибн Мусайиб откажется от столь заманчивого предложения, но, тем не менее, Саид не согласился. Все были очень удивлены этим отказом. Но ещё более интересна история того, как он выдал дочь замуж.

Один из учеников Саида ибн Мусайба – Касир ибн Абу Вадаа – несколько дней не появлялся на его занятиях. Когда же он пришёл, Саид бин Мусайиб поинтересовался о причине его отсутствия. Ученик сказал, что у него умерла жена, и он был занят похоронами. Саид спросил, не собирается ли он ещё раз жениться. Тот ответил: «Кто же отдаст за меня девушку, когда у меня ничего нет, кроме двух-трех дирхамов?» «Я выдам за тебя свою дочь», – сказал Саид. После этого он позвал свидетелей, и они заключили никях.

Вечером к Касиру кто-то постучался. «Кто это?» – спросил юноша. «Саид», – услышал он в ответ. Касир рассказывал потом, что он мысленно перебрал всех знакомых с этим именем, не подумав только о Саиде ибн Мусайибе, так как уже сорок лет его не видели нигде, кроме как в мечети.

Когда, открыв дверь, он увидел своего учителя, то растерялся и подумал, что тот пожалел о своём решении и пришёл просить его отказаться от брака. Касир сказал: «Вам не стоило себя утруждать. Прислали бы кого-нибудь за мной, и я бы пришёл сам». Саид ответил: «Нет, на этот раз ты более достоин, чтобы я пришёл к тебе. Ты был холостым, а теперь женился, и я не хочу, чтобы ты оставался ночью один. Вот твоя жена», – и подвёл к нему сгоравшую от стыда девушку.

Касир рассказывал: «Она была прекрасна, в совершенстве знала Коран и Сунну и наилучшим образом выполняла свои обязанности по отношению к мужу». Что касается её знаний, то Касир говорил, что иногда он задавал ей вопросы, на которые не находил ответа у учёных, и она давала на них ответы.

Саида ибн Мусайиба спросили, почему он отказался выдать свою дочь за сына халифа, но выдал её за бедняка. На что он ответил: «Я несу ответственность за свою дочь, поэтому я выбрал то, что будет лучше для неё». «Как же так?» – спросили его. Он сказал: «Когда она переселится во дворец Омейядов и будет жить там среди богатства, и вокруг неё будут слуги и служанки, а когда Валид станет халифом, она станет ещё и женой халифа, как вы думаете, что станет тогда с ее религией?»

Испытания

Если охарактеризовать Саида бин Мусайиба одним словом, то наиболее подходящим было бы, наверное, слово «принципиальность». Он никогда не шёл на компромиссы и не отступал от своих принципов. И за это ему не раз выпадали тяжёлые испытания.

В 63-м году по хиджре, когда войска Язида вошли в Медину, их военачальник Муслиб ибн Укба потребовал, чтобы жители присягнули Язиду. Тех, кто отказывался, он убивал. Когда привели Саида ибн Мусайиба и повелели присягнуть халифу, тот сказал: «Присягну лишь при условии, что вы будете следовать пути Абу Бакра и Умара, разыАллаху анхума». Эти слова разозлили Муслиба ибн Укбу, и он приказал убить Саида. Его почти задушили, но некоторые люди засвидетельствовали, что он сумасшедший, и его оставили в живых.

В 64-м году по хиджре Абдулла ибн Зубайр назначил правителя Медины, который велел её жителям присягнуть Ибн Зубайру, но Саид ибн Мусайиб и на этот раз отказался присягнуть. Его подвергли наказанию, но он был непреклонен.

В 84-м году по хиджре правитель Абдуль-Малик ибн Марван хотел заставить людей, чтобы они присягнули его сыновьям, но и на этот раз Саид отказался, и его опять подвергли наказанию. Несколько раз ему угрожали смертью, но он был непреклонен. Осознав безрезультатность уговоров, его отпустили, но запретили учить людей в мечети Посланника Аллаха .

Однажды Абдуль-Малик ибн Марван посетил Медину, и ему захотелось послушать какого-нибудь сказителя. Он отправил своего слугу в мечеть посмотреть, нет ли там кого. Когда тот вошёл туда, то увидел Саида ибн Мусайиба в кругу своих учеников. Он сделал ему знак, чтобы тот последовал за ним, но Саид не обратил на него внимания. Подумав, что тот не заметил, слуга подошёл к Саиду и сказал: «Разве ты не видел, что велел тебе следовать за мной?» «Чего ты хочешь?» – спросил Саид. – «Повелитель правоверных требует тебя», – ответил тот. – «Он послал тебя ко мне?» – спросил Саид. – «Нет, правитель повелел, чтобы привели одного из сказителей, и я подумал, что ты подходишь для этого». Саид сказал: «Передай ему, что я не тот, кого он ищет». Служащий в замешательстве вышел и, придя к Абдуль-Малику ибн Марвану, рассказал, что какой-то сумасшедший отказался идти к нему, и поведал всю историю. Абдуль-Малик ибн Марван сказал: «Это Саид ибн Мусайиб, оставь его!».

Последние дни

Однажды, когда Саид был очень болен, к нему пришёл посетитель и спросил об одном хадисе. С большими усилиями учёный сел, чтобы рассказать этот хадис. Посетитель сказал, что не желал бы, чтобы Саид так себя утруждал. Но тот ответил, что не хотел бы передавать хадисы Пророка  лёжа.

Перед смертью он завещал, чтобы людей не беспокоили известием о его кончине: «Достаточно четверых, которые понесут меня к моему Господу. Если у Господа мне уготовано что-то хорошее, то это лучше всего того, что можете сделать вы», – говорил он. Саид ибн Мусайиб покинул этот мир в 94-м году по хиджре.