Однажды халиф Умар ибн АбдульАзиз (рахимахуллах) заметил нечто странное, разговаривая со своими дочерями. Всякий раз, когда одна из дочерей начинала говорить, она старательно прикрывала рот рукой. Когда он спросил их, почему они это делают, они ответили, что сегодня у них не было никакой другой еды, кроме сырого лука, поэтому они не хотят, чтобы он почувствовал неприятный запах, исходящий из их рта.
Когда мы говорим об Умаре ибн АбдульАзизе, мы должны понимать, что речь идет не о простом человеке, и даже не о представителе элитной группы. Это был халиф династии Омейядов, правитель всего мусульманского мира своего времени, чья империя в то время простиралась от берегов Атлантики до гор Памира в Центральной Азии. Он был племянником предыдущего халифа АбдульМалика ибн Марвана и двоюродным братом следующих Омейядов, халифов Валида и Сулеймана. Его жена Фатима, первая леди того времени, была дочерью халифа АбдульМалика ибн Марвана и сестрой следующих правителей Валида и Сулеймана.
Когда он услышал о причине такого поведения своих дочерей, он заплакал и сказал своим дочерям: «Скажите, что вы предпочитаете – есть изысканные и дорогостоящие блюда, но при этом, зная, что ваш отец попадет в Ад?» Когда его дочери услышали об этом, они также заплакали.
Умар ибн АбдульАзиз (годы жизни 26 сафара 63 г. хиджры – 16 раджаба 101 г.хиджры/ 2 ноября 682 г. – 31 января 720 года), был знаменитым халифом, правившим с 99 по 101 гг хиджры, меньше трех лет. Это были времена расцвета халифата, богатство текло в мусульманские земли потоком, на площадях городов глашатаи призывали людей прийти и забрать закят, поскольку не было нуждающихся. Однако, во время своего управления импеерией семья халифа нуждалась в самых простых вещах, у самого халифа не было средств даже на совершение хаджа.
Историки называют его «Умар Сани» — «Умар Второй», не только за то, что он был тезкой праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах), есть еще одна причина, за что ему дали такой титул. Чтобы узнать эту причину, нам придется вернуться к «золотому веку Ислама», временам правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).
Во время своего правления халифатом, он имел обыкновение ходить по ночам по улицам города и смотреть за жизнью своих подданных. Во время одного из таких обходов халиф услышал разговор одной девушки со своей матерью. Мать уговаривала дочку разбавить молоко, которое они собирались нести на продажу, водой, чтобы побольше заработать. Девушка отказывалась, говоря, что халиф строго запретил совершать такие вещи. Мать сказала, что халиф спит и не видит их. Однако дочка ответила, что если халиф и спит, то Аллах не спит и видит их всегда. Умару очень понравился ответ девушки, и на следующий день он послал человека купить у нее молоко. Оказалось, что девушка сдержала слово, и молоко было чистым. Тогда Умар позвал к себе девушку и предложил ей выйти замуж за его сына Асима. Она согласилась, и от этого брака родилась девочка по имени Лейла, которая со временем и стала матерью халифа Умара ибн АбдульАзиза.
Ко времени его правления другие Омейяды превратили халифат в семейный бизнес, они жили в роскоши и удовольствиях, они пользовались богатствами государства, чтобы удовлетворять свои желания. Однако, когда Умара избрали халифом, он отказался от подобного образа жизни и вернулся к чрезвычайно простому образу жизни, следуя за праведными халифами. Он унаследовал идеальное сочетание добродетельных качеств девушки, на которой был женат сын Умара ибн аль-Хаттаба, и самого Умара, кто сумел увидеть эти благородные качества в бедной девушке.
После своего назначения халифом Умар отказался от роскошной кареты халифа и сказал, что ему достаточно обычного мула. Он распустил 600 телохранителей, которые охраняли правителя, и переехал из дворца в обыкновенный скромный дом, состоящий из двух комнат. Он освободил всех своих рабов и возвратил законным владельцам средства, конфискованные у них Омейядами. Его жена Фатима носила роскошные драгоценности, подаренные ей отцом, подобных которым ни у кого не было, Умар сказал ей, что ей придется вернуть эти драгоценности в исламскую казну (байт-уль-маль) или ему придется жить отдельно от нее, поскольку он не может жить в одном доме с человеком, имеющим такие сокровища. Она была дочерью халифа и сестрой двух правителей, однако она ответила на призыв мужа и вернула драгоценности.
Некоторые историки дали ему титул пятого праведного халифа. Великий ученый Суфьян ас-Саури перечислял пять лучших правителей, таких как Абу Бакр, Умар, Усман, Али и Умар ибн АбдульАзиз (да будет доволен ими Аллах).
В конечном счете Умар ибн АбдульАзиз был отравлен слугой, которой был подкуплен кем-то из Омейядов. Сообщается, что он оставил после себя только 17 динаров, из которых он велел выплатить аренду за дом, в котором он жил, и стоимость земли, на которой его должны были похоронить.
Его правление продолжалось всего два года и четыре или пять месяцев. Его короткое правление было как благодатный дождь, который принес благословения людям. Одним них было то, что почти все берберы Северной Африки, а также знатные люди из Индии приняли Ислам по собственной воле.
Некоторые поучительные случаи из жизни Умара ибн АбдульАзиза
Он запретил любые оскорбления Али (да будет доволен им Аллах) и его семьи, которые были распространены во время пятничного богослужения. Вместо этого он велел читать во время пятничной проповеди 90 аят суры Ан-Наль. До сегодняшнего дня этот аят читается во время почти каждой пятничной проповеди, которая произносится в мечетях во всех четырех сторонах света.
*****
Джарра ибн Абдуллах, правитель Хорасана, однажды написал халифу, что народ Хорасана дикий и мятежный, и их ничто не может сдержать, кроме кнута и меча. Умар ответил, что подобная теория – что его народ ничем нельзя удержать, кроме кнута и меча, не обоснована. Их можно сдержать также правдой и справедливостью. Распространяйте истину и справедливость в своем правлении.
*****
Однажды к Умару пришел портной и принес ему верхнюю одежду стоимостью 8 дирхамов. Умар сказал, что она хорошая, но слишком роскошная для него. Тогда этот человек вспомнил, что когда Умар был еще правителем в Медине, он однажды принес ему платье стоимостью 5000 дирхамов, и Умар сказал, что оно хорошо, но несколько грубовато.
*****
Мухаммад ибн Мубад однажды был при дворе византийского императора. Он нашел его в очень печальном настроении и задумчивого. Когда он спросил его о причине такого состояния, император ответил, что он получил известие о кончине очень добродетельного человека, халифа Умара ибн АбдульАзиза: «Я не удивился бы, если бы мне рассказали об обычном человеке, который полностью отказался от мирского и посвятил себя Всевышнему. Но я был удивлен, глядя на жизнь человека, у ног которого лежали все блага мира, который, однако, прошел мимо них с закрытыми глазами и прожил жизнь в благочестии и самоотречении».
*****
Некая женщина как-то пришла к дому халифа попросить у него помощи. Возле дома она увидела бедно одетого мужчину, латавшего дыры в стенах здания. Она предположила, что это слуга халифа, и поэтому упрекнула жену Умара: «Разве ты не боишься Бога? Почему ты не покрываешься в присутствии этого человека?» Женщина была шокирована, когда узнала, что этот «слуга» был на самом деле сам халиф!
*****
Во время своего недолгого правления он получал меньшую зарплату, чем получали его собственные подчиненные.
*****
Несмотря на то, что ‘Умар бин Абд аль-Азиз был любящим отцом, он не позволял своим детям жить в роскоши и комфорте. Его дочь Амина был его любимым ребенком. Как-то раз он послал за ней, но она не могла прийти, так как не была должным образом одета. Ее тетя узнала об этом и приобрела необходимую одежду для детей.
*****
Он никогда не занимался своими личными делами при свете лампы, в которой горело масло, взятое из государственной казны.
*****
После смерти ‘Умара, брат его жены Фатимы Язид, который сменил его на посту халифа, предложил вернуть ей ее драгоценности. «Я отказалась от этих драгоценностей при жизни моего мужа; почему я должна принять их обратно после его смерти?», — ответила она.
*****
Говорят, что ‘Умар ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) однажды увидел во сне одного из своих потомков, у которого будет шрам на лице, он станет правителем и заполнит землю справедливостью, . В 99 хиджры его правнук ‘Умар бин Абд аль-Азиз стал халифом — в детстве он упал с верхового животного, и от этого у него остался шрам на лбу. Аллах знает лучше о подлинности этого повествования, но нет никаких разногласий, что Умар ибн Абд Аль-Азиз наполнил землю правосудием во время своего халифата.
*****
Некоторые историки утверждают, что добродетельный характер ‘Умара бин Абд аль-Азиза вобрал в себя правдивость АбуБакра ас-Сиддика, справедливость Умара ибн аль-Хаттаба, скромность и целомудрие Усмана ибн Аффана и воздержание и благочестие Али ибн Абу Талиба (да будет доволен ими Аллах). Тем не менее, очень важно постоянно напоминать себе, что возвышенный и прекрасный характер нашего любимого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и дарует ему мир) был фактическим первоисточником всех этих и многих других благородных качеств, которыми обладали сахабы (да будет доволен им всеми Аллах).
Источник: annisa-today.ru
Умар ибн Абдульазиз
Умар ибн Абдульазиз известен своей любовью к рабыне его
жены Фатимы бинт Абдульмалика, а была эта невольница неописуемой красоты, и он был ею очарован. Он всегда просил ее у своей жены и стремился к тому, чтобы она ему подарила ее, но она противилась этому.
Так и продолжала эта невольница оставаться в душе Умара, пока он не взошел на престол халифа. Как только это произошло, Фатима распорядилась чтобы ее привели в порядок, а она была примером в своей хорошей внешности и красоте, затем (Фатима) вошла к Умару и сказала: «О повелитель правоверных! Поистине, вы были очарованы моей такой-то невольницей и просили ее у меня, но я отказывала вам, а сейчас я рада подарить ее вам».
Когда она сказала ему это, на его лице стала очевидной радость и он воскликнул: «Ускорь ее мне», — и вот, когда она вошла с ней к нему, увеличилось его восхищение ею, он спросил: «Сообщи мне, кому ты принадлежала? И как ты оказалась у Фатимы?».
Она ответила: «Оштрафовал Хаджаж ибн Юсуф (один из правителей мусульман в прошлом) работника своего в Куфе и отобрал у него имущество, а я была невольницей этого работника», — затем она продолжила: «Он взял меня и отправил к Абдульмалику, а тот в свою очередь подарил меня Фатиме», он спросил: «А что потом делал этот работник?». Она ответила: «Погиб», —он продолжил: «Достались ли у него дети?». Она сказала: «Да», он спросил: «А каково же их положение?» — она ответила: «Скверное».Тут он сказал: «Возьми свою одежду и отправляйся на свое место».
После этого он написал письмо своему работнику в Ираке: «Отправь ко мне такого-то, сына такого-то», когда тот прибыл он (Умар) сказал ему: «Предоставь мне полную информацию о штрафах Хаджажа твоему отцу».
И после этого, какую бы информацию он ни предоставил, как ему было заплачено. Затем он повелел доставить невольницу и отдал ее ему, потом сказал: «Будь осторожен с ней, ведь, наверное, твой отец страдал по ней», юноша предложил: «Я дарю ее тебе, о повелитель правоверных», — он ответил: «Нет у меня в ней потребности». Тот сказал. Так хотя бы купите ее у меня», на что он возразил: Тогда я не буду из числа тех, кто удерживал душу от страсти», и когда юноша уже вознамерился удалиться с нею, она воскликнула: «Где же твоя страсть ко мне, о повелитель правоверных?». Он ответил: «В том же состоянии и даже увеличилась». Так и осталась эта невольница в душе Умара, пока он не скончался, да помилует его Аллах.
Ибн Кайим