Виды шариатских решений (хукм) в ханафитском мазхабе: краткая памятка

Фард (необходимое).

Установлен однозначным доводом (далиль кат’и)(то есть аятом или хадисом мутаватир). Обязательно его совершать и подтверждать его обязательность в сердце. Кто не подтверждает сердцем – кафир. Кто подтверждает, но не делает – грешник.

Примеры: пост, хадж, намаз.

Ваджиб (обязательное).

Установлен далилем занни (например, хадисомхабар ахад). Необходимо его совершать, как ифард, но за его отрицание не выносят такфир.

Пример: намаз витр.

Примечание: человек, который отрицает ваджиб на основе Законного толкования (таавиль), не грешник. Иными словами, для нас шафиит, пропускающий витр, который считается необязательным в шафиитском мазхабе, не грешник. А вот ханафиты, которые пропускают витр, грешат.

Сунна (желательное).

Она делится на *муаккада и гейр муаккада.* За совершение любой сунны полагается награда. Сунну совершать рекомендуется, но не обязательно.

Сунна муаккада – это то, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) постоянно совершал как поклонение. Постоянный отказ от совершения сунны муаккада без уважительной причины – грех. Сунну муаккада обычно обозначают словом «сунна» в текстах.

Пример: читать четыре ракаата перед намазом зухр, вымыть руки до запястий перед малым омовением.

Сунна гейр муаккада, данный вид сунны объединяет  в себе несколько терминов: собственно «сунна гейр муаккада», «мустахабб» и «мандуб». Несовершение сунны гейр муаккада – не не является грехом.

Пример: начинать справа при омовении, читать четыре ракаата перед намазом аср.

Также выделяют термин «нафль», это своего рода добавление, ступенью ниже любой сунны (как муаккада, так и гейр муаккада). За совершение нафля полагается награда, но за отказ от его совершения нет наказания. Впрочем, иногда«нафль» в текстах по фикху включают в сунну гейр муаккада, иногда называют отдельно.

Пример: желательные намазы, не связанные ни с каким временем и ни с каким обязательным намазом.

Особенность ханафитского мазхаба: если человек начал делать любое желательное действие, в том числе и нафль, но не завершил, ему обязательно (ваджиб) его закончить.

Выделяют также сунну заваид – это действие, которое Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершал в повседневной жизни не как часть поклонения. И в основе это просто дозволено (мубах). Но если делать это из любви и желания следовать за Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), то за это полагается награда. За отказ от совершения сунны заваид нет порицания.

Пример: носить длинные волосы мужчине, носить чалму.

Мубах (дозволенное).

Это никак не маркированные действия. За их совершение нет награды, но за отказ от них нет ни порицания, ни греха.

Пример: ходить, сидеть, носить синее.

Макрух (нежелательное).

Есть два вида нежелательности:

Макрух танзихан – это нежелательно, однако совершение такого действия не грех.

Пример: расходовать слишком много воды при омовении.

Макрух тахриман – нежелательное, близкое к запретному. Совершение такого поступка – грех. Это основано на далиле занни (см. выше). В некоторм смысле макрух тахриман – это противоположность ваджибу. (ДЕЛАТЬ МАКРУХ ТАХРИМАН НЕЛЬЗЯ)

Примеры: ходить женщине в мечеть, поститься в день Ид аль-Фитр.

Харам (запретное).

Установлено однозначным доводом (далиль кат’и). Это строго запрещено совершать. Совершение такого поступка – грех.

Пример: прелюбодействовать, есть свинину.

Обсуждение порядка вынесения шариатских решений и их сути – дело муджтахидов и специалистов в основах мазхаба, на что я ни в коей мере не претендую. Более сложные термины и разногласия не освещены (например, расхождения ученых насчет терминов «мандуб» и «мустахабб»). Цель этой работы – объяснить картину в общем, чтобы русскоязычные студенты в начале изучения ханафитского мазхаба не путались в терминах.

 

 

Малика Умм Яхья
Источник